Структурно-динамический подход. Александр Григорьевич Ковалёв и Константин Константинович Платонов.




Это авторы, которые пытались выделить структуру личности. Ковалёв говорит о движущейся силе развития личности – это противоречия. Ковалёв выделяет три компонента в структуре личности:

  • направленность
  • способности
  • темперамент

Платонов (кн. Структура и развитие личности). Он поставил проблему личность и труд.

 

Комплексный подход. Борис Герасимович Ананьев

 

Он подчёркивает, что личность – это продукт своей эпохи и жизни страны. Развитие личности связано со сменой её социального статуса. Когда человек готов, но нет возможности. И не готов, но это произошло.

«Избранные психологические труды» Ананьев.

 

Во всяком случае, как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 1970 г. в советской психологии можно выделить по меньшей мере четыре доминирующие теории личности:

1) личность как профиль психических черт;

2) личность как опыт человека;

3) личность как темперамент и возраст; 2)личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.

Другой известный автор – А.В. Петровский – тоже говорит о существовании в отечественной психологии разных подходов к пониманию личности в разные исторические отрезки времени. Так, период 50-60-х гг. характеризуется так называемым «коллекционерским» подходом, в рамках которого «личность выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека».

С середины 60-х гг. предпринимаются попытки выяснения общей структуры личности, а состоявшийся в 1969 г. Всесоюзный симпозиум по проблемам личности прошел под знаком понимания личности как биосоциального существа и структурного подхода. Последующая критика этого подхода заключалась в том, что в личности выделялись как биологическая, так и социально обусловленные подструктуры, а это приводит к тому, что между понятиями «личность» и «человек», «личность» и «индивид» ставится знак равенства. По мнению же А. В. Петровского, «биологическое существует в личности в превращенной форме как социальное».

К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного (или структурно-системного) подхода, требующего выделения системообразующих признаков личности.

 

6. Основные направления зарубежной психологии.

Психоанализ — одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в. Оно основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Психоанализ восходит к идеям 3. Фрейда и его последователей (фрейдизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования психики. Основными методами психоанализа являются: метод анализа свободных ассо­циаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.

(сознание: супер эго-мораль, предсознание эго-принцип реальности, безсознательное ид-получать удовольствие) родоначальник З.Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни, Фромм. Методы 1. Психоанализ-расшифровка свободных ассоциаций; 2. Анализ сновидений, оговорок, забывание, описок. Задачи - выявление травмирующих переживаний. Психика ч-ка неоднородная состоит из 3 слоев: сознание - супер эго (сверх Я), предсознание - эго (Я) принцип реального, бессознательное - либидо ид (оно). Предсознание - это те знания, которые являются скрытыми, которыми человек располагает, но которое в его сознании в данный момент не присутствуют. Ид - бессознательное - содержание этой области не осознаётся, здесь содержатся врождённые бессознательные инстинкты. Отличительные свойства бессознательных представлений, это их действительность, то, что они с трудом переходят в сознание. Объясняя это работой 2 механизмов вытеснение и сопротивление. Фрейд выделил 3 основные формы проявления бессознательного; 1. сновидение; 2.ошибочное действие (забывание вещей, имен, намерений, описки, оговорки); 3.невротические симптомы.

 

Бихевиоризм — направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота схемы S-R (а при необходимости она может быть и усложнена) дает возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования.

Уотсон, Скиннер. Поведение – внешние проявления психической деятельности человека. Поведение обнаруживается во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения. Уотсон говорил, поведение-это система реакций. В качестве окончательных задач психологии он отмечает 2: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакция) и наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле. Типы реакций: врожденные (чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища и др.) и приобретенные. Безусловной реакцией: на свет-морганием, на звук-вздрагиванием, на пищевой раздражитель-выделением слюны. Выводы: с помощью стимулов и подкреплений можно «лепить» любое поведение ч-ка, манипулировать им. Использовали методы наблюдения и эксперимент. Изучали однозначное отношение между стимулом и реакцией.

 

Гештальт - психологии - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее про­грамму изучения психики с помощью целостных структур - гешталътов, первичных по отношению к своим компонентам. Восприятие как психический познавательный процесс, например, у гештальт - психологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства ее частей. По их мнению, внутренняя системная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входя­щих. Понятия фигуры и фона — важнейшие в гештальтпсихологии.

