Двойная разнесенная главная передача с колесными




Краткие теоретические сведения

Двойная центральная главная передача.

Двойная центральная главная передача автомобилей

ЗИЛ-431410

Двойная центральная передача автомобиля ЗИЛ-431410 состоит из пары конических шестерен 11 и 12 (рис. 16.3.1) со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен 16 и 21с косыми зубьями. Ведущая коническая шестерня 11 выполнена как одно целое с валом 5, который установлен на двух конических роликовых подшипниках в стакане 7. Зубчатый венец ведомой конической шестерни 12 прикреплен к фланцу промежуточного вала заклепками, а ведущая цилиндрическая шестерня 16 представляет одно целое с этим валом.

Промежуточный вал вращается в двух конических роликовых подшипниках 31.

Ведомая цилиндрическая шестерня 21 болтами соединяется с коробкой дифференциала, которая установлена также на двух конических роликовых подшипниках 24. Между стаканом 7 ведущего вала 5 и картером 17 главной передачи, а также, под крышками 32 конических роликоподшипников 31 промежуточного вала установлены регулировочные стальные прокладки 10 и 13.

Для регулировки подшипников 24 коробки дифференциала используются две специальных регулировочные гайки 25, ввернутые в отверстие картера 17 и крышек 18 подшипников.

Для регулировки натяга подшипников 6 и 9 ведущего вала используются регулировочные прокладки 8, установленные на валу 11 вместе с распорным кольцом 33.

Рис. 16.3.1

Ведущий мост автомобиля ЗИЛ: 1 — фланец; 2 — сальник; 3, 15, 18 и 32 — крышки; 4 — шайба; 5 — уплотнительная прокладка; 6, 9, 14, 24 и 31 — роликоподшипники; 7—стакан; 8 — регулировочные шайбы; 10 и 13 — регулировочные прокладки; 11 — ведущая коническая шестерня; 12 — ведомое коническое колесо; 16—ведущая цилиндрическая шестерня; 17— картер главной передачи; 19 и 29 — опорные шайбы; 20 — правая чашка дифференциала; 21 — ведомое цилиндрическое колесо; 22 — полу-осевое зубчатое колесо; 23 — левая чашка дифференциала; 25 — регулировочная гайка; 26— полуось; 27 — картер моста; 28 — сателлит; 30— крестовина; 33 — распорная втулка

Двойная центральная главная передача автомобилей

КамАЗ-5320.

На автомобиле КамАЗ-5320 главная передача двойная, состоит из пары цилиндрических зубчатых колес, передаточное число 5,43 или 5,94 (или 6,53 и 7,22 для тягачей). Главная передача устанавливается на среднем и заднем мосту. Картеры 1 (рис.16.3.2) главных передач отлиты из ковкого чугуна КЧ35-10. Рассмотрим главную передачу заднего моста.

Ведущая шестерня 21 главной передачи заднего моста изготовлена из стали 25 ХГНМ, проходит цементацию на глубину 1,6 мм и закалку. Она соединяется с ведущем валом 22 шлицевым соединением. Шестерня 21 установлена в картере редуктора на двух конических роликоподшипниках 18 и 20 в специальном корпусе.

Между подшипниками установлены опорная и регулировочные шайбы 19, для регулировки предварительного натяга подшипников. На валу 21 ведущей шестерни 21 установлен фланец для соединения с карданной передачей, а также крышка с сальником.

Ведущий вал 22 заднего моста изготовлен из стали 40 ХГТР и предназначен для передачи крутящего момента ведущей конической шестерне 21. Опорами для вала 22 являются конические роликоподшипники 20 и 18 ведущей конической шестерни 21 и роликовый цилиндрический подшипник, установленный в расточке картера на заднем конце вала 22.

Ведомая коническая шестерня 2 изготовлена из стали 25 ХГНМ, проходит цементацию и закалку. Она напрессована на шейку промежуточного вала и стопорится шпонкой.

Ведущая косозубая цилиндрическая шестерня 3 изготовлена за одно целое с промежуточным валом, установленным в гнездах картера 1 редуктора на роликовом цилиндрическом подшипнике 15 и конических роликоподшипниках 4 и 6.

Регулировка предварительного натяга подшипников осуществляется регулировочными шайбами 7. Подшипники 4 и 6 на валу закреплены гайкой.

Ведомая цилиндрическая косозубая шестерня 14 изготовлена из стали 25 ХГНМ, подвергается цементации и закалке. Она устанавливается на чашки 11 дифференциала на посадке скольжения и крепится к ним болтами с самоконтрящимися гайками.

Колесный дифференциал в сборе с коническими подшипниками 10 размещен в гнездах картера 1 главной передачи. После монтажа дифференциала на наружные обоймы подшипников 10 устанавливают крышки 23 и крепят их болтами. Предварительный натяг подшипников 10 осуществляется гайками 10, ввернутыми в гнезда подшипников.

Этими же гайками регулируют положение ведомой цилиндрической шестерки 14 относительно ведущей 3.

Рис. 16.3.2

Главная передача и дифференциал заднего ведущего моста автомобиля КамАЗ-5320: 1—картер главной передачи; 2—ведомая коническая шестерня; 3 — ведущая цилиндрическая шестерня: 4, 6, 10, 18, 20 - конический роликовый подшипник: 5— стакан подшипников; 7 — регулировочная шайба; 8, 17 — регулировочные прокладки; 9 — регулировочная гайка; 11 — корпус дифференциала; 12 — крестовина; 13 — полуосевая шестерня; 14 — ведомая цилиндрическая шестерня; 15 — роликовый подшипник; 16 — прокладка; 21 — ведущая коническая шестерня; 22— ведущий вал главной передачи заднего моста; 23 — крышка подшипника дифференциала: 24 — стопор

 

СО

Для обеспечения регулировки зацепления конической пары шестерен 2 и 21 при установке корпуса подшипников ведущей конической шестерки 21 между корпусом и картером 1 главной передачи устанавливается комплект прокладок17.

Для той же цели устанавливают комплект регулировочных прокладок 8 между картером и крышкой конических роликоподшипников 4 и 6 промежуточного вала.

Во время движения крутящий момент с ведущего вала 22 передается на ведущую коническую шестерню 21, от нее на ведомую коническую шестерню 2, через промежуточный вал на ведущую цилиндрическую шестерню 3, с нее на ведомую цилиндрическую шестерню 14 и на корпус 1.

Наклон зубьев цилиндрической пары выбран так, чтобы осевое усилие возникающее при работе этой косозубой цилиндрической пары, было направлено на-встречу усилию от конической пары и частично его компенсировало.

Картер 1 главной передачи фланцем присоединяется к фланцу картера заднего моста и крепится к нему болтами.

Конструкция главной передачи среднего моста (рис. 16.5.3) отличается тем, что крутящий момент от фланца 11 передается на чашку 13 корпуса межосевого дифференциала, который распределяет крутящий момент на ведущую шестерню 17 главной передачи среднего моста и вал 18 привода заднего моста.

 

Двойная разнесенная главная передача с колесными

Редукторами.

На автомобилях МАЗ-5335 применяется разнесенная двойная главная передача, которая состоит из центрального редуктора и двух колесных редукторов (рис. 16.4, в, д.).

Центральный редуктор одноступенчатый, состоит из пары конических шестерен 35 и 37 со спиральными зубьями.

Колесные редуктора (рис. 16.4,в) состоят из ведущей солнечной шестерни 1, трех сателлитов 2, водила 3 и ведомой кольцевой шестерни 4. Шестерня 1 установлена на шлицах полуоси 6. Водило 3, состоит из двух чашек. Внутренняя чашка надета на шлицы кожуха 10 полуоси. Чашки соединяются между собой болтами. Таким образом водило 3 является неподвижным звеном передачи, а на нем закреплены три оси 17, на которых на роликовых подшипниках 18 вращаются три сателлита 2. Кольцевая (коронная) шестерня 4 соединяется болтами со ступицей 5 колеса и крышкой 13 колесной передачи.

При работе главной передачи крутящий момент от центральной главной передачи через дифференциал, через полуоси 6 передается на солнечные шестерни 1 колесных редукторов. Крутящий момент от солнечной шестерни 1 передается через сателлиты 2 на коронную шестерню 4, которая вращается вместе со ступицей 5 и колесом в сторону противоположную вращению солнечной шестерни 1.

Разнесенная главная передача имеет следующее достоинства по сравнению с центральной:

-полуоси разгружены от больших крутящих моментов;

уменьшаются размеры картера, редуктора и моста, следовательно, увеличивается расстояние от дороги до картера (дорожный просвет) и проходимость автомобиля улучшается; -применение колесных передач позволяет путем изменения только числа зубьев цилиндрических шестерен колесного редуктора при том же центральном редукторе и сохранении межцентрового расстояния у шестерен колесных передач получать различные передаточные числа, что делает задний мост пригодным для использования а разных модификациях автомобилей: бортовых, самосвалов, седельных тягачей и т.д.

Рис. 16.4

Задний мост автомобиля МАЗ-5335 и его элементы:

а — схема; б — конструкция; в — колесный редуктор; с— детали колесного редуктора; д—главная передача и дифференциал; 1—солнечная (ведущая) шестерня; 2— сателлит; 3—наружная чашка водила: 4 — коронное (ведомое) колесо; 5 — ступица заднего колеса; 6 — полуось; 7 — колесный редуктор; 8 — тормозной механизм задних колес; 9— стопорный штифт кожуха полуоси; 10—кожух полуоси: 11—центральный редуктор; 12 - тормозной разжимной кулак; 13 и 16—крышки; 14 и 22 — стопорные кольца: 15 — упорный сухарь; 17 — ось сателлита: 18 — подшипник сателлита; 19 — стопорный болт оси сателлита; 20 — пробка заливного отверстия; 21 — контргайка подшипника ступицы; 23 — гайка подшипника ступицы; 24 — ко-

жух полуоси; 25 — упор ведущей шестерни; 26 — внутренняя чашка водила; 27 — полуосевое зубчатое колесо; 28 — сателлит дифференциала; 29 — крестовина дифференциала; 30 — цилиндрический роликоподшипник; 31—конический подшипник ведущей шестерни; 32 — фланец; 33 — сальник: 34 — регулировочные прокладки: 35 — ведущая шестерня; 36—картер редуктора; 37 — ведомое колесо: 38 — ограничитель ведомого колеса; 39 — правая чашка дифференциала; 40 — демонтажный болт картера редуктора

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫНОЛПЕНИЯ РАБОТЫ

Приступив к работе учащемуся необходимо:

Ознакомиться с целью и темой работы. Выбрать индивидуальный(приложение №1) вопрос согласно номеру в журнале.

Рассмотреть устройство главных передач автомобилей ЗИЛ, МАЗ-5335, КамАЗ-5320.

Рассмотреть способы установки ведущей и ведомой шестерен главных передач.

Рассмотреть устройство межколесных дифференциалов.

Изучить устройство, установку и крепление полуосей

Изучить назначение, устройство, работу и блокировку межосевого дифференциала автомобиля КамАЗ-5320.

Изучить особенности устройства главной передачи МАЗ-5335.

Изучить регулировочные устройства главных передач.

 

Вопросы для самопроверки

  • Назначение моста. Типы мостов, устанавливаемых на изучаемых автомобилях.
  • Назначение ведущего моста. Из каких основных частей состоит ведущий мост?
  • Устройство балки ведущего моста.
  • Назначение главной передачи. Какие типы главных передач устанавливаются на изучаемых автомобилях?
  • Устройство главной двойной центральной передачи.
  • Устройство двойной разнесённой передачи автомобиля МАЗ - 5335.
  • В чём заключается преимущества и недостатки разнесённой двойной главной передачи?
  • Назначение дифференциала. Какие типы дифференциалов устанавливаются на изучаемых автомобилях?
  • Устройство и работа шестеренного дифференциала.
  • Недостатки в работе конического шестеренчатого дифференциала.
  • Назначение, устройство и работа межосевого дифференциала автомобиля КамАЗ.
  • Назначение и устройство механизма блокировки межосевого дифференциала КамАЗ.
  • Назначение полуосей. Как классифицируются полуоси?
  • Устройство ведущего управляемого моста.

Выполнить отчет и предъявить его преподавателю.

 

Приложение №1

ВОПРОСЫИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ К РАБОТЕ №20

1. Опишите и изобразите на схеме, как установлен ведущий вал главной передачи автомобиля ЗИЛ-431410.

2. Опишите и изобразите на схеме, как и чем, регулируется зацепление между коническими шестернями главной передачи автомобиля ЗИЛ-431410.

3. Устройство ведущего вала главной передачи среднего моста автомобиля КамАЗ. Схема главной передачи.

4. Опишите устройство, установку и регулировочные устройства промежуточного вала главной передачи автомобиля КамАЗ. Ответ проиллюстрировать схемой.

5. Какого типа главная передача установлена на автомобиле МАЗ-5335. Опишите особенности и изобразите кинематическую схему центрального редуктора главной передачи.

6. Опишите устройство и изобразите кинематическую схему колесного редуктора главной передачи МАЗ-5335

7. Главная передача, какого типа установлена в заднем ведущем мосту автомобиля КАМАЗ-5320. Изобразите кинематическую схему.

8. Назначение и устройство межосевого дифференциала автомобиля КАМАЗ-5320. Изобразите кинематическую схему.

9. Опишите устройство и работу механизма блокировки межосевого дифференциала КАМАЗ. Проиллюстрируйте схемой.

10. Опишите, через какие детали передается крутящий момент при разблокированном межосевом дифференциале автомобиля КамАЗ. Проиллюстрируйте схемой.

11. Опишите, через какие детали передается крутящий момент при заблокированном межосевом дифференциале автомобиля КамАЗ. Проиллюстрируйте схемой.

12. Опишите, через какие детали передается крутящий момент от карданной передачи к ведущим колесам автомобиля МАЗ-5335. Ответ проиллюстрировать схемой.

13. Как и при помощи какого устройства производится блокирование межосевого дифференциала КАМАЗ-5320. Ответ проиллюстрировать схемой

14. В чем особенности устройства и установки промежуточного вала главной передачи КАМАЗ. Ответ проиллюстрировать схемой

15. Что и чем регулируется в главной передаче автомобиля КАМАЗ-5320. Ответ проиллюстрировать схемой

16. Устройство и тип полуосей среднего и заднего ведущих мостов автомобиля КамАЗ-5320? Ответ проиллюстрировать схемой установки полуоси и действия сил на ведущее колесо.

 

 

Приложение №2

Пример схем

 

 

Рис. 29. Схема среднего ведущего моста автомобиля КамАЗ - 5320: 1 - проходной вал; 2 - ведущая коническая шестерня главной передачи; 3,6- конические шестерни межосевого дифференциала; 4 - корпус дифференциала; 5 - сателлит; 7 - карданный вал; 8 - стакан дифференциала;9 - муфта блокировки дифференциала

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: