Государственное регулирование деятельности организаций.




 

Нестабильность российской экономики, характеризующаяся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе, во многом обусловлена слабым, а порой и некомпетентным, вмешательством государства в происходящие экономические процессы; тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.

На государство возлагаются следующие основные функции:

1)Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом, не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2)Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом.

3)Стабилизация экономики, т.е. устойчивое развитие экономики, когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем валового национального продукта, национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы посредством проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.

Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

Так, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны.

Инфляция приводит к следующим негативным последствиям:

- национальным товарам трудно конкурировать с импортными. В свою очередь это приводит к дефициту платежного баланса, Зч1адку промышленного производства, росту безработицы;

- началу валютной спекуляции;

- оттоку денег из страны, особенно иностранной валюты;

- девальвации валюты, а следовательно, повышению цен на импортные товары и общему росту цен;

- обесценению сбережений граждан;

- снижению инвестиционной активности и другим негативным, последствиям.

Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой в гарантированном обеспечении всех работающих минимумом заработной платы, пенсиями по старости и инвалидности, пособиями по безработице; в обеспечении различных видов помощи малоимущим; в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и т.д.

Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция — один из основных регулирующих инструментов. Конкуренция — основа прогресса во всех сферах экономики, она заставляет производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому одна из функций государства — защита конкуренции. При конкуренции покупатели — это хозяин, рынок — их агент, а предприятие — их слуга. При монополии (олигополии) ситуация резко изменяется, и покупатель из хозяина превращается в слугу.

Для России проблема создания конкурентной сферы и ее защита особенно важны на современном этапе, поскольку среда для настоящей конкуренции в стране еще не создана и экономика в значительной степени монополизирована.

Выход из создавшегося положения очевиден: демонополизация экономики — создание конкурентной среды — защита конкуренции. Для выполнения этих и других функций государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и средства.

Только при наличии определенных условий и предпосылок государство должно вмешиваться в экономику. Условия могут быть и позитивными, и негативными.

Негативные условия — это всякого рода негативные явления и тенденции в различных сферах человеческой деятельности, которые могут отрицательно повлиять на деятельность организации и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления разнообразны как по сущности, так и по силе отрицательного влияния на экономику. Роль государства Заключается в своевременном обнаружении этих тенденций и явлений, причин Их возникновения и принятии соответствующих мер по их устранению.

Такими условиями для вмешательства государства могут быть:

- требования национальной безопасности;

- социальная напряженность в обществе;

- негативные макроэкономические явления (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и др.);

- ухудшение окружающей среды.

Одна из серьезнейших функций государства — своевременное выявление и устранение предпосылок, т.е. не очевидных проявлений негативных условий и тенденций в экономике и других сферах человеческой деятельности.

Под позитивными условиями понимаются различные позитивные явления и процессы в различных сферах человеческой деятельности, которые положительно влияют на деятельность организации и экономику страны в целом. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию.

Механизм государственного регулирования деятельности организаций должен представлять целостную совокупность методов и инструментов управления. В свою очередь механизм регулирования деятельностью хозяйствующих субъектов представляет собой составное звено механизма управления экономикой в целом. Вследствие этого необходимо согласование методов государственного регулирования предпринимательской деятельностью и методов управления социально-экономическим развитием отраслей, регионов и страны в целом.

В целом эффективный механизм государственного регулирования деятельности организаций должен опираться на административно-контрольные и экономические инструменты. В то же время необходимо учитывать социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие факторы развития общества.

Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает; в условиях стабильности и оживления — снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила — так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.

В современной России регулирование деятельности организаций первоначально (по мере возникновения) опиралось на административные механизмы. Они были основаны на неокейнсианской концепции и включали запреты, лицензии, ограничения, административные и уголовные меры. Экономические методы регулирования начали использоваться в 90е годы прошлого века. Они базировались на неоклассической концепции (на принципах рыночного регулирования).

Практика хозяйствования показывает, что наибольший эффект от государственного регулирования предпринимательской деятельностью достигается при комплексном использовании всех механизмов и методов.

Административные (прямые) инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности включают:

- комплекс законов о регулировании предпринимательской деятельности;

- совокупность соответствующих стандартов и нормативов;

- систему лицензирования хозяйственной деятельности;

- аудит;

- систему сертификации (маркировки) продукции;

- добровольные согласования между государственными органами власти и предпринимателями;

- методы и инструменты прогнозирования, планирования и программирования предпринимательской деятельности.

Как показала мировая практика, административные методы наиболее эффективно используются в следующих областях:

- естественная государственная монополия (железнодорожный транспорт, связь, фундаментальная наука);

- охрана окружающей среды и использование ресурсов;

- сертификация, стандартизация, метрология;

- социальная политика (прежде всего — определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения: гарантированный минимум заработной платы, пособий по безработице и т.д.).

Экономические рычаги, используемые государством для регулирования предпринимательской деятельности, разнообразны.

Основные из них:

- налоги;

- перераспределение доходов и ресурсов;

- ценообразование;

- государственная предпринимательская деятельность;

- кредитно-финансовые механизмы и др.

Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую экономическую политику, которая складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, амортизационной, кредитно-денежной и других видов политики, при реализации которых оно в комплексе использует как экономические, так и административные методы.

Фискальная (бюджетная) политика государства. Это регулирование государственным бюджетом и налогообложением с целью стабилизации и оживления экономики. Механизм воздействия государства на предпринимательскую деятельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем плане заключается в следующем.

Во время спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных государственных программ, тем самым «оживляя» многие отрасли и предприятия. На подъем экономики государство может воздействовать, сокращая свои доходы, т.е. уменьшая налоги с населения и предприятий. У населения повышается спрос на потребительские товары, а у предприятий появляется больше возможностей для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики.

Государственная система налогообложения самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Это объясняется тем, что налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и простого воспроизводства. Оно должно предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики; для стимулирования малого бизнеса; для предприятий, значительную часть своих доходов направляющих на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.

Фискальная (бюджетная) политика государства направлена, в первую очередь, на сглаживание экономических колебаний. Осуществляя только эту политику, государство не может выполнять свои функции без соответствующей кредитно-денежной политики, особенно в условиях глубокого экономического кризиса.

Кредитно-денежная политика — это целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, в отличие от бюджетной кредитно-денежная политика позволяет справиться и со спадом производства, и инфляцией. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентную ставку, а они в свою очередь — на потребительский и инвестиционный спрос.

Главного роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

Научно-техническая политика. Ускорение научно-технического прогресса (НТП) является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, выход Японии на самые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что в послевоенный период эта страна правильно сориентировалась и стала целенаправленно проводить государственную политику, направленную на ускорение НТП.

Под единой научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.

Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. Общепризнанные следующие приоритетные направления в развитии науки и техники: комплексная автоматизация производства, электронизация народного хозяйства, разработка новых материалов и технологий, биотехнология.

Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хозяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая, электроэнергетика ускоряют НТП во всех остальных отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре внимания государства.

Правовой статус предпринимателя предусматривает не только широкие его права, но и обязанности в различных сферах хозяйственной деятельности.

Обязанности, связанные с государственным регулированием организации и деятельности предприятий различных форм собственности, предполагают выполнение необходимых условий для создания предприятия, недопущение монопольного положения отдельных предприятии и недобросовестной конкуренции их на товарных рынках; соблюдение экологической безопасности, недопущение загрязнения окружающей среды; своевременное предоставление декларации о доходах и уплату налогов в порядке и размерах, определяемых законодательством РФ; соблюдение требований стандартизации и сертификации продукции, работ и услуг, а также в области ценообразования.

Нарушение этих обязанностей влечет ответственность предпринимателя, которая выражается в наступлении для него неблагоприятных имущественных последствий. Имущественная ответственность означает экономическую ответственность, что соответствует складывающимся в нашей стране рыночным отношениям, замене административных методов руководства народным хозяйством методами экономическими, связанными с имущественным воздействием на нарушителя порядка в предпринимательской деятельности, установленного законодательством.

Основные направления государственного регулирования предпринимательства

1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности предусматривает порядок создания предприятий и лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, а также ответственность за нарушение этих правил. Так, деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированного предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

2. Необходимым условием деятельности предпринимателя является часто ее лицензирование (ст. 49 ГК РФ). По отдельным видам предпринимательской деятельности порядок лицензирования и соответственно ответственности в виде лишения лицензии устанавливаются специальными законодательными актами.

3. Одним из важных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности являются правовые и организационные основы предупреждения и ограничения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов. Государственный комитет по антимонопольной политике, его территориальные органы наделены полномочиями контроля и применения различных санкций к нарушителям, допускающим недобросовестную конкуренцию. Они вправе давать предпринимателям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о восстановлении первоначального положения, расторжении или изменении договоров, не соответствующих законодательству. В случае, когда коммерческие и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимающие доминирующее положение, совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении их из состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений. Жалобы на действия антимонопольных органов рассматриваются в судебном порядке.

4. Ответственность за нарушение государственной дисциплины цен устанавливается с государственным регулированием цен и тарифов, предусмотренных рядом нормативных актов.

Влияние государства на развитие малого бизнеса

В 2007 г. вклад малых предприятий в ВВП страны составил около 17%, в то время как в экономически развитых странах этот показатель может превышать 50%. В бывших странах соц-лагеря рост числа малых и средних предприятий дает мощный толчок к развитию сектора услуг, инновациям и свидетельствует о стабильности прав собственности. Это говорит о явно недостаточной роли малых предприятий в экономике России в настоящее время. Объясняется это в первую очередь тем, что развитие предприятий малого и среднего бизнеса в современных экономических условиях невозможно без всесторонней государственной поддержки федерального масштаба. Ориентация же федеральных органов власти на поддержку партнерских отношений с крупным бизнесом при фактической отстраненности от проблем малого и среднего бизнеса не позволяет в полной мере задействовать возможности устойчивого развития национальной экономики.

В Законе РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» закреплены следующие основные принципы государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации:

- распределение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

- участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, общественных объединений предпринимателей, иных некоммерческих организаций предпринимателей, в том числе торгово-промышленных палат и объединений работодателей, в выработке государственной и муниципальной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, в разработке, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, государственных и муниципальных программ по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

- равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих установленным условиям предоставления поддержки, к поддержке».

Во многих странах рыночной экономики существуют особые фонды государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне. Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через «Администрацию по делам мелкого бизнеса» (США), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция), «Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса» (Япония). В Японии, в частности, на цели поддержки малого бизнеса в расходной части бюджета выделяется 2—3 млрд. дол.

В России также существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. В 2008 г. в 29 субъектах РФ реализовывались программы содействия экспортно-ориентированным малым предприятиям, в 35 субъектах РФ за счет средств федерального бюджета поддерживались региональные и местные программы развития малого предпринимательства. В 31 регионе действовали программы развития кредитования и лизинга для малого бизнеса. С момента становления малых форм бизнеса их поддержка сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль.

В Законе РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» налоговые льготы подтверждаются. Кроме того, предусматриваются некоторые другие экономические механизмы содействия развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целях реализации государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются:

- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, а также налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в целях стимулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

- особенности приватизации государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства;

- формы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

- меры финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- меры для развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- иные меры, обеспечивающие реализацию целей настоящего Федерального закона».

Федеральные статистические наблюдения за субъектами малого и среднего предпринимательства

Федеральные статистические наблюдения за субъектами малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за всеми субъектами малого и среднего предпринимательства и выборочных статистических наблюдений за отдельными субъектами малого и среднего Предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки. Сплошные статистические наблюдения за всеми субъектами малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет. Выборочные статистические наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются в режиме ежегодных обследований.

Правительство Российской Федерации определяет порядок проведения выборочных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.

Основные формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Ярким примером поддержки государством малого и среднего бизнеса стали так называемые бизнес-инкубаторы. В 2005—2006 гг. в рамках правительственной программы было создано 93 бизнес-инкубатора в 55 регионах России. Местные органы власти при поддержке федерального центра предоставляют наиболее перспективным малым предприятиям помещения под офисы на льготных условиях, организуют обучение персонала и консультации специалистов, помогают в продвижении продукции на рынок. Таким образом, бизнес-инкубаторы — довольно перспективные современные инфраструктурные образования, обеспечивающие реальную помощь малому бизнесу. Однако их количество и материально-финансовая база не позволяют реализовать имеющийся потенциал развития малого бизнеса.

Также созданы региональные ассоциации малых предприятий. Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий и др. Однако их помощь малым и средним предприятиям, как правило, недостаточна.

В России вследствие традиционного упора федеральных органов на поддержание отношений с крупным бизнесом, малые и средние предприятия остаются на попечении региональных и местных властей, которым не хватает административного ресурса и экономического потенциала для поддержки предпринимателей.

Наряду с отсутствием эффективной государственной поддержки развитие малых и средних предприятий сдерживает высокая стоимость кредита и галопирующая инфляция. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малых предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки, которые бы обслуживали малый бизнес. Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с крупными предприятиями.

Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке, информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: