Вопрос 19. Трансакционные издержки и их формы.




Трансакционные/ операционные издержки — обеспечивающие переход прав собственности из одних рук в другие и охрану этих прав. Не связаны с самим процессом создания стоимости. Издержки функционирования рынка.

Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек:

  • издержки поиска информации;
  • издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
  • издержки измерения;
  • издержки спецификации и защиты прав собственности;
  • издержки оппортунистического поведения.

оппортунистическим называется поведение индивида, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров.

Таким образом, трансакционные издержки возникают до процесса обмена (ex ante), в процессе обмена и после него (ex post).

Вопрос 20. Виды собственности.

а) по форме присвоения
Индивидуальная Личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность. Коллективная Кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассоциации и т. д. Государственная Общегосударственная, муниципальная, образования на территории государства.  
б) по форме права собственности
Частная Граждан, юридических лиц (предприятий, объединений, организаций). Государственная Федеральная, республик и других образований в составе государства, муниципальная. Совместная Совместных предприятий и организаций

Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования.

Акционерная и коллективная собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств.

Коллективная и кооперативная собственность – это долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Особенностью такой собственности является то, что, хотя она делится на доли, единым и единственным собственником является коллектив (группа) собственников в целом.

1. Государственная: федеральная и субъектов РФ

2. Муниципальная

3. Собственность общественных организаций

4. Частная собственность

5. Иностранная собственность (иногда выделяют отдельно)

 

Вопрос 21. Приватизация и ее сущность.

Приватизация —

Определение 1: форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация — даже такая, как государство.

Определение 2: Передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор.

Определение 3: Возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Обратный процесс называется национализацией, или муниципализацией.

Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова[1].

 

Вопрос 22. Спрос.

Спрос - объем товаров, который потребители желают и могут купить по определенной цене за определенное время. Желание потребителя, подкрепленное объективными возможностями (денежными средствами).

Различают два понятия – величина спроса и сам спрос. Величина спроса (объём спроса) представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос на товар - это готовность потребителя приобрести товар при всевозможных ценах.

Изменение величины спроса зависит от ценового фактора – цены.

Изменение спроса зависит от неценовых факторов (доходы потребителей, вкусы и предпочтения потребителей (мода), цены товаров-заменителей (субститутов) и цены товаров дополняющих (комплементов), количества потребителей, сезонности, инфляционных ожиданий потребителей.

На графике изменение величины спроса отражается движением по кривой спроса вверх-вниз, а изменение самого спроса отражается смещением кривой спроса влево-вправо.

Как правило, чем выше цена, тем ниже величина спроса, и наоборот. В некоторых случаях отмечается так называемый парадоксальный спрос -- повышение величины спроса с ростом цены. Это наблюдается в случаях расточительного потребления, целью которого является демонстрация богатства. Товары, спрос на которые ведет себя таким образом, называют "товарами Веблена". Другое исключение относится к противоположному концу спектра: потребители в очень бедных странах могут начать покупать меньше низкокачественных продуктов, например, риса, если цена на них снизится. Это объясняется тем, что потребители смогут потратить оставшиеся деньги (после удешевленной покупки) на другие, более разнообразные продукты. Подобные товары называются "товарами Гиффена".

Спрос характеризуется также эластичностью. Если при повышении или понижении цены товар покупают практически в тех же количествах, то такой спрос называют неэластичным. Если же изменение цены приводит к резкому изменению величины спроса -- эластичным.

Неэластичен, как правило, спрос на предметы первой необходимости, спрос на другие товары обычно эластичнее. Парадоксальным часто бывает спрос на предметы роскоши или атрибуты статуса.

Определение спроса

Спрос — это зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить и ценами на этот товар.

Спрос определяется желанием потребителей приобрести какой-то товар.

Величина спроса - это количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте. От чего же зависит величина спроса? Прежде всего величина спроса будет определяться уровнем цены.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара

Иными словами, чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса. Это означает, что величина спроса является функцией цены товара: Qd = ƒ(Р).

Эффект Гиффена

ситуацию, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Эта ситуация была названа эффектом Гиффена.

Другие факторы, влияющие на спрос:

1. Уровень дохода покупателей.

2. Вкусы и предпочтения потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей меняются довольно часто. Они зависят от успешно проведенной рекламной кампании, разъяснительной работы (например, о вреде курения), маркетинговых мероприятий, связанных со стимулированием сбыта, появления новинок производства, изменения моды, сезона года.

3. Изменение цен на другие товары, каким-либо образом связанные с данным товаром.

4. Ожидание изменения доходов и цен. Если принимается решение о повышении заработной платы в предстоящем месяце, то люди до того, как вырастут их доходы, начнут больше покупать товаров. Они откажутся от части своих сбережений, совершат отложенные покупки, что вызовет рост спроса на товары. Такой же эффект вызывает и ожидание роста цен. В этом случае люди постараются запастись товарами впрок и истратить деньги, которые, как ожидается, в ближайшее время обесценятся. Спрос на товары возрастет, независимо от того, дороги они или дешевы.

5. Изменение числа покупателей. Спрос вырастет, если будет происходить увеличение числа покупателей. Так, если лоток с мороженым подвезти к зданию школы, многие школьники, проходя мимо, захотят купить это лакомство, так как не надо будет бежать на перемене к ближайшему универсаму. В этом случае спрос на мороженое возрастет. Будет больше куплено как недорогих его сортов, так и тех, которые стоят дороже.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: