Оперативно-распорядительный процесс.




Виды административного процесса.

Административный процесс сложен по своей структуре, это обусловлено его объемом, охватывающим различные сферы исполнительной власти и многочисленные категории индивидуально-конкретных дел.

По-разному решался в юридической литературе вопрос о перечне производств в административном процессе, хотя всегда основополагающим фактором являлась позиция автора по поводу объема и границ административного процесса. Как было рассмотрено выше, сторонники традиционного юрисдикционного понимания процесса наполняли его структуру только производствами по спорам и принуждению в сфере исполнительной власти. Представители широкой трактовки включали в административный процесс производства как юрисдикционного, так и положительного характера, присоединяющие всю управленческую правоприменительную деятельность. Такой разнобой в теории имеет своим следствием недостаточную урегулированность на законодательном уровне, что по принципу "замкнутого круга" относит вопрос о видах административного процесса к разряду дискуссионных.

От того, насколько динамично решится проблема видов административного процесса, будет зависеть кодификационная работа в области административно-процессуального права, а также эффективная деятельность всей системы исполнительной власти на благо личности, общества и государства в целом.

Представляется оптимальным говорить, несмотря на единство административного процесса в целом и юридического процесса вообще, о трех видах административных процессов:

- административно-нормотворческом,

- оперативно-распорядительном (регулятивном),

- административно-юрисдикционном (охранительном).

2 и 3 – правоприменительные процессы.

Каждому виду присуща своя комбинация форм и методов управления.

Кратко охарактеризуем каждый из видов.

Административно-нормотворческий процесс

Рассматриваемому процессу присущи все особенности административного процесса, также можно выделить следующие черты нормотворческого процесса.

1. Ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер.

2. Он осуществляется в целях создания (изменения, приостановления, отмены) подзаконных норм (актов исполнительной власти), призванных обеспечить организацию практического исполнения (соблюдения) норм закона. В зависимости от состояния регулирования конкретных общественных отношений и самого нормативного материала выделяют конкретные функции правотворчества (обновление нормативно-правового материала; восполнение пробелов в нормативно-правовом материале; упорядочение действующего нормативно-правового материала). Следует отметить особую значимость названных функций административно-нормотворческого процесса в настоящее время, когда происходит формирование новой правовой системы.

3. Эта правовая форма деятельности осуществляется четко ограниченным кругом субъектов исполнительной власти, прямо обозначенных законодателем, и никто, кроме них, не вправе отправлять административное нормотворчество (министерства).

4. Итогом (результатом) административно-нормотворческой деятельности является принятие соответствующего нормативно-правового (подзаконного) акта.

Таким образом, административно-нормотворческий процесс представляет собой нормотворческую (неюрисдикционную) деятельность органов исполнительной власти по созданию подзаконных нормативных актов в целях создания правовой базы для реализации закона.

Оперативно-распорядительный процесс.

Порядок решения компетентными административными органами индивидуально-конкретных дел на основе, главным образом, норм материального права реализуется (осуществляется) в рамках административно-юрисдикционного (правоохранительного) и Оперативно-распорядительногопроцесса. Последний занимает ведущее место среди правовых форм деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов, призванных осуществлять исполнительно-распорядительные функции, которыми наделены в основном посредством административного права.

Оперативно-распорядительный процесс, являясь видом правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, имеет следующие черты.

1. Этот процесс также носит неюрисдикционный характер, позитивную направленность.

2. Стоящие перед ним задачи ориентированы на активное, добросовестное выполнение должностными лицами органов исполнительной власти своих полномочий, которыми они наделены соответствующим законодательством, иными словами, данный процесс призван регламентировать деятельность, направленную на осуществление управленческих функций исполнительной власти. Для этого используются регулятивные методы управления. Реализуются основные функции управления по решению вопросов в подведомственной сфере (контроль, распределение ресурсов) и обеспечивающие (планирование, прогнозирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, организационно-структурное обеспечение, информационное обеспечение, учет, и др. Функции органа государственного управления закреплены в правовых актах, регламентирующих их компетенцию.

3. Правонаделительную деятельность осуществляет широкий круг субъектов (служащих, должностных лиц органов исполнительной власти).

4. Результатом данной подзаконной деятельности всегда является индивидуально-конкретное решение (правоприменительный акт), содержащее властное волевое изъявление субъекта и имеющее организационное значение как для государства в целом (в лице соответствующего органа управления, структурного подразделения), так и для конкретного гражданина, общественного объединения.

3. Административно-юрисдикционный процесс –это самостоятельный вид административного процесса, направленый на разрешение индивидуально-конкретных административных споров и принятие властных актов с целью достижения определенных правовых результатов, связанных с применением мер административного принуждения.

Решение же других вопросов лежит в сфере иной управленческой деятельности, не связанной с осуществлением функций управления посредством издания индивидуальных (правоприменительных) актов, и может выражаться, в частности, в таких формах управления, как осуществление организационно-инструкторских мероприятий и материально-технических операций.

Пока нет АПР Права.

Принципы административного процесса.

Принципы - это основные руководящие положения, теоретические идеи, отражаемые и закрепляемые правом.

Вследствие этого "принципом административного процесса" может быть признано не любое проявление, не любая часть административно-процессуальной деятельности, а ее качественно обособленная черта, исходная установка административно-процессуальной деятельности <*>.

--------------------------------

<*> Додин Е.В. Доказательства в административном процессе. М., 1973. С. 23.

Принципы административного процесса - это такая исходная установка, посредством которой определяются особенности, специфика, назначение административно-процессуальной деятельности, которая должна найти закрепление в нормах права, ибо только в этом случае принцип приобретает правовой характер.

В юридической литературе выделяют принципы, которые характерны для всех отраслей права, для конкретной отрасли права, для конкретных институтов отдельной отрасли права <*>.

--------------------------------

<*> Алексеев С.С. Общая теория права: Курс лекций: В 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 261; Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1978. С. 145 - 163; и др.

 

В административном праве ряд ученых (А.П. Коренев, В.А. Лория, В.Д. Сорокин, Н.Г. Салищева, Д.Н. Бахрах, Е.В. Додин и др.) серьезно занимались разработкой этого вопроса. Предлагаемые ими классификации различны. С нашей точки зрения, с учетом специфики иных видов юридических процессов и на основании анализа имеющихся высказываний по данному вопросу в систему принципов административного процесса следовало бы включить:

1) принцип законности;

2) принцип объективной (материальной) истины;

3) принцип равенства сторон;

4) принцип обеспечения охраны прав субъектов административного процесса;

5) принцип гласности административного процесса;

6) осуществления процесса на национальном языке;

7) принцип быстроты (оперативности, экономичности, эффективности) процесса;

8) принцип самостоятельности принятия решения;

10) принцип ответственности должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса и за принятый акт (решение, постановление и т.п.);

11) принцип активности правоприменительных органов;

12) принцип сочетания интересов личности, общества и государств.

 

Нужно отметить, что наряду с названными принципами существуют и другие принципы, вытекающие из первых и действующие в пределах административно-процессуальных институтов.

Так, по нашему мнению, можно говорить о принципе ограниченных процессуальных возможностей, который закономерным образом вытекает из характера управленческой деятельности, имеет вполне реальное обоснование, связанное с оперативностью и непрерывностью правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, и порождается проблемой усмотрения в административной материи.

При осуществлении данной деятельности возникают общественные отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: