СТУРКТУРА СОЦИОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ.




Структура социологического знания — это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейсясоциальной системе. Она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней.Социология — сложноструктурированная отрасль научного знания об общих и специфических тенденциях и закономерностях развития и функционирования, различных по масштабам, значимости, особенностям и формам проявления социальных систем.
В современной методологии — и в нашей стране, и за рубежом — научное знание принято понимать иерархически и представлять его в виде «здания» социологической науки, состоящего из пяти этажей:

§ верхний этаж — это научная картина мира (философские предпосылки);

§ четвертый - общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня;

§ третий — частные, или специальные, теории;

§ второй этаж представлен эмпирическими исследованиями;

§ нижний этаж — прикладные исследования.

Четыре верхних этажа социологического «здания» занимает фундаментальная социология, а последний - прикладная социология. Три верхних этажа - теоретическая социология. Два нижних — эмпирические и прикладные исследования — принято относить к эмпирическим знаниям. Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметрами — степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня — иными словами, количеством проведенных исследований или созданных теорий.
Теоретическая и прикладная социология.

Теоретическая социология – это совокупность социологических исследований, ориентированных на объяснение социальной действительности, установление общих и специфических законов и закономерностей развития и функционирование общества, форм проявления и механизмов действия этих законов в различных сферах общественной жизни. Прикладная социология - это совокупность социологических исследований ориентированных на использование открытых социальных законов и закономерностей для решения социальных проблем, проведение социальных экспериментов и разработку планов социального развития.

В социологии, как и в любой другой науке, прикладной аспект не существует без теоретического. Любое прикладное исследование служит не только решению непосредственно стоящих перед общест­вом задач, но и вносит что-то новое в общую совокупность социологического знания.

Социологические исследования, осуществляемые в разках теоретической социологии на основе научных принципов марксизма-ленинизма, выступают в качестве определенных этапов в получении прикладного социального знания. Прикладная социология в свою очередь служит развитию теории и имеет непосредственный выход в практику. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на социологических исследованиях, не противостоят друг другу, не отгорожены друг от друга, а представляют собой неразрывное единство, взаимно обогащают и дополняют друг друга.

Прикладная направленность социологических исследований отнюдь не противоречит теоретической функции социологической науки, ее роди в развитии обществоведения, исторического материализма. Речь идет лишь о специфическом характере этой функции в конкретно – об обращенности социологии прежде всего к социальным проблемам, которые решаются партийными и государственными органами; о том, что одной из первоочередных задач социологической науки являются научное обобщение и освещение практического опыта, методологическая и методическая подготовка социальных экспериментов, разработка планов социального развития трудовых коллективов, сел, городов, регионов18.

Социологический анализ форм проявления механизмов действия социальных законов позволяет выявлять показатели наиболее значимых социальных явлений и процессов, их причины и функции и давать им количественное выражение. Зафиксировать в количественных величинах состояние исследуемого социального объекта – значит, определить «точку отсчета» социальных изменений.

Прикладные исследования, несмотря на их практическую направленность могут иметь определенный научный эффект. Научные аспекты могут здесь присутствовать в, качестве не основных задач исследования, их включение в исследовательскую программу естественно должно быть согласовано с заказчиком, администрацией предприятия, руководителями служб и ведомств. Социолог-практик, обобщая и систематизируя результаты проводимых им исследований может внести определенный вклад в разработку понятийного словаря данной отрасли социологии, сформулировать ряд теоретических положений относительно изучаемого круга явлений, наметить новые исследовательские проблемы и т.д. В значительной мере теоретическая ценность прикладных исследований такого типа будет зависеть от надежности и обоснованности полученных результатов, возможности их использования за пределами полученного массива информации.

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ.

Функции социологии как науки могут быть сведены к следующему:

1. Познавательная функция, имеющая своей целью и содержанием изучение общества и понимание его структуры, особенностей взаимодействия в обществе различных индивидов и их групп. Она позволяет ответить на вопрос: «Каково общество, в котором мы живем?»

2. Концептуально-описательная функция, предоставляющая исследователю и изучающему социологию определенную систему теорий, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих особенности социальной реальности. Она позволяет ответить на вопрос «Что и как делается в обществе?»

3. Оценочная функция, т. е. осуществление оценки того, соответствует или нет то или иное общество, существующие в ней социальные организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и целям. Она отвечает на вопрос: «Справедливо или несправедливо наше общество, демократично оно или нет?»

4. Объясняющая функция, дающая научное объяснение социальным явлениям, событиям и процессам на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей. Она позволяет ответить на вопрос «Почему в нашем обществе происходит именно так, а не иначе?»

5. Мировоззренчески- идеологическая функция, претворяющая в жизнь определенные общественно-политические идеалы. Она отвечает на вопрос: «Во имя чего, для каких целей осуществляются те или иные социальные действия?»

6. Прогностическая функция, т. е. выявление прогнозов на основе познания тенденций и закономерностей социального развития, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных событий в будущем. Она отвечает на вопрос: «Что может произойти в обществе в будущем?»

7. Управленческая функция, связанная с тем, что выявив тенденции и закономерности социального развития, определив прогнозируемые варианты тех или иных вариантов в обществе, - социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. Она дает возможность ответить на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять социальными процессами?»

8. Образовательная (обучающая) функция, вытекающая из того, что социология, определив социальную сущность тех или иных процессов и явлений, выявив тенденции и закономерности их развития, осуществив прогноз их изменений в будущем, - способна через систему учебных заведений и различные институты повышения квалификации кадров широко тиражировать и распространять социологические знания и оценки. Она отвечает на вопрос: «Что нужно знать об обществе, как лучше использовать эти знания?»

Все эти функции органично взаимодействуют друг с другом, составляя своим единением и взаимодополнением функционирующую, деятельную и продуктивную сторону целостной системы социологии.

5.СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК.
Совершенно очевидно, что если объектом социологии является общество, то она тесно соприкасается с другими общественными и гуманитарными науками, изучающими эту область реальности. Она не может развиваться изолировано от них. Более того, социология включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.Социологические методы исследования общества, его элементов, членов и их взаимодействий сегодня активно применяются во многих других науках, например, политологии, психологии, антропологии. В то же время очевидна зависимость самой социологии от этих наук, так как они значительно обогащают ее теоретическую базу.Другой существенной причиной тесной взаимосвязи многих общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между собой является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования.Если социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более эти науки различны в методе исследования своей предметной области.Так, социальная философия ориентирована на общефилософские методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования. Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными.Однако эти различия только подчеркивают самостоятельность социологии как науки, но не умаляют значение ее взаимосвязи с социальной философией. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности.Социология же, используя знания этих закономерностей, осуществляет анализ места и роли человека в жизни общества, его взаимодействия с другими членами общества в рамках различных социальных институтов, исследует специфику общностей разного типа и уровня.

Связь социологии с историей также является наиболее тесной и необходимой. Помимо общего объекта исследования, эти науки имеют также общие проблемы исследования.

Так, и социология, и история в процессе исследования сталкиваются с наличием определенных социальных закономерностей, с одной стороны, и с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые в значительной мере изменяют траекторию исторического движения, – с другой. Успешное решение этой проблемы в обеих науках является приоритетным направлением, и поэтому каждая из них может использовать успешный опыт другой.

Кроме того, исторический метод является достаточно востребованным в социологии.

Использование достижений социологии в исторической науке также имеет большое значение, так как это позволяет ученым-историкам анализировать исторические явления с позиций описательно-фактологического подхода.Накопленный статистический материал позволяет полнее раскрывать сущность исторических процессов и явлений и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений.Важной составляющей общественной жизни является материальное производство. Это обуславливает существование тесной связи социологии с экономикой. Более того, в системе социологического знания существует такая дисциплина, как экономическая социология.

Место человека в системе труда оказывает значительное влияние на его положение в социальной структуре. С другой стороны, под воздействием различных социальных процессов и изменений происходит изменение и самой трудовой деятельности.Еще одной смежной с социологией наукой является психология. Областью пересечения этих наук является прежде всего проблема человека в обществе.Однако несмотря на тесную взаимосвязь объекта наук, их предметы в значительной степени различны.Психология в основном сосредоточена на изучении личностного уровня индивида, его сознания и самосознания, сфера социологии – это проблемы отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный уровень. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог. Данное различие привело к возникновению новой дисциплины – социальной психологии, которая пока входит в состав социологии.Тесная связь существует также между социологией и политологией. Характер этой связи определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие общества в целом.

Кроме того, в область изучения обеих этих наук входит такой социальный феномен, как гражданское общество. При этом необходимо помнить, что в основе политической жизни всегда лежат социальные закономерности, анализ которых необходим при исследовании политических процессов и явлений. Итак, совершенно очевидно, что социология находится в тесной взаимосвязи с системой общественных и гуманитарных наук и является ее элементом.

6. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ.
Итак, социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни.На данном периоде она характеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. Возникают: марксизм, теории реформистского пути разрешения социального конфликта и развития общества. Другим важным теоретическим источником формирования социологических теорий стали естественнонаучные открытия (открытие клетки, создание теории эволюции).Однако помимо теоретических предпосылок, формирование социологии обуславливалось созданием определенной методологической базы, позволяющей изучать общественные процессы. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII–XVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности.А работа известного физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.

В XIX в., помимо социальных потрясений и революций, происходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологической методологии. Капитализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Данная тенденция привела к возникновению такого социального явления, как урбанизация. Это, в свою очередь, вело к резкой социальной дифференциации, росту числа бедного населения, увеличению преступности, нарастанию социальной нестабильности. Наряду с этим огромными темпами формировалась новая прослойка общества – средний класс, который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок. Происходит укрепление института общественного мнения, возрастание числа общественных движений, выступающих за социальные реформы.Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их «лечении» и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии или, как выразился А. Кетле, «социальной физики».

Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

Наконец, прежде чем стать самостоятельной наукой, социология должна была пройти процесс институционализации. Данный процесс включает в себя следующие стадии:

1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования;

2) создание специализированных периодических изданий;

3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.;

4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;

5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций.Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х гг. XIX столетия.

 

7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ.
Действительно, одна из наиболее дискутируемых проблем в истории социо­логии — ее периодизация и определение хронологических (исторических) границ. Причем в отношении верхних границ все относительно ясно, и здесь нет больших вопросов: историки социологии рассматривают развитие социологической науки вплоть до последнего времени, т.е. до наших дней. Это тем более необходимо делать, что взгляды на прошлое социологии определенным образом могут меняться в зависимости от степени изученности и глубины проникновения в историко-социологический материал. Становятся широко известными ранее малоизученные работы, актуальные для сегодняшнего дня проблемы заставляют социологов обращаться к новому прочтению активно использовавшихся в прошлом трудов классиков социологической науки. Гораздо сложнее обстоит дело с определением нижних границ социологии. Существует несколько точек зрения на счет времени возникновения социологии.Одни авторы полагают, что начала социологии следует видеть уже в творчестве наиболее выдающихся мыслителей древности — Платона и Аристотеля. Иногда взгляды на общество мыслителей древности и Средневековья рассматриваются как предыстория социологии. В этом случае социальные идеи мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения характеризуют как предсоциологию Другие исследователи считают, что на роль «начала социологии» вполне могут претендовать идеи французских авторов эпохи Просвеще­ния. Известный французский социолог середины и второй половины XX в. Р. Арон относит к числу основателей социологии французского мыслителя периода Просвещения Ш.Л. Монтескье. Первую главу своей фундаментальной монографии «Этапы развития социологической мысли» он посвящает анализы творчества Монтескье, называя его основоположником социологической науки, и лишь во второй главе обращается к рассмотрению взглядов социолога, которого большинство исследователей считают ее подлинным основателем, - французского мыслителя Конта.Мы присоединяемся к этой позиции большинства, но, прежде чем ее обосновать, выскажем соображение, что если и существует необходи­мость поиска «доконтовского» основателя социологии, то больше всего, как нам кажется, мог бы претендовать на эту роль еще один французский мыслитель — К.А. де Сен-Симон. Намечается своеобразный, но очень заметный глубокий французский «след» в основании социологической науки (Монтескье, Сен-Симон, Конт).Дело не только в том, что личное идейное влияние Сен-Симона на Конта было неоспоримым, особенно в период с 1817 по 1824 г., когда Конт служил у Сен-Симона секретарем и тщательно изучал его работы. Главное заключается в том, что сами эти работы, в первую очередь книга Сен-Симона «Очерк науки о человеке»(1813), во многом предварили появление и путь развития социологической мысли. Так, Сен-Симон писал, что до сих пор наука о человеке была гадательной, ее же надо возвести в степень наук, основанных на наблюдениях и разрабатывая методы, употребляемые в других отраслях физики. В противовес спекулятивным философским построениям он предлагал заняться «установлением последовательных рядов фактов, будучи убежден, что это единственно прочная часть наших знаний». Таким образом, работы Сен-Симона необходимо рассматривать не только как непосредственную теоретическую предпосылку социологии, но и как идейное основание ведущего социологического направления 19 века – позитивизма.Нами будет рассматриваться (Зборовский (учебник История Социологии) предлагает рассматривать) в качестве исходной точки и нижней границы социологической науки творчество Конта. Проблемы общественной жизни волнова­ли тысячи мыслителей во все времена и эпохи, в том числе (а может быть, и в первую очередь, если говорить о древности) Платона и Аристотеля. Трактат Платона «Государство» или труд Аристотеля «Политика» можно в известном отношении рассматривать как древние истоки, предысторию социологии. Речь же идет о конституировании совершенно особой науки об обществе, а не просто о рассмотрении актуальных социальных проблем.Термин «социология» гораздо моложе, чем сама наука (науки: история, философия, экономика и т.д.) об обществе. Здесь также необходимо отметить, что элементы социоло­гического знания постепенно накапливались в целом ряде общественных наук (помимо названных – теория государства, правоведение, философия истории и др.) Каждая из них сыграла свою немалую роль в появлении новой науки об обществе – социологии.Вместе с тем нельзя не отметить в этом процессе возникновения новой науки особое значение философии, в первую очередь социальной фило­софии (иногда ее называют философией истории). Не случайно Арон назвал Конта философом в социологии, социологом в философии.Конт «присвоил» новой науке имя, обозначил основные ее контуры. Термин «социология», принадлежащий исключительно ему, имеет сме­шанное, греческо-римское происхождение (от греч. logos — учение и лат. societas — общество) и означает в самом общем виде то, что считают в пер­вом приближении к этому понятию и сейчас, — науку об обществе. Но если до 1830-х гг. проблемы общественной жизни вплетались в общую тень мировоззрения, не выделяясь в специальный предмет изучения, то ближе к середине позапрошлого столетия произошло провозглашение социологии как отдельной науки.

8. ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В 20 ВЕКЕ.
С момента своего зарождения социология как самостоятельная наука начала развиваться по нескольким научным направлениям. Сначала это были научные школы, затем парадигмы. Структура социологического знания усложнялась. В первой половине XX века появились национальные научные школы: французская, немецкая, итальянская, английская, американская, российская.На первом этапе становления социологии (XIX – начало XX веков) центром развития науки были три страны: Франция, Германия и Англия. Однако уже в 20-е годы XX века центр социологических исследований смещается в США и 30–50-е годы XX века вошли в историю как «американский этап» в развитии социологии. Огромную роль в этом процессе сыграла немалая помощь государства и поддержка большинства университетов. В этом и было главное различие от европейской социологии, которая, в основном, развивалась на инициативной основе. Указанный период характеризуется бурным развитием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений и процессов.Современный этап развития социологии (с середины XX века по настоящее время) ознаменован созданием академической социологии, способной решать познавательные и практические задачи, используя при этом эмпирический материал. Все это дает основание утверждать, что социология получила общественное признание и утвердилась как равноправная университетская дисциплина наряду с философией, историей и экономикой.В настоящее время западная социология представлена множеством научных направлений, в рамках которых сформулировано огромное количество теорий, отработан широкий арсенал методов сбора и обработки социологической информации. Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических направлений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества:1. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции О. Конта, Э. Дюркгейма. Из современных течений к ней относятся, школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер).

9. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ, СОЦИОЛОГИЯ В СССР
В середине XIX века в российских общественных науках сформировалось два направления: славянофильство и западничество.Славянофилы подчеркивали особенность русской духовной культуры, самобытность русского народа, противопоставляя российское общество Западу. Они выступили против, как они полагали, разрушительных сил западной культуры, считая, что только путем соблюдения традиций, под руководством церкви, русское общество может достичь гармонического единства в желаниях, эмоциях и разуме. Славянофилы отвергали все западные философские и социологические теории.Русская социологическая мысль и социологическая литература возникли и формировались, прежде всего, в недрах журналистики в 60-х гг. XIX в., и только в следующем десятилетии у социологической науки появились сторонники среди университетских ученых, создавших свои печатные органы для распространения и пропаганды новой науки об обществе.Первые российские социологи, начав свою деятельность в одни и те же годы (1868-1872), решали, в сущности, одну проблему. Причем их научная работа носила критический характер как по отношению к Конту, Спенсеру и дарвинизму в социологии, так и по отношению друг к другу.Первый этап развития социологии(дореволюц. России) (1860-е гг. — 1890 г.) связан прежде всего с творчеством видных идеологов народничества П.Л. Лаврова (1823-1900) и Н.K. Михайловского. Эти мыслители считали, что объективное изучение общественных явлений должно сочетаться с их субъективной оценкой, основанной на принципах этики и социальной справедливости. На втором этапе (1890-е гг. — начало XX в.) начинается процесс институционализации российской социологии. В этот период возникла социологическая школа права. Представители этой школы - Н.Ж. Коркунов (1853-1904), С.А. Муромцев (1850-1910), П.И. Новгородцев (1866-1924) и др. Заслуга этих исследователей состояла в том, что им удаюсь глубоко разработать ряд методологических проблем социологического познания. Третий этап (начало XX в. — 1917 г.) развития российской социологии характеризуется ориентацией на неопозитивизм, наиболее известными представителями, которого были К.М. Тахтарев (1871- 1925) и П.А. Сорокин (1889- 1968). Тахтарев одним из первых обратил внимание на необходимость применения в социологии эмпирических методов - наблюдения, эксперимента и социально-статистического измерения, поскольку без математики социология не может стать точной и объективной наукой. Сорокин способствовал ускорению процесса институционализации социологической науки. СССР. С 1917 года в России установился идеологический контроль над общественными науками, целый ряд направлений в философии, истории, социологии был объявлен вредными и, вслед за этим, была осуществлена высылка из страны, либо вынужденная эмиграция, части ученых и преподавателей, среди которых оказались и социологи, в том числе и Питирим Сорокин — ученый с мировым именем. Возрождение социологии относят к 1960-м годам, когда информация о реальном положении советского общества была практически засекречена. Социология еще была в статусе лженауки. Возрождение социологии было очень сложным. Главная задача – доказать, что социология не находится в противоречии с марксистской философией. С 1974 года начинает издаваться первый журнал по социологии “Социологические исследования”. Ведущими социологами страны были: В.Я. Ядов, А.Т. Здравомыслов. Но истинное возрождение науки социологии в началось только с начала 90-х годов 20-го столетия. В университетах стали открываться факультеты, отделения, направления социологии. Отечественная социологическая мысль именно сейчас обретает статус законной науки, активно влияющей на общественную жизнь страны. 10) Возникновение и развитие социологии в РБ. Современное положение развития социологии в РБ. Становление социологии в Беларуси происходило под влиянием географических, социально-политических и национально-культурных особенностей социальных процессов на белорусских землях. Находясь в центре Европы, они испытывали на себе влияние со стороны как Запада, так и Востока. Здесь теснейшим образом переплетались политические и экономические интересы соседних народов и государств, что определило своеобразие белорусского фольклора, художественной и социально-философской литературы, науки, морали и права Белорусский социолог А. Н. Елсуков выделяет следующие этапы развития социологии в Беларуси:1. Социологическая мысль дореволюционного периода. До 20-х годов XX в. социология в Беларуси не была институционализирована. Особенностями возникновения социологии в Беларуси стали: 1) отсутствие условий для институционализированного развития по причине отсутствия научных центров и высших учебных заведений; 2) тесная взаимосвязь с национально-освободительным движением; 3) отсутствие специальной подготовки у тех, кого можно назвать представителями белорусской социологической мысли.2. Социологическая мысль советского периода (1917-1991). Научный статус социология в Беларуси приобретает при советской власти. В созданном в 1921 г. Белорусском государственном университете открыта кафедра социологии и первобытной культуры. На общественных началах в г. Минске был открыт Институт социологических исследований. При институте работали курсы по подготовке социологов. Начали функционировать проблемные социологические лаборатории при БГУ. 3. Постсоветский период. Начиная с 1989 года с открытием отделения социологии на философско-экономическом факультете и открытием кафедры социологии осуществляется специализированная подготовка социологов-профессионалов. В 2000 г. создано Белорусское общественное объединение «Социологическое общество». Существенное значение для развития белорусской социологической науки имеют творческие связи, устанавливаемые между учеными как на международном, межрегиональном, так и внутригосударственном уровнях. Активное участие белорусских социологов в работе международных конгрессов, конференций создают условия для плодотворного развития белорусской социологии.

