СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
ОК-7. способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности
ОПК-1. готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
ОПК-2. способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
ОПК-4. готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования
Цель дать научную картину социально-педагогической действительности всем тем, кому предстоит в своей профессиональной деятельности работать в системе образования, решать задачи социального воспитания и развития личности, а также ознакомить педагогических работников с их функциями в качестве субъектов социально-педагогической деятельности, основными направлениями и ведущими технологиями осуществления социально-педагогической деятельности.
Обязательная литература:
1. Мудрик А. В. Социальная педагогика. Учебник для вузов / А. В. Мудрик. – 8-е изд. – Москва: Академия, 2013. – 240 с.
2. Липский И. А. Социальная педагогика: учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / И. А. Липский, Л. Е. Сикорская. – Москва: Дашков и К, 2014. – 280 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56290
3. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Основы курса: учебник для вузов и ссузов [Электронный ресурс] / Л. В. Мардахаев. – 5-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 376 с. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/55D9C51F-469B-4704-86C0-49DD5011FE79
Дополнительная литература:
1. Титов В. А. Социальная педагогика: конспект лекций [Электронный ресурс] / В. А. Титов. – Москва: Приор-издат, 2003. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=56310&sr=1
2. Мустафаева Ф. А. Социальная педагогика. Учебник для вузов [Электронный ресурс] / Ф. А. Мустафаева. – Москва: Академический проект, 2003. – 528 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=236596&sr=1
3. Социальная педагогика: учебник для академического бакалавриата [электронный ресурс] / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 448 с. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/44C6ABCA-1094-478A-8B79-DF2C5A4BE28B
4. Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе / М. В. Шакурова. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
Преподаватель: доктор педагогических наук, профессор Марина Викторовна Шакурова (shakurova@mail.ru; 8-910-346-01-66)
Кафедра общей и социальной педагогики (ауд. 320 и 321 главного корпуса)
Лекции – 18 часов
Тема 1. 2 часа | Социальная педагогика – определение, предмет, объект, функции, прикладные задачи. Основные понятия социальной педагогики | |
Тема 2. 2 часа | Социальная педагогика – определение, предмет, объект, функции, прикладные задачи. Основные понятия социальной педагогики | Мини-опрос. Максимальный балл за тему – 3 балла |
Тема 3. 2 часа | Социализация как социально-педагогическое явление | Мини-опрос. Максимальный балл за тему – 3 балла |
Тема 4. 2 часа | Факторы социального становления личности в современном обществе. Семья как фактор социализации | Мини-опрос. Максимальный балл за тему – 3 балла |
Тема 5. 2 часа | Факторы социального становления личности в современном обществе. Семья как фактор социализации | Мини-опрос. Максимальный балл за тему – 3 балла |
Тема 6. 2 часа | Социально-педагогическая деятельность. Педагог как субъект социально-педагогической деятельности | Мини-опрос. Максимальный балл за тему – 3 балла |
Тема 7. 2 часа | Профилактика антисоциального поведения как направление воспитательной работы школы | Мини-опрос. Максимальный балл за тему – 3 балла |
Тема 8. 2 часа | Социальное воспитание в контексте социализации | Мини-опрос. Максимальный балл за тему – 3 балла |
Тема 9. 2 часа | Воспитательные системы школы и социума | Мини-опрос. Максимальный балл за тему – 3 балла |
Максимальный балл по лекционному курсу – 24
Семинары – 18 часов
СП 1 2 часа | Социальная педагогика – определение, предмет, объект, функции, прикладные задачи. Основные понятия социальной педагогики (вводный) | |
СП 2 2 часа | Человек в процессе социализации | - «Моделирование» (работа с понятиями) – 3 балла - устный опрос – 3 балла Максимальный балл за тему – 6 |
СП 3 2 часа | Социокультурная и образовательная среда как факторы социализации | - понятийный диктант по теме – 3 балла - Проектная работа «Оптимальная образовательная среда» - 5 баллов Максимальный балл за тему – 8 |
СП 4 2 часа | Семья как фактор социализации. Семья в социально-опасном положении | - тест по теме СП 3 (5 тестовых заданий) – 5 баллов - понятийный диктант по теме – 3 балла - Мозаика проблем – 3 балла Максимальный балл за тему – 11 |
СП 5 2 часа | Социально-педагогическая деятельность. Педагог как субъект социально-педагогической деятельности | - тест по теме СП 4 (5 тестовых заданий) – 5 баллов - понятийный диктант по теме СП 4 – 3 балла - эссе – 3 балла Максимальный балл за тему – 11 |
СП 6 2 часа | Профилактика антисоциального поведения в работе педагога | - тест по теме СП 5 (5 тестовых заданий) –5 баллов - письменная работа по микро-группам (рецензирование программ профилактики) – 4 балла Максимальный балл за тему – 9 |
СП 7 2 часа | Воспитательные системы школы и социума | - тест по теме СП 6 (5 тестовых заданий) – 5 баллов - «Сравнительная таблица» – 3 балла Максимальный балл за тему – 8 |
СП 8 2 часа | Организация социально-ценной деятельности учащихся | - тест по теме СП 7 (5 тестовых заданий) – 5 баллов - «Парад примеров» с элементами методического анализа – 3 балла Максимальный балл за тему – 8 |
СП 9 2 часа | Социально-педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение | - тест по теме СП 8 (5 тестовых заданий) – 5 баллов - устный ответ – 3 балла Максимальный балл – 8 |
Итоговое тестирование – максимальный балл 17