Это авторы, которые пытались выделить структуру личности. Ковалёв говорит о движущейся силе развития личности – это противоречия. Ковалёв выделяет три компонента в структуре личности:
- направленность
- способности
- темперамент
Платонов (кн. Структура и развитие личности). Он поставил проблему личность и труд.
Комплексный подход. Борис Герасимович Ананьев
Он подчёркивает, что личность – это продукт своей эпохи и жизни страны. Развитие личности связано со сменой её социального статуса. Когда человек готов, но нет возможности. И не готов, но это произошло.
«Избранные психологические труды» Ананьев.
Во всяком случае, как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 1970 г. в советской психологии можно выделить по меньшей мере четыре доминирующие теории личности:
1) личность как профиль психических черт;
2) личность как опыт человека;
3) личность как темперамент и возраст; 2)личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.
Другой известный автор – А.В. Петровский – тоже говорит о существовании в отечественной психологии разных подходов к пониманию личности в разные исторические отрезки времени. Так, период 50-60-х гг. характеризуется так называемым «коллекционерским» подходом, в рамках которого «личность выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека».
С середины 60-х гг. предпринимаются попытки выяснения общей структуры личности, а состоявшийся в 1969 г. Всесоюзный симпозиум по проблемам личности прошел под знаком понимания личности как биосоциального существа и структурного подхода. Последующая критика этого подхода заключалась в том, что в личности выделялись как биологическая, так и социально обусловленные подструктуры, а это приводит к тому, что между понятиями «личность» и «человек», «личность» и «индивид» ставится знак равенства. По мнению же А. В. Петровского, «биологическое существует в личности в превращенной форме как социальное».
|
К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного (или структурно-системного) подхода, требующего выделения системообразующих признаков личности.
6. Основные