Диплом о высшем образовании - это своего рода знак качества, свидетельство многосторонней подготовки молодого человека к его профессиональной и общественной деятельности. А студенческая жизнь - самая яркая, богатая и романтическая пора в жизни человека. Эти годы надо уметь ценить и прожить правильно, с большой пользой для себя и для общества и помнить - потерянного не вернешь. Особенно это касается утраченного здоровья.
В начальную школу приходит большое количество детей с отклонениями в состоянии здоровья. Еще больший процент таких школьников покидает ее после окончания. Соответственно большое количество абитуриентов, поступающих в вузы, также имеют значительные отклонения в состоянии здоровья. Среди болезней молодежи наиболее распространены такие, как гипертония, ишемическая болезнь сердца, остеохондрозы, нарушения опорно-двигательного аппарата, неврастения, болезни органов зрения. По данным научных исследований, на 1-й курс поступает всего 3-5% студентов с хорошим физическим развитием, с неудовлетворительным - более 29%. Остальные имеют слабое (38%) и посредственное (29%) физическое развитие. Но в нашем вузе состояние здоровья студентов при поступлении на значительно более высоком уровне. Дело в том, что все абитуриенты проходят специализированную медицинскую комиссию, которая не позволяет студентам, имеющим слабое здоровье вообще обучаться в академии физической культуры.
Но, зачастую, состояние здоровья студентов физкультурных вузов тоже ухудшается в связи с нерегулярным и неполноценным питанием, нарушением режима отдыха и учебного труда, высокой учебной нагрузкой, стрессами во время соревнований. Особенно это обостряется в период зачетно-экзаменационных сессий, а в некоторых вузах - в период производственных практик и преддипломного проектирования.
|
Здоровье молодёжи – это будущее здоровье страны. Не случайно И.И.Брехман (1990) писал: «Именно здоровье людей должно служить главной "визитной карточкой" социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства. С этих позиций формирование системы сохранения и укрепления здоровья должно стать определяющим направлением деятельности государства».
Так что же такое здоровье?
Наиболее приемлемой рассматривается формулировка Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней».
Современная наука о здоровье человека выделяет несколько составляющих этого понятия:
Физическое здоровье - это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
Духовное здоровье – это способность чувствовать духовные ценности и взаимодействовать с ними, любить, творить добро, созидать нравственно чистые эстетические творения.
Психическое здоровье - состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, обусловленного потребностями биологического и социального характера.
Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Хочется особо подчеркнуть, что духовная составляющая является собственно человеческой компонентой здоровья, отличительной сущностью человека от иных живых существ. Переход к духовной деятельности даст вам власть не над природой и другими людьми, а над самим собой, своим телом и душой для использования их на благо себе и другим людям, обществу.
|
Эксперты ВОЗ в 80-х гг. предыдущего столетия определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Используя последние, в 1994 г. Межведомственная комиссия охране здоровья населения Совета безопасности РФ определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом (табл.2):
Таблица 2
Факторы влияющие на здоровье
Сфера влияния факторов | Факторы, укрепляющие здоровье | Факторы, ухудшающие здоровье |
Генетические (15-20%) | Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания | Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям |
Состояние окружающей среды (20 - 25%) | Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания | Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки |
Медицинское обеспечение (10 -15%) | Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь | Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание |
Условия и образ жизни (50 -55%) | Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни | Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия |
|
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ).
ЗОЖ – вид жизнедеятельности, способствующий сохранению и увеличению здоровья. Снижает воздействие отрицательных факторов на организм.
НОЖ – вид жизнедеятельности способствующий угнетению жизненно важных функций организма и снижению потенциала и ухудшению здоровья. Увеличивает отрицательное влияние факторов на организм.
Наши предки жили в тесном контакте, общении с природой и работали синхронно природным ритмам — вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Естественно, что каждое время года имело свой трудовой настрой, свой режим жизни. Человек, занимаясь тяжелым физическим трудом, хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о восстановлении своего здоровья.
Сегодня человеку продолжает казаться, что здоровье также постоянно, как электро-, водоснабжение, что оно будет всегда, т.к. забота о нем переложена современностью на плечи государства, медицинской отрасли, которые должны поставлять здоровье, как продукты, товары, услуги. Человек стал потребителем, а не производителем своего здоровья.
Несмотря на все расширяющуюся сферу медицинского обслуживания, ее широкомасштабные мероприятия — стремление к всеобщей диспансеризации, к массовым формам физической культуры, увеличению числа медперсонала, клиник, больниц, наконец, курортов, домов отдыха и т.п. — количество людей, имеющих отклонения в здоровье, не уменьшается. И загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний человека играют в этом далеко на последнюю роль. Однако общеизвестно, что главной и самой серьезной причиной является нерациональный образ жизни, неоптимальное использование сегодняшних достижений в науке о человеке, о его резервах, психофизиологических, физических возможностях.
Образ жизни современного человека характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, информационной нагруженностью, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами и т.д., что приводит, в конечном счете, к развитию так называемых болезней цивилизации.
Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н.М.Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».
Здоровый образ жизни как система складывается из всех этих основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых компонентов. Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дают желательного и стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психосоматическую структуру человека. Еще Сократ говорил, что "тело не более отдельно и независимо от души".
В основе здорового образа жизни лежат биологические (возрастной, энергетический, укрепляющий, ритмичный, аскетичный) и социальные (эстетичный, нравственный, волевой и самоограничительный) принципы. Реализация этих принципов сложна, противоречива и не всегда приводит к желаемому результату. Одна из основных причин этого - отсутствие прочной, сформированной с раннего детства мотивации на сохранение и укрепление своего здоровья.
Образ жизни молодого человека включает в себя ряд компонентов:
- психологический комфорт,
- оптимальный двигательный режим,
- рациональное питание,
- рациональный режим жизни,
- половая культура,
- родительская культура,
- профилактические мероприятия,
- безопасное поведение,
- валеологическое образование.
Хочется подчеркнуть, что обучение в нашем ВУЗе подразумевает постепенное освоение студентами содержания практически всех компонентов здорового образа жизни в рамках различных учебных предметов. Так, например, вопросы оптимального двигательного режима человека вы будете изучать на Теории и методике физической культуры, рациональное питание – на учебном предмете Гигиена и отдельные вопросы на Биохимии, рациональный режим жизни на Физиологии и Гигиене, валеологическое образование на Валеологии и т.д.
Между тем некоторые знания о компонентах здорового образа жизни важно получить уже сейчас. Так как применение этих знаний с самого начала обучения в ВУЗе поможет вам благополучно противостоять всем негативным факторам, мешающим молодым людям жить, учиться и реализовывать свои жизненные цели.
Наиболее важным для студента компонентом здоровой жизнедеятельности является психологический комфорт.
Если человек умеет управлять своими психологическими состояниями, развивать свои психические функции, то ему будет очень просто контролировать все остальные компоненты своей жизнедеятельности. Такому человеку будет намного проще формировать у себя полезные привычки в двигательной активности, в питании и т.д.
Исследования психологов показывают, что для перехода к здоровому образу жизни полезно перепрограммирование психики (с болезней на здоровье) и формирование опосредующего позитивного образа «Я».
Тогда здоровый образ жизни будет целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.