Качества специалистов ФКиС




Высшей степенью культуры специалиста ФКиС, её проявлением в реальной жизни является профессиональное мастерство, которое представляет собой синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности специалиста позволяет ему успешно решать многообразные профессиональные задачи.

 
 


Рис. 8. Необходимые качества профессионально-педагогического мастерства специалиста ФКиС.

Все профессионально важные навыки подразделяют на пять компонентов (рис.8).

Гностический компонент включает действия, связанные с процессом накопления новых знаний о цели и задачах системы и средствах их достижения, о состояниях объектов и субъектов педагогического взаимодействия на различных стадиях решения педагогических задач, о психологических особенностях учащихся и педагогов. Он также включает умения извлекать новые знания из исследования собственной деятельности и перестраивать ее на основе освоения новой учебной и научно-методической информации.

Проектировочный компонент включает действия, связанные с изучением тенденций развития образовательной практики и определением направлений коррекции функционирования педагогической системы, умения осуществлять планирование (стратегическое, тактическое, оперативное), рассчитанное на уменьшение разрыва между наличными результатами и искомыми, т.е. потребными обществу.

Конструктивный компонент связан с отбором средств, форм и методов педагогического воздействия, их композиционным построением и последующей экспериментальной проверкой в учебно-воспитательном процессе.

Коммуникативный компонент включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений как по вертикали (между руководителями, педагогами и учащимися), так и по горизонтали (между руководителями системы, между педагогами, между учащимися), мотивированием участников педагогического процесса к занятиям предстоящей деятельностью, проникновением в их внутренний мир.

Организаторский компонент включает действия по реализации педагогического замысла в конкретной организации личностного взаимодействия во времени и пространстве в соответствии с заранее сформулированной системой принципов, правил и предписаний, которым педагогический процесс должен удовлетворять в направлении достижения запланированного результата.

Не менее важным компонентом мастерства является индивидуальный профессиональный стиль деятельности специалиста. Это совокупность своеобразных мыслей и действий работника, отличающихся от других специалистов.

Стиль учебно-воспитательной работы педагога неповторимо индивидуален, его ощущают на себе занимающиеся. Оптимальный стиль характеризуется убежденностью в мировоззренческой позиции, стремлением к постоянному совершенствованию, разнонаправленностью положительных отношений к делу, к самому себе, к занимающимся. Вступая в психолого-педагогическое взаимодействие с людьми специалисту важно проявлять:

- перцептивные способности — умение заглянуть во внутрен­ний мир человека, узнать по его глазам, жестам и т.д. состояние здоровья, настроение с которым он пришел на занятие;

- экспрессивные способности — речь, мимика, жесты, пантомимика. Для специалиста ФКиС важно ярко, образно, ли­тературно правильно и четко пользоваться словом. П.Ф.Лесгафт писал, что учитель физкультуры должен владеть словом много луч­ше, чем учитель словесности;

- суггестивные способности — умение внушить интерес к занятиям физической культуры, красоте движений. Специалиста, обла­дающего такой способностью, занимающиеся ждут с удовольствием, радо­стью и с интересом выполняют его задания;

- стрессоустойчивость — умение педагога управлять своими эмоциями, активизировать механизм саморегуляции, проявлять вы­держку, терпение и спокойствие в критических ситуациях;

- эмпатию — способность сопереживать, сорадоваться и огорчаться; сопричастность к успехам и недостаткам человека, желание ему помочь и поддержать;

- аттракцию (от лат. «притяжение») – способность обладать притягательной силой, очаровывать окружающих людей, быть обязательным, открытым;

- рефлексию – это осознание себя, своего психического состояния, способность видеть себя со стороны и чувствовать, как тебя оценивают другие люди;

- артистичность – способность точно изображать различные образы и чувства.

Кроме этого важными составляющими профессионального стиля специалиста являются:

Внешний вид

1. Осанка (спина прямая; умение сидеть прямо и свободно, руки свободно лежат на столе; подтянутость, собранность).

2. Одежда (аккуратность; скромность; цветовая гармония; соответствие одежды возрасту, условиям занятий и работы; соответствие моде; чувство меры в выборе украшений).

3. Грим (умеренность). Учитывая занятия в зале, бассейне…

4. Прическа (аккуратность, практичность).

5. Мимика (выражение доброжелательности, спокойствия; уверенности (но не самоуверенности); взгляд при общении направлен на собеседника; эмоциональная выразительность; соответствие выражения лица характеру речи, с которой выступает).

6. Пантомимика (жесты уместны, ограничены, естественны; походка упругая, ритмичная, легкая; движения гибкие, размеренные, непринужденные; отсутствие скованности в движениях; сдержанность в движениях, отсутствие суетливости и нервозности; умение бесшумно вставать и садиться).

Культура общения

Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении, умение слушать собеседника; умение задавать вопросы; умение анализировать выступление; умение первому установить контакт с другим человеком; умение понять другого человека; умение ориентироваться в сложившейся ситуации общения; стремление к установлению зрительного контакта (вы смотрите на собеседника (аудиторию); умение видеть и понимать реакцию слушателей; умение заинтересовать, увлечь выступлением, рассказом, сообщением: владение свободным, связанным произнесением речи перед слушателями без опоры на конспект; внешний вид выражает готовность и желание общаться, вести беседу, выступать и т.д.; умение передавать свое отношение к сообщаемому.

Культура речи

Грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений; терминологии, лексическое богатство, выразительность, образность речи; техника речи (полетность, звонкость голоса; гибкость голоса, богатство интонации; правильно выбранная сила голоса; четкая команда (отсутствие гнусавости, шепелявости и др.).

 

Для успешной профессиональной деятельности специалисту ФКиС важно иметь хорошо развитые личностные качества как морально-волевые, так и нравственные.

К морально-волевым качествам относятся: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стрем­ление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают способность выполнять свои обязанности, несмотря на возникающее чувство дискомфорта; сдержанность (выдержка) как способность по­давлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; со­бранность (сосредоточенность) как способность концентрировать вни­мание на важной деятельности, несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая мини­мальным временем принятия решения в значимой для человека ситуа­ции, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответ­ственности за принимаемое решение.

Не менее важно для специалиста иметь очень четкую мировоззренческую позицию, чтобы быстро и без колебаний различать добро и зло, важное и второстепенное. Также честность, честолюбие, доброта, милосердие, открытость помогут наиболее эффективно выполнять свои должностные обязанности и строить отношения как вертикальные отношения (с руководством и подчиненными), так и горизонтальные (с коллегами).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: