Вопрос 3. Классификация погрузочно-разгрузочных работ.




 

Погрузка и выгрузка груза (погрузочно-разгрузочные работы) являются неотъемлемой и необходимой частью транспортного процесса. В перевозке от производителя до конечного потребителя часто участвуют несколько видов транспорта, или перевозимый груз перегружается с одного транспортного средства на другое, или груз доставляется на склад (терминал) с последующей переадресацией. В этих случаях происходит перевалка груза, т. е. операции по по­грузке-разгрузке.

На долю погрузочно-разгрузочных работ приходится около */3 общих затрат на перемещение грузов, численность работников, за­нятых на погрузочно-разгрузочных работах, составляет примерно 5 млн человек. Работы являются тяжелыми и трудоемкими, поэтому общество, внедряя различные средства механизации, стремится об­легчить этот труд. Степень механизации погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте составляет в среднем 75... 80 %, а на некоторых видах перевозок (навалочные, жидкие и др.) при­ближается к 100 %.

Работы могут выполняться как силами грузоотправителей, грузополучателей, транспортной организации, перевозчика, так и специализированными по производству таких работ. Они могут быть как общего, так и ведомственного пользования. Их сфера де­ятельности — погрузочно-разгрузочные пункты и точки, в которых по различным причинам (небольшой грузооборот, сезонность пере­возки, финансовая несостоятельность грузовладельцев и т. д.) нера­ционально постоянно содержать погрузочно-разгрузочные средства.

Цель — рациональное сочетание погрузочно-разгрузочных работ с другими этапами процесса, повышение уровня их механизации, рост производительности механизмов и машин, снижение себесто­имости автотранспортных у слуг и транспортных издержек.

При осуществлении перевозчиком погрузочно-разгрузочных раб от повышается качество транс­портного обслуживания клиентуры, растет конкурентоспособность предлагаемых автотранспортных у слуг.

Существует несколько способов выполнения погрузочно-разгру­зочных работ: вручную (немеханизированный), механизированный и автоматизированный.

При выполнении работ вручную, то есть грузчиками без использо­вания механизмов.

При механизированном способе работы выполняются с использованием грузоподъемных машин и механизмов. Различают работы частично и полностью механизированные.

При частичной, или неполной, механизации погрузку груза или выгрузку его производят как машинами или механизмами, так и с участием грузчиков. Если физический труд вообще не при­меняется, то работы являются полностью механизированными, а человек управляет Гришиной или механизмом Особую категорию составляют комплексно-механизированные работы, выполняемые только с помощью машин.

Высшая форма механизации — автоматизация: машина и. пи система машин выполняет транспортные операции по заданной программе без применения труда человека даже в у правлении этими шинами.

При проведении погрузочно-разгрузочных работ необходимо четко и неукоснительно соблюдать нормы, требования, правила, инструкции и т.д., обеспечивающие технику безопасности. Непосредственными у частниками этих работ являются водители механизмов, стропалыцики, грузчики. Они перед приемом на работу, а также перед допуском на конкретные работы должны г получать соответствующую подготовку (обучение, аттестацию, ин­структаж и т.д.). На работы, выполняемые вручную, принимаются мужчины, достигшие возраста 18 лет и прошедшие соответствую­щий медицинский осмотр. При обучении стропальщиков особое внимание уделяется методам застропки грузов, ознакомлению с различными стропами и другими грузозахватными устройствами, а также с грузоподъемными машинами (краткой технико-эксплуата­ционной характеристикой, особенностями эксплуатации и др.). При работах, выполняемых вручную, должно быть занято, как правило, не менее двух рабочих

Во время погрузочно-разгрузочных работ необходимо обращать особое внимание на маркировку грузов и дополнительные условия ведения этих работ

Не допускается выполнение одним рабочим погрузочно-разгрузочных работ, связанных с подъемом грузов массой более 50 кг и с пер смещением грузов массой более 80 кг, пер смещение вручную грузов массой до 80 кг допускается только на расстояние до 25 м

Водители машин, стропальщики и другие участники погрузочно-разгрузочного процесса должны быть обучены по соответствующей программе аттестованы квалификационной комиссией. Допуск к работе оформляется приказом по организации после выдачи на руки удостоверения об обучении. К управлению автомобильными кранами допускаются водители, прошедшие специальное обучение и аттестацию в комиссии под председательством инспектор Рос. технадзор. Перед допуском к работе им должна быть выдана производственная инструкция, определяющая их прав а, обязанности и порядок работы, включая указания по технике безопасности. Их знания проверяют не реже одного раза в год, а также при переходе их на работу с одного предприятия.

Погрузочно-разгрузочные работы с особо опасными грузами (взрывчатые и ядовитые вещества) выполняют вне населенных пунктов, только после специального инструктажа по обеспечению» безопасности, приводимого грузовладельцем. Водитель автомоби­ля при этом не участвует в погрузочно-разгрузочном процессе, но должен следить за расположением и креплением груза в кузове и строго выполнять правила техники безопасности.

Общие принципы классификации средств, применяемых при погрузочно-разгрузочных работах, предусматривают отнесение их к той или иной группе в зависимости от нескольких основных признаков. Сточки зрения организации грузовых автомобильных перевозок следует выделить две группы признаков: технические (наличие привода, принцип действия рабочего органа) и эксплу­атационные (направление перемещения груза, вид груза, степень подвижности).

По наличию привода различают простейшие устройства и при­способления (так называемая малая механизация) и механизмы и машины.

Простейшие устройства облегчают и ускоряют операции, выполняемые вручную, их применение позволяет снизить трудо­емкость работ по сравнению с затратами физического труда по 20-40 %. К ним относятся:

роликовый лом — изогнутый на конце рычаг, опирающийся на два ролика;

роликовые цепи из гибко соединенных роликов, их подкладыва­ют под грузы при горизонтальном перемещении;

ручные тележки для погрузки, разгрузки и горизонтального пе­ремещения груза;

рольганги — рамы с укрепленными на осях роликами, по кото­рым перекатывается груз;

лотки, устанавливаемые с наклоном 35..,45е, служат для спуска груза под действием собственного веса:

самотечные телескопические трубы для перегрузки самотеком зерновых и пылевидных грузов;

домкраты для подъема грузов на небольшую высочу (30... 50 см);

ручные лебедки, тали и полиспасты, применяемые для подъема груза и часто используемые совместно с накатом (наклонная плоскость) для перемещения грузов в кузов: таль, подвешенную к ручной монорельсовой тележке для горизонтального переме­щения груза, называют тельфером1,

ручные вилочные погрузчики — тележки с гидравлическим или механическим приводом грузоподъемностью 0.2... 1,0 т и высо­той подъема груза до 2 м;

бункеры — вертикальные емкости для быстрой (в течение 2...

3 мин) загрузки автомобилей сыпучим или навалочным грузом.

Классификация

Общие принципы классификации средств, применяемых при погрузочно-разгрузочных работах, предусматривают отнесение их к той или иной группе r зависимости от нескольких основных признаков. Сточки зрения организации грузовых автомобильных перевозок следует выделить две группы признаков: технические (наличие привода, принцип действия рабочего органа) и эксплу­атационные (направление перемещения груза, вид груза, степень подвижности).

По наличию привода различают простейшие устройства и при­способления (так называемая малая механизация) и механизмы и машины.

Простейшие устройства облегчают и ускоряют операции, выполняемые вручную, их применение позволяет снизить трудо­емкость работ по сравнению с затратами физического труда па

40 %. К ним относятся:

роликовый лом — изогнутый на конце рычаг, опирающийся на два ролика;

роликовые цепи из гибко соединенных роликов, их подкладыва­ют под грузы при горизонтальном перемещении;

ручные тележки для погрузки, разгрузки и горизонтального пе­ремещения груза;

рольганги — рамы с укрепленными на осях роликами, по кото­рым перекатывается груз;

лотки, устанавливаемые с наклоном 35...45е, служат для спуска груза под действием собственного веса:

самотечные телескопические трубы для перегрузки самотеком зерновых и пылевидных грузов;

домкраты для подъема грузов на небольшую высочу (30... 50 см);

ручные лебедки, тали и полиспасты, применяемые для подъема груза и часто используемые совместно с накатом (наклонная плоскость) для перемещения грузов в кузов: таль, подвешенную к ручной монорельсовой тележке для горизонтального переме­щения груза, называют тельфером1,

ручные вилочные погрузчики — тележки с гидравлическим или механическим приводом грузоподъемностью 0.2... 1,0 т и высо­той подъема груза до 2 м;

бункеры — вертикальные емкости для быстрой (в течение 2...

3 мин) загрузки автомобилей сыпучим или навалочным грузом.

К погрузочно-разгрузочным механизмам и машинам относятся краны, экскаваторы, транспортеры (конвейеры) и погрузчики.

Вопросы конструкции, устройства, эксплуатации, система техни­ко-эксплуатационных качеств подробно рассмотрены при изучении дисциплины «Технические средства автомобильного транспорта», по этому здесь они рассматриваются с точки зрения их наиболее эффективного участия в перевозочном процессе.

Краны бывают мостовые, козловые, портальные, башенные, автомобильные и самоходные.

Мостовые краны располагаются внутри производственных по­мещений.

Козловые краны (разновидность мостовых кранов) используются на открытых площадках (рис).

Портальные краны наибольшее распространение получили в морских и речных портах, скор ость передвижения портала доходит до 60 мин, а грузоподъемность — до 20 т при вылете стрелы длиной более 30м

Башенные краны устанавливаются большей частью на строительных площадках. Их основное назначение — разгрузка транспортных средств и подача строительных материалов к рабочим местам для монтажа зданий или на склад для хранения.

Автомобильные краны (автокраны) широко использу­ются при выполнении работ в местах с незначительным (а чаще эпизодическим) объемом перевозок; являются весьма мобильным! Грузоподъемность — до 40 т.

Домашнее задание:

Выполнить конспект лекции в тетрадь до23.04.2020;
Изучить конспект;

Изучить материал учебника: с 135-137, 140-145. Клюшин Ю.Ф., Рекошев В.С., Павлов И.И. и др. Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства: учебник; под ред. Ю.Ф. Клюшина, В. С. Рекошева. —М.: Издательский центр «Академия», 2014. —336 с. Электронный учебник.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: