Психологические особенности подросткового возраста




Подростковым принято считать период развития детей от 11 - 12 до 15- 16 лет. Этот период знаменуется бурным психо­физиологическим развитием и перестройкой социальной актив­ности ребенка. В понимании хронологических границ возраста в психологической литературе нет единства. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Данный возраст богат драматическими переживаниями, труд­ностями и кризисами. В этот период складываются, оформля­ются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стреми­тельного наращивания знаний, умений, становление «Я», обре­тение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожно­сти и психологического дискомфорта.

Подростковый возраст часто называют периодом диспро­порций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преу­величиваются.

Наиболее важным моментом психофизиологического разви­тия подростка является половое созревание и половая иденти­фикация, которые являются двумя линиями единого процесса психосексуального развития. На психофизиологическом уровне подростки могут испытывать дискомфорт от:

- неустойчивости эмоциональной сферы;

- особенностей высшей нервной деятельности;

- высокого уровня ситуативной тревожности.

Особенности развития познавательных способностей подро­стка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения — наличие стремления к приобрете­нию знаний и измерению себя и обучающегося. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.

Знание особенностей познавательной сферы подростка очень важно, потому что при обучении воспитании эти особенности нужно обязательно учитывать.

Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности вос­приятия материала обуславливают и особенности его сохра­нения.

Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подро­стком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены ин­дивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности.

К числу индивидуальных особенностей относятся индивиду­альные различия в функционировании памяти. Для успешности обучения подростка способам рационального запоминания.

необходимо знать преобладающий тип памяти и индивидуаль­ные особенности запоминания.

Связь памяти с мыслительной деятельностью, с интеллекту­альными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка со­держание его мыслительной деятельности изменяется в направ­лении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явле­ниями действительности.

Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания. Одной из важнейших черт, характе­ризующих личность подростка, является появление устойчиво­сти самооценки и образа «Я».

Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» — представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности».

Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешно­сти (реальные или мнимые) могут переживаться очень бо­лезненно вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.

Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тре­вожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологиче­ским развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.

Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подро­стков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.

У многих подростков отмечаются акцентуации характе­ра - определенное заострение отдельных черт характера, со­здающих определенную уязвимость подростка (невротические расстройства, делинквентное поведение, алкоголизацию и наркоманизацию).

Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) пред­полагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к соци­альной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодо­леть новый этап становления своего психосоциального разви­тия, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепри­нятой нормы, получает статус «трудного». В первую очередь это относится к подросткам с асоциальным поведением. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмо­циональная незрелость, неблагоприятное внешнесоциальное окружение. У подростков появляются специфические пове­денческие реакции, которые составляют специфический подро­стковый комплекс: - реакция эмансипации, которая представ­ляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых.

Крайняя степень выраженности этой реакции - бродяжничество:

- реакция группирования со сверстниками проявляется в повышенном интересе к общению со сверстниками, ориентации на выработку групповых норм и ценностей, формирование собственной субкультуры.

- реакция увлечения (хобби), в ней отражаются как веяния моды, так и формирующиеся склонности и интересы подростка.

Определенные осложнения возникают у подростка в процес­се профессионального самоопределения, сознательного выбора профессии. Выбор профессии подростком представляет собой многоэтапный процесс выработки и принятие решения. При выборе профессии проявляется ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инерт­ные решения. Индивидуальные стили принятия решений явля­ются отражением как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей подростков. Коррекции требуют импульсные и инертные решения [4].

Рассмотрим этнокультуральные особенности и распространенность депрессивных симптомов у детей и подростков в Киргизии в работе М.В. Земляных.

Целью данного исследования являлось изучение распространённости и этно-культуральных особенностей депрессивных симптомов у детей и подростков в Кыргызстане.

Задачами этого исследования являлись:

1. Проведение популяционного исследования детей и подростков городских и сельских школ для уточнения распространённости изучаемых расстройств в Кыргызской Республике, отразить при этом распространённость депрессии среди разных этнических групп из числа исследуемых респондентов.

2. Изучение этно-культуральных особенностей депрессии у детей и подростков, проживающих в городе и сельской местности.

Теперь рассмотрим итоги данного исследования:

Распространенность депрессии среди детей и подростков в Кыргызстане по данным исследования составила 13,76%, что является достаточно высоким показателем для развивающей страны и приближалось к показателям развитых стран. Соотношение между мальчиками и девочками составило 1:1. Выявлены достоверные различия показателей распространенности по культуральному и этническому признаку, в частности, более высокие (20,3%) у школьников - азиатов, проживающих в сельской местности, и более высокий показатель распространенности среди мальчиков в целом (15,03%), проживающих в селе.

2. Степень выраженности депрессивных симптомов у школьников группы риска в большинстве случаев достигает субклинической, однако и здесь можно говорить о достоверно выявленных этно-культуральных особенностях - так, в сельской популяции степень выраженности депрессивной симптоматики выше, чаше достигает степени клинических проявлений, причем школьники - европейцы в сельской популяции при более низком общем показателе распространенности чаще демонстрируют клиническую степень депрессивных симптомов.

3. Симптомы ангедонии являлись ключевыми в картине депрессии в популяции школьников в Кыргызстане. Другими ведущими симптомами являлись снижение аппетита, трудности межличностного общения, бездеятельность, заниженная самооценка, суицидальные мысли.

4. Были выявлены достоверные культуральные особенности вербальных проявлений депрессии — в городской популяции жалобы на отсутствие интересов, бездеятельность и т.д. в подавляющем большинстве случаев связываются с академическими трудностями, а в сельской популяции был высок уровень предъявляемости соматических жалоб, однако также была высока представленность именно таких жалоб, как жалобы на грустное настроение и трудности в учёбе [5].

Рассмотрим клинико-социальные и этно-культуральные особенности психических расстройств у подростков в Удмуртии в работе И.А. Уварова.

Основной целью данного исследования являлось определение клинико-социальных и этнокультуральных особенностей психических расстройств у подростков в Удмуртии и разработка на этой основе направлений совершенствования подростковой психиатрической помощи в республике.

Одной из задач данного исследования было изучение этнокультуральных особенностей формирования, клинических проявлений, структуры и течения психических расстройств у подростков удмуртской и русской национальностей.

Были выявлены следущие выводы:
1. Распространенность психических расстройств у подростков-удмуртов, составляющая 515,4 случаев на 10 ООО, на 8,1 % выше, чем в республике в целом, на 10,6 % - чем у проживающих в ней русских подростков, и на 32,3 % - выше общероссийского показателя. Это свидетельствует о неблагополучном состоянии психического здоровья подростков коренной национальности в Удмуртии.

2. В обеих этнических группах больных-подростков преобладали лица мужского пола (около 80 %), а также - проживающие в родительских семьях (66,6 %). Было установлено, что в удмуртской группе пациентов по сравнению с русской в 2,1 раза выше доля жителей сельской местности, в 1,6 раза - лиц, закончивших вспомогательную школу, в 2,4 раза - работающих. В русской группе - в 2,4 раза выше удельный вес подростков, живущих в городах, и в 2,6 раза - лиц, имеющих среднее или среднее специальное образование.

3. Этнокультуральными особенностями страдающих психическими расстройствами подростков удмуртской национальности явились: незнание родного языка (около половины всех больных), чувство национальной неполноценности (в 7 раз чаще, чем среди русских пациентов), авторитарное воспитание в родительской семье — в 1,4 раза чаще, чем в русских семьях). Преобладающими приоритетными ценностями у подростков обеих национальностей являлись материальное благополучие, образование и профессия. Вместе с тем, семья и брак чаще фигурировали в качестве сферы приоритета у удмуртов (в 6,5 раз), а общественное признание - у русских (в 2,8 раза).