10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В БЕЛАРУСИ.
Становление социологии в Беларуси происходило под влиянием географических, социально-политических и национально-культурных особенностей социальных процессов на белорусских землях. Условно можно выделить следующие этапы становления и развития социологии в Беларуси:1. Социологическая мысль дореволюционного периода.2. Социологическая мысль советского периода.3. Постсоветский (современный) период развития социологии Первый период – это предыстория социологии. Некоторые социальные проблемы освещены в произведениях белорусских общественных деятелей и литераторов различных эпох: К. Туровского, Ф. Скорины, А. Волана, Н. Гусовского, Л. Сапеги, Я. Борщевского, А. Рыпинского, В. Дунина-Марцинкевича, В. Ластовского, К. Калиновского, А. Гаруна, Я. Коласа, Я. Купалы и др. Процесс институционализации социологии в Беларуси начался в 20-х. гг. ХХ ст. [1, с. 49].Значимым для социологии в Беларуси оказалось открытие Белорусского государственного университета (1921 год) и образование кафедры социологии и первобытной культуры, которой руководил С.З. Каценбоген. В преподавании социально-политических и социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета, С.З. Каценбоген, В.И. Ивановский, С.М. Василевский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры и т.д. Уже в 1923 году был опубликован первый отечественный курс лекций по социологии [13].На базе Института белорусской культуры (1922 г.), позднее преобразованного в Академию наук Беларуси (1929 г.), проводились исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е. Карский, С. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества, проблем семьи, религии Работы этих учёных получили широкую известность в республике и за ее пределами.В 1927 году в Минске вышла в свет монография «Рабочая молодежь в Беларуси. Численность, состав, быт, условия труда и физическое состояние», подготовленная коллективом преподавателей кафедры социальной гигиены БГУ во главе с Б.Я. Смулевичем. Под руководством П.Я. Панкевича осуществлено исследование образа жизни, состояния нравственного сознания и быта белорусского студенчества. Интерес представляет и работа С.Я. Вольфсона «Социология брака и семьи», вышедшая в Минске в 1929 г. Таким образом, в Беларуси в 20-е годы отчетливо прослеживается тенденция к научному осмыслению социально-политических процессов, происходивших в период Советской власти.В 30-е годы ситуация резко меняется. Власть все больше и больше приобретает черты тоталитарного режима. Социологические исследования как в СССР в целом, так и в Беларуси, стали резко сокращаться. Фактически к 1937 – 1938 гг. социология как самостоятельная наука перестала существовать [16, с. 37]. Накопленные в предшествующие годы материалы стали достоянием архивов и специальных фондов библиотек.Вновь оживляется интерес к социологической проблематике в 50 – 60 гг. ХХ в., хотя каноны исторического материализма долго еще определяли идеологическую и методологическую парадигму обществознания.В 1968 году в составе академического института философии и права был создан сектор конкретных социологических исследований, который возглавил профессор Г.П. Давидюк. В 1976 г. учреждено белорусское отделение Советской социологической ассоциации (первый председатель – Г.П. Давидюк). В 1989 г. открывается отделение социологии и кафедра социологии в БГУ. В 80-е гг. ХХ ст. опубликован ряд коллективных монографий по социологии: «Социальное планирование в первичном коллективе» (1973, под редакцией Г.П. Давидюка и И.Я. Писаренко), «Социальный эффект соревнования» (1976, под редакцией Г.П. Давидюка и И.Я. Писаренко), «Управление социальными процессами в коллективе: классовый подход» (1985, под редакцией В.Н. Иванова и И.Я. Писаренко); «Образ жизни и планирование социальных процессов» «Некоторые проблемы формирования политической культуры молодежи» «Студен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: