Чтобы измерить эластичность, нужно установить, насколько изменяется спрос при изменении цены.




Числовое значение коэффициента эластичности спроса по цене можно определить по следующей формуле:

ED = % изменения объема спроса (QD)/% изменения в цене (Р) где QD - объем спроса, измеряемый вдоль кривой спроса;

Р - цена товара.

Предположим, что 1% увеличения цены на новый компьютер (при прочих равных условиях) приведет к 2% уменьшения количества ежегодных продаж компьютеров (по сравнению с предыдущим годом). В этом случае эластичность спроса по цене будет: 2% / 1% = -2.

Величина эластичности спроса по цене выражается отрицательным числом, ибо закон спроса предполагает, что для всякого изменения в цене изменение объема спроса является противоположным. Это означает, что если знаменатель положителен, числитель имеет отрицательное значение, и наоборот. Соотношение показателей двух процентных изменений всегда отрицательная величина, так как числитель и знаменатель имеют разные знаки.

Величина эластичности спроса по цене может уменьшаться от нуля до минус бесконечности. Чем больше абсолютная величина эластичности спроса по цене, тем больше ценовая эластичность спроса. Так, спрос более эластичен при значении ED = = -5, чем при ED = -1, ибо число 5 выступает абсолютным значением для -5 и больше 1, т. е. больше абсолютного значения величины -1.

Различают несколько форм эластичности спроса по цене:

· эластичный спрос, если абсолютное значение эластичности колеблется в пределах от 1 до бесконечности;

· неэластичный спрос, если абсолютное значение эластичности изменяется от 0 до 1;

· единичная эластичность, если эластичность равна -1, а ее абсолютное значение равно 1;

· совершенно неэластичный спрос, если эластичность спроса по цене равна нулю;

· совершенно эластичный спрос, когда абсолютное значение эластичности равняется бесконечности.

Указанные формы эластичности проиллюстрируем на рис. 14.1, 14.2.

На рис. 14.1 изображены три кривые спроса с различной эластичностью. Во всех случаях цены понижаются в два раза, а величина спроса потребителей изменяется по-разному. На рис. 14.1, а понижение цены в два раза вызывает тройное увеличение спроса. На рис. 14.1, б двойное понижение цены приводит к двойному увеличению спроса. На рис. 14.1, в сокращение цены в дв.а раза вызывает лишь 50%-ное увеличение спроса.

Рис. 14.1. Три формы ценовой эластичности спроса

Две экстремальные формы эластичности спроса по цене представлены на рис. 14.2.

Рис. 14.2. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос

Совершенно эластичный спрос означает, что спрос бесконечно эластичен и ничтожное изменение цены вызывает бесконечно большое изменение величины спроса. Такой спрос показан на рис. 14.2 горизонтальной линией.

Совершенно неэластичный спрос - это спрос, величина которого абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен на рис. 14.2 вертикальной линией.

 

Вопрос 36. Экономическое благо обладает тремя главными свойствами:

  • ограниченность;
  • полезность;
  • ценность.

Ценность экономического блага — это то, что люди предписывают благам в зависимости от соотношения между количеством блага и степенью удовлетворения потребностей. Поэтому каждая дополнительная единица блага получает все меньшую ценность.

 

1) по теории К.Маркса – общественно необходимый труд, затраченный на производство экономического блага

2) по теории неоклассиков – ценность экономического блага зависит от редкости экономического блага, прежде всего от интенсивной потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить.

 

Следовательно, полезность, получаемая от каждой дополнительной единицы блага, по мере насыщения данным благом будет снижаться. Предельная полезность блага представляет собой прирост общей полезности, получаемой в результате потребления дополнительной единицы блага. По закону Госсена, величина удовлетворения потребности от потребления каждой дополнительной единицы блага данного вида уменьшается, пока не достигнет нуля в точке полного насыщения.

 

Также, ценность производительного блага определяется разницей между ценностью продукта, который с его помощью планируется произвести, и ценностью других, удовлетворяющих менее важные потребности благ, которые можно было произвести при альтернативном употреблении данного производительного блага (принцип упущенной выгоды).

 

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!