4. К основным особенностям преморбидного периода у подростков удмуртской национальности относились: личностно-типологические черты в форме сензитивности, обидчивости, неуверенности в себе; смешанный, аффективно-неустойчивый и астенический типы акцентуаций; а также импрессивные (аутично-депрессивные и аутоагрессивные) формы реагирования в стрессовых ситуациях. Для преморбида подростков русской национальности были более характерны эмоциональная неуравновешенность, личностные акцентуации по смешанному и аффективно-неустойчивому типам и экспрессивные, в том числе гетероагрессивные, формы реагирования на стресс [6].

Рассмотрим некоторые особенности тувинских подростков в работе Ламажаа Ч. К.

Автор повествует об исследовании обобщенных психологических особенностях тувинских подростков, которое провели Т. Л. Ударцева, И. О. Бадыргы и Ч. К. Монгуш в 2010г. За основу они взяли классификацию типы нервной системы, в том числе «специально человеческие типы» психолога И. П. Павлова: тип мыслительный (преобладание второй сигнальной системы – системы речевых, словесных сигналов), тип художественный (преобладание первой сигнальной системы — системы условнорефлекторных связей, формирующихся в ответ на воздействие внешних раздражителей) и средний (равновесие между системами) (Павлов, 1951). По результатам психологического исследования упомянутые авторы сделали вывод о том, что художественный тип значительно больше распространен у тувинских подростков, чем мыслительный и средний (58% против 19% и 23% соответственно). Для сравнения, показатели русских подростков имеют существенные отличия: 15%, 11% и 74% соответственно. Исследователи заключают, что типологические особенности тувинских подростков в значительной степени обусловлены развитием первой сигнальной системы — ощущений, восприятий и представлений, получаемых непосредственно из окружающей среды в результате раздражения органов чувств. И дело не об особенностях возраста (иначе подобное было бы зафиксировано у подростков другой национальности). Художественный тип мышления, отмечают авторы, при котором характерна образность и яркость представлений, склонность к художественному творчеству, хорошая память на лица и образы, и худшая — на определения, термины и смысл, свидетельствует о преобладании функциональной активности правого полушария головного мозга. Последнее — правополушарность, подчеркивают они, является психофизиологической характеристикой, конституционально-обусловленной, врожденной (Ударцева, Бадыргы, Монгуш, 2010: 234–235) [7].

 

Выводы

Таким образом, так или иначе есть этно-культуральные аспекты различий в результатах самых разных исследований, ориентированных на психологическое развитие подростков.

 

Список литературы:

1. Научно-диагностический центр клинической психиатрии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.psychopro.ru/index.php?page=patopsihologicheskoe_issledovanie, свободный. (Дата обращения 22.10.2017г).

2. Патопсихологическое исследование детей и подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azps.ru/hrest/4/6536808.html, свободный. (Дата обращения 27.10.2017г.)

 

3. Основные методы патопсихологической диагностики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psy-metod.ru/referatyi/osnovnyie-metodyi-patopsihologicheskoy-diagnostiki, свободный. (Дата обращения 27.10.2017г.)

4. Психологи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/53611/, свободный. (Дата обращения 27.10.2017г.)

5. М.В. Земляных. Этно-культуральные особенности и распространенность депрессивных симптомов у детей и подростков в Киргизии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/etnokulturalnye-osobennosti-i-rasprostranennost-depressivnykh-simptomov-u-detei-i-podrostkov, свободный. (Дата обращения 27.10.2017г.)

6. Клинико-социальные и этнокультуральные особенности психических расстройств у подростков в Удмуртии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/kliniko-sotsialnye-i-etnokulturalnye-osobennosti-psikhicheskikh-rasstroistv-u-podrostkov-v-u?_openstat=cmVmZXJ1bi5jb207bm9kZTthZDE7, свободный. (Дата обращения 27.10.2017г.)

7. Ч.К. Ламажаа. Этно-психологические исследования тувинцев: социокультурологические и психологические [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://national-mentalities.ru/diversity/nacionalnopsihologicheskie_osobennosti_etnosov_rossii/central_naya_aziya/lamazhaa_ch_k_etnopsihologicheskie_issledovaniya_tuvincev_sociokulturologicheskie_i_psihologicheskie1/, свободный. (Дата обращения 27.10.2017г.)

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: