Как изучать учебную и научную литературу?




Когда необходимая литература найдена, вы начинаете ее чи­тать. И тут вы неизбежно понимаете, что читать учебную и научную литературу намного сложнее, чем привычные для вас литературные, научно-популярные книги и даже школьные учебники, что такое чтение требует каких-то специальных умений и навыков, особой организации, — только тогда оно будет плодотворным и даст чувство удовлетворения. Не слу­чайно в этом случае говорят не просто о чтении литературы, а о ее изучении.

Чтение вообще — занятие очень привычное для любого гра­мотного человека и, как на первый взгляд кажется, достаточно простое. Однако при более внимательном рассмотрении нетруд­но увидеть, что это далеко не так. Существует множество раз­личных способов и приемов чтения.

Сплошное чтение предполагает прочитывание всего текста полностью — от первого до последнего слова. В отличие от него выборочное чтение предусматривает прочитывание только от­дельных фрагментов, частей текста.

Чтение может быть активным, связанным с критическим осмыслением содержащейся в тексте информации, ее оценкой, или пассивным, когда читающий только нейтрально восприни­мает эту информацию.

При углубленном чтении человек внимательно вчитывается в текст, глубоко осмысляя его содержание, тогда как при повер­хностном чтении он лишь бегло знакомится с содержанием.

Известно также, что различной может быть и скорость чте­ния. Причем не только в том смысле, что разные люди читают с разной скоростью, но и в том, что при разных обстоятельствах один и тот же человек может читать быстрее или медленнее. Это может быть связано как с объективными причинами (психическое развитие, физиологические, возрастные особенности и др.), так и с субъективными обстоятельствами (уровень образования, степень усталости, настроение и др.).

Вместе с тем чтение — процесс регулируемый и поддающий­ся целенаправленному совершенствованию. Разработаны мно­гочисленные методики обучения скорочтению, и при желании освоить его может практически каждый. Но даже если вы не считаете для себя нужным полностью овладеть техникой быст­рого чтения, усвоить отдельные ее элементы было бы для вас, безусловно, полезным.

Достичь этого можно, если вы будете регулярно устраивать тренировочное чтение — лучше всего художественной литера­туры, газет, журналов, — соблюдая

несколько правил чтения:

читать без повторов, не перечитывая уже прочитанные фразы;

• читать без артикуляции, т. е. не шевелить при чтении губами;

• читать вертикальным движением глаз по тексту; сначала для этого лучше использовать газеты, где текст располагается узкими колонками;

• стараться выделять в предложении сразу ключевые слова;

• стараться запоминать не слова и фразы, а мысли и идеи.

Такие ежедневные тренировки быстро дадут результаты, а приобретенные навыки помогут вам и при чтении специальной литературы.

Чтение учебной и особенно научной литературы требует вла­дения всеми способами и приемами чтения, умения выбрать наиболее подходящий и сочетать их. Так, при первом знаком­стве с книгой надо уметь бегло просмотреть ее общее содержа­ние, чтобы понять, нужно ли ее прочитать полностью и углуб­ленно или достаточно изучить только отдельные ее части — разделы, главы, параграфы. Причем при чтении в одном слу­чае достаточно просто ознакомиться с содержанием, а в другом его надо критически осмыслить.

Кроме того, чтение такой литературы обязательно должно сопровождаться ведением записей, что также требует опреде­ленных умений. В научно-исследовательской работе с источни­ками используются различные виды записей, такие как конс­пект, тезисы, план, аннотация, выписки и др.

Конспект представляет собой краткое изложение содержа­ния научной работы и используется при изучении таких работ, которые должны быть проработаны вами углубленно и тща­тельно. В конспекте преобладают дословные фрагменты текста, содержащие основные его положения. Иными словами кон­спект — это сокращенный текст работы, из которого исклю­чена второстепенная информация объяснительного, разъяс­нительного, иллюстративного характера. При конспектировании большое значение имеет сам процесс вы­деления основного содержания, который и способствует его глубокому усвоению.

Тезисы это обобщенное и сжатое изложение основных по­ложений работы. Каждый отдельный тезис формулируется в виде развернутого суждения, для которого характерна катего­рическая форма. Все вместе они обычно представляют собой связный, не разорванный на маленькие фрагменты текст, со­храняющий логику работы. Но иногда применяется и нумера­ция тезисов. В этом случае они могут рассматриваться как раз­вернутый план работы.

План книги или статьи представляет собой своеобразный пе­речень основных мыслей, положений, расположенных в после­довательности, отражающей логику работы. Чтобы составить такой план, всю работу нужно разделить на части, каждая из которых охватывает определенный вопрос и имеет логическую завершенность. Выделяя основную мысль, суть этого фрагмен­та, вы формулируете пункт плана. При этом план может быть простым, когда сформулированные положения располагаются последовательно, или сложным, если вы сумеете выделить мыс­ли разного уровня, когда одна мысль раскрывается через несколь­ко других. Выделенные пункты и подпункты можно пронумеро­вать. Составление плана способствует лучшему уяснению работ, не имеющих подробной рубрикации, т. е. деления на разделы, главы, параграфы, например, больших по объему статей.

Аннотация — очень краткая характеристика содержания работы, отраженная в нескольких предложениях. Если вы со­ставляете картотеку источников по теме своего научного иссле­дования, то старайтесь на каждую изученную работу написать аннотацию и занести ее на соответствующую карточку. Состав­ление таких аннотаций хотя и не обязательное, но очень полез­ное занятие, поскольку при этом необходимо тщательно проду­мать и мысленно обобщить содержание прочитанной работы, что способствует его закреплению и лучшему усвоению. Кроме того, внесение аннотаций в список литературы делает его более содержательным, позволяет легче ориентироваться в нем.

Выписки могут делаться по ходу чтения любой научной рабо­ты, даже в процессе ее конспектирования, но особенно они важны, когда нет необходимости в глубокой проработке содержа­ния, а достаточно только с ним ознакомиться. Однако при этом отдельные фрагменты работы могут вызывать особый интерес.

В одном случае вы встречаете важную, глубокую мысль, идею, какое-то высказывание, которое лаконично и, по вашему мне­нию, правильно формулирует определенное научное положение и поэтому может быть использовано вами в качестве подтверж­дения, убедительного довода при доказательстве вашего собствен­ного мнения по данному вопросу. Такое высказывание необходи­мо выписать дословно с обязательным указанием источника, откуда оно взято, и страницы, на которой расположено. Запись делайте сразу в соответствии с требованиями к оформлению биб­лиографического описания, чтобы не пришлось потом снова ра­зыскивать источник, если вы используете сделанную вами вы­писку в качестве цитаты в какой-то научной работе.

В другом случае, наоборот, встреченное вами высказывание вызывает несогласие, желание поспорить, развить или допол­нить выраженную в нем идею, мысль. Тогда необходимо, выпи­сав его дословно (не забудьте также указать, откуда оно взято!), тут же кратко изложить свои возражения или комментарии. Если вы не сделаете этого сразу, то потом скорее всего забудете свои мысли по этому поводу, а они могут вам пригодиться впос­ледствии, при изложении результатов научной работы — будь то доклад, реферат, курсовая или дипломная работа.

Выписки лучше делать на отдельных листочках или карточ­ках, потому что ими удобнее пользоваться. По мере накопления таких выписок их можно систематизировать: разделить по воп­росам, темам, проблемам и т. п., чтобы использовать по мере надобности как в учебной, так и в научной работе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: