Структура физической культуры личности специалиста ФКиС




Особая роль, отводимая учителю и тренеру в обществе, определяется тем, что жизненные установки и ценностные ориентации у него реализуются в двух направлениях – как значимые для него личностно, так и необходимые в его профессиональной деятельности.

Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей выбирает, осваивает наиболее значимые.


Рис.7. Структура физической культуры личности специалиста по ФКиС.

 

Физическая культура - основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом, воплощении.

Структура физической культуры студента представлена на рис.7.

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положи­тельное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личнос­ти, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практи­ческие. Теоретические знания необхо­димы для объяснения и связаны с вопросом «почему?». Методические знания обеспечивают возможность получать ответ на вопрос: «как ис­пользовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической куль­туры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигатель­ное действие?»

Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личнос­ти в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становят­ся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение специалиста и придают его поступкам особую значимость и направленность.

Потребности - главная побудительная, на­правляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоут­верждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных заня­тий, в комфорте и др.

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявле­ние активности.

В побуждении специалистов к повышению своего культурного и профессионального уровня важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной при­влекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преоб­ладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отра­жаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес — позна­комиться с ним.

Свободный выбор профессиональной деятельности свидетельствует о наличии у чело­века осознанного, активного интереса.

Отношения задают предметную ориентацию, определяют социальную и личностную значимость профессиональной деятельности в жизни. Выделяют активно-положительное, пассивно-положительное, индифферентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отноше­ния. У специалиста сферы ФКиС - активно-положительное отношение, когда ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регуляр­ность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий.

Ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни и профессиональной деятельности.

Эмоции более глубоко характеризуют содержание и сущность ценностных ориентаций. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, оценка личной значимости, удовлетворенность своим физическим я и т.д. Эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при за­нятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Воле­вая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более длительное во­левое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями.

Таким образом, в процессе физического воспитания и профессиональной подготовки специалиста ФКиС осуществляет­ся воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физи­ческой культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентаций, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеж­дений.

При осуществлении профессиональной деятельности в сфере ФКиС самому специалисту важно уметь выполнять и активно использовать разнообразные физические упражнения, улучшать свое физическое состояние и подготов­ленность, физически совершенствоваться. Физическое совершенство от­ражает такую степень физических возможностей личности, ее пласти­ческой свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятель­ности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной и педагогической отдачи. Если специалист своей физической формой демонстрирует занимающимся эффективность физической культуры и спорта, то это в большей мере будет повышать интерес к его занятиям.

Поэтому физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а не­обходимым элементом (операциональный компонент) его личностной структуры.

Помимо всего важным компонентом физической культуры личности специалиста ФКиС является практико-деятельностный компонент. На высоком уровне культура личности специалиста может быть только в том случае, если он активно и умело осуществляет все виды деятельности, которые указаны на рис.6. Представьте себе специалиста, который не ведет здоровый образ жизни, не умеет агитировать на занятия физической культурой и т.д.

Таким образом, физическая культура личности проявляет себя в трех основных на­правлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отра­жает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социаль­ным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физичес­кая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыраже­ния специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личнос­ти, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельнос­ти, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: