В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" основной целью религиозной организации является совместное исповедание и распространение веры, а соответствующими этой цели признаками являются: вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (ч. 1 ст. 6).
Кроме своей основной цели (исповедание и распространение веры) религиозные организации в установленном законом порядке вправе заниматься и иной не запрещенной законом деятельностью, соответствующей ее цели. При этом предмет и цели деятельности религиозной организации как некоммерческой организации должны быть определены в ее уставе.
Неправильное понимание руководителями религиозных организаций этого, казалось бы, простого вопроса зачастую приводит к нарушениям законодательства.
Так, например, юридическая неграмотность сотрудников одной из централизованных религиозных организаций спровоцировала подачу иска Минюстом России о ликвидации организации. Причина - неправильное заполнение форм ежегодной отчетности. Так, в своих отчетах религиозная организация в разделе "Виды деятельности в отчетном периоде в соответствии с уставом", в котором, по сути, перечисляются признаки религиозной организации, везде поставила прочерки. Таким образом, получилось, что организация в течение года занималась чем угодно, но только не уставной деятельностью.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время именно религиозные объединения ведут эффективную работу среди нуждающихся и неблагополучных слоев населения. Сеть реабилитационных центров, созданных религиозными организациями во всех уголках нашей страны, - яркое тому свидетельство.
|
Казалось бы, деятельность религиозных организаций по духовно-нравственной реабилитации лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, должна поощряться, однако при ее осуществлении как религиозные, так и общественные организации сталкиваются с рядом неразрешимых проблем.
Несмотря на то что руководство нашей страны подчеркивает важность профилактики наркомании и важность антинаркотической пропаганды среди молодежи совместно с общественными организациями, на практике с органами власти нередко возникают серьезные проблемы.
Так, например, в адрес религиозной организации в г. Новосибирске Управлением Министерства юстиции по Новосибирской области было направлено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства РФ, в котором было указано, что церковь не имеет права содействовать профилактике и реабилитации лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Однако церковь, занимаясь данного рода благотворительной деятельностью, не только не нарушала законодательства нашей страны, но, наоборот, вносила свою лепту в борьбе с этой все более нарастающей бедой в нашем обществе.
Бывают случаи, когда органы, осуществляющие контроль за деятельностью религиозных организаций, указывают, что церковь благотворительной деятельностью вообще заниматься не вправе. И если у прихожан есть такое желание, то они должны зарегистрировать благотворительную организацию. Видимо, срабатывает синдром советской эпохи, когда согласно Постановлению ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. "О религиозных объединениях" религиозным общинам запрещалась всякая социальная и благотворительная деятельность.
|
Однако данная позиция противоречит действующему законодательству. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Более того, государство должно оказывать содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность не только граждан, но и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В соответствии со ст. 4 данного Закона юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.
|
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ благотворительная деятельность осуществляется в целях:
- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействия защите материнства, детства и отцовства;
- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
- охраны окружающей среды и защиты животных;
- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
Также нередки случаи, когда руководители религиозных организаций, в том числе занимающиеся оказанием помощи лицам, страдающим наркотической и алкогольной зависимостью, начинают эту деятельность ставить на первый план, забывая об основных целях создания религиозной организации.
При проведении проверки выявляется, что протоколы данной организации отражают исключительно деятельность по профилактике и реабилитации лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью, и практически отсутствует деятельность, ради которой и создана религиозная организация, - совместное исповедание и распространение веры. Что дает повод контролирующему органу прийти к выводу, что по факту религиозная организация утратила при осуществлении своей деятельности характер и признаки религиозной организации.
Следует отметить, что в случае судебных разбирательств по данной категории дел суд зачастую назначает религиоведческую экспертизу.
Безусловно, желательным можно считать привлечение специалиста по протестантизму в процесс экспертирования религиозной организации протестантского толка или специалиста по новым религиозным движениям для экспертирования, например религиозной организации Свидетелей Иеговы. Узкая специализация ученого предполагает наличие у него большего объема специальных знаний, необходимых для данного конкретного экспертного исследования.
В качестве примера скрупулезности в подборе эксперта-религиоведа уместно привести допрос в американском суде одного из выдающихся религиоведов современности Джона Гордона Мэлтона. Речь идет о типологически сходной судебной религиоведческой экспертизе. Так, судья вначале тщательно выясняет уровень образования эксперта, его научный и педагогический стаж, количество и содержание написанных им книг, в том числе подробно о книге "Энциклопедия американских религий", вплоть до количества книг в библиотеке эксперта <1>.
--------------------------------
<1> См.: Пчелинцев А.В. Государственная религиоведческая экспертиза в системе правовых гарантий // Основы религиоведческой экспертизы: Сб. науч. статей / Под общ. ред. А.В. Пчелинцева. М.: Институт религии и права, 2002. С. 9.
Именно такой скрупулезный подход должен лежать в подборе экспертов для работы в экспертных советах по проведению ГРЭ.
Тем не менее не каждый человек, даже специалист высокой квалификации, способен к необходимым обобщениям, уточнениям, конкретизациям, правильному выстраиванию причинно-следственных связей. Одна из основных задач в этом смысле - организация мышления эксперта, а для этого необходимо учитывать специфику предмета, который экспертируется. Так, религиоведение, как и любая другая гуманитарная наука, имеет ряд особенностей, пониманием которых должен владеть специалист-религиовед.
Однако, к сожалению, приходится признать, что поскольку требования к эксперту-религиоведу законодательно не определены, на практике далеко не всегда в качестве эксперта выступает квалифицированный специалист <1>;
--------------------------------
<1> См.: Государственная религиоведческая экспертиза: теория и практика. М.: ИД "Юриспруденция", 2012. С. 141.