Как писать обществоведческое эссе?




Задание № 29 – альтернативное задание. Экзаменуемый должен выбрать из пяти предложенных тем наиболее привлекательную для себя и раскрыть ее в рамках одной из базовых наук с опорой на факты общественной жизни и личный опыт социальных взаимодействий. Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы. За правильное выполнение данного задания дается самый высокий балл – 6.

Согласно требованиям ФИПИ выполняя данное задание вы должны уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы, объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности. Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

 

Выполняя задание вы должны:

 

1) Выявить основную ИДЕЮ, поднятую в высказывании (Идея – это основная мысль высказывания).

А) Для этого сформулируйте ОБЪЯСНЕНИЕ смысла высказывания в целом.

Б). Найдите КЛЮЧЕВОЕ слово.

В). Определите, какая ИДЕЯ сформулирована автором.

Г) Определите ТЕМУ, по которой будете вспоминать понятия и теоретические положения. Тему брать лучше ту, которая сформулирована коротко и ясно и по которой у вас есть отличные теоретические знания.

Д) Все свои умные мысли запишите.

2) Сформулировать свое отношение к ней и аргументировать его, демонстрируя при этом понимание сущности идеи и владение обществоведческими знаниями и умениями.

На этом этапе необходимо знание теории, поэтому главной задачей здесь является вспомнить исходные теоретические данные. Аргументы не должны быть однотипными, т.е. не допускается дублирование аргументов

3) Раскрыть ее, при этом нельзя путать тему эссе и идею, заложенную в этой теме

 

Общая структура эссе должна выглядеть так же, как и структура задания 28:

 

  ВВЕДЕНИЕ (формулировка смысла высказывания, определение идеи (-й-) в нем, выделение аспектов идеи, если таковые есть. раскрытие ключевого понятия и других имеющихся терминов в высказывании,Обоснование своей позиции относительно высказывания автора. Обоснование своей позиция не является обязательным, поэтому, при недостатке времени, ее можно опустить)
  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (теоретическая часть, рассуждения, примеры и их аргументация)
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ (подвести итог тому, что вы написали, сделать вывод)
     

Каждая часть сочинения должна иметь мини-вывод. Для этого достаточно одного предложения. В заключении не надо повторять уже сформулированные мини-выводы, которые вы делали после каждого абзаца

После написания сочинения устройте себе САМОПРОВЕРКУ.

За правильное раскрытие смысла высказывания, а это у нас первый критерий оценивания ответа на задание 29, вы получите 1 балл. Если за него вам выставлено 0 баллов, то на этом проверка прекращается и всё мини-сочинение оценивается нулём.

Особое внимание, по мнению разработчиков КИМов, необходимо уделить аргументации своего мнения. Вот как звучит задание 29:

«Для иллюстрации сформулированных Вами основной (-ых) идеи(-й),теоретических положений, суждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников»:

– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни

и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги,

просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;

– из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

 

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга м не содержать рассуждения бытового характера). Для оценивания этих социальных фактов заданы четкие критерии (критерий 29.4).

- Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг

друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой

в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом – 2 балла

- Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/вывод.

Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом.

- ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой – 1 балл

- ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом

- Все иные ситуации, не предусмотренные правилами



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: