На основе современных концепций теории культуры студенты как будущие интеллигенты, носители культуры и специалисты в сфере культуры физической должны хорошо представлять роль и значение физической культуры как вида культуры, ее структуру и функции, взаимные связи с культурой в целом, и конкретными областями человеческой деятельности (наукой, политикой, воспитанием, образованием, искусством, здравоохранением и др.).
Абитуриенты физкультурных вузов в отличие от всех других, как правило, имеют не только общее представление о сфере своей будущей деятельности, но и свой личный практический опыт на уровне объекта профессионального воздействия. Больше того, некоторые из них, так или иначе, выступали в роли тренера, учителя физкультуры или их помощников. Поэтому уровень их представления о своей будущей профессии (правда, чаще всего эмпирический), несомненно, выше, чем в технических вузах. Однако в этом кроется и серьезный недостаток: они еще не в состоянии представить себе физическую культуру с позиции концепций современной теории культуры.
Слово "культура" известно каждому человеку с детства, но порой под культурой понимают очень узкие признаки человека или в целом общества, что не отражает самой сущности и всего содержания этого сложнейшего и важнейшего явления.
Первоначальное значение этого понятия, возникшего в Древней Греции, означало «обработка», «возделывание», «совершенствование» и относилось это к земле, к природе, которые необходимо усовершенствовать, исходя из потребностей человека.
Это принципиальное положение не только не потеряло своего значения, но приобрело новое, более широкое и значение для понимания сущности этого явления и для более глубокого его познания.
|
В научном смысле в понятие "культура" включаются все формы общественной жизни, способы и результаты деятельности людей, а также их качество. Следовательно, культура, с одной стороны, - процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой - результаты ее.
Культура не дана людям от природы. Она - результат общественного и индивидуального их творчества и деятельности.
Принято различать материальную культуру (вещи, орудия, которые являются продуктами материального производства) и духовную, т.е. продукты духовного творчества, удовлетворяющие потребности людей (музыка, поэзия, живопись, архитектура и т.п.).
Отношение человека к культуре рассматривается в трех аспектах:
ü он познает ("потребляет") культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, созданных предшествующим человеческим опытом (освоение теории искусства, техники, литературы, науки и т.п.);
ü действует в общественной среде как носитель определенного уровня и объема культурных ценностей (образованности, профессиональной компетентности, эрудиции);
ü сам творит создает новые культурные ценности, учит детей, пишет книги, выращивает хлеб, осваивает космос, развивает науку.
Таким образом, в первом приближении культура - это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой сохраняются, осваиваются и производятся социально значимые ценности. Это также и совокупность самих ценностей, которые отражают духовную и физическую деятельность людей.
|
Необходимо иметь в виду, что культура направлена на преобразование не только внешней социальной и природной среды, но и на преобразование самого человека. И это положение имеет принципиальное значение для понимания сути физической культуры и создания ее теории.
Исторически культура возникает как объективно необходимая деятельность, направленная на преобразование окружающей природы и самого человека. Это - процесс и результаты проявления сущностных сил человека в продуктах его духовной, материальной и физической культуры.
Деятельность - это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребностей человека и общества. Это работа, физическая и умственный труд на собственное благо и благо общества.
Потребность - нужда в чем-то, жизненная или бытовая необходимость. Она может быть: физиологической (потребность в пище, воздухе, жилье, защите жизни) и духовной (потребность в человеческом общении, образовании, музыке, живописи, труде и т.п.).
Человек, как правило, испытывает постоянную потребность в развитии, росте, самосовершенствовании. А потребности реализуются только в деятельности. Другого пути для их удовлетворения, а, следовательно, и развития нет.
Чем выше уровень потребностей и чем больше их объем, тем более сложной, более квалифицированной деятельности они требуют. Например, уровень потребностей в самообразовании, у учащегося один, у студента другой, у профессора третий, а значит и уровень, и качество деятельности этих людей тоже различны.
|
Деятельность всегда предметна, т.е. она обращена, направлена на изменение, совершенствование, развитие, а взаимодействие деятельности и потребности лежит в основе всестороннего развития человека.
В самом деле, если потребности человека не растут, значит, нет необходимости в усложнении, улучшении качества деятельности; тогда человек останавливается в своем развитии или деградирует.
Культура и есть процесс саморазвития, самосовершенствования человека, расширения его социальных потребностей и усложнения видов и способов деятельности.
Исходным положением для понимания сущности физической культуры как вида культуры является понимание природности (в происхождении и среде обитания) и социальности. Само понятие «физическая культура» появилось спустя сотни и тысячи лет с того времени, когда человек стал осуществлять двигательную деятельность, осмысливая прагматическую ценность для его жизни.
Природные существа (животные, звери, птицы и т.п.) приспосабливаются, адаптируются к природным условиям, среде обитания. Человек, напротив, по мере своего интеллектуального и физического совершенствования приспосабливает природу в соответствии с его физиологическими и духовными потребностями.
Животные, обладая психикой, широкими возможностями восприятия окружающей среды с помощью совершенных, более эффективных, чем у человека рецепторов (зрение, слух, обоняние и т.п.) не способны осуществлять деятельность. Для них характерно поведение, в основе которого лежит определенная генетическая программа (у животных одна, у рыб другая, у птиц третья; у хищников одна, у млекопитающих и травоядных другая и т.п.).
Человек же осуществляет деятельность, которая требует разума, размышления, поскольку предполагает постановку цели, задач, средств и методов их решения, форм организации достижения цели.
Другими словами, культура - это результат преобразования человеком как внешнего мира, природы, окружающей действительности, так и совершенствование самого себя во всех формах своего проявления. При этом весьма важно подчеркнуть качественный уровень процесса развития сил и способностей человека, а также их проявления в результатах деятельности. Значит сущность культуры ее основное содержание - это формирование высших качеств человека, его всестороннее умственное, физическое, нравственное развитие, его высокий профессионализм и компетентность. Личностными формами проявления культуры является нравственность, поведение, образованность, интересы, вкусы, наклонности.
Таким образом, культура - это то, что сделано человеком, это мера и способ развития самого человека и результат удовлетворения потребностей в процессе деятельности его и общества. И главное в деятельности - уровень, широта, масштабы и качество ее результатов.
Речь идет о том, что существует основа для жизни, деятельности, воспроизводства человечества, личности и их развития - природа. Она сама себя воспроизводит, совершенствуется, видоизменяется по законам естественного развития и под влиянием внешних факторов (климата, температуры, влажности, влияния солнечной радиации и т.п.).
Человеку, как биологическому существу, дано все - воздух, вода, пища, среда обитания, адаптирующие возможности, биологические резервы («данность», «заданность»). Однако для жизни и деятельности на сверхприродном, человеческом, социальном уровне, этой естественной данности человеку, как надприродному существу, этого недостаточно. Чтобы создать достаточно комфортные условия для собственного развития ему необходимо «обработать», «возделать», усовершенствовать не только окружающую естественную природу (землю, деревья, злаки, плоды, животных и т.п.), но и собственную природу, свое естественное природное состояние. Эта «обработка» осуществляется в различных аспектах - телесном, интеллектуальном, психическом, эмоциональном, нравственном и др.
Одной из существенных личностных характеристик культуры человека является его постоянное, на протяжении всей жизни, до глубокой старости желание, стремление к самосовершенствованию как в духовном, интеллектуальном, так и в телесном направлении. Человек по своей природе, «данности» и «заданности» свойств, качеств, способностей, биологическим резервам и адаптационным возможностям - неисчерпаем.
Однако среднестатистическая личность в течение всей своей жизни использует только 20-30 % тех сил и способностей, которые дала ему природа. Низкий уровень его культуры проявляется в том, что он зачастую сокращает продолжительность своей жизни. Круг его интересов, весьма ограничен, зачастую он не проявляет и половины своих волевых, самоорганизаторских способностей, он ленив и не любопытен, боится трудностей и не желает их преодолевать. Это прекрасно видно на примере студентов и спортсменов. «Двоечники» - отнюдь не самые глупые и тупые ребята и девушки, разрядники - отнюдь не самые одаренные в возможностях физического развития от рождения.
В настоящее время предметом острой и многолетней дискуссии является так называемая «массовая культура», связанная с развитием средств массовой информации - газетами, популярными, развлекательными журналами, кино, видео, телевидением.
Исследователей и сторонников классического представления о культуре как сфере разумного воспитания морально оправданных форм поведения, эстетики во всех ее внутренних и внешних формах выражения шокирует коммерческая, грубо прагматическая направленность массовой культуры, снижение требований к эстетичности, вульгаризация, выхолащивание высокой духовности, стандартизация, подражание западным образам и т.п.
Коммерциализация массовой культуры снижает уровень воспитания, образованности людей, эстетических характеристик внешних форм проявления массовой культуры, так как воздействует на простые человеческие инстинкты, тем самым отвлекая человека от совершенствования той деятельности для которой он предназначен. Интерес к истинным ценностям подменяется постоянным привлечением внимания зрителей и слушателей к насилию, сексу, лихим разбоям, грабежам. Также предпринимаются попытки заменить патриотизм космополитизмом, вселенской стандартизацией, начиная от одежды, моды, до менталитета, идеологии, интимных форм жизни. Массовая культура ориентирована, прежде всего, на юношеский возраст, на подростков. То есть на людей, которые еще не прошли стадию самоопределения, не имеют стабильной шкалы ценностей. Продукция массовой поп-культуры стимулирует только к потреблению, а не к творчеству, формирует бездумность и стандартность мышления. И в этом ее огромная опасность для общества, для человечества, для любой нации стремящейся к сохранению национальной культуры и национальных традиций.
В условиях этой моральной нечистоплотности и откровенной грязи формируется мораль российских детей, подростков, юношей. Их идеалом, мечтой становится богатство, секс, выпивка, вседозволенность. А раньше идеалам были космонавты, полярники, спортсмены, герои патриотических фильмов, романов и повестей. Все это разрушает национальное самосознание, культивирует космополитизм. В ряде стран Европы существуют законы, препятствующие проникновению американской маскультуры (Франция, Германия, Испания, Италия), у нас этого нет. Гибель национальной культуры, традиций, игнорирование отечественной истории приводят к гибели государств. Эта опасность нависла сейчас над нашей родиной.
Наиболее значимыми качествами русского человека всегда были сила воли, широта души, доброта и мужество, умение пожертвовать собой ради общего дела, соборность как общность людей, подчиненная интересам государства, общества, церкви, религии (собор, храм). Соборность не нуждается в правовом регулировании, поскольку в ее основе лежит христианская мораль, нравственность. Соборность предполагает и веротерпимость, о чем свидетельствует наличие в России храмов различных конфессий.
Русская культура представлена именами выдающихся деятелей на уровне самых великих представителей мировой культуры. Результаты их деятельности представлены в архитектуре дворцов, храмов (Грановитая палата, Казанский собор), живописи (иконопись, работы «передвижников», живопись социалистического реализма), писателей (Л.Н. Толстой, М.А. Шолохов), поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов), музыки (М. Глинка, «Могучая кучка», Д.Д. Шостакович, Ю.В. Свиридов), науки (М.В. Ломоносов, В.И. Вернадский, И.П. Павлов), техники (А.Н. Туполев, Н.Е. Жуковский, С.П. Королев), военного дела - полководцы (А.В, Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков), искусство балета (А. Павлова, Т. Красавина, Г. Уланова, К. Сергеев) и множество других великих российских имен в мировой культуре и ее истории.
Современная наука озабочена поиском средств и методов разработки стратегии и тактики сохранения, расширения масштабов культуры.
Физическая культура является одним из видов культуры, потому что основу содержания культурного процесса составляет развитие физических и интеллектуальных способностей человека, его нравственных и эстетических качеств. Она зарождается и развивается одновременно с материальной и духовной культурой общества.
Деятельность в области физической культуры также имеет и материальные и духовные формы выражения. Спецификой физической культуры является ориентация на развитие биологической базы и физических потенций человека. Однако, воздействуя на биологическую сферу комплексом средств и методов, физическая культура неизбежно оказывает влияние и на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности в силу единства и взаимной обусловленности функционирования материальных и духовных начал в человеке.
В материальную культуру она входит физическими способностями (сила, быстрота) и процессом двигательной деятельности человека, которые являются ее главным содержанием. Кроме того, физкультура опирается на материальную базу (спортивный инвентарь, оборудование, спортивные площадки, залы, дворцы и т.п.). Все это не только "обслуживает" физическую культуру, но и является ее производным, потому что возникает в зависимости от ее потребностей.
В духовную культуру физическая культура входит накопленными знаниями, духовными ценностями, наукой, теорией, воспитанием в широком смысле слова, спортивной этикой и эстетикой.
Духовный аспект физической культуры воплощается в проектирующей и моделирующей деятельности, как в личностном, так и в социально-общественном плане. О творческом, интеллектуальном характере деятельности личности при занятиях физическими упражнениями П.Ф.Лесгафт писал: "Путем анализа и сравнения, получаемые извне, впечатления переходят в умственную работу, появляясь уже затем в виде отвлеченных понятий. Соответственно этому следует научиться анализировать и сравнивать движения, стараясь приспособить их к такой активной деятельности, в которой наибольшая работа проводилась бы при наименьшей затрате труда, что возможно также и при отвлеченных умственных занятиях".
Мало найдется способов, приемов, форм проверки собственных физических и духовных сил человека, которые могли бы сравниться с теми, которыми располагает физическая культура. Так, например, спорт, насыщенный противоречиями, дает наиболее содержательную, всестороннюю и оперативную информацию о степени готовности человека к действиям в сложных, порой экстремальных условиях.
Результатами духовного производства в области физической культуры являются разработка сложных двигательных действий (в гимнастике, фигурном катании и др. видах), тактика, теоретическая, морально-волевая подготовка спортсмена. В личности спортсмена, в его формах поведения, реакциях на сложные ситуации также проявляется духовная культура. Духовное, умственное и физическое развитие в данном случае органически дополняют друг друга, значительно обогащая облик культурного, разносторонне развитого человека.
Систематическое, целенаправленное и грамотное освоение богатства в области физической культуры способствует преобразованию в человеке как физических способностей, двигательных навыков, состояния здоровья, так и интеллектуальных возможностей, отражающих физическую культуру своими специфическими формами и средствами.
Объективной основой возникновения физической культуры является труд, потребности в движении ради удовольствия "рекреационный аспект", целью ее - воспроизводство человека специфическими средствами; причиной развития - социальные потребности в укреплении здоровья и развитии способностей, необходимых в жизни. Изменение ее содержания и направленности определялось историческими и социально-политическими условиями жизни общества. Так, например, развитие производства вызывает дополнительную и специфическую необходимость во всестороннем умственном и физическом развитии человека и усиливает объективную потребность в физической культуре. Общество не располагает более полноценным средством, с помощью которого можно было бы физически готовить людей к новым условиям жизни и производства.
Неправильно было бы отнести физическую культуру либо только к материальной, либо только к духовной культуре или вообще вывести ее за рамки культуры.
Она не может быть отнесена только к материальной культуре, так как отражение материального бытия общества или отдельного человека не является единственной или главной ее характеристикой как социального явления. Но по этой же причине она не может быть отнесена только к духовной культуре, хотя в ее сфере и находит свое отражение общественное сознание.
Для того чтобы более четко определить специфику ее связи с культурой вообще, необходимо поставить вопрос: какие потребности удовлетворяет физическая культура?
Допустим, что физические способности человека (сила, быстрота, выносливость и др.) носят только материальный характер. То же можно сказать о функциях органов и систем и о таком интегральном показателе, как здоровье. Тогда исчезает роль и значение социальных условий, уровня развития личности, ее ценностных ориентации. Но даже потребности в самом физическом развитии уже носят не столько биологический, сколько социальный характер, а в целом физическая культура удовлетворяет потребности в общении, игре, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Деятельность в сфере физической культуры связана с процессами познания, создания и закрепления ценностей в присущей ей специфической форме и ценностями ориентации.
В процессе физкультурной деятельности человек преобразует свою собственную природу, выступая при этом одновременно не только субъектом, но и объектом деятельности и ее результатом. Поэтому физическую культуру следует рассматривать как деятельность и качественный уровень этой деятельности, ее результатов по созданию физической готовности людей к жизни, труду, творчеству. Она имеет две стороны: деятельностную и результативную, а главный результат ее деятельности выражен в качественном уровне физической подготовленности людей к жизни.