Заведующий МБДОУ
Детский сад № 17 «Золотая рыбка»
«___»________2015 г.
___________ Т.Н. Железняк
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Гномики»
«Занимательная математика».
Воспитатели:
Никифорова Е.А.
Елескина Н.П.
Салехард - 2015 год.
Интеллектуальный проект по математике
в подготовительной группе "Гномики"
«Занимательная математика»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский.
Паспорт проекта:
Название проекта: «Занимательная математика».
Тип: познавательно - игровой.
Вид проекта: интеллектуальный, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Срок реализации проекта: 1месяц (с 1 ноября по 2 декабря 2015 г).
Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников, социальные партнеры.
Интеграция образовательных областей: ОО «Познание», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».
Актуальность:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу мышлению и воображению, затрагивающему не только часто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Педагог должен дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолений трудностей. Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
|
Цель проекта:
1.Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.
2. Создание условий для развития математических и творческих способностей детей с помощью развивающих игр математического содержания.
Задачи:
1.Формировать у детей широкую любознательность в познавательной деятельности.
2.Формировать у дошкольников представления о геометрических фигурах и телах; цифрах от 0-20; разнообразных линиях.
3. Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
4. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
5.Способствовать развитию мыслительных операций и логического мышления.
6.Воспитывать умение строить догадки, рассуждения, экспериментировать, искать способы решения различных ситуаций.
7. Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
|
Интеграция областей
Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, самостоятельной и продуктивной деятельности детей.
Вид деятельности | Задачи | Методы и приемы |
ОО "Познание" | Углублять знания детей о геометрических фигурах, тел, цифр, разнообразных линий. | Совместная организованная деятельность. 1. “Игры дидактические, развивающие, подвижные”.Включают в себя игры с математическим содержанием воспитывающие у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску. 2. Логические блоки Дьнеша”.Включают в себя специально разработанные игры и упражнения с блоками помогающие детям овладевать различными мыслительными умениями. 3.“Палочки Кюизенера”. Включают в себя специально разработанные игры и упражнения позволяющие развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. |
ОО "Речевое развитие" | Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях. Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов. Развивать стремление к новым встречам с героями, вспоминать, прогнозировать, досочинять происходящие с ними события. | Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы. Составление рассказов, сказок. Чтение разных сказок Разные виды театра. Переделать конец сказки, Рассказывание сказки по схеме. «Закончи сказку по-другому». |
ОО "Физическое развитие" | Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, через использование предметов определенных форм. | Подвижные игры. Игры-соревнования. Использование заданных предметов. |
ОО"Художественно-эстетическое развитие" | Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку, аппликацию, рисование. | Превращение фигур, цифр и линий в предметы. «На что похожи цифры» и др. |
Игровая деятельность | Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их. | Дидактические игры. Подвижные игры. Сюжетно-ролевые игры. Театральные игры. Словесные игры. Строительные игры. Подготовка атрибутов. |
Продуктивная деятельность | Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда. | Поделки Постройки из конструктора, песка. |
Самостоятельная деятельность | Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников. | Разнообразные игры. Исследовательская деятельность. Рисование рисунков. Продуктивная деятельность. |
Работа с родителями. | Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое. | Разнообразные игры. Чтение художественной литературы. «Сказки о геометрических фигурах». «Сказки о числах и цифрах». Опыты семейного воспитания. “Математический КВН ”. |
Ожидаемый результат:
|
– анализируют предметы окружения, выявляя их сходства и различия, в том числе и с геометрическими эталонами;
– преобразовывают геометрические фигуры, воссоздают их из частей– сравнивают и классифицируют фигуры по четырем признакам;
– определяют объем жидких и сыпучих материалов;
– владеют приемами построения и перестроения из палочек;
– умеют обозначать свойства предметов при помощи различных заменителей;
– измеряют длину различными мерками;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми;
– составляют и решают математические задачи со счетом;
Итог проекта:
Обобщение результатов работы. Проект позволит детям расширить математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах и разнообразных линиях, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к исследовательской деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.
Дети получат ответы на интересующие вопросы и сделают выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.
Этапы проведения проекта.
Подготовительный этап
№ | Мероприятия | Ответственный | Дата проведе-ния |
Анкетирование родителей «Зачем нужна математика» | воспитатель | Ноябрь 1 неделя | |
Круглый стол с участием родителей и детей "Математика - царица всех наук" | воспитатель | Ноябрь 2 неделя | |
Консультации для родителей: «Математика - это интересно» «Учим детей логически мыслить» «Играем дома» «Игры по дороге домой» | воспитатель | Ноябрь 3 неделя | |
Наглядно-дидактические пособия Рамки-вкладыши "Цвета", "Геом.фигуры", «Геометрическая мозаика», «Математическое лото» и др. | воспитатель | Ноябрь 1 неделя | |
Картотека дидактических игр по математике | воспитатель | Ноябрь 1 неделя |
Основной этап.
№ | Мероприятия | Содержание | Дата проведения |
Наблюдения на прогулке. Форма, размер, величина, цвет в природе. Папка - передвижка «Играем в выдающихся математиков» Экскурсия в МВК им. Шемановского "Музей Эйнштейна" | Предложить детям рассмотреть вокруг и найти парные предметы: у птицы 2 крыла, 2 лапки; у собаки 2 глаза, 2 уха. Спросить детей, чего у них по 2:2 руки, 2 уха, 2 глаза, 2 плеча, 2 локтя, 2 ступни, 2 пятки. Ребёнок может не только назвать, но и показать их. 2. Собрать опавшие листья в небольшие букеты. Затем предложить детям отгадать, в каком букете больше листьев. Предложить детям собрать веточки и сгруппировать их по величине: большие, меньше, маленькие. Спросить: как узнать, каких больше? и др. | Ноябрь 1 неделя | |
Работа со схемами и графическими планами. Конструирование из геометрических форм и фигур. | Составление различных фигур по схемам: палочки Кюизенера, блоки Дьеныша, счетные палочки, кубики | Ноябрь 2 неделя | |
Решение головоломок, ребусов, логических задач. Сюжетно ролевая -игра «Почта» | "Колумбово яйцо", "Танграмм", "Сложи квадрат", кубики Воскабовича, и др. Изготовление атрибутов к с-р игре совместно с детьми. | Ноябрь 3 неделя | |
Изодеятельность Сюжетно ролевая -игра «Магазин» | Лепка «Путешествие по радуге», рисование "Превращение треугольника,... Овала,... Прямоугольника и т.д. Изготовление атрибутов к с-р игре совместно с детьми. | Ноябрь 4 неделя | |
Нетрадиционное родительское собрание | "Математика глазами детей, педагогов, родителей. Математический КВН" | Ноябрь 5 неделя |
3.Заключительный.
№ | Мероприятия | Содержание | Дата проведения |
Анализ результативности | Выставка пособий, игр, поделок и рисунков. | Ноябрь 5 неделя |
Оценка результатов проекта:
В ходе реализации совместного проекта достигнуты определенные результаты:
· в группе создан математический уголок, в котором собраны наглядно-дидактические пособия, игры, методическая и художественная литература;
· математический уголок пополнен развивающими играми, изготовленными совместными усилиями родителей, педагогов и детей;
· у детей появился интерес к занимательной математике: дети научились самостоятельно играть в игры математического содержания;
· установлены взаимоотношения между детьми и родителями.
Продукт проектной деятельности:
· развивающие математические игры, игры-самоделки;
· буклеты для родителей по математическому развитию детей;
· лепка "Путешествие по радуге" (выставка работ)
Список литературы
1.Логика и математика для дошкольников.
2. Е.А. Носова. Р.Л. Непомнящая. “Детство-Пресс”. 2006 г
3.Программа развития и воспитания детей в детском саду.
4. В.И.Логинова. Т.И.Бабаева. и др. Детство-Пресс. 2010 г.
5.Методические советы к программе “Детство”Детство-Пресс. 2007 г.
7.Как работать с палочками Кюизенера. Л.Д.Комарова. М.: 2008 г.
8.Комплект “Ступеньки к школе”. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. Дрофа. 2000 г.
“Учимся находить одинаковые фигуры”; “Азбука счета”; “Цвет”; Учимся находить противоположности”; “Развиваем логическое мышление и память”.
9.Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Детство-Пресс. 2007 г.
10.Математика – это интересно. З.А.Михайлова. 2006 г.
11.Книга по математике для детей и воспитателей “Пых”. В.А. Козлова. “Школьная Пресса”. 2002 г.
12.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. Мозаика–Синтез. 2009 г.
13.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей. Венгер Л.А. Михайлова З.А
14.Игровые занимательные задачи для дошкольников.“Детство-Пресс”. 2001 г. Смоленцева П.А.
15. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. Житомирский В.Г.
16. Путешествие по стране Геометрии. Смоленцева А.А.
17.Математика до школы. “Акцидент”. 1998 г.