2.2.1. Общие требования к структуре. Бакалаврская работа как научное исследование должна состоять из обязательных библиографических и текстовых элементов, к которым относятся:
− титульный лист (см.: прил. 1);
− содержание (план работы) (см.: прил. 2);
− введение;
− основная часть;
− заключение;
− список использованных источников и литературы (см.: прил. 4).
В бакалаврскую работу по усмотрению автора могут быть включены список сокращений и приложения.
Требования к оформлению титульного листа, содержания, списка использованных источников и литературы, а также работы в целом
изложены в разделе 2 методических указаний.
2.2.2. Введение. Введение является важной частью бакалаврской работы, т.к. дает первоначальное представление о сути изучаемой проблемы, а также о глубине и уровне проведенного студентом научного исследования в целом. Исходя из требований к общему объему итогового исследования, объем вводной части работы должен быть не менее 2 страниц.
Во введении обычно излагается и обосновывается:
– актуальность темы;
– цель исследования;
– задачи, которые ставит перед собой автор для достижения цели;
– объект и предмет исследования;
– методологическая, теоретическая, нормативная и эмпирическая основы исследования;
– особенности структуры работы.
При этом обязательными элементами вводной части являются обоснование актуальности темы, определение цели и задач исследования, указание на теоретическую и нормативную его основу, характеристика структурной последовательности изложения материала в работе.
Обоснование актуальности проводимого исследования является обязательной составляющей бакалаврской работы. Избранная для проведения научного исследования тема и ее оценка автором с точки зрения своевременности и социальной значимости – все это демонстрирует научную зрелость и профессиональные знания студента.
|
Поскольку объем вводной части невелик, то необходимо уже с первых слов непосредственно приступить к обоснованию актуальности самой избранной темы и не вести логическую цепь рассуждений издалека. Так, например, если темой исследования является правовая природа договора лизинга, то не следует начинать обоснование актуальности с описания социально-экономического значения гражданско-правового договора как такового.
Обосновывая актуальность проводимого исследования, необходимо в работе раскрыть:
– правоприменительное значение избранной темы;
– основные правовые вопросы, подлежащие исследованию;
– характеристику имеющейся нормативной базы и имеющихся недостатков в данной сфере правового регулирования;
– степень освещения темы в литературе с указанием основных научных источников, позиций ведущих авторов по исследуемой теме, школ, научных направлений, т.е. степень научной изученности проблемы;
– проблемы формирования судебной и иной правоприменительной практики.
Таким образом, в данной части введения нужно не только и не столько показать социальное, экономическое и т.п. значение того или иного правового института, сколько продемонстрировать наличие научной проблемы в избранной теме, недостаточную ее разработку и освещение в специальной литературе; следовательно, доказать своевременность и необходимость проведения научного исследования данной темы.
|
После обоснования актуальности следует сформулировать цель и задачи научного исследования. Как правило, формулируется одна единая для всего исследования цель, которая отражает то, что исследователь намерен сделать.
Цель достигается через решение задач, которые отражаются затем в заголовках глав бакалаврской работы. Задачи излагаются путем перечисления. При этом используются такие речевые обороты, как: проанализировать…, изучить…, установить…, выявить…, исследовать…, описать…, сформулировать…, предложить…, разработать…, определить… и т.п.
Например:
Тема: Правовые проблемы реорганизации коммерческих организаций
Целью исследования является проведение комплексного анализа правового регулирования реорганизации коммерческих организаций. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
– проанализировать правовую природу реорганизации как формы создания и прекращения юридических лиц;
– определить особенности правопреемства при реорганизации коммерческих организаций;
– исследовать правовую природу и правовое значение документов, оформляющих реорганизацию;
– изучить процедуру проведения отдельных форм реорганизации;
– рассмотреть гарантии прав кредиторов при проведении реорганизации;
– выявить пробелы и противоречия в законодательном регулировании реорганизации;
– выработать и предложить рекомендации по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.
Во введении может быть также указан объект и предмет исследования, которые соотносятся как общее и частное.
|
Объект исследования – это общественные отношения, складывающиеся в исследуемой сфере.
Например:
Объектом исследования являются отношения между судом и заявителем, а также судом и заинтересованными лицами, другими участниками гражданского судопроизводства по неисковым делам, возникающие в процессе защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
Предмет исследования – нормы соответствующей отрасли права, регулирующие исследуемые общественные отношения, монографическая и иная литература, материалы судебной и правоприменительной практики.
Например:
Предметом данного исследования выступают закрепленные в действующем российском и зарубежном законодательстве правовые нормы, направленные на урегулирование правоотношений, возникающих при заключении гражданско-правовых договоров путем присоединения; практика судов РФ и судов некоторых зарубежных стран по применению вышеуказанных норм, а также представления отечественных и зарубежных цивилистов о правовой природе договоров присоединения и предлагаемые ими подходы к решению проблемы включения в договоры присоединения явно обременительных по своему содержанию условий для присоединяющейся стороны.
Далее во введении указывается на применяемые при исследовании методы познания (методологическая основа исследования), которые могут быть общенаучными – диалектический, исторический, системно-структурный, аналитический и пр., так и специальными – технико-юридический, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.
В этой части работы перечисляются также научные труды других авторов, которые послужили теоретической основой бакалаврской работы, а также законодательство, материалы судебной и иной правоприменительной практики, составившие соответственно нормативную и эмпирическую основу исследования.
В конце вводной часть предпочтительно охарактеризовать структуру работы в целом, логическую последовательность расположения глав. Обоснование структуры содержательности части работы приобретает особенное значение в том случае, когда ввиду широты темы и известных ограничений объема бакалаврской работы, автор раскрывает не все вопросы, а только некоторые – по его мнению, наиболее значимые для науки и практики.
2.2.3. Основная часть. Основное содержание бакалаврской работы состоит из логически связанных между собой разделов, подразделов. Содержание глав должно точно соответствовать их названию, а также теме работы.
Текст работы должен состоять из имеющих правоприменительное значение тезисов учебной литературы, научно-практических комментариев, монографий, журнальных статей и иной специальной литературы, из ссылок на акты высших судебных инстанций и материалы конкретных судебных дел. В содержательной части бакалаврской работы, выполняемой по отдельным отраслям права (например, конституционному, гражданскому, уголовному, административному праву и пр.), студент должен стремиться к всестороннему рассмотрению каждого правового вопроса, продемонстрировав при этом свое умение сжато, логично и аргументированно излагать материал по правилу: закон – теория – практика. Составной частью содержания должны стать и собственные суждения, оценки автора по всем выявленным в ходе проведения научного исследования проблемным вопросам.
Начинать рассмотрение вопроса следует с характеристики норм права, уделяя особое внимание законодательно закрепленным понятиям и дефинициям, суждениям различных ученых и специалистов о них.
Например:
Согласно п. 1 ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом понятие частной собственности следует отличать от субъективного права частной собственности. Частная собственность рассматривается законодателем и доктриной гражданского права в качестве формы собственности. В.А. Дозорцев подчеркивает, что ст. 212 ГК РФ называет формы собственности, но не права собственности. При этом автор отмечает: «Само право собственности едино и не делится на формы, которым присуще особое содержание. Для всех субъектов содержание права собственности одинаково»1.
———
1 Дозорцев В.А. Принципиальные черты права собственности в ГК РФ // Гражданский кодекс РФ. Проблемы. Теория. Практика: сб. памяти С.А. Хохлова. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1998. – С. 231.
Необходимо стремиться к тому, чтобы в бакалаврской работе нашло отражение максимально возможное число научных проблем. Автор должен уметь самостоятельно изложить сущность научной проблемы, осветить ведущуюся полемику по спорным вопросам изучаемой темы. Мнения и позиции авторов научных статей, монографий, иных публикаций в основную часть работы включается в виде тезисов. Указание автора и источника публикации обязательно.
Например:
В отношении договоров банковского счета (ст. 845 ГК РФ) в литературе высказываются различные мнения по поводу того, являются ли такие договоры, заключаемые с кредитными организациями, договорами присоединения.
По мнению, например, Л.Г. Ефимовой договор банковского счета является разновидностью договора присоединения1.
Противоположной точки зрения придерживается К.К. Лебедев, который считает, что ни закон, ни банковская практика не дают оснований для отнесения договора банковского счета к договорам присоединения. Критикуя позицию Л.Г. Ефимовой, он отмечает: «В п. 1 ст. 846 ГК РФ прямо и четко сказано, что счет в банке открывается на условиях, согласованных сторонами»2.
Представляется, что в данном дискуссионном вопросе следует согласиться с теми авторами, которые считают, что договоры банковского счета могут быть договорами присоединения, но не во всех случаях3. Во-первых, из дефиниции договора присоединения, изложенной в п. 1 ст. 428 ГК РФ, не следует, что формуляры разрабатываются только для договоров определенного вида и в случаях прямо предусмотренных законом. Соответственно, банк вправе разработать свой формуляр договора банковского счета и предложить клиенту при заключении договора присоединиться к его условиям.
Во-вторых, правило же изложенное в п. 1 ст. 846 ГК РФ, что счет в банке открывается на условиях, согласованных сторонами, не исключает использование кредитными организациями конструкции договоров присоединения при заключении договоров банковского счета. По нашему мнению, присоединение следует рассматривать, как согласие клиента заключить договор на условиях, разработанных банком. В противном случае, клиент вправе отказаться от заключения договора. Следовательно, нет оснований считать такие условия несогласованными сторонами.
В-третьих, согласно п. 2 ст. 846 ГК РФ банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. Поэтому не остается сомнений в том, кто же в действительности разрабатывает условия договора, а также в том, что такие условия являются стандартными.
———
1 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / отв. ред. О.Н. Садиков. – М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1996. – С. 416.
2 Коммерческое право / под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. – С. 320. (Автор § 2 главы VIII К.К. Лебедев).
3 См.: Сарбаш С.В. Указ. соч. – С. 20; Гражданское право. Часть 2. Обязательственное право / под ред. В.В. Залесского. – М.: МТК «Восточный экспресс», 1998. – С. 379 (Автор § 5 главы XI О.В. Сгибнева); Гражданское право: учебник. Т. 2 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 2000. – С. 453 (Автор главы 39 Д.А. Медведев в соав. с В.Т. Смирновым); Правовое регулирование банковской деятельности / под ред. Е.А. Суханова. – М: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 1997. – С. 141 (Автор главы 4 Л.А. Новоселова).
В бакалаврскую работу, выполняемую по отдельным отраслям права, следует включать соответствующие теме положения обобщенной судебной практики с указанием соответствующего пункта и наименования судебного акта.
Например:
В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Следовательно, при разрешении споров, связанных с участием унитарных предприятий в хозяйственных обществах и товариществах, необходимо учитывать ст. 295 ГК РФ, а также ст. 6, 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (п. 5 и п. 8 постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»)1.
———
1 Вестник ВАС РФ. – 2010. – № 6. – С. 80-81.
В бакалаврской работе должно быть приведено не менее 7–10 примеров решений по конкретным делам из судебной или иной правоприменительной практики. Подбор, анализ и обобщение такой практики проводятся с целью определения того, присутствует ли единство толкования и применения положений законодательства судами и иными правоприменительными органами, общее понимание смысла норм права в теории и практике.
Не следует переписывать в работу судебный акт полностью, а также выносить его в приложения, если данный судебный акт был опубликован или размещен на общедоступных информационных ресурсах. Автор должен изложить собственное понимание сущности спора и сделанные судом выводы. Приводимый пример должен подтверждать или опровергать какие-либо теоретические положения, выводы, взгляды и т.п. Решение правоприменительного органа должно анализироваться студентом, а также сопровождаться собственным комментарием, в т.ч. критическим.
Например:
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»1 (далее – Закон № 102-ФЗ) третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение
заключено после возникновения оснований для предъявления иска.
Анализ арбитражной практики показал, что суды занимают четкую и последовательную позицию при разрешении споров, связанных с включением в договоры присоединения третейских оговорок. Так, направляя дело на новое рассмотрение, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ сделал вывод о том, что заключенный между сторонами договор, условия которого определены банком в стандартной форме, по сути, является договором присоединения. В связи с этим к данным правоотношениям должны применяться положения п. 3 ст. 5 Закона № 102-ФЗ, устанавливающего действительность третейского соглашения только в случае его заключения после возникновения оснований для предъявления иска. Кроме того, суду следовало установить, была ли утверждена руководящим органом банка стандартная форма договора банковского счета данного вида в период заключения договора между спорящими сторонами, подписывались ли с другими клиентами аналогичные договоры на иных условиях, имел ли директор филиала полномочия на изменение содержащихся в стандартной форме условий договора2.
———
1 Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3019.
2 Постановление Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июля 2006 г. № 2718/06 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – 2006. – № 10.
Содержательная часть работы может включать и элементы компаративного, т.е. сравнительно-правового, исследования. При проведении компаративного исследования избранной темы студенту необходимо изучить и проанализировать правовые нормы либо институты в правовых системах зарубежных стран, сопоставить их между собой и нормами РФ, выявить сходства и различия, сформулировать результаты
сравнительно-правового анализа и определить возможность их использования в отечественной нормотворческой деятельности и правоприменительной практике.
2.2.4. Заключение. Заключение резюмирует содержание всей бакалаврской работы и позволяет судить о том, достигнута ли та цель, которую ставил перед собой исследователь. Условно заключение можно разделить на три смысловые конструкции[1]:
– вводная часть, которая призвана провести логическую связь между основным содержанием и заключительными положениями работы;
– констатирующую часть, в которой в сжатой, тезисной форме автор излагает основные результаты проведенного исследования – оценка действующего законодательства, выводы по рассмотренным проблемам науки и практики и пр.;
– предложения и выводы (рекомендации автора для правоприменительной практики, предложения о совершенствовании действующего законодательства, о необходимости обобщения судебной практики высшими судебными инстанциями). Здесь же можно указать на определенную незавершенность выполненного исследования, многоаспектность проблематики, выявление в ней новых содержательных сторон, требующих дальнейшего научного осмысления и т.п.
Заключительные положения не должны носить описательный характер и содержать догматические положения, например, описание норм закона, общепризнанные теоретические положения, изложенные в учебниках или учебных пособиях. В заключении студенту следует отразить то, какие им были выявлены теоретические и практические проблемы, каковы, на его взгляд, оптимальные пути их решения. Именно это выносится на обсуждение и оценку в ходе публичной защиты.
Объем заключения: не менее 2 и не более 6 страниц.
2.2.5. Язык и стиль бакалаврской работы. Поскольку бакалаврская работа представляет собой научное исследование, ее языку и стилю изложения предъявляются соответствующие требования. Письменная научная речь, как правило, отличается формально-логическим способом изложения. Текст работы должен отличаться целостностью и смысловой законченностью, а также логической связанностью его отдельных частей, ясностью и краткостью изложения.
В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Необходимо применять терминологические названия. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю.
Сокращение слов в тексте не допускается (за исключением общепринятых). Нельзя употреблять в тексте знаки (<, >, =, №, %) без цифр.
В тексте используются только арабские цифры, но при нумерации кварталов, полугодий допускается использование римских цифр.
Изложение материала в бакалаврской работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой.
Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа - от вопроса к вопросу.
С целью соблюдения требований к научной стилистике бакалаврской работы рекомендуется использовать следующие синтаксические и лексические средства, способствующие:
– четкому, логически последовательному изложению цепи рассуждений: вначале, прежде всего, во-первых (во-вторых, в-третьих и т.д.), значит, итак, после, впоследствии, так как и др.;
– демонстрации противоположности разных мнений, суждений, тезисов: однако, между тем, в то время как, тем не менее, в то же время, тогда как, несмотря на это, напротив, с другой стороны, в отличие от и др.;
– установлению причинно-следственной связи: следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, ввиду того, кроме того, к тому же, согласно этому, потому что, как показал анализ норм права, на основании проведенного исследования, отсюда следует, в связи с этим, в соответствии с этим и др.;
– переходу от одной мысли к другой: прежде чем перейти к …, обратимся к …, рассмотрим, следует рассмотреть, остановимся на …, необходимо остановиться и пр.;
– акцентированию внимания на отдельных тезисах работы: следует обратить внимание на …, подчеркнуть следующее, необходимо отметить, именно это и т.д.;
– указанию на степень достоверности такого или иного мнения, суждения: конечно, разумеется, действительно, видимо, следует полагать, возможно, вероятно и пр.;
– подведению итога логических рассуждений: итак, таким образом, значит, в заключение необходимо отметить, в результате проведенного исследования, на основании выше изложенного, следовательно, подводя итог, резюмируя сказанное и т.п. [2]
При написании бакалаврской работы студент обязан делать ссылки на источник, откуда он заимствует материал или отдельные результаты, кому конкретно принадлежит та или иная мысль, выражение. Для этого можно использовать специальные вводные слова и словосочетания: по мнению такого-то автора, согласно точке зрения такого-то ученого, в соответствии со сложившейся судебной практикой и т.п.
Поскольку изложение результатов научного исследования всегда ведется от третьего лица, в случае необходимости указания на то, что данное выражение или мысль принадлежат непосредственно студенту – автору бакалаврской работы, следует использовать такие стилистические обороты, как: представляется, думается, видится, автор настоящей работы полагает, автор считает, по мнению автора настоящей работы и т.п.
Научному стилю характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимений первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. В связи с этим, к стилистическим «запретам» в научной работе относится употребление местоимения «я»: я считаю, я думаю, я полагаю и пр., которое в исключительных случаях, исходя из контекста работы, может быть заменено на местоимение «мы»: мы считаем, по нашему мнению.
2.2.6. Редактирование и оформление бакалаврской работы. Содержание бакалаврской работы должно быть выражено в форме, отвечающей предъявляемым требованиям к оформлению научных трудов. Указанные требования относятся к структурированию содержания работы, использованию источников и литературы, оформлению сносок и списка использованных источников и литературы (см. раздел 2 настоящего пособия). Соблюдение формальных требований к работе, наряду с требованиями к ее содержанию, является критерием, определяющим выставляемую за нее оценку.
После того, как текст работы написан, студент должен его распечатать и отредактировать. В ходе редактирования осуществляется проверка текста на предмет:
– соответствия теме бакалаврской работы;
– соответствия плану, цели и задачам исследования;
– целостности восприятия, логической взаимосвязи и последовательности изложения;
– грамотности, наличия опечаток и описок;
– стилистического единообразия изложения;
– правильности и единообразия оформления работы.
После внесения в текст необходимых правок бакалаврская работа распечатывается. Затем проверяется качество распечатки, форматирование (единообразный шрифт, выравнивание текста по ширине страницы, правильность расстановки разрывов и пр.).