Многие выпускники физкультурных вузов являются специалистами в области физической рекреации.
Физическая культура имеет в своей структуре важнейший компонент, который своими задачами и содержанием ориентирован на широкие слои населения, безотносительно к полу, возрасту, степени физического развития, социального положения и других факторов. Таким компонентом является физическая рекреация, которая в средствах массовой информации часто называется "массовой физической культурой".
Это самый демократичный и наименее регламентированный компонент физической культуры. Он не зависит от какой-то определенной программы, хотя для отдельных групп занимающихся и разрабатываются специальные программы и содержание, специфичные для решения конкретных задач (например, в группах здоровья).
Актуальность физической рекреации как одного из важнейших средств оздоровления трудящихся и повышения их трудовой и творческой активности возрастает в связи с формированием рыночных отношений и появлением конкуренции на рынке труда.
Проблемы, связанные с необходимостью повышения производительности труда, улучшения качества продукции, сохранения и укрепления здоровья, а также повышения работоспособности в условиях конкуренции становятся заботой, как владельцев предприятий, так и трудящихся.
С одной стороны, современные владельцы промышленных предприятий, акционеры ориентируются, прежде всего, на физически крепких, здоровых людей, обладающих высокими профессиональными знаниями, умениями и навыками и не делающих перерывов в трудовой деятельности по болезням. Поэтому физически слабые люди сейчас и в перспективе будут пополнять ряды безработных.
|
С другой стороны, на предприятиях, имеющих солидный доход, будет развиваться и совершенствоваться в интересах повышения производительности труда физкультурно-оздоровитель-ная работа, формироваться и расширяться ее материально-техническая база (физкультурно-оздоровительные центры, рекреационные комплексы, оздоровительные базы и т.п.) Да и сами трудящиеся, зная об угрозе увольнения из-за болезней или невысокой работоспособности, также должны более заинтересованно относиться к сохранению и укреплению своего здоровья, к закаливанию, к занятиям физическими упражнениями в различных видах и формах (гимнастика, аэробика, рекреационный спорт, спортивные игры, туризм и т.п.).
Кроме того, рекреация необходима учащимся и студентам, спортсменам и работникам умственного труда. В ней заинтересованы пожилые люди, ибо она является важным фактором противодействия старению и активизации творческой деятельности. И здесь открывается широкое поле деятельности для специалиста по физической рекреации. Он может внести существенный вклад в совершенствование содержания физкультурно-оздоровительной рекреационной работы, в ее формы организации, методы стимулирования интересов, вкусов, потребностей различных слоев населения, а также в общие вопросы размещения, проектирования, оборудования центров, баз, помещений для физкультурно-оздоровительной работы, в конструирование снарядов, тренажеров, инвентаря и оборудования.
В современных условиях, когда выпускники физкультурных вузов после окончания института должны быть специалистами широкого профиля, умеющими профессионально действовать как: учитель физической культуры - в школе, преподаватель физвоспитания - в вузе, тренер, инструктор-методист, организатор физкультурной работы, методист. Их задачами являются укрепление здоровья трудящихся, повышение их работоспособности, борьба против неблагоприятных воздействий, условий и характера труда, формирование здорового образа жизни и воспитание потребности в занятиях физическими упражнениями, играми и развлечениями, создание физкультурно-оздоровительных центров, в том числе общезаводских и цеховых.
|
Специалист по физической рекреации вместе с администрацией предприятия разрабатывает планы целесообразного размещения оздоровительных центров и комплексов вблизи мест, которые активно посещаются людьми во время отдыха (скверов, садов, парков, кафе, кинотеатров). Тогда популярность их будет выше, и желающие заниматься, будут чаще посещать эти центры.
Физкультурно-оздоровительные центры являются хорошей основой пропаганды здорового образа жизни, местом организации интересного и здорового отдыха, центрами разнообразных видов деятельности, охватывающих широкий круг интересов людей разного возраста, социального положения, вкусов, привычек, наклонностей.
Качество работы специалиста по физической рекреации в производственных коллективах, его авторитет у рабочих, служащих, администрации, прочность его положения и уровень его зарплаты будут непосредственно зависеть от его профессиональной компетенции, знаний, умений, организаторских способностей, умений общаться с людьми, активности и самостоятельности в действиях.
|
Надо многое знать и многое уметь, чтобы осуществлять управленческую деятельность в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности на производстве, укреплять свой престиж. Деятельность такого специалиста носит комплексный и многофункциональный характер. Он должен проводить учебно-методическую (вести занятия), воспитательную работу, осуществлять управленческо-организаторскую деятельность, проводить консультации, инструктажи, заниматься вопросами материально-технического обеспечения, изучать особенности процесса производства и условий труда работников, разрабатывать комплексы производственной гимнастики, регистрировать и анализировать результаты своей работы по материалам обследования здоровья и физического состояния трудящихся.
На предприятиях, в учреждениях, фирмах, офисах занятия могут проводится в процессе труда, в перерывах, а также до начала работы или после ее окончания в виде оздоровительно-восстановительных занятий (занятия в группах ОФП, секциях, кружках и т.п.).
В настоящее время в стране существуют различные физкультурно-оздоровительные учреждения, предназначенные для проведения физкультурно-рекреационной деятельности, в которых работают специалисты, имеющие высшее физкультурное образование.
За последние годы на коммерческих и госбюджетных началах сформировались такие учреждения, как физкультурно-оздоровительные центры (ФОЦ), физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОК) – бассейны, стадионы, залы аэробики, платные группы «Здоровье», клубы любителей бега (КЛБ), аэробики, ритмической гимнастики, группы ОФП и др.
Большое значение имеет работа по организации и методике семейного физического воспитания, проведение соревнований по принципу "папа, мама и я - спортивная семья".
Деятельность специалистов по физической рекреации имеет свою специфику в отличие от деятельности учителей школ, преподавателей вузов, тренеров. Она заключается прежде всего в том, что здесь на первое место выдвигается организаторская деятельность. Вместе с этим большое место занимает воспитательная работа, направленная на формирование здорового образа жизни, на воспитание потребностей в занятиях физическими упражнениями, двигательной деятельностью в интересах укрепления здоровья. Учебно-методическая деятельность характерна для организованных групп занимающихся (группы "Здоровье", аэробики, ритмической гимнастики).
В учебных заведениях, в спорте специалист руководствуется, прежде всего, требованиями учебной программы или содержанием и методами тренировки, специфичными для данного вида спорта. Он не может не учитывать их требований.
В сфере физической рекреации специалист, прежде всего, должен ориентироваться на потребности, интересы занимающихся, на их пол, возраст, состояние здоровья, степень физического развития. Это предполагает большую индивидуализацию в подборе средств и методов физической рекреации, гибкость и вариативность в проведении занятий.
Правда, это в меньшей степени относится к производственной гимнастике, к организации рекреационной работы на промышленных предприятиях, в объединениях, где приходится, прежде всего, учитывать условия труда, его характер, особенности воздействия на организм работающих.
Особого внимания и осторожности требует организация и проведение физической рекреации с детьми и пожилыми людьми.
Здесь необходимо учитывать не только желания, но и возможность занимающихся, организовывать и проводить занятия так, чтобы избежать перегрузок и травм. В связи с этим особое значение приобретает педагогический и медицинский контроль как оперативный (в ходе самих занятий), так и периодический (в виде специальных проверок и осмотров). В процессе рекреационных занятий меньше обращается внимание на совершенствование техники, на сам процесс обучения двигательным действиям, а больше - на их эмоциональную сторону и степень нагрузки на организм занимающихся, исходя из их индивидуальных возможностей. Необходимо помнить, что у многих пожилых людей желания двигаться и заниматься физическими упражнениями сохраняются, а возможности делать это снижаются, что не все учитывают. Часто инфаркты и инсульты являются следствием физических и эмоциональных перегрузок. Поэтому одна из проблем рекреационной деятельности специалиста состоит в том, чтобы понять и удовлетворить желания и потребности занимающихся и четко соотнести средства, методы, формы организации с их реальными возможностями. При этом следует помнить, что люди должны получать удовольствие от занятий, от общения в их процессе, ощущать «мышечную радость», положительный эмоциональный заряд. Важно понять мотивы, которыми люди руководствуются, приобщаясь к физическим упражнениям. Как правило, наиболее общим и распространенным мотивом является укрепление здоровья, но на его фоне и более конкретные мотивы. Одни хотят сбросить лишний вес и желают сформировать изящные формы тела, другие - обрести атлетическую фигуру, многие хотят приобрести навыки самозащиты.
Эти сугубо индивидуальные мотивы, желания потребности и есть главные ориентиры и критерии в деятельности специалиста по физической рекреации. В этом и состоит специфика его работы.