Деятельность тренера в настоящее время является одной из самых сложных среди педагогических специальностей. Это объясняется многими причинами. Студентам, которые намереваются после окончания физкультурного вуза стать тренерами, надо знать эти причины, знать проблемы, которые ожидают их в будущей профессиональной деятельности, и быть готовым преодолевать их.
Одной из главных причин является высочайший уровень достижений в современном спорте, сложности и трудности подготовки спортсменов высокого класса - мастеров спорта, чемпионов и рекордсменов различного уровня, начиная с областей, городов и кончая первенствами Европы, мира, Олимпийскими играми.
В данном случае речь идет не о рекреационном спорте на заводах, предприятиях, учреждениях, учебных заведениях общего типа (школы, вузы), а о так называемом спорте высших достижений, олимпийском, профессиональном.
Главная цель этого спорта - раскрытие биологических резервов организма, его адаптационных возможностей на предельных или субпредельных уровнях. В этом смысле спорт является гигантской лабораторией, позволяющей раскрывать потенциальные запасы физических и морально-волевых способностей людей. И в этом плане достигнуты огромные результаты. Достаточно сказать, что почти все рекорды первых Олимпийских игр (1896г.) укладываются в нормы современного III-го спортивного разряда.
Едва ли не ежегодно совершенствуются спортивная техника способы выполнения двигательных действий методы обучения и тренировки, более конкретными и целенаправленными становятся способы развития физических способностей и их сочетаний. Совершенствуются методы контроля за процессами физического развития. В ряде случаев информация, которую студент физкультурного вуза получил на 1-2 курсах, значительно устаревает к тому времени, когда молодой специалист начинает свою спортивно-педагогическую деятельность.
|
Другими словами, надо обладать надежной теоретико-методической базой, чтобы быть в состоянии оперативно пополнять и углублять ее новыми знаниями в процессе профессиональной деятельности.
Еще одной причиной, порождающей проблемы в тренерской работе, является наличие «конкурентов» в спортивно-тренировочной деятельности спортсменов.
В самом деле, тренировки проводятся ежедневно (иногда до 2 раз в день по несколько часов подряд). Много времени уходит еще и на поездки на тренировку. Все это в совокупности создает большую физическую, психическую, эмоциональную нагрузку. В связи с такой занятостью остается мало времени на чтение литературы, образование, культурные мероприятия, личную жизнь и быт.
В то же время спортсменам часто приходят в голову мысли: "А для чего все это? Кому это нужно?"
Действительно, куда проще и без особых затрат физических сил и интеллектуальных способностей пойти в бар, на дискотеку, потанцевать, пообщаться с друзьями, посидеть у телевизора, полежать на диване. Наконец, просто позаниматься физическими упражнениями в виде спортивных игр, бега, гимнастики в собственное удовольствие, не ограничивая себя определенным видом, формой организации занятий и их продолжительностью, вместо того, чтобы месяцами, годами "тянуть лямку" тренировок и соревнований.
|
Задачи тренера - сформировать мотивы, стимулы у молодых людей для самоотверженной, во многом педантичной спортивной деятельности, воспитать потребность в ней, хотя это связано и с некоторыми элементами аскетизма в быту и в жизни.
Долг тренера - раскрыть романтику спорта, восхождения к его высотам, неистребимую жажду самосовершенствования, восхитительный "вкус" победы, перспективы побывать в различных городах и странах. Не последнее значение имеет и материальная сторона дела: обеспечение спортивной обувью и одеждой, инвентарем и оборудованием высокого класса, стипендиями и окладами, призовыми и премиальными вознаграждениями.
Поэтому очень важно тренеру воспитывать у спортсменов волю, настойчивость, умение "терпеть" на дистанции, на ковре, ринге, площадке.
В настоящее время наем на работу и определение заработной платы тренера осуществляются, как правило, на контрактной и конкурсной основе. Следовательно, не взирая на диплом о высшем образовании, лучшее место и более высокие оклады получат те претенденты, которые фактически, а не на словах, больше знают и лучше умеют. Основой этого является учеба в вузе и постоянное, каждодневное, самообразование, совершенствование методов учебно-тренировочного процесса.
Тренер по спорту может работать в ДЮСШ, школах олимпийского резерва, в сборных командах спортивных обществ, сборных командах городов, республик, в национальных сборных командах России, а также и за рубежом.
Спорт противоречив. Он не только формирует благородные черты человека, но и создает «идолов»; он воспитывает чувство долга, но может поразить человека крайним эгоизмом. Честолюбие ведет спортсмена либо к вершине славы и способствует проявлению лучших его морально-волевых качеств, либо разрушает человеческую личность, развиваясь до степени порока. И все-таки в основном спорт - это жизнь, наполненная борьбой и радостью победы, утверждение человеческого достоинства, форма проявления нравственной и физической красоты.
|
Рекордсмен или чемпион страны, Европы, мира это не уникум, не сверхчеловек и не заурядная личность, единственным богатством которой являются выдающиеся физические способности, дарованные ему природой. Это сформированный в процессе совместного творчества тренера и его самого человек из «завтрашнего дня» первопроходец, который открывает новый путь или делает новый шаг к неизвестным пока загадочным и неисчерпаемым биологическим резервам, к раскрытию человеческих возможностей в двигательной деятельности.
Высшая сложность деятельности педагога, которая требует проявления всех его способностей, заключается в умении вскрывать и преодолевать противоречия процесса воспитания в широком смысле этого слова.
Возьмем пример из другой области деятельности. Случается так, что летчика в 35-38 лет отстраняют от полетов. Можно себе представить, с каким чувством влюбленный в полеты, здоровый, крепкий опытный пилот, по существу, еще очень молодой человек, смотрит в небо, слушая гул моторов, зная, что ему уже больше не дадут летать.
В спорте так бывает часто. Сильный и еще очень молодой по общечеловеческим меркам жаждущий побед человек не в состоянии состязаться с более молодыми соперниками, пришедшими ему на смену. Его не включают больше в команду, в которой он выступал много лет, он «старичок». Во многих видах спорта спортсмен переходит в разряд «старичков» еще задолго до тридцати лет. О нем уже не пишут газеты, не говорят по радио, его не показывают по телевизору, болельщики не аплодируют и не подносят цветов. Да и его экономическое положение, если он не накопил денег и имущества, сразу же резко ухудшается. Такие удары конечно трудно выдержать. И если спортсмен еще задолго до окончания своей спортивной карьеры не подготовился в материальном и психологическом плане к этому все может обернуться тяжелыми, драматическими последствиями. Как помочь ему пережить эту тяжелую психологическую травму.
И тут самую действенную помощь может оказать тренер - наставник и друг. По мере накопления жизненного и профессионального опыта, углубления и расширения своих специальных знаний, постоянного общения в сфере своей профессии тренер постоянно поднимается по ступенькам своего профессионального мастерства и выходит на тот уровень, когда он уже может готовить своих воспитанников на уровне абсолютных для каждого конкретного отрезка времени рекордов, открывать и использовать какую-то новую часть биологических резервов организма человека. И порой ему кажется, что это - предел. На самом деле истинные пределы возможностей человека в двигательной деятельности далеко не исчерпаны. Поэтому и современные рекорды ни в коей мере не являются абсолютными. В этом - романтика поиска и залога новых открытий в работе тренера.
В спорте время от времени появляются феномены, ошеломляющие на некоторое время своими фантастическими результатами весь мир и вызывающие сомнения в возможности соревноваться с ними на равных условиях. Некоторые рекорды мира продержались по 20-25 лет (Ж. Регуло, Д. Оуэнс). Однако проходит какое-то время и на смену им появляются другие спортсмены, показывающие еще более высокие результаты.
Современные тренеры стоят еще в самом начале разработки целины, имя которой - человеческие возможности. И величие труда педагога состоит в том, что он постоянно ищет и находит новые пути и методы совершенствования физических и духовных качеств своих воспитанников. Будущее принадлежит союзу тренера с наукой.
Рекорд, например, - это годы поисков, усилий, аскетизма, труда, концентрация энергии не только личности педагога и его ученика, но и их предшественников и современников спортсменов, тренеров, ученых. В момент установления высшего достижения ярко проявляются физическая мощь и нравственная красота человека, в одно это мгновение раскрывается вся его сущность. Этот момент подводит итог его стремлениям, дает высокую оценку его воле, организованности, венчает славой победителя и открывает дорогу к дальнейшим, более высоким достижениям самого спортсмена или его последователям и соперникам.
Задача тренера – в том, чтобы воспитать у спортсмена способность всегда быть «заряженным» на борьбу, на победу над противником, над собой, временем, пространством и даже возрастом. В этой сложной и эмоциональной борьбе человек не может остаться равнодушным. Тренер должен помнить, что среди движущих мотивов поведения спортсмена не последнее место занимает честолюбие. В нем заложено противоречивое единство сознания собственного превосходства в борьбе с противником, неистребимое желание победить во чтобы то ни стало и благородное стремление вести эту борьбу в строгих рамках правил на честных началах.
Педагог должен постоянно учить своих воспитанников владеть собой. Сдерживающим началом в стремлении к безграничному утверждению и обособлению собственной личности (иногда подсознательному ее противопоставлению остальным) являются порядочность, твердость характера, воля и самообладание, которые тоже воспитываются спортом. Поэтому можно сказать, что формы поведения человека в соревнованиях отражают степень его воспитанности, собранности, а значит и степень эффективности воспитательной деятельности педагога в широком смысле слова.
Всему миру известно выдающееся педагогическое мастерство одного из ведущих тренеров страны В.И. Алексеева, воспитавшего десятки мастеров международного класса по различным видам легкой атлетики. Среди его воспитанников - чемпионы и рекордсмены страны, Европы, мира, Олимпийских игр по прыжкам, метанию копья, толканию ядра, мужчины и женщины.
Любая личность всегда носит в себе задатки неповторимости, своеобразия и, в известном смысле слова, исключительности. Но чтобы ее индивидуальность проявилась, педагог должен создать определенные условия для своего воспитанника.
Спорт - это область интересного и интенсивного творчества ученых, тренеров и самих спортсменов. Творчество направлено на создание новой техники, тактики, методики тренировки.
В системе "спортсмен - тренер - наука" еще задолго до появления рекорда планируются определенные результаты, заранее "конструируется" динамическая модель будущего рекорда, определяются временные характеристики движения результатов и т.д. В процессе занятий физической подготовкой тренер выступает не только как педагог, но и как математик и психолог, архитектор и строитель будущего высшего спортивного достижения. Неистощимость творчества позволяет постоянно совершенствовать спорт во всех его проявлениях: разрабатывать оригинальную технику выполнения упражнений, новую конструкцию снарядов, новые методы спортивной тренировки и тактику спортивной борьбы.
Так были созданы известные всему спортивному миру ленинградская штанга и фиберглассовый шест, беговая дорожка с искусственным покрытием, пластиковые шесты и лыжи способ плавания "дельфин" и прыжок в высоту "фосбери-флоп", моноласты, фристайл и многое другое.
Уникальная особенность спорта заключается в том, что в процессе тренировок и, особенно, соревнований, личность проявляется всесторонне, в комплексе всех (или почти всех) своих достоинств и недостатков. Мало есть видов деятельности, в которых человек находился бы в таких стрессовых условиях или решал бы в считанные мгновения множество в высшей степени сложных и важных для данного момента задач.
И положение тренера тоже уникально. Он имеет возможность видеть своего ученика в весьма сложных и ответственных условиях, оценить его поведение, выявить его сильные и слабые стороны и найти нестандартные выходы, способы воздействия на спортсмена на основе своего представления об особенностях его характера, психики.
Это зависит от опыта тренера, степени его образованности, широты кругозора, уровня и характера знаний педагогики и психологии, интуиции и некоторых других причин.
Известно, что один и тот же человек в разных ситуациях будет выглядеть и действовать по-разному, так же как разные люди в одной и той же ситуации могут действовать далеко не одинаково. И тренеру зачастую более интересно знать не то, что объединяет данного человека с другим, а то, что составляет его индивидуальность, исключительность. При этом решающим в оценке спортсмена является не его отношение к спорту, а к жизни в целом, к труду, деятельности, людям. Важны и его установка, ценностные ориентации, идеалы, чувство долга и ответственности за любое дело, которое он делает.
Много времени сэкономит и позволит сохранить больше сил правильная организация труда тренера. Ему зачастую приходится начинать свой рабочий день очень рано, а заканчивать довольно поздно, работать по субботам, воскресеньям и праздничным дням, часто выезжать в командировки.
В связи с этим первым условием хорошей организации его труда является составление плана занятий в личное и служебное время и контроль за его выполнением, что позволит упорядочить труд и быт, более или менее реально определить время не только для работы, но и для организации собственного быта, личной жизни, для семьи.
Целесообразно продумывать и планировать всю учебно-тренировочную работу с учетом необходимости проведения календарных соревнований, товарищеских и матчевых встреч и других мероприятий. Кроме того, надо всегда держать в поле зрения вопросы, связанные с материально-финансовым обеспечением, своевременной закупкой и ремонтом спортинвентаря и оборудования, обуви, одежды, спортивной формы.
В организацию труда тренера входит оборудование своего рабочего места, обеспечение специальной литературой, посещение курсов, семинаров, соревнований.
И в заключении хочется отметить, что нынешним студентам первого курса после окончания института будет труднее, чем их предшественникам, выводить своих учеников на уровень мировых достижений, поскольку этот уровень будет выше чем сейчас. Но зато они, наверно, будут владеть более совершенными приборами, более надежными методами, более глубокими и обширными знаниями. И в этом смысле они будут богаче своих предшественников и старших товарищей. У них будут совершенно новые взгляды на возможности человека. И эти свои взгляды они смогут передать своим ученикам, убедить их, что все рекорды, установленные до них, - дело прошлого, а они должны работать на будущее.