(психология образа) изучали целостные психич-е процессы, задачами являлись-условия возникновения и образования целостных структур, методы иссл-я: наблюдение своего восприятия и эксперемент. Родоначальники Вертгеймер, Келлер, Коффка. Они выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов. Выступали против атомистического подхода к изучению и анализу психич-х яв-й. Гештальты существуют в природе, а значит и в психике. Их нужно учитывать, изучая восприятие ч-ка. Во время восприятия в мозге образуется структура. Разработали ряд проблем важных для пс-и: восприятие, память, мышление,? личности и межлич-х отнош-й. Исследовали проблемы творческого мышл-я, выявили феномен инсайта (внезапное озарение). Г. утверждали, что и сам человек часть целого особого психического поля, но эта часть сама характеризуется целостностью.

 

Гуманистическая психология - одно из ведущих направлений со­временной зарубежной психологии, возникшее в 60-е гг. XX в. и про­тивопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму. Индивидуальность в нем рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т. п. возни­кают как результат воздействия окружающей среды.

Роджерс – человек рождается нейтральным, является результатом социализации личности, внешняя среда отражается на характере человека;

Маслоу

 

Генетическая психология - учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.

 

Парапсихология (трансперсональная психология) - новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическим сознанием», т. е. формами особого ду­овного опыта, требующими взгляда на психику человеках нетрадиционных позиций.

 

Область гипотез, представлений, фиксирующих и пытающихся объяснить:

формы чувственности, обеспечивающие прием информации без деятельности органов чувств,

формы воздействия человека на физические явления, происходящие без мышечных усилий (психокинез).

Ганцфельд процедура.

В середине 1970-х парапсихологи начали планировать эксперименты по телепатии, в которых испытуемого помещали в звуконепроницаемой комнате с однородными зрительными и слуховыми раздражителями. Так называемые ганцфельд (однородное поле зрения)эксперименты проводились, потому что было широко распространено мнение, что ганцфельд обеспечит состояние, в котором проявятся пси-феномены. Они также были основаны на предположении, что любой статистически значимое отклонение от вероятного угадывания результатов будет приниматься в качестве доказательства сверхъестественных способностей, которые теперь можно определить как

аномальные процессы передачи информации и энергии. Ганцфельд эксперименты, как и большинство других экспериментов по обнаружению телепатии и ясновидения, были основана на предположении пси-фокуса.

7. Психоанализ

Психоанализ (от психо… и анализ), метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 – начале 20 вв. австрийским врачом З. Фрейдом.

 

От психоанализа как конкретной теории и метода психотерапии следует отличать фрейдизм, возводящий положения психоанализ в ранг философско-антропологических принципов.

 

Отдельные положения психоанализа можно обнаружить у Ж. Шарко и П. Жане (психологическая теория неврозов); ещё в 1882 венский психиатр И. Брёйер показал, что можно достигнуть излечения тяжёлой формы истерии, если с помощью гипноза заставить пациента вспомнить и “отреагировать” забытую им травматическую ситуацию, послужившую источником невроза.

 

Позднее Фрейд заменил гипноз методом свободных ассоциации, который и лег в основу техники психоанализ Было обнаружено, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению – активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, “зашифрованной” форме в виде невротических симптомов.

 

Последние рассматриваются в психоанализ как компромиссные психические образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутренней “цензурой”, представляющей собой механизм защиты сознательного “Я” против опасных влечений и импульсов. Такого же рода компромиссные образования психоанализ усмотрел в сновидениях, ошибочных действиях (оговорках, описках и т.д.), остротах. Эти наблюдения вывели психоанализ за пределы собственно психиатрии и позволили установить связь между нормальными и патологическими явлениями психики: в тех и других психоанализ обнаружил общие психические механизмы символизации, замещения, конденсации и прочее.

 

С точки зрения психоанализа каждое психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах – динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс; по аналогии с физической энергией психоанализ вводит понятие о квантуме психической энергии, её “зарядах” – катексисах, способах её распределения и перемещения и т.п.) и структурном.

 

На первом этапе развития психоанализа (конец 90-х – начало 900-х гг.) было разработано учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальных влечениях (либидо). Учение о психической структуре возникло в психоанализ позднее (З. Фрейд, “Я” и “Оно”, 1921). Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование “Оно”. Это резервуар психической энергии, “кипящий котёл” влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики связана с соматической областью, служащей для неё источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой.

 

Вторая психическая структура – сознательное “Я” формируется как “оттиск” внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования “Я” особую роль психоанализ придаёт идентификации. “Я” – посредник между внешним миром и “Оно”, влечением и удовлетворением. “Я” руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы “Оно” с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении. К ним относятся проекция; реактивное образование, построенное на амбивалентности влечений, при котором какое-либо влечение заменяется в сознании на противоположное, сохраняя в бессознательном свой первоначальный характер (бессознательная любовь проявляется как сознательная ненависть, жестокость – как чрезмерная доброта и т.п.); инверсия – влечение, направленное первоначально на внешний объект, под действием страха обращается человеком на самого себя.

 

Третья психическая структура – “Сверх-Я” формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. “Сверх-Я” функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть; вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности и т.п. После формирования “Сверх-Я” весь психический аппарат начинает функционировать как целое.

 

Распространение психоанализ в Европе началось после создания в 1908 Международной психоаналитической ассоциации (с 1912 издавался журнал “Imago”, с 1913 – “Internationale Zeitschrift f?r Psychoanalyse”) и особенно интенсивно шло после 1-й мировой войны 1914-18. В 1920 был открыт Психоаналитический институт в Берлине, начавший выпускать профессиональных врачей-аналитиков. С приходом к власти фашизма в 1933 психоанализ подвергается запрету в Германии, с 1938 – в Австрии. С этого времени начинается быстрое развитие психоанализ в Великобритании и особенно в США, куда эмигрировало большинство психоаналитиков из Европы.

 

На США, где организовано свыше 20 учебных и исследовательских институтов психоанализа, приходится около ¾ всей публикуемой литературы по психоанализу.

 

Психоанализ послужил отправным пунктом для развития многообразных течений глубинной психологии. Внутренние противоречия концепции психоанализа у Фрейда и его последователей привели к появлению новых школ и направлений – индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К. Г. Юнга и др. В противовес односторонней ориентации на бессознательные процессы получила разработку т. н. эгопсихология (Х. Гартман и др.), утверждающая относительную автономию сознательного “Я”.

 

После 2-й мировой войны 1939-45 развитие психоанализа в Европе проходило в значительной мере под влиянием идеалистической философии экзистенциализма, феноменологии, неотомизма, в США – неофрейдизма.

 

Попытки применения метода психоанализа характерны для ряда модернистских направлений искусства и литературы 20 в.: школы “потока сознания”, сюрреализма и др.

8. Воображение.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.
  5. представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами;
  6. формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности;
  7. участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями);

11. регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.);

  1. основа для творчества — как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство);
  2. создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал);
  3. продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Вид воображения Его характеристики
По степени активности и волевых усилий
Активное воображение (преднамеренное) Создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.)
Пассивное воображение (непреднамеренное) При этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя)
По степени преобразования действительности
Продуктивное (творческое) воображение Создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается
Репродуктивное (воссоздающее) воображение Создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, что они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинации относятся к типу пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.

Грезы, в отличие от галлюцинаций, являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.

Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична, в большей степени осуществима и относится к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Среди особенностей мечты выделяют следующие:

□ мечтая, человек всегда создает образ желаемого;

□ она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов;

□ мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым;

□ образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером и в то же время — отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.

Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.

 

  1. Мышление.

Мышление – это опосредованное, обобщенное отражение действительности в ее наиболее существенных связях и отношениях, происходящее в единстве с речью.

Особенности мышления состоят в следующем.

 

1. Решение задач опосредованным путем, при котором используются разнообразные вспомогательные приемы и средства, рассчитанные на получение нужных знаний. Решить задачу опосредованным путем – это значит решить ее с помощью мыслительных операций.

2. Обобщенное отражение действительности. Непосредственно воспринимать можно только конкретные предметы: это дерево, этот стол, эту книгу, этого человека. Мыслить же можно о предмете вообще («Любите книгу – источник знаний»; «Человек произошел от обезьяны»). Именно мысль позволяет улавливать сходство в различном и различное в сходном, открывать закономерные связи между явлениями и событиями.

Предвидеть, что произойдет в каком-то конкретном случае, человек может потому, что он отражает общие свойства предметов и явлений. Но мало заметить связь между двумя фактами, необходимо еще осознать, что она имеет общий характер и определяется общими свойствами вещей, т. е. свойствами, относящимися к целой группе сходных предметов и явлений. Такое обобщенное отражение позволяет предсказать будущее, представить его в виде образов, которых в действительности не существует.

3. Отражение наиболее существенных свойств и связей действительности. В явлениях или предметах мы выделяем общее, не беря во внимание несущественное, неглавное. Так, любые часы – это механизм для определения времени, и это главный их признак. Ни форма, ни размер, ни цвет, ни материал, из которого они изготовлены, не имеют существенного значения.

В основе мышления высших животных лежит каузальный рефлекс (от лат. causa – причина) – вид рефлексов головного мозга, который, по мнению И.П. Павлова, не тождествен условному рефлексу. Каузальный рефлекс является физиологической основой непосредственного (без участия понятий) психического отражения существенных связей между предметами и явлениями (у человека каузальный рефлекс в соединении с опытом лежит в основе интуиции и мышления).

 

Основной особенностью человеческого мышления является то, что оно неразрывно связано с речью. Это материальная оболочка мысли. Речь – орудие мышления.

 

Результат мышления – это выраженные в словах мысли, суждения и понятия.

Физиологической основой мышления является деятельность всей коры головного мозга, а не какого-то одного его участка. В качестве специфического нервно-физиологического механизма мышления выступают временные нервные связи во второй сигнальной системе во взаимодействии с первой, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.

 

Мыслительные операции.

Анализ – это мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков или сторон и установление связей и отношений между ними. При помощи анализа мы вычленяем явления из тех случайных, несущественных связей, в которых они даны нам в восприятие (разбор предложения по членам, фонетический анализ слова, анализ условия задачи на известные, неизвестные и искомые элементы, анализ учебной деятельности по предметам и успехам учащихся и т. п.). Анализ как мыслительная операция возник из практических действий (так, ребенок разбирает новую игрушку, чтобы понять, как она устроена).

 

Синтез – процесс, обратный анализу, представляющий собой мысленное объединение частей и свойств объекта в единое целое.

 

Эти противоположные по содержанию мыслительные процессы находятся в неразрывном единстве. Анализ и синтез присущи любому человеку, но склонность к дроблению или соединению явлений окружающей действительности у людей может быть разной: одни подмечают мельчайшие детали, но не схватывают целого – это представители аналитического типа;

другие сразу переходят к главному, выражают суть событий слишком обобщенно - это синтетический тип. У большинства людей – смешанный, аналитико-синтетический тип мышления.

 

Сравнение – это мыслительная операция, посредством которой устанавливается сходство и различие отдельных объектов. К.Д. Ушинский считал сравнение основой всякого понимания и всякого мышления.

Сравнивать следует по одному основанию (цвету, форме, назначению).

 

Абстрагирование (отвлечение) – это мыслительная операция, обеспечивающая выделение существенных признаков и отвлечение от несущественных, выделение свойств объекта и рассматривание их по отдельности: красивыми могут быть и человек, и пейзаж, и платье, и поступок, но все они – носители абстрактного признака – красоты, красивости.

Без абстрагирования невозможно понимание переносного смысла пословиц.

 

Обобщение – это мыслительная операция, обеспечивающая выделение общего в предметах и явлениях и объединение объектов в множества, классы; отбрасывание единичных признаков при сохранении общих с раскрытием существенных связей. Обобщением является любое правило, любой закон, любое понятие. Это всегда какой-то итог, общий вывод, совершаемый человеком.

 

Все основные операции мышления взаимодействуют между собой. У человека «набор».

 

Формы мышления.

Выделяется три содержательных компонента мышления – понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов и явлений.

Понятия носят обобщенный характер, потому что являются продуктом познавательной деятельности не одного человека, а многих людей. Еще раз напомним, что представление – образ конкретного предмета, а понятие – отвлеченная мысль о классе предметов. Слово – носитель понятия, но, зная слово (например, престидижитатор), можно не владеть понятием.

Житейские понятия складываются без специального обучения и отражают не существенные, а второстепенные признаки объектов. Любое понятие имеет содержание и объем: конкретные / абстрактные. Конкретные - понятия относятся к самим предметам, а абстрактные отражают свойства, отвлеченные от реальных предметов и явлени.

По объему (множеству объектов, охватываемых данным понятием) понятия могут быть единичными и общими. Единичные - 1 объект, а общие - группы однородных. Кроме этого, различают еще родовые и видовые понятия.

Дефиниция (определение) понятий – это раскрытие его существенных признаков. Процесс усвоения понятий – это активная творческая мыслительная деятельность.

 

Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание каких-либо положений относительно предметов, явлений или их свойств, т. е. суждение - отражение отношений или объективных связей между явлениями или предметами.

Суждение всегда либо истинно, либо ложно. По качеству суждения могут быть утвердительными и отрицательными, по объему – общими, частными и единичными.

Общие суждения относятся к целому классу предметов (все металлы проводят электричество). Частные суждения относятся к части какого-либо класса предметов (некоторые деревья зимой зеленые). Единичные относятся к одному предмету или явлению (Юрий Гагарин – первый космонавт).

Суждения всегда раскрывают содержание понятий. Работа мысли над суждением называется рассуждением. Оно может быть индуктивным и дедуктивным.

 

Умозаключение (индуктивное рассуждение) – это форма мышления, при помощи которой из одного или нескольких известных суждений (посылок) выводится новое суждение (вывод), завершающее мыслительный процесс. Мысль движется от частного к общему. Типичный пример умозаключения – доказательство геометрической теоремы.

 

Дедуктивное рассуждение – обоснование – вывод, полученные путем от общего к частному.

Все планеты шарообразны. Земля – планета, значит, имеет форму шара.

 

Виды мышления. Наглядное, абстрактное.

Наглядное (конкретное) - мышление, предмет которого человек воспринимает или представляет. Оно непосредственно опирается на образы предметов и делится на наглядно-действенное и наглядно-образное.

Дискурсивное (абстрактно-понятийное, словесно-логическое) мышление – это речевое мышление человека, опосредованное прошлым опытом. Оно выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. При решении человек оперирует отвлеченными понятиями, логическими конструкциями.

 

Практическое / теоретическое (по направленности). Практическое – в процессе практической деятельности. Направлено на создание реальных предметов. Теоретическое – осн. Компоненты: содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия.

 

Этапы решения мыслительной задачи таковы:

1) осознание проблемной ситуации, точная формулировка вопроса;

2) анализ и синтез данных, относящихся к задаче;

3) выдвижение и анализ гипотез, поиск возможных путей решения;

4) проверка (мысленная или практическая), сопоставление полученного результата с исходными данными.

Самостоятельность – это оригинальность мышления, способность находить новые варианты решения задач, не прибегая к помощи других людей, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию.

Любознательность – свойство личности как потребность в познании не только определенных феноменов, но и их систем.

Быстрота – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение (не путать с торопливостью, когда человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну его сторону, спешит «выдать» решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения).

Широта – возможность использования для решения задачи знаний из другой области, умение охватить весь вопрос в целом, не теряя из виду существенных для дела частностей (излишняя широта граничит с дилетантством).

Симультанность – разносторонность подхода к решению задачи.

Глубина – степень проникновения в сущность явлений, стремление понять причины возникновения событий, предвидеть их дальнейшее развитие.

Гибкость, подвижность – полный учет специфических условий решения именно этой задачи. Гибкий, подвижный ум подразумевает свободу мысли от предвзятых предположений, трафаретов, способность находить новое решение при изменившихся условиях.

Логичность – умение устанавливать последовательный и точный порядок в решении различных вопросов.

Критичность характеризуется умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, правильно оценить объективные условия и собственную деятельность, тщательно взвешивать все «за» и «против», подвергать гипотезы всесторонней проверке. Основа критичности – глубокие знания и опыт.

 

Существуют различные трактовки понятия интеллекта.

Структурно-генетический подход базируется на идеях швейцарс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: