До XV века до нашей эры такого названия не существовало, а города, позднее вошедшие в качестве ядра в эту державу, были разного этнического происхождения. Ниневия первоначально была, по-видимому, хурритским городом; Ашшур – аккадским. В конце этого века Ашшур стал независимым городом, богатевшим на торговле между Малой Азией и Месопотамией, а также странами Загроса и Армянского нагорья. Возвышение Ашшура представляет собой первый в истории случай возвышения не земледельческого, а торгового города. Если взглянуть на карту того географического образования, которое называется Ближним Востоком в широком смысле, то территория, где расположились главные ассирийские города – Ашшур, Ниневия и Арбела, находится в самом центре этого образования, ограниченного с разных сторон пятью почти независимыми морями: Красным, Средиземным, Чёрным, Каспийским и Персидским заливом. Мореплавание в середине XV века до нашей эры было слаборазвито, моря представляли собой естественные границы региона, лишь вдоль которых ходили морские суда. Но так как эти моря слабо связаны между собой, преимущество в этом регионе имела сухопутная торговля. Кроме того, этот регион с юга ограничен Аравийской пустыней, с севера – Кавказскими горами, и лишь с востока сухопутная граница более прозрачна – горы Загрос были не столь высоки. В рассматриваемый период цивилизованный регион Большого Ближнего Востока помещался в этих естественных границах, включая в себя и нильскую долину.[21]
В последующей цивилизационной истории к нему присоединилось Иранское нагорье, расположенное за Загросом, затем междуречье Амударьи и Сырдарьи, а последним цивилизационным «приобретением» стала Аравийская пустыня. Но до этого было ещё далеко, а пока территория будущей Ассирии оказалась в самом центре этого цивилизованного региона.
|
Выгоды этого месторасположения не могли не сказаться на судьбе ассирийских городов, начавших в рассматриваемый период быстро богатеть на посреднической торговле, благо и торговля Египта с остальными странами Большого Ближнего Востока осуществлялась в основном через Библ, а оттуда египетские товары шли в Ассирию, тогда как более прямой караванный путь через Сирийскую пустыню ещё не был освоен. В политическом отношении в Ашшуре практически вся власть сосредоточилась в руках ишшиакку – жреца, администратора и военного вождя в одном лице. Обычно он занимал и должность укуллу – верховного землеустроителя и председателя общинного совета. Сведений о народном собрании в Ашшуре нет, скорее всего, его значение уже в середине II тысячелетия до нашей эры было невелико.
Сосредоточение власти в руках правителя и богатство, основанное на торговле, позволили Ашшуру начать стремительную внешнюю экспансию. С начала XIV века ашшурский правитель называл себя «царём», хотя пока лишь в частных документах, но уже Ашшур-убаллит I (1365–1330 до н. э.) впервые именует себя царём «страны Ассирии» в официальной переписке. Территория Ассирии начинает расти на запад (верхний Тигр) и восток (горы Загрос). Царь превращается в самодержца и присваивает себе титул царя «обитаемого мира» (Адад-Нерари I, 1307–1275 до н. э.). При Тукульти-Нинурте I (1244–1208 до н. э.) Ассирия становится великой державой, охватывающей всю Верхнюю Месопотамию. Далее следует вторжение «народов моря». Хеттское царство падает, Египет ослабевает, Вавилония подвергается нашествию южноарамейских кочевников – халдеев.[22]
|
При Тиглатпаласаре I (1115–1077 до н.э.) Ассирия переживает первый пик своей военно-политической мощи, ассирийская армия достигает берегов Чёрного моря, захватывается Вавилон, правда ненадолго. Но тут начинается очередное вторжение кочевников-семитов, теперь уже арамеев. С конца XI по конец X века до нашей эры до нас не дошло из Ассирии почти никаких документов.
Следующий подъём Ассирии начинается в царствование Адада-нерари II (912–891 до н.э.), при котором начинается рост территории Ассирии: область Аррапхи была завоевана у Вавилонии, присоединена область реки Хабур на западе. После двухсотлетнего перерыва возобновляются походы к Средиземному морю, совершённые Ашшуром-нацил-апалом II (884–858 до н.э.), внуком Адад-Нерари II.
Пика своего могущества Ассирия достигает в правление Тиглатпаласара III (745–727 до н.э.), которого привела к власти очередная гражданская война (Ассирия переживает свою «революционную» эпоху).
Ассирия не могла столь возвыситься политически, не сделав ряд «изобретений». Первое касалось массовых депортаций побеждённых народов на территорию самой Ассирии. Этим ассирийцы убивали двух «зайцев»: во-первых, уменьшалась вероятность восстаний покорённых народов, во-вторых, территория Ассирии получала земледельческое и ремесленное население, на плечи которого и ложилась вся хозяйственная деятельность. Но это оказалось миной замедленного действия, так как сами ассирийцы становились исключительно военными и торговцами, а сплочённость населения самой Ассирии резко падала.
|
Вторым важным ассирийским «изобретением» стало создание профессиональной армии, в которой появились специализированные части: конница и сапёры. Эта армия находилась на полном содержании у царя, что делало его практически абсолютным монархом, но не египетского типа, а скорее западноевропейского.
Третьим существенным изменением в ассирийском обществе стало исчезновение родовой знати, столь характерной для всех не только древних, но и средневековых обществ. В этом отношении ассирийцы обогнали все другие цивилизации на несколько тысячелетий (исключая разве что древнегреческую, да и то только в тех полисах, где укрепилась демократия).
В 605 году до нашей эры потерпели поражение последние остатки ассирийской армии во главе с Ашшур-убаллитом II. Что забавно, Ассирия началась с Ашшур-убаллита I, а закончилась Ашшур-убаллитом II. Подобная пара правителей с одинаковыми именами ещё не раз встретится в истории.[23]
Быстрый разгром этой «мировой» державы был не последним в мировой истории. Именно на территории Большого Ближнего Востока они в основном и будут происходить. Менее чем через три века падёт следующая «мировая» («мировыми» они будут как раз в рамках ближневосточного региона) держава – Персидская – в результате похода Александра Македонского. Следующего разгрома придётся ждать целое тысячелетие – в VII веке нашей эры арабы разгромят державу Сасанидов.
Цивилизация Иудеи
Еврейская цивилизация стала последней из значимых цивилизаций западно-семитской суперэтнической целостности. Аморейско-сутийские племена, ставшие основой израильского племенного союза (двенадцати колен израильских) дольше всех аморейских племён перебирались с места на место, пока уже в конце XIII веке до нашей эры не вторглись на территорию Палестины. Здесь они встретили ханаанейское и аморейское осёдлое население со значительными городами.
Древние евреи были полукочевым народом, не вкусившим ещё цивилизованного существования. Поэтому первым делом они постарались разрушить населённые в основном ханаанеями города и на их развалинах начать складывать новую полуварварскую цивилизацию. Этот сюжет повторится потом в Западной Европе когда варварские германские племена разрушат (правда не до основания, как это сделали древние евреи) античные города и на их развалинах начнут строить западноевропейскую цивилизацию. Увы, новые цивилизации на территории Земли почти всегда начинались с разрушения старых.
Варварские или полуварварские народы, не разъеденные цивилизационной эволюцией, разрушая старую цивилизацию воспринимали определённые достижения той, а имея свои доцивилизационные культурные наработки, затем производили синтез этих наработок с некоторыми достижениями старой цивилизации. Так утвердился институт католической церкви в Западной Европе после германского вторжения, германские военные вожди превратились в королей, а германские языки приобрели письменность на основе латинского алфавита.
Палестинская гражданско-храмовая община окончательно оформилась во второй половине IV века до нашей эры, она благожелательно встретила Александра Македонского, который сохранил её автономию и «ограждение» от внешнего мира. Сначала она вошла в состав державы Птолемеев, но в 200 году до нашей эры Антиох III включил её в державу Селевкидов. Но Антиох IV в 167 году до нашей эры издал эдикт, запрещающий под страхом смертной казни выполнять предписания яхвизма. Иерусалимский храм был превращен в храм Зевса, свитки священного писания сожжены. Таким способом эллинистические правители попытались сломить отгороженность Иудеи от остальной их державы.[24]
Иудеи ответили восстанием, известным в истории как Маккавейская война (167–142), приведшим к независимости, но независимость эта опиралась на поддержку Рима, который ликвидировал её силами Помпея в 63 году до нашей эры, при этом Иудея сохранила автономию. Однако в 6 году до нашей эры она была преобразована в императорскую провинцию в правление хорошо известного всем Ирода. Покушения римского государства далее стали распространяться на религиозную сферу, в ответ в Иудее вспыхнули новые восстания, известные как Первая и Вторая Иудейские войны, произошедшие в 66–70 годах и в 135 году нашей эры. В результате Иерусалим был взят дважды, храм и город разрушены, масса народа продана в рабство. Однако только второе восстание имело поворотный для иудейского этноса характер – иудеи полностью были выселены из Иерусалима и его окрестностей, на месте иерусалимского храма был воздвигнут храм Юпитера Капитолийского, а сам город был превращён в римскую колонию Элиа Капитолину. Иудейский этнос рассеивается по всей Римской империи, но это рассеяние не приводит к его исчезновению.
Оба этих восстания и деятельность Христа, предшествовавшая им, однозначно говорят о вступлении иудейской цивилизации в период пассионарного зенита. Но военная мощь Римской империи в этот момент была еще слишком велика, чтобы иудейский этнос мог сломить её. В итоге он был рассеян, но это рассеяние произвело неожиданную трансформацию с этнической общностью – несмотря на отсутствие собственной территории этнос не прекратил своё существование, а впервые (а пока мы не имеем аналогов такого процесса – следовательно и единственный раз в истории) получил «рассеянный» характер, сформировав диаспоры в разных странах. Иудаизм не позволил этому этносу полностью смешаться в других странах с местным населением, но это не могло не привести к определённой этнической трансформации первоначальных иудеев. Возник своеобразный мир иудейских диаспор, отличающихся друг от друга этнически из-за смешения с этническими элементами в разных странах. Это был уже новый этнос, начавший новую этническую жизнь.
В какие сроки произошла эта трансформация – установить довольно трудно, но то, что она вообще стала возможна – заслуга иудаизма как этнически замкнутой религии и исторического момента начала рассеяния, во время которого этнос переживал пассионарный зенит, следовательно, обладал значительной жизненной энергией, не давший ему раствориться среди других этносов.
Теперь произведём периодизацию иудейской цивилизации. Начало её связано с вторжением израильского племенного союза в Палестину.
Но формирование объединительного государства, сложившего этнос и складывавшегося на основе новой этнической общности (обычно оба этих процесса идут бок о бок), относится к правлениям Давида и Соломона в X веке до нашей эры. Первый пассионарный подъём новый этнос испытал где-то на стыке V и IV веков до нашей эры: он был связан с формированием гражданско-храмовой общины в Палестине на основе репатриантов, вернувшихся на родину после установления персидского господства в бывшей Вавилонии.
Пассионарный зенит новой этнической общности, сформировавшейся из смешения амореев-сутиев с ханаанеями, пришёлся на I век нашей эры, то есть последовал примерно через тысячелетие после появления объединительного государства.
Войны с Римской империей не позволили иудейскому этносу закончить свою историю в обычных условиях, поэтому никаких логичных выводов о конце этой этнической общности сделать нельзя. Но тысячелетнее существование иудейского этноса на компактной территории вполне сопоставимо с историей других античных этносов.
История финикийского, древнегреческого и римского этносов от их появления до пассионарного зенита тоже занимала около тысячи лет. Пассионарный зенит для всех этносов связан с наиболее значительными культурными достижениями: взлёт древнегреческой культуры в V–IV веке до нашей эры, римской – в I веке до нашей эры, иудейской – в I веке нашей эры. Только достижения финикийского культурного взлёта не дошли до нас, они были стёрты эллинами и римлянами. Так что история всех четырёх исследованных этносов и составляет античную эпоху почти во всей её полноте.
В исторической последовательности главных античных этносов иудейский шёл последним, последним он был и в череде семитоязычных (вернее западно-семитоязычных) цивилизаций Большого Ближнего Востока: вавилонской, ассирийской, финикийской и иудейской. Все эти цивилизации возникли в результате вторжения аморейских племён, приведшего к глобальному изменению этнической карты на стыке III и II тысячелетий до нашей эры. Местом исхода аморейских племён была Сирийская пустыня, а указанные цивилизации возникли по её периметру, исключая южный – пустынный, в котором кочевали арабские племена.
По временной шкале первыми были вавилоняне, через 400 лет за ними шли ассирийцы с финикийцами, ещё через почти 800 лет после них шли иудеи, этнос, сложившийся после долгого странствия племён сутиев по территории Большого Ближнего Востока. Эволюция цивилизационного движения в этом витке этногенеза происходила против часовой стрелки, начавшись в Нижней Месопотамии, далее двинувшись в Верхнюю Месопотамию и Финикию и закончившись в Палестине.
Эволюция цивилизационного движения в следующем витке этногенеза происходила уже по часовой стрелке, начавшись на Иранском нагорье, далее переместившись на Аравийский полуостров, далее на коренную территорию Византии, а закончилась на Алтае, совершив полный круг. Цивилизационное движение охватило значительно большую территорию в последнем витке этногенеза, включив в него все резервы до этого нецивилизованных территорий Большого Ближнего Востока. Этот виток к настоящему времени можно считать исчерпанным, так как последняя этническая суперцелостность – тюркская – вступила в фазу своей старости, начавшейся после распада Османской империи.
Иудейская цивилизация выступила в роли моста между этими двумя рассматриваемыми витками этногенеза на территории Большого Ближнего Востока. Она стала здесь первой религиозно однородной цивилизацией, но не была первой, породившей «мировую религию». Первенство здесь принадлежит Ирану и зороастризму. Зороастрийская онтологическая картина мира явственно проступает в христианстве, вероятно, и сам Христос побывал там перед своей активной проповеднической деятельностью. Иранские народы первыми из рассматриваемых суперэтнических целостностей последнего витка этногенеза вступили на цивилизационный путь. Их объединительным государством следует считать Ахеменидскую державу, которая возникла на закате семитоязычного витка этногенеза на Ближнем Востоке. Поэтому исследование этого последнего витка этногенеза на ближневосточной территории мы и начнем с иранских этносов.
Заключение
Евразия как особое место развитие в полной мере актуализована из потенциального состояния геополитическим действием русского этноса в ходе строительства им своей государственности.
Она обладает прежде всего такой характерной чертой, как развитые речные системы, ориентированные меридионально, причём преимущественно на Север.
Эта особенность речной системы Евразии сформировала особый «акватический» характер русской цивилизации и позволила русским объединить и интегрировать всё евразийское пространство, несмотря на экстремальность его географических условий.
Широтное деление Евразии на лес и степь носило для этой части света не столько интегрирующий, сколько раскалывающий характер.
Феномен «Великой Степи» как грандиозного «проходного двора» номадов мешал оформлению на землях Евразии сколько-нибудь прочной и обустроенной государственности.
Русская цивилизация сумела ответить на брошенный степной зоной вызов выработкой собственной «острожно-засечной» формы цивилизационного устроения. Благодаря реализации этой формы, Великая Степь как фактор хаотизации евразийского пространства, мешающий его «речной» интеграции, была уничтожена.
Номадизм и связанная с ним антицивилизационная, набеговая культура воспринимались русской цивилизацией как отрицательное начало, что актуализировалось в образах Казани как Вавилона (и победы над ней как торжества на земле Царства Божия), а также мифологеме апокалиптических «Гога и Магога», запертых Александром Македонским в Уральских горах.
Евразия, соответственно, не является не только не Западом и не Востоком, но и, ни в коем случае, не их объединением или синтезом. Евразия является Севером, устремлена на Север, в соответствие с течением большинства своих рек.
Своеобразие этой северной цивилизационной формы создаётся именно мировидением и особенностями национального действия русских. Без русских существование евразийского пространства как целостности невозможно, оно подвергнется неизбежной быстрой фрагментации.
Прочие народы, обитающие на пространстве Евразии, ни в коем случае не могут рассматриваться как «старшие братья», «учителя» и «наставники» русских. Евразия как Россия реализовалась через покровительство части этих народов со стороны русских и в борьбе с другими народами, признание поражения со стороны которых означало их включение в специфическую русскую геополитическую систему.
Евразийство как идеология, воспринимающая Россию как «синтетическую культуру», подчинённой особым «ритмам Евразии», а русских – как один из «постномадических» народов, обязанных своей властью над Евразией содействию со стороны «природных евразийцев», есть идеология ложная, хотя и применимая для мягкого обоснования реальности русского геополитического господства на Севере.
Список литературы
1. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации – М.: Издательство: КРИСТАЛЛ, ОНИКС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, РИФМЭ, 2008 г.
2. Европа // Словарь Античности. – М., 1989. С. 199.
3. Малер А. Россия-Евразия или Россия-Недоевропа? // Континент Евразии, 5 августа 2009 г.
4. Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций – М, 2008 г.
5. Савицкий П. Евразийство. // Континент Евразии. – М., 1997. С. 1997.
[1] Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций- М, 2008 г.
[2] Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций- М, 2008 г.
[3] Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации – М.: Издательство: КРИСТАЛЛ, ОНИКС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, РИФМЭ, 2008 г.
[4] Савицкий П. Евразийство. // Континент Евразии. – М., 1997
[5] Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций- М, 2008 г.
[6] Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций- М, 2008 г.
[7] Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций- М, 2008 г.
[8] Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций- М, 2008 г.
[9] Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации – М.: Издательство: КРИСТАЛЛ, ОНИКС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, РИФМЭ, 2008 г.
[10] Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации – М.: Издательство: КРИСТАЛЛ, ОНИКС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, РИФМЭ, 2008 г.
[11] Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций- М, 2008 г.
[12] Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций- М, 2008 г.
[13] Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций- М, 2008 г.
[14] Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций- М, 2008 г.
[15] Савицкий П. Евразийство. // Континент Евразии. – М., 1997
[16] Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации – М.: Издательство: КРИСТАЛЛ, ОНИКС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, РИФМЭ, 2008 г.
[17] Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации – М.: Издательство: КРИСТАЛЛ, ОНИКС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, РИФМЭ, 2008 г.
[18] Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации – М.: Издательство: КРИСТАЛЛ, ОНИКС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, РИФМЭ, 2008 г.
[19] Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций- М, 2008 г.
[20] Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций- М, 2008 г.
[21] Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций- М, 2008 г.
[22] Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций- М, 2008 г.
[23] Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций- М, 2008 г.
[24] Пыльцын О.И. Россия и Евразия: Эволюция цивилизаций- М, 2008 г.