I. Методология и теория
Авдеев А. Д. Происхождение театра. Л.; М., 1959.
Аверинцев С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» // Вопросы литературы. 1971. № 8.
Алексеев А., Беликов Б. О понятии «строгое исследование» в гуманитарных науках (К постановке вопроса) // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 1. Л., 1975.
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.
Аристотель и античная литература. М., 1979.
Банфи А. Природа зрелища // Банфи А. Избранное. М., 1965.
Бахтин М. М. Структура как осуществляющийся эстетический объект // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности: К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972.
Время и пространство в театральном искусстве: [Дискуссия] // Театр. 1978. № 7.
Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. М., 1968.
Гачев Г. Д. Жизнь художественного сознания: Очерки по истории образа. М., 1972. Ч. 1.
Гинзбург Л. Литературная роль и социальная роль // Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979.
Гинзбург Л. Я. Об историзме и структурности // Гинзбург Л. Я. О старом и новом. Л., 1982.
Давыдов Ю. Искусство как социологический феномен: К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля. М., 1968.
Дадамян Г. Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М., 1982.
Иванов В. В. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976.
Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974.
Каган М. С. Искусство и общение // Искусство и общение Л., 1984.
Карягин А. А. Драма как эстетическая проблема. М., 1971.
{194} Клишина С. А. Принцип развития и структурный анализ // Принцип развития. Саратов, 1972.
|
Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
Кон И. С. Люди и роли // Новый мир. 1970. № 12.
Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
Кон И. С. В поисках себя. М., 1985.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Леонтьев А. Н. Индивид и личность // Психология индивидуальных различий. М., 1982.
Лихачев Д. С. Поэтика художественного времени // Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
Лихачев Д. С. Об актуальности проблемы общения в современном искусствознании // Искусство и общение. Л., 1984.
Лосев А. Ф. От знака к символу // Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970.
Лотман Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Ученые записки Тартуского университета. Вып. 308. Тарту, 1973. (Труды по знаковым системам, VI).
Лотман Ю. Семиотика сцены // Театр. 1980. № 1.
Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978.
Манн Ю. О понятии игры как художественном образе // Манн Ю. Диалектика художественного образа. М., 1987.
Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857 – 1858 годов) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12.
Методологические проблемы современной науки. М., 1970.
Прозерский В. О коммуникативной функции искусства // Художник и публика. Л., 1981.
Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957.
Ратнер Я. В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М., 1980.
Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.
Соколов Э. Культура и личность. Л., 1972. Строение фильма. М., 1984.
Структура литературного произведения. Л., 1984.
Структурализм: «за» и «против». М., 1975.
Тынянов Ю. Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
|
Успенский Б. Поэтика композиции. М., 1970.
Фирсов Б. М. Массовая коммуникация в условиях научно-технической революции. Л., 1981.
Хализев В. Театральность и драматизм // Хализев В. Драма как явление искусства. М., 1978.
{195} Шерозия А. Е. К проблеме сознательного и бессознательного психического: В 3 т. Тбилиси, 1973. Т. 2.
Шерозия А. Е. Психика. Сознание. Бессознательное. Тбилиси, 1979.
Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов // Избр. произв.: В 6 т. М., 1964. Т. 2.
Эйзенштейн С. Режиссура. Искусство мизансцены // Там же. М., 1966. Т. 4.
Эйзенштейн С. Театр и кино // Из истории кино. Вып. 8. М., 1971.
Энгельс Ф. Карл Маркс. «К критике политической экономии» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.
II. Общие вопросы театра. Театр и другие искусства. Спектакль
Акимов Н. П. Жизнь на сцене // Акимов Н. П. Театральное наследие: В 2 т. Л., 1978. Т. 2.
Акимов Н. П. О принципах игры // Там же.
Алперс Б. Искания новой сцены. М., 1985.
Антуан А. Дневник директора театра. М.; Л., 1939.
Барбой Ю. М. Методика пропаганды театрального искусства. Л., 1979.
Барбой Ю. Теория перевоплощения и система сценического образа // Актер. Персонаж. Роль. Образ. Л., 1986.
Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978.
Березкин В. Спектакль и сценическое пространство. М., 1978.
Бергман о Бергмане. М., 1978 (раздел «Ингмар Бергман в театре»).
Берковский Н. Станиславский и эстетика театра // Берковский Н. Литература и театр. М., 1969.
Беседы К. С. Станиславского. М.; Л., 1939.
Блок В. Диалектика театра. М., 1983.
Бояджиев Г. Н. Театр эпохи становления и расцвета феодализма // История западноевропейского театра. М., 1956.
|
Брехт Б. О Шекспире. «Мамаша Кураж и ее дети». Брехт как режиссер // Брехт Б. Театр: В 5 т. М., 1965. Т. 5/1.
Брехт Б. На пути к современному театру. Новые принципы актерского искусства. О системе Станиславского. Покупка меди. Обучение актеров и актерское мастерство // Там же. Т. 5/2.
{196} Брук П. Пустое пространство. М., 1976.
Вахтангов Евг. Материалы и статьи. М., 1959.
Веселовский А. Н. Старинный театр в Европе. М., 1870.
Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978.
Владимиров С. Об исторических предпосылках возникновения режиссуры // У истоков режиссуры. Л., 1976.
Встречи с Мейерхольдом. М., 1967.
Гасснер Дж. Форма и идея в современном театре. М., 1959.
Гвоздев А. Возникновение сцены и театрального здания нового времени // Очерки по истории европейского театра. Пг., 1923.
Гвоздев А. А. Театральная критика: Статьи. Рецензии. Выступления. Л., 1987.
Гладков А. Театр. М., 1980.
Головня В. В. История античного театра. М., 1972.
Гриб В. Р. Избранные работы. М., 1956.
Громов Е. Лев Владимирович Кулешов. М., 1984.
Громов П. Ансамбль и стиль спектакля // Громов П. Герой и время. Л., 1961.
Громов П. Ранняя режиссура В. Э. Мейерхольда // У истоков режиссуры. Л., 1976.
Гугушвили Э. Котэ Марджанишвили. М., 1979.
Гусев В. Е. Истоки русского народного театра. Л., 1977.
Давыдов Ю. Социальная психология и театр // Театр. 19691 № 12.
Давыдов Ю. Н. Литература и зрелищные искусства // Искусство и общение. Л., 1984.
Демидов А. Как молоды мы были… // Театр. 1976. № 1.
Дживелегов А. К. Итальянская народная комедия. М., 1962.
Дмитриев Ю. А. Островский — теоретик и практик сценического искусства // А. Н. Островский: Литературное наследство. М., 1974. Т. 88. Кн. 1.
Евгений Вахтангов. М., 1984.
Евреинов Н. Н. Театр как таковой (обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни). 2‑е изд., доп. М., 1923.
Жемье Ф. Театр. М., 1958.
Жуве Л. Мысли о театре. М., 1960.
Захаров М. Контакты на разных уровнях. М., 1988.
Зингерман Б. И. Жан Вилар и другие. М., 1964.
Зингерман Б. Время в пьесах Чехова // Зингерман Б. Очерки истории драмы 20 века. М., 1979.
Золотницкий Д. И. Зори театрального Октября. Л., 1976.
Золотницкий Д. И. Будни и праздники театрального Октября. Л., 1978.
{197} Золотницкий Д. Игорь Владимиров // Портреты режиссеров. Л., 1982.
Золотницкий Д. И. Ф. Ф. Комиссаржевский и школа К. С. Станиславского // Русский театр и драматургия начала XX века. Л., 1984.
Иванова В. Актер — роль и персонаж // Актер. Персонаж. Роль. Образ. Л., 1986.
Каллистов Д. П. Античный театр. Л., 1970.
Кнебель М. О. Вся жизнь. М., 1969.
Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли. М., 1982.
Костелянец Б. Драма и действие. Л., 1976.
Костелянец Б. Драматическая активность // Театр. 1979. № 5.
Кречетова Р. Поиски единства // Театр. 1973. № 2.
Кречетова Р. Любимов // Портреты режиссеров. Вып. 2. М., 1977.
Кризис театра. М., 1908.
Крэг Э. Г. Об искусстве театра // Эдвард Гордон Крэг: Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988.
Кузякина Н. Б. Становление украинской советской режиссуры. Л., 1984.
Кулешов Л. В. Знамя кинематографии // Л. В. Кулешов: Статьи. Материалы. М., 1979.
Луначарский А. В. Театр Пискатора // Собр. соч.: В 8 т. М., 1965. Т. 6.
Марков П. А. Новейшие театральные течения: Первая студия МХТ. Из лекции о Вахтангове // Марков П. А. Из истории русского и советского театра. М., 1974.
Марков П. А. О Станиславском. Письмо о Мейерхольде. О Таирове. О советском актере // Марков П. А. Театральные портреты М., 1974.
Марков П. А. Об Анатолии Эфросе. О Любимове. Притоки одной реки // Марков П. А. Дневник театрального критика: 1930 – 1976. М., 1977.
Марченко Т. А. Театр в каждом доме. М., 1986.
В. Э. Мейерхольд: Статьи. Письма. Речи. Беседы. Ч. 1: 1891 – 1917; Ч. 2: 1917 – 1929. М., 1968.
Михайлова А. Образ спектакля. М., 1978.
Михайлова А. Пространство для игры // Театр. 1983. № 6.
Михайлова А. Пустое пространство // Советские художники театра и кино. Вып. 6. М., 1984.
Немирович-Данченко В. И. Из прошлого. М., 1938.
В. И. Немирович-Данченко: Театральное наследие. Статьи, речи, беседы, письма. М., 1952. Т. 1.
Очерки по истории европейского театра. Пб., 1923.
{198} Образцова А. Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX – XX веков. М., 1974.
О театре. Л., 1926. Т. 1.
О театре. Л., 1927. Т. 2.
О театре. Л., 1929. Т. 3.
Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.
Пиотровский А. И. Театр. Кино. Жизнь. Л., 1969.
Пискатор Э. Политический театр. М., 1984.
Попов А. Д. О художественной целостности спектакля. М., 1959.
Рехельс М. Режиссер — автор спектакля. Л., 1969.
Рождественская Н. Проблема «актер — зритель» в режиссерских системах XX века // Художник и публика. Л., 1981.
Ромм М. Работа с актером. Построение киномизансцены // Ромм М. Избр. произв.: В 3 т. М., 1982. Т. 3.
Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М., 1969.
Рудницкий К. Спектакли разных лет. М., 1974.
Рудницкий К. «Лес» Мейерхольда // Театр. 1976. № 12.
Сандро Ахметели. Тбилиси, 1977.
Сахновский-Панкеев В. А. О драме как произведении театрального искусства // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 1. Л., 1975.
Сахновский-Панкеев В. Об условности театра и условности кино // Сахновский-Панкеев В. Соперничество — содружество. Л., 1979.
Смелянский А. Наши собеседники. М., 1981.
Смирнов Б. А. Театр как вид искусства. Л., 1977.
Смирнов-Несвицкий Ю. Ключ к образу. Л., 1970.
Смирнов-Несвицкий Ю. Вахтангов. Л., 1987.
Соловьева И. Спектакль идет сегодня. М., 1966.
Соловьева И. Немирович-Данченко. М., 1979.
Станиславский К. С. Дункан и Крэг. Опыт проведения «системы» в жизнь. Первая студия Художественного театра // Собр. соч.: В 8 т. М., 1954. Т. 1.
Станиславский К. С. Характерность. [Схема «системы»] // Там же. М., 1955. Т. 3.
Станиславский К. С. [О значении физических действий]. [Новый прием подхода к роли]. [Схема физических действий]. О ложном новаторстве // Там же. М., 1957. Т. 4.
Станиславский К. С. Искусство актера и режиссера. Разные виды театров // Там же. М., 1959. Т. 6.
Стрелер Дж. Театр для людей. М., 1984.
Строева М. Н. Режиссерские искания Станиславского: 1889 – 1917. М., 1973.
Строева М. Н. Чехов и Художественный театр // Чеховские чтения в Ялте. М., 1976.
{199} Строева М. Н. Режиссерские искания Станиславского: 1917 – 1938. М., 1977.
А. Таиров: Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970.
Таршис Н. Музыка спектакля. Л., 1978.
Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М., 1978.
Товстоногов Г. А. На подступах к замыслу. Реализация замысла. О методе. Театр и зритель // Товстоногов Г. Зеркало сцены. Л., 1980. Т. 1.
Товстоногов Г. Заметки о природе контакта. О природе чувств // Там же. Т. 2.
Туровская М. И. Да и нет: О кино и театре последнего десятилетия. М., 1966.
Февральский А. Пути к синтезу. М., 1978.
Финкельштейн Е. Л. Картель четырех. М., 1974.
Цимбал С. Мечта об актере. В поиске вместе с Брехтом // Цимбал С. Разные театральные времена. Л., 1969.
Цимбал С. Перевоплощение и фантазия // Театр. Театральность. Время. Л., 1977.
Чехов М. Путь актера // Михаил Чехов: Воспоминания. Письма. М., 1986.
Эфрос А. Репетиция — любовь моя. М., 1975.
Эфрос А. Профессия: режиссер. М., 1979.
Эфрос А. Продолжение театрального рассказа. М., 1985.
Ярхо В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.
Ярхо В. Н. У истоков европейской комедии. М., 1979.
III. Искусство драматического актера. Зритель
Актер в кино. М., 1976.
Алперс Б. Искусство актера и пути его изучения // Алперс Б. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979.
Альтшуллер А. Я. Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александринской сцены. Л., 1968.
Альтшуллер А. Я. Пять рассказов о знаменитых актерах. Л., 1985.
Анастасьев А. Судьба театра и опрометчивость критика // Театр. 1976. № 9.
Барро Ж.‑Л. Воспоминания для будущего. М., 1979.
Беньяш Р. М. Пелагея Стрепетова. Л., 1967.
Беньяш Р. Без грима и в гриме. Л., 1971.
{200} Божков О. Аудитория театра: типологический подход к анализу поведения в сфере культуры // Вопросы социологического изучения театра. Л., 1979.
Бушуева С. К. Полвека итальянского театра (1880 – 1930). Л., 1978.
Бушуева С. К. Моисси. Л., 1986.
Вишневская И., Литвиненко Н., Максимова В. Русский театр // Советское актерское искусство: 50 – 70 годы. М., 1982.
Гилгуд Дж. На сцене и за кулисами. Л., 1969.
Гринер В. А. Ритм в искусстве актера. М., 1966.
Дидро Д. Парадокс об актере // Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980.
Дюллен Ш. Воспоминания и заметки актера. М., 1958.
Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1969.
Золотницкая Т. Мартынов. Л., 1988.
Зритель в театре: Социологические исследования театральной жизни. М., 1981.
Игнатов И. Н. Театр и зрители. М., 1916. Ч. 1.
Ильинский И. В. Сам о себе. М., 1973.
Калашников Ю. Третий творец спектакля: К. С. Станиславский о зрителе // Театр. 1963. № 2.
Калмановский Е. С. Проблемы актерского творчества и современный театр: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1972.
Калмановский Е. Книга о театральном актере. Л., 1984.
Клявина Т. А. О процессах включения зрительного зала в систему спектакля // Искусство и общение. Л., 1984.
Клявина Т. А. Пути театрального успеха // Искусство и социологический контекст. Л., 1986.
Коклен Б.‑К. Искусство актера. Л.; М., 1931.
Коонен А. Страницы жизни. М., 1985.
Крымова Н. Имена. М., 1971.
Кугель А. Театральные портреты. Л., 1967.
Львов-Анохин Б. А. Бучма. М., 1959.
Марков П. А. Михаил Чехов. Щукин // Марков П. А. Театральные портреты. М., 1974.
Марченко Т. А. Искусство быть зрителем, или Приглашение к спору. Л.; М., 1966.
Мастерство актера в терминах и определениях К. С. Станиславского. М., 1961.
Михоэлс: Статьи, беседы, речи. Статьи и воспоминания о Михоэлсе. М., 1981.
Пансо В. Талант и труд в творчестве актера. М., 1972.
Песочинский Н. В. Проблемы актерского искусства в театральной {201} концепции В. Э. Мейерхольда (1920 – 1930‑е годы): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1983.
Полякова Е. И. Станиславский — актер. М., 1972.
Рабинянц Н. Евгений Лебедев. Л., 1969.
Редгрейв М. Маска или лицо. М., 1965.
Росси Э. Сорок лет на сцене. Л., 1976.
Рыбакова Ю. П. Комиссаржевская. Л., 1971.
Рыбакова Ю. Александр Борисов. Л., 1987.
Семеновский В. Евгений Леонов // Театр. 1978. № 3.
Скорочкина О. Ольга Яковлева // Театр. 1982. № 1.
Солоницына Л. Взаимодействие актера и публики как научная проблема // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 1. Л., 1975.
Тальма Ф.‑Ж. Мемуары. М.; Л., 1931.
Тимченко М. Б. Актерское дарование в социокультурном контексте // Искусство и социокультурный контекст. Л., 1986.
Туровская М. Бабанова: Легенда и биография. М., 1981.
Финкельштейн Е. Л. Фредерик-Леметр. Л., 1968.
Фролова Е. Из опыта изучения зрителя в 20‑х годах // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 1. Л., 1975.
Хренов Н. А. Социологические и социально-психологические механизмы формирования публики // Вопросы социологии искусства. Л., 1980.
Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М., 1981.
Чехов М. О технике актера // Михаил Чехов: Литературное наследие.: В 2 т. Т. 1: Об искусстве актера. М., 1986.
Юрский С. Кто держит паузу. Л., 1977.
Юрьев Ю. Записки: В 2 т. Л.; М., 1963.
Якобсон В. П. О некоторых тенденциях в актерском творчестве на рубеже XIX – XX веков // Наука о театре. Л., 1975.
Якобсон В. Павел Самойлов. Л., 1987.
Яснец Э. Олег Басилашвили. Л., 1981.
[1] См. Во что душе обходится поэт… // Лит. газ. 1981. 4 февр. С. 8.
[2] См. Кречетова Р. Поиски единства // Театр. 1973. № 2. Материалы дискуссии см. Театр. 1973. № 6, 7, 11.
[3] См., напр.: Театральная жизнь Ленинграда: социологический анализ (1973 – 1979 гг.). Л., 1979; Алексеев А. Н., Божков О. Б., Дмитриевский В. Н. и др. Зритель в театре. М., 1981.
[4] См. Анастасьев А. Судьба театра и опрометчивость критика // Театр. 1976. № 9.
[5] См. Иванов В. В. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976.
[6] См. Лотман Ю. Семиотика сцены // Театр. 1980. № 1.
[7] См., напр.: Методологические проблемы современной науки. М., 1970; Структурализм: «за» и «против». М., 1975; Структура литературного произведения. Л., 1984.
[8] Гинзбург Л. О старом и новом. Л., 1982. С. 54.
[9] Там же. С. 53.
[10] См. Марков П. А. Письмо о Мейерхольде // Марков П. А. Театральные портреты. М., 1974. С. 65.
[11] См., напр.: Давыдов Ю. Социальная психология и театр // Театр. 1969. № 12; Дадамян Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М., 1982; Вопросы социологического изучения театра. Л., 1979; Клявина Т. Пути театрального успеха // Искусство и социокультурный кон текст. Л., 1986.
[12] См. Рождественская Н. Проблема «актер — зритель» в режиссерских системах XX века // Художник и публика. Л., 1981.
[13] См.: Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972; Костелянец Б. Драма и действие. Л., 1976; Карягин А. А. Драма как эстетическая проблема. М., 1972; Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978. Отметим, что очень полезными были книги А. А. Аникста по истории теории драмы.
[14] См., напр.: Сахновский-Панкеев В. А. О драме как произведении театрального искусства // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 1. Л., 1975.
[15] См. Хализев В. Драма как явление искусства. М., 1978.
[16] См. Попов А. Д. О художественной целостности спектакля. М., 1959.
[17] На наш взгляд, куда более живыми и перспективными оказываются сегодня представления о взаимоотношениях между драмой и театром, которые связаны с «диалогом» между ними. Такова, напр., точка зрения А. Смелянского, ярко выраженная в его книге «Наши современники» (М., 1981). В таких случаях не одна только методика анализа, но и принципиальные методологические установки ориентируют на подлинный драматизм отношений в театре, несомненно захватывающий и отношения «собственно театральных» элементов с элементами пьесы.
[18] Владимиров С. Об исторических предпосылках возникновения режиссуры // У истоков режиссуры. Л., 1976.
[19] См. Сахновский-Панкеев В. Соперничество — содружество. Л., 1979.
[20] См. Театр. 1978. № 7.
[21] Эфрос А. Репетиция — любовь моя. М., 1975; Эфрос А. Профессия: режиссер. М., 1979; Эфрос А. Продолжение театрального рассказа. М., 1985.
[22] Товстоногов Г. Зеркало сцены: В 2 т. Л., 1980. Т. 2. С. 42 – 43.
[23] См., напр.: Основы марксистско-ленинской эстетики. М., 1960. С. 407. Работы эстетиков в последние годы принципиально нового здесь не предлагают.
[24] Костелянец Б. Драма и действие. Л., 1976. С. 4.
[25] Там же. С. 6.
[26] Евреинов Н. Н. Театр как таковой: Обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни / Под ред. П. Ярославцева. М., 1923. С. 25.
[27] Там же. С. 27.
[28] Там же. С. 28.
[29] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 587 – 588.
[30] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 171.
[31] Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. С. 29 – 40.
[32] Методологические проблемы современной науки. М., 1970. С. 140.
[33] См. Ермолова Л. А. Методологическая роль категорий «структура», «система» и «функция» в понимании природы живого // Методологические проблемы современной науки. С. 150.
[34] Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957. С. 284.
[35] Философский словарь. М., 1975. С. 372.
[36] См., напр.: Клишина С. А. Принцип развития и структурный анализ // Принцип развития. Саратов, 1972.
[37] Энгельс Ф. Карл Маркс. «К критике политической экономии» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 497.
[38] См. Аристотель и античная литература. М., 1978. С. 130.
[39] См. Там же. С. 74.
[40] Там же. С. 121.
[41] Там же. С. 115.
[42] Там же. С. 123.
[43] Об этом см. у Б. Костелянца в его книге «Драма и действие» (Л., 1976).
[44] Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857 – 1858 годов) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 731.
[45] Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972. С. 30 – 31.
[46] Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 67.
[47] См. Громов П. Герой и время. Л., 1961. С. 267 – 269.
[48] См. Авдеев А. Д. Происхождение театра. Л.; М., 1959.
[49] Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. С. 185.
[50] Каллистов Д. П. Античный театр. Л., 1970. С. 57.
[51] Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978. С. 140.
[52] Владимиров С. Действие в драме. С. 23.
[53] См. Театр. 1971. № 1.
[54] Демидов А. Как молоды мы были… // Театр. 1976. № 1. С. 47.
[55] Товстоногов Г. Зеркало сцены: В 2 т. Л., 1980. Т. 2. С. 42.
[56] Товстоногов Г. Круг мыслей. Л., 1972. С. 122.
[57] Товстоногов Г. Зеркало сцены. Т. 1. С. 225.
[58] Беседы К. С. Станиславского. М.; Л., 1939. С. 355.
[59] Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1959. Т. 6. С. 236.
[60] Марков П. А. О театре: В 4 т. М., 1974. Т. 1. С. 364 [курсив мой. — Ю. Б. ].
[61] Там же. С. 389.
[62] Там же. С. 395.
[63] Там же. С. 395 – 396.
[64] Калмановский Е. С. Проблемы актерского творчества и современный театр: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Л., 1972. С. 11.
[65] Блок Вл. Диалектика театра. М., 1983. С. 213 – 214.
[66] Там же. С. 214.
[67] Брук П. Пустое пространство. М., 1976. С. 131.
[68] Цит. по: Шерозия А. Е. К проблеме сознательного и бессознательного психического: В 3 т. Тбилиси, 1973. Т. 2. С. 427.
[69] Шерозия А. Е. Психика. Сознание. Бессознательное. Тбилиси, 1979. С. 26.
[70] Калмановский Е. Книга о театральном актере. Л., 1984. С. 87.
[71] Гусев В. Е. Истоки русского народного театра. Л., 1977. С. 49.
[72] Кречетова Р. Преодоление данного // Театр. 1978. № 7. С. 78.
[73] Леонтьев А. Н. Индивид и личность // Психология индивидуальных различий. М., 1982. С. 17.
[74] Там же.
[75] См. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 314 – 315.
[76] Аверинцев С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» // Вопросы литературы. 1971. № 8. С. 55 – 56.
[77] Там же. С. 55.
[78] Мы вольно «пропустили» римский театр; мы вольно обращаемся с хронологией и жанровой эволюцией Средневековья. Напомним в этой связи, что хотя ссылки на выводы историко-театральной науки не дань вежливости, здесь менее всего следует искать поползновений на реконструкцию истории актерского искусства. Речь идет о типах структуры.
[79] Бояджиев Г. Н. Театр эпохи становления и расцвета феодализма // История западноевропейского театра. М., 1956. Т. 1. С. 98.
[80] Там же. С. 99.
[81] Дживелегов А. К. Итальянская народная комедия. М., 1962. С. 99.
[82] Там же. С. 103.
[83] Там же. С. 167.
[84] Там же. С. 191.
[85] Там же. С. 100 – 101.
[86] См. Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978. С. 160.
[87] Дидро Д. Парадокс об актере. Л.; М., 1938. С. 43.
[88] Там же. С. 47.
[89] Там же. С. 46.
[90] См. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 68 – 80.
[91] Дидро Д. Парадокс об актере. С. 90.
[92] Громов П. П. Ранняя режиссура В. Э. Мейерхольда // У истоков режиссуры. Л., 1976. С. 150.
[93] Владимиров С. В. Об исторических предпосылках возникновения режиссуры // У истоков режиссуры. С. 29.
[94] Там же. С. 30.
[95] Там же. С. 31.
[96] Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1958. Т. 5. С. 181.
[97] Там же. С. 184.
[98] Там же. М., 1955. Т. 3. С. 224.
[99] Там же.
[100] Якобсон В. П. О некоторых тенденциях в актерском творчестве на рубеже XIX – XX веков // Наука о театре. Л., 1975. С. 118.
[101] Там же.
[102] Эдвард Гордон Крэг: Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988. С. 329.
[103] Гладков А. Театр. М., 1980. С. 326.
[104] Там же. С. 288.
[105] Лекции В. Э. Мейерхольда на актерском факультете ГЭКТЕМАСа в записи А. В. Февральского (1928 – 1929). Цит. по: Песочинский Н. В. Проблемы актерского искусства в театральной концепции В. Э. Мейерхольда (1920 – 1930‑е годы): Дис. … канд. искусствоведения. Л., 1983.
[106] Алперс Б. А. Театральные очерки: В 2 т. М., 1977. Т. 2. С. 58.
[107] Мейерхольд Вс. Чаплин и чаплинизм // Февральский А. Пути к синтезу. М., 1978. С. 218 – 219.
[108] В. Э. Мейерхольд: Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. М., 1968. Ч. 2. С. 59.
[109] Там же.
[110] Песочинский Н. В. Проблемы актерского искусства… С. 16.
[111] В. Э. Мейерхольд: Статьи. Письма. Речи. Беседы. Ч. 2. С. 59.
[112] Алперс Б. А. Театральные очерки. Т. 1. С. 102.
[113] Там же.
[114] Там же [курсив мой. — Ю. Б. ].
[115] Там же. С. 103.
[116] Эдвард Гордон Крэг. С. 237.
[117] М. А. Чехов: Литературное наследие: В 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 129.
[118] По правилам роль и актера в этом контексте следовало бы, конечно, именовать подсистемами.
[119] Соловьева И. Спектакль идет сегодня. М., 1966. С. 93.
[120] Там же. С. 175.
[121] К сожалению, текст не опубликован.
[122] Демидов А. Как молоды мы были… // Театр. 1976. № 1. С. 42.
[123] В свое время А. Фараджев именно такую операцию проделал с Г. Бортниковым; в результате этого не без элегантности проведенного рас следования актер был попросту уничтожен. Благо он перешел на другие роли (см. Фараджев А. Геннадий Бортников // Театр. 1978. № 1).
[124] Л. В. Кулешов: Статьи. Материалы. М., 1979. С. 102.
[125] Громов Е. Лев Владимирович Кулешов. М., 1984. С. 148.
[126] Л. В. Кулешов: Статьи. Материалы. С. 103.
[127] Там же. С. 104.
[128] Цит. по: Скорочкина О. Ольга Яковлева // Театр. 1982. № 1. С. 57.
[129] Там же.
[130] Брук П. Пустое пространство. М., 1976. С. 125.
[131] Там же. С. 138 – 139.
[132] Там же. С. 141.
[133] Лотман Ю. Семиотика сцены // Театр. 1980. № 1. С. 99.
[134] Семеновский В. Евгений Леонов // Театр. 1978. № 3. С. 44.
[135] Там же. С. 47. Отметим: В. Семеновский — один из первых театроведов, всерьез заинтересовавшихся сегодня феноменом актерской маски. В историческом контексте он рассматривает эту проблему в эссе «Два сюжета» (см. Театр. 1981. № 9).
[136] Каган М. С. Искусство и общение // Искусство и общение. Л., 1984. С. 24.
[137] Давыдов Ю. Н. Литература и зрелищные искусства // Там же. С. 79.
[138] Клявина Т. А. О процессах включения зрительного зала в систему спектакля // Искусство и общение. Л., 1984. С. 119.
[139] Игнатов И. Н. Театр и зрители. М., 1916. Ч. 1. С. 12 – 13.
[140] Прозерский В. О коммуникативной функции искусства // Художник и публика. Л., 1981. С. 41.
[141] Ратнер Я. В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М., 1980.
[142] Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972 (гл. «Категория жанра»).
[143] Давыдов Ю. Социальная психология и театр // Театр. 1969. № 12. С. 33.
[144] Там же. С. 29.
[145] Там же. С. 36.
[146] Там же.
[147] Там же. С. 35.
[148] Там же.
[149] Там же. С. 36.
[150] См. Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов // Избр. произв.: В 6 т. М., 1964. Т. 2.
[151] Давыдов Ю. Социальная психология и театр // Театр. 1969. № 12. С. 37.
[152] Михайлова А. Пустое «пространство». Зритель и сцена. Переживание пространства // Советские художники театра и кино. М., 1984. С. 219 – 220.
[153] Эйзенштейн С. Режиссура: Искусство мизансцены // Избр. произв. М., 1966. Т. 4. С. 363.
[154] Там же.
[155] Лихачев Д. С. Об актуальности проблемы общения в современном искусствознании // Искусство и общение. Л., 1984. С. 7 – 8.
[156] Рождественская Н. Проблема «актер — зритель» в режиссерских системах XX века // Художник и публика. Л., 1981. С. 99.
[157] Там же.
[158] Калашников Ю. Третий творец спектакля: К. С. Станиславский о зрителе // Театр. 1963. № 2. С. 45. Ю. Калашников цитирует Станиславского без ссылок.
[159] Владимиров С Действие в драме. С. 115.
[160] М. А. Чехов. Литературное наследие: В 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 368.
[161] Там же. Т. 2. С. 132.
[162] Рождественская Н. В. Проблема «актер — зритель» в режиссерских системах XX века. С. 104 – 105.
[163] Там же. С. 105 – 106.
[164] См. М. А. Чехов. Литературное наследие. Т. 2. С. 265, 267.
[165] Там же С. 267.
[166] Там же. Т. 1. С. 114.
[167] Рождественская Н. В. Проблема «актер — зритель» в режиссерских системах XX века. С. 101.
[168] Там же.
[169] Вопрос о соотношении структуры и композиции выходит за пределы этого исследования. Отметим только, что у Мейерхольда, так же как в театре Станиславского, композиция, конечно, связана со своеобразием структуры. У Мейерхольда наиболее устойчивые композиционные блоки показывают, что действие дискретно, движется «порциями», «квантами».
[170] Рождественская Н. В. Проблема «актер — зритель» в режиссерских системах XX века. С. 103.
[171] Эйзенштейн С. Режиссура. Искусство мизансцены // Избр. произв.: В 6 т. М., 1966. Т. 4. С. 346, 347.
[172] Там же. С. 349.
[173] Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972. С. 32.
[174] См. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1955. Т. 3. С. 360.
[175] Калмановский Е. Книга о театральном актере. Л., 1984. С. 88.
[176] См. Действие // Театральная энциклопедия. М., 1963. Т. 2. С. 342 – 343.
[177] См. Социальное действие // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 637.
[178] Кузнецов Б. Необратимость физического и сценического времени // Театр. 1978. № 7. С. 73 – 74.
[179] Там же. С. 67.
[180] См. Natanson M. Man as an Actor // Drama in Life. The Uses of Communication in Society. N. Y., 1976. P. 55. Указанный сборник вообще полезен для ознакомления с современными взглядами на соотношение театра и жизни.