Тема 3 ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ




Работа с учебной и научной литературой

Умение самостоятельно работать с литературой — одно из са­мых важных умений, которое должен приобрести студент за вре­мя обучения в вузе. В вузовском фольклоре бытует парадоксаль­ное утверждение, что профессор отличается от студента не тем, что он его умнее, а только тем, что знает, где и как найти необхо­димые сведения. Конечно, это преувеличение, но в нем есть доля истины.

Действительно, на сегодняшний день человечеством накопле­но такое огромное количество информации, которое к тому же лавинообразно увеличивается с каждым днем, что человек не в состоянии его усвоить в полном объеме даже в пределах одной области знания. Поэтому гораздо важнее научиться ориентиро­ваться в этом море самых разнообразных сведений, быстро и исчерпывающе находить источники необходимой информации, т.е. прежде всего, знать, что, где и как искать.

Поначалу студент, как правило, мало сталкивается с этими проблемами. Обычно преподаватель указывает ту литературу, с которой должны ознакомиться учащиеся при подготовке к се­минарским и лабораторно-практическим занятиям, при само­стоятельном изучении отдельных тем учебного курса, при под­готовке к экзаменам и другим контрольным мероприятиям. Но в процессе выполнения курсовых работ, которые усложняются от курса к курсу, студент рано или поздно оказывается перед необходимостью самостоятельного поиска нужной литературы.

Конечно, всегда можно спросить преподавателя, и тот назовет или даже даст источники по интересующей проблеме, так что их останется только прочитать. Однако лучше и полезнее попытать­ся самому отыскать книги и журналы, которые содержат нужные сведения, потому что в процессе поиска вы получаете, не прилагая к этому специальных усилий, очень много важной информации.

Так, отыскивая нужный раздел в библиотечной картотеке или библиографическом каталоге, вы получаете общее представле­ние о структуре научного знания; читая названия работ, вы во­лей неволей знакомитесь с разными типами и видами изданий, наиболее важными научными проблемами, различными подхо­дами к их решению, осваиваете терминологию, запоминае­те и начинаете узнавать часто встречающиеся фамилии авторов, которые, как правило, являются известными учеными в данной области знания, и т.д. Поэтому не только не бойтесь искать нуж­ную вам литературу самостоятельно, но, напротив, всегда стре­митесь к этому.

Что нужно искать?

Литература, используемая при обучении в вузе, очень разно­образна по типам, видам и жанрам изданий. Каждый из них имеет свое назначение. Поэтому нужно хорошо знать, какого рода информацию может содержать то или иное издание, что­бы правильно ими пользоваться. Представим наиболее важные и распространенные виды литературы, с которыми придется работать студенту во время учебы.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебник — основной вид учебной литературы. Он представ­ляет собой книгу, содержащую систематическое изложение зна­ний, которые обязательно должны быть усвоены учащимися в рамках определенной учебной дисциплины или ее раздела в со­ответствии с учебной программой. Учебник официально утвер­ждается высшим органом образования страны в качестве такого издания, о чем обязательно указывается на его второй странице, которая называется оборотом титула.

В учебнике знания подаются в определенной методической обработке и последовательности, т. е. при изложении материа­ла обязательно учитываются закономерности и приемы его ус­воения обучающимися, а поэтому необходимо принять во вни­мание возраст и уровень знаний тех, кому учебник адресован. Ведь одну и ту же дисциплину могут изучать старшие школьни­ки, студенты вуза или специалисты, которые повышают свою квалификацию, и очевидно, что учебники для этих разных ка­тегорий учащихся должны быть различными.

Учебник может быть авторским, т. е. написанным одним или несколькими авторами, или коллективным, когда в его созда­нии принимал участие целый коллектив авторов. В этом случае обычно указывается главный редактор, возглавлявший этот коллектив.

В отличие от школьного учебника, где излагаются основы наук, учебник для вуза представляет саму науку. Постоянное интенсивное развитие научного знания приводит к относитель­но быстрому устареванию вузовских учебников, поэтому в до­полнение к ним выпускаются различного рода учебные издания: курсы лекций, учебные пособия и др.

Курс лекций разновидность учебного издания, в котором опубликован авторский лекционный курс по какой-либо учебной дисциплине. Каждый преподаватель вуза — это всегда ученый, имеющий свои собственные научные взгляды. Поэтому один и тот же курс лекций, предусмотренный образовательной про­граммой, разными преподавателями читается не просто по-раз­ному, а иногда с совершенно разных научных позиций, как го­ворят, в рамках различных научных школ. Такие авторские курсы лекций могут иметь общенаучное значение. Опубликован­ные, они становятся доступными не только для тех, кто имеет возможность прослушать его сам, но и для студентов и препода­вателей других вузов, широкого круга ученых и специалистов — как современников ученого, так и последующих поколений.

Учебное пособие обычно дополняет существующие учебники по данной дисциплине и поэтому, как правило, оно или уже по охвату материала, т. е. в нем рассматривается только часть учеб­ного курса, или больше ориентировано на практическую сторо­ну усвоения материала, содержит больше практических реко­мендаций.

В отличие от учебника, который должен представлять наибо­лее устоявшееся и наименее спорное знание, учебное пособие в большей степени отражает позицию его автора или авторов, их личный преподавательский и научно-исследовательский опыт в той области знания, которой посвящено пособие.

К учебным пособиям относятся также издания вспомогатель­ного характера, используемые в процессе обучения: учебные словари и справочники, своды данных, таблицы, карты и т. п.

Методическое пособие — это издание, содержащее практи­ческие рекомендации по какому-либо вопросу. Оно может быть адресовано студентам; в этом случае методическое пособие содер­жит конкретные советы по выполнению каких-то учебных зада­ний и используется на лабораторно-практических занятиях.

Адресатом методического пособия могут быть также препода­ватели. Тогда в нем раскрываются методики обучения, преподавания какой-либо учебной дисциплины или ее разделов. Та­кие издания, хотя и не предназначены непосредственно для сту­дентов, часто могут быть полезны им в самостоятельной работе по изучению данной учебной дисциплины.

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Монография научное или научно-популярное книжное из­дание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы. Монография может принадлежать одному или нескольким авторам, рассматривающим проблему с одних научных позиций. В последнем случае она называется коллек­тивной монографией.

Монография — это ведущий жанр научной литературы. Обыч­но она содержит обширные научные данные, справочные сведе­ния, а также указатель литературы по данной проблеме.

Сборник научных трудов (статей) также один из самых распространенных видов научных изданий. Он представляет собой книгу, в которой собраны статьи и другие материалы науч­ного характера, принадлежащие разным авторам. Обычно сбор­ник посвящен одной научной проблеме, но в отличие от коллек­тивной монографии, она может рассматриваться с различных, иногда прямо противоположных точек зрения, с позиций раз­ных научных школ.

Широко распространены периодические, выходящие через определенные промежутки времени (например, раз в год), или продолжающиеся, выходящие по мере накопления материалов, сборники. Они имеют общее заглавие, нумерацию и бывают, как правило, однотипно оформленными. Такие сборники издаются обычно научными учреждениями, обществами или ассоциаци­ями, а также учебными заведениями. Если в таком сборнике принимают участие представители разных вузов, он называет­ся межвузовским.

Материалы конференции научный сборник, издаваемый по итогам конференции (съезда, симпозиума, семинара). Обыч­но он содержит наиболее значительные и интересные доклады и сообщения, а также принятые участниками решения и реко­мендации. В сборник могут быть также включены тезисы от­дельных докладов, стенограммы круглых столов и обсуждений, состоявшихся на секциях или в рабочих группах.

Такие материалы дают возможность ознакомиться с работой конференции тем, кто не был ее участником. Кроме того мно­гие конференции становятся этапным событием в развитии науки, и материалы их работы приобретают высокую научную ценность.

Тезисы докладов (сообщений) это сборник, содержащий материалы научной конференции, семинара, съезда или симпо­зиума, опубликованные до начала его работы для предваритель­ного ознакомления. Тезисы представляют собой краткое изло­жение, содержания доклада, отражающее только его основные идеи. Обычно объем тезисов составляет 1 — 2 страницы.

Поскольку конференции, семинары имеют очень важное зна­чение для развития науки, а прочитанные на них доклады и со­общения не всегда публикуются, сборники тезисов, которые дают представление о работе конференции и обсуждавшихся на ней проблемах, тоже считаются научными изданиями, а тезисы до­клада — научной работой автора (или авторов).

Научный журнал периодическое издание, содержащее ста­тьи и другие материалы научного характера и имеющее постоян­ную рубрикацию. Практически каждая сравнительно крупная научная отрасль имеет свой центральный журнал, который рас­пространяется по подписке и поэтому легко доступен для боль­шого числа специалистов в данной области. Это делает его очень важным источником научной информации, позволяющим опе­ративно делать достоянием широкой общественности материа­лы, содержащие самые новые, актуальные идеи, проводить на страницах журнала дискуссии и обсуждения по различным про­блемам, регулярно сообщать о наиболее значительных событи­ях научной жизни: открытиях, конференциях, новых издани­ях и т. п.

Помимо центральных научных журналов достаточно широ­ко распространены журнальные издания вузов, научных об­ществ, ассоциаций и др., которые тоже играют заметную роль в научной жизни страны и часто содержат важную научную информацию.

Диссертация научная работа, которая дает право на полу­чение ученой степени кандидата или доктора наук, — является важным источником научной информации. Самостоятельную научную ценность имеет также автореферат диссертации — ее краткое изложение, оформленное в виде брошюры. Эти виды научных работ существуют на правах рукописи, т. е. не являют­ся в полном смысле слова изданиями. Однако с ними можно оз­накомиться в библиотеках тех вузов, где есть диссертационные советы по защите докторских или кандидатских диссертаций, а также в других крупных библиотеках.

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Энциклопедия научное или научно-популярное справоч­ное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Различают два основных вида энциклопедий — универсальные, включающие сведения по всем отраслям знаний и практической деятельности, и отраслевые, отражающие сведения из одной определенной области знания. К первым может быть отнесена Большая советская энциклопедия в 30-ти томах; примером отрас­левых энциклопедий могут служить многотомные Физическая энциклопедия, Медицинская энциклопедия, Педагогическая энциклопедия и другие. Существуют и другие разновидности, например 10-томная Детская энциклопедия.

Материал в энциклопедиях представлен в виде отдельных ста­тей, каждая из которых содержит основную информацию по су­ществу вопроса: изложение научной теории, исторического собы­тия, описание объекта, процесса, явления и пр. Статьи могут располагаться в алфавитном порядке их заглавий или по опреде­ленному систематическому принципу.

Энциклопедии несмотря на свои большие объемы являются очень компактным и удобным для пользования источником ин­формации. Умея пользоваться энциклопедией, вы за несколь­ко часов можете извлечь из нее столько полезной информации, сколько из книг вы будете вычитывать недели и месяцы.

Конечно, пользоваться энциклопедией не всегда бывает про­сто. Иногда трудно сразу представить, каким образом может быть сформулировано заглавие статьи, которая вас интересует, а значит где, на какую букву нужно ее искать. На этот случай необходимо знать, что любая энциклопедия снабжена системой отсылок и указателей, помогающих найти необходимую инфор­мацию. Если вы освоитесь с этой системой-помощницей, то эн­циклопедии перестанут пугать вас своим объемом и станут не­заменимым источником информации.

Энциклопедический словарь справочное издание, пред­ставляющее собой краткий, обычно однотомный вариант энцик­лопедии, материал в котором расположен в алфавитном поряд­ке. Энциклопедические словари также бывают универсальные (это, прежде всего, Большой энциклопедический словарь) и от­раслевые.

Пользоваться энциклопедическими словарями очень удобно, особенно если вам нужна краткая информация по какому-то во­просу, относящемуся к другой области знания. Не будучи в ней специалистом, вы не сможете найти нужную вам информацию в море специальной литературы. В этом случае проще всего и на­дежней обратиться к отраслевому энциклопедическому слова­рю, в котором представлены наиболее бесспорные взгляды по разным специальным вопросам.

Справочник издание, содержащее краткие сведения науч­ного и прикладного характера, расположенные в таком порядке, чтобы их было удобно отыскать. Существует огромное множество различных справочников. Их структура, т.е. расположение ма­териала, определяется назначением справочника (его адресатом могут быть учащиеся, специалисты-практики, любой интересу­ющийся и т. д.), характером содержащейся в нем информации и может быть самой разной. Но пусть вас это не пугает.

В любом справочнике вы найдете вступительную статью, в ко­торой объясняется, как им надо пользоваться. Кроме того каж­дый справочник обязательно снабжен вспомогательными указа­телями, помогающими легко отыскивать нужные сведения. А вот умение и привычка пользоваться справочниками пригодятся не только во время учебы, но и в вашей последующей профессио­нальной деятельности.

Терминологический словарь (глоссарий) справочное из­дание, в котором разъясняются значения специальных слов — терминов, используемых в какой-либо области знания.

Читая учебную и особенно научную литературу, вы неизбеж­но встретите большое количество новых для вас слов, значение которых далеко не всегда можно понять из текста. Не пропус­кайте их, а старайтесь выяснить, что они значат. Для этого мож­но обратиться к энциклопедии, энциклопедическому словарю или справочнику. Если термин иностранного происхождения, его значение можно также попытаться найти в Словаре иностран­ных слов. И во многих случаях вы найдете ответ на свой вопрос.

Но иногда, особенно если речь идет о термине, появившемся сравнительно недавно, вам придется искать специальный тер­минологический словарь, чтобы выяснить его значение. Надо сказать, что таких словарей пока очень мало. Поэтому если в интересующей вас области знания есть недавно вышедшие тер­минологические словари (их еще называют глоссариями), поча­ще пользуйтесь им.

Толковый словарь справочное издание, содержащее пере­чень расположенных в алфавитном порядке слов с указанием их толкования (значения), особенностей употребления и звучания, грамматических характеристик. Обращение к этим словарям во всех случаях, когда вы сомневаетесь, как правильно употребить то или иное слово, поможет вам повысить не только свою грамот­ность, но и общую культуру.

Толковые словари бывают самыми разными по объему (коли­честву слов) и по составу. Наиболее известный и широко употреб­ляемый из них, который должен стать и вашим непременным спутником, — это «Толковый словарь русского языка» С. И. Оже­гова и Н. Ю.Шведовой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: