Освящение, или очищение первенца. Согласно Закону[1], каждый перворожденный мужского пола был посвящен, то есть отдан Богу. Это посвящение заменялось древним обрядом «выкупа за первородного» [2]. В Законе установлено, что за сумму в пять сиклей серебра родители могли выкупить у Бога своего сына. Деньги эти уплачивались священникам, но не раньше, чем на тридцать первый день после рождения.
Очищение матери после рождения ребенка. Женщина считалась нечистой в течение сорока дней после рождения мальчика, и в течение восьмидесяти дней после рождения девочки. Она могла выполнять свою домашнюю работу, но не могла посещать храм или принимать участие в любом религиозном обряде[3]. По истечении этого срока она должна была принести в храм агнца для жертвы всесожжения и молодого голубя для жертвы за грех. Это было довольно дорого, и поэтому Закон допускал, если женщина не могла купить агнца, принести в жертву вместо него второго голубя. Принесение в жертву двух голубей вместо ягненка и голубя называлось «жертвоприношением бедных». Именно такое жертвоприношение принесла Мария. И мы снова видим, что Иисус родился в небогатой семье, в которой нужно было трудиться и считать каждую копейку.
В то время не было иудея, который не считал бы свой народ избранным народом. Но в чем состояло это избранничество? В мировом величии? Однако иудеи прекрасно сознавали, что чисто человеческими усилиями они никогда не смогут достичь этого величия. Конечно, большинство иудеев верило, что, раз уж они являются избранным народом, они однажды завладеют всеми народами земли. Но как? Одни полагали, что в свое время какой-то великий небесный герой сойдет с небес на землю. Другие верили, что родится новый царь из дома Давидова, который возродит былую славу Израиля. Третьи же верили, что сам Бог каким-то необъяснимым, непредсказуемым и сверхъестественным образом вмешается в ход истории. Но, наряду со всеми этими иудеями, была среди них еще одна небольшая группа людей, так называемые «кроткие в стране». Эти не мечтали о насилии и власти, об армиях и знамениях; они просто проводили жизнь в молитве и спокойном созерцании, ожидая пришествия Бога. Симеон был одним из них; в молитве, в благоговейном почитании, в преданной надежде ожидал он того дня, когда Бог утешит свой народ. Бог обещал Симеону чрез Святого Духа, что он не умрет до того дня, пока не увидит Мессию, помазанного Богом Царя. В Младенце Иисусе Симеон узнал Его и был утешен. Он сознал, что Бог отпускает его с миром, а слова его стали одним из самых любимых гимнов церкви.
|
И вот, праведный и благочестивый Симеон, движимый Святым Духом, пришел в храм. Он встретил Иисуса и Его родителей, взял Младенца на руки и благословил Бога за то, что исполнилось Его обетование. В пророческом гимне Симеон обращается к Богу как к Владыке, который уготовал спасение «перед лицом всех народов». В этом гимне подчеркнут мотив универсализма: спасение принесет «свет к просвещению язычников». Это напоминает нам пророчества Исаии: «И явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божье]» (Ис 40:5); «и все концы земли увидят спасение Бога нашего» (Ис 52:10). В гимне Симеона в качестве спасительных средств еще не упоминаются крест и воскресение Иисуса. Спасение мира усматривается в Его вочеловечении, в воплощении. Важно заметить при этом намек на высказывания пророка Исаии о страдающем «рабе Господнем», который прольет спасительный свет от Израиля на все народы земли:
|
– Я, Господь, призвал Тебя в праведности;
Я буду держать Тебя за руку.
Я буду хранить Тебя, и через Тебя
Я заключу завет с народом
и принесу свет язычникам,
(Ис 42:6);
Он говорит:
«Слишком мало для Тебя
быть Моим Слугой,
восстановить роды Иакова
и возвратить уцелевших Израиля.
Я сделаю Тебя светом для язычников,
чтобы спасение Мое достигло концов земли».
(Ис 49:6).
Свидетельство Симеона о мессианстве Младенца Иисуса удивило Его родителей. Симеон благословил их и сделал предсказание Марии: её Сын, Мессия Иисус, вызовет разделение в Израиле: многие соблазнятся, им Иисус будет на «падение», они споткнутся и упадут. Падут - здесь, несомненно, аллюзия на знаменитый «камень преткновения», о который споткнутся неверующие (Ис 8.14-15; 28.16; Пс 118 (117).22; Рим 9.32-33; 1 Петр 2.6-8; Лк 20.17-18 и др.). Но многим - на «восстание». Следует заметить, что слово «восстание» (άνάστασις) у нас переводится обычно как «воскресение». Он станет «предметом пререкания», буквально «знамением, которое будут отрицать». Все это указывает на страсти и крест, но также на последователей Христа и на Церковь. Отвержение Иисуса Израилем пройдет через душу Его матери Марии как «оружие» (буквально - «меч»). Возможно, евангелист здесь снова понимает Марию как образ верующей Церкви. Ведь и в самой церкви борьба за Христа и страдания со Христом действуют как болезненный меч, проникающий в ее душу.
|
В рассказе появляется пророчица Анна, которая тоже принадлежала к «кротким в стране». Кроме пророка Симеона, в Храме есть еще одна свидетельница - пророчица Анна (евр. Ханна, «милость, благодать»). У нее такое же имя, как у матери пророка Самуила Евангелист рассказывает о ней на удивление подробно. Мы узнаем, как звали ее отца (Фануил - евр. Пенуэль, «лицо Божье»), из какого племени она была родом. Ашер (слав. Асир) был сыном Иакова, и племя называлось по его имени и входило в число десяти северных племен. Об этой Анне мы знаем только то, что здесь кратко сказано евангелистом. Анна была вдовой. Ей было восемьдесят четыре года. Она, как и Симеон, состарилась, но никогда не переставала надеяться, потому что не отходила от храма, постилась и не переставала молиться днем и ночью. Она поддержала пророчество Симеона, говоря всем о Младенце и о Его спасительной миссии. Своим свидетельством она подтверждала, что мессианские ожидания Иерусалима исполнились в Иисусе.
Исполнив все, что велел Закон Господень. Они - это Иосиф с Марией и Иисусом. Вернулись в Галилею (ср.Лк 1:26 и 2:4). Таким образом, Иисус получил прозвание Назарянина, то есть уроженца и жителя города Назарета, и многие даже не знали, что он родился в Вифлееме (Ин 7.41-42).
[1] Исх 13:2.
[2] Чис 18:15-16.
[3] Лев 12