Научно-исследовательская работа студента в ДВГАФК




Научная работа неотъемлемая составляющая образова­тельной программы всех ступеней высшего профессионального образования, имеющая в вузовской практике свои специальные организационные формы. Кроме того различные элементы и ви­ды научно-исследовательской деятельности широко использу­ются также и в учебном процессе на протяжении всех лет обу­чения, начиная с первого курса.

Может возникнуть вопрос: «А зачем это нужно? Ведь далеко не все выпускники вуза становятся учеными, научными работ­никами». Это, конечно, так. Однако полноценное становление специалиста высшей квалификации невозможно без его приоб­щения к науке.

Действительно, отличительной особенностью научного взгля­да на мир является стремление понять и объяснить его, познать его тайны и разгадать загадки, выявить законы и закономерно­сти, которые лежат в основе тех или иных процессов и явлений, наконец, сделать более совершенным. И достигается это в науке сознательно, т. е. путем выдвижения конкретных целей и задач, применения определенных познавательных приемов (методов) и операций для их решения.

Поэтому овладение в процессе обучения методами и формами научного мышления способствует не только более глубокому усвоению знаний, но и формированию у студентов таких качеств личности, как вдумчивость, пытливость ума, самостоятельность, инициативность и т. п. Такой специалист, даже если он не ста­нет профессиональным ученым, всегда будет сознательно, твор­чески относиться к своему труду, постоянно стремиться к само­совершенствованию в своей профессии.

Рассмотрим основные виды и организационные формы науч­ной работы студентов, применяемые в вузовской практике.

ДОКЛАД

Доклад представляет собой развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично, т. е. в присутствии слу­шателей, зрителей. Доклад, являясь по своей сути разновидно­стью научной работы, часто применяется в учебном процессе при изучении тех или иных учебных курсов и дисциплин, глав­ным образом, на семинарских занятиях.

Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предла­гается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами. Поэтому доклады, сделанные студентами на семинарских заня­тиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный мате­риал, а с другой - дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и науч­ным материалом.

Подготовка доклада требует от студента большой самостоя­тельности и серьезной интеллектуальной работы, которая при­несет наибольшую пользу, если будет включать в себя следую­щие этапы:

• изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;

• анализ изученного материала, выделение наиболее значи­мых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мне­ний разных ученых и научных положений;

• обобщение и логическое построение материала доклада, на­пример, в форме развернутого плана;

• написание текста доклада с соблюдением требований науч­ного стиля.

Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанав­ливается логическая связь ее с другими темами или место рас­сматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.

Основная часть также должна иметь четкое логическое пост­роение. Изложение материала должно быть связным, последо­вательным, доказательным, лишенным ненужных отступлений и повторений.

Таким образом, работа над докладом не только позволяет сту­денту приобрести новые знания, но и способствует формированию важных научно-исследовательских умений, освоению ме­тодов научного познания, приобретению навыков публичного выступления.

Широко применяются в высшей школе доклады и как один из видов собственно научной работы студентов. Основной организа­ционной формой при этом выступает студенческая конференция.

Студенческие конференции могут иметь различный статус и проводиться на самых разных уровнях. Конференция может проходить в одной академической группе, на одном курсе, на одном факультете. Она может быть организована как внутривузовская, когда в ней участвуют студенты всех факультетов дан­ного высшего учебного заведения, или иметь межвузовский ста­тус, когда в конференции принимают участие студенты разных вузов. Студенческие конференции проводятся с опреде­ленной периодичностью, например, внутривузовская ежегодно весной.

На таких конференциях, которые, как правило, имеют опре­деленную научную тематику, студенты выступают с докладами, отражающими результаты их собственной научно-исследова­тельской работы. Материалы студенческих конференций, име­ющих вузовский или межвузовский статус, часто публикуются в виде сборника тезисов докладов.

Тезисы доклада являются самостоятельной разновидностью научной публикации и представляют собой текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положе­ния доклада. Хотя тезисы доклада имеют маленький объем, написать их бывает значительно сложнее, чем сам доклад, так как при этом необходимо суметь выделить самые существенные идеи, отраженные в нем, сохранив при этом общую логику до­клада и его основное содержание.

РЕФЕРАТ

Реферат (от латинского «сообщать») — краткое изло­жение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и т. д. Эта фор­ма научной работы студентов используется при изучении как ос­новных теоретических курсов, так и специальных прикладных дисциплин.

Реферат представляет собой итог самостоятельного изучения студентом одной (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основное содержание. При его написании студент должен продемон­стрировать умение выделять главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Реферат должен иметь четкую структуру. Монографический реферат обычно включает небольшое введение, в котором обо­сновывается важность данной научной работы; основную часть, раскрывающую собственно содержание книги, и заключение, где студент кратко представляет выводы автора работы, если они есть в ней, или сам их формулирует. Надо сказать, что зак­лючение не является обязательной частью текста реферата, ча­сто он заканчивается изложением содержания работы. Компо­зиция основной части может быть:

— конспективной, когда ее построение полностью соответ­ствует структуре самой работы и отражает все или основные ее рубрики (разделы, главы, параграфы и т. д.);

— фрагментной, когда рассматриваются только ее отдельные части (обычно, так реферируются большие по объему и многопроблемные источники);

— аналитической, когда содержание реферируемой работы раскрывается вне связи с ее структурой; в этом случае составля­ется план реферата, в соответствии с которым и излагается со­держание.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структуру; разница состоит лишь в том, что перед введением обязательно дается план реферата, а в конце его приводится список рефери­руемой литературы. Однако работа над таким рефератом гораз­до сложнее, поскольку обычно он представляет собой обзор ос­новной литературы одного или нескольких авторов по отдельной научной проблеме или теории. В этом случае требуется не про­сто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать некоторые обобщения и сопоставления, показать, что их объединяет и в чем они различаются, какой аспект проблемы (теории) раскрывается в каждой из работ.

Композиционно такие рефераты также могут быть различ­ными. Источники могут рассматриваться каждый отдельно в определенной последовательности (по времени появления, по значимости работ и т. д.) или аналитически, т. е. по различным аспектам проблемы, нашедшим отражение в разных источни­ках.

Реферат как форма самостоятельной научной работы студен­та широко применяется в учебном процессе вуза. Рефераты могут быть обязательными для всех студентов или выполняться по желанию.

Если реферат является обязательным, то общее руководство работой над рефератами осуществляется преподавателем, веду­щим учебный курс. Он предлагает студентам на выбор темы ре­фератов, сообщает единые требования по их написанию, кон­сультирует в процессе подготовки реферата. Готовые рефераты студенты сдают преподавателю на проверку, основной формой которой является рецензирование. Могут применяться и другие формы, например, взаиморецензирование работ студентами или сдача рефератов в форме устного доклада на семинаре или сту­денческой конференции.

Рефераты используются также и в работе студентов на семи­нарских и практических занятиях. В этом случае обычно они выполняются по желанию и зачитываются на занятии с целью его дальнейшего обсуждения всеми студентами группы.

В целом работа над рефератом позволяет студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: научить­ся работать с научным текстом, выделять в нем главное, суще­ственное, формулировать как свои, так и чужие высказывания кратко и своими словами, логично выстраивать и систематизиро­вать изученный материал.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа это учебная научно-исследовательская работа студента, которая выполняется им на протяжении курса под руководством преподавателя — научного руководи­теля и оформляется по определенным правилам, а затем защи­щается студентом в присутствии комиссии, состоящей из чле­нов кафедры, на которой выполнялась работа.

Студенты ежегодно выполняют курсовые работы начиная с 3 курса. Им предоставляется возможность выбора темы и науч­ного руководителя. Каждый преподаватель, имеющий право ру­ководить курсовыми работами студентов, предлагает список тем, которые обычно близки его собственной научной работе и связа­ны с научными направлениями кафедры.

Выбрав тему, а значит и научного руководителя, студент под его руководством определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки ее поэтапного выполне­ния.

Начать работу над курсовой следует с изучения научной литературы по данной проблеме, т. е. знакомство с тем, что уже сделано предшественниками. Затем следует описать собственную экспериментально-практическую работу иссле­дователя.

В русле этих двух направлений выполняется и студенческая научная работа. По мере ее выполнения расширяется научный кругозор студента, он все глубже овладевает теоретическими и практическими методами исследования, вырабатывает самосто­ятельность мышления, обретает собственные научные взгляды.

Выбранная студентом на 3-4 курсе тема научного исследования обычно получа­ет дальнейшее развитие и углубление, постепенно усложняясь в выпускную квалификационную работу. Однако это не является правилом, и студент в принципе может менять тему и научного руководителя на следующих курсах. Но происходит это, как показывает практика, не очень часто, что вполне объяснимо. Ведь взяв новую тему, студент вынужден сна­чала делать необходимую предварительную работу, т.е. снова подбирать литературу, знакомиться с ней, входить в проблемати­ку, выявлять степень ее разработанности и т. д. На это уходит много времени и сил, тогда как продолжая уже начатую научную работу, он может все свое внимание сосредоточить непосредствен­но на разработке проблемы.

Проделанная самостоятельно научная работа оформляется студентом в соответствии с установленными требованиями и представляется к защите.

Защита курсовой работы может рассматриваться как само­стоятельная организационная форма научной работы, имеющая определенные процедурные особенности. Это означает, что защи­та курсовых работ проходит в установленном порядке и включа­ет ряд обязательных составляющих, этапов, действий.

Проходит защита в присутствии комиссии, состоящей из трех человек; обычно это научные руководители тех студентов, кото­рые защищают свои работы. На защите помимо защищающих­ся и членов комиссии могут присутствовать другие студенты и преподаватели.

Каждый студент, защищающий курсовую работу, делает не­большой доклад (на 10 минут) по своей теме, в котором он должен отразить наиболее существенные положения работы: сформулировать ее цель, показать теоретическую, т. е. резуль­таты изучения литературы по проблеме, и экспериментальную базу исследования, сделать выводы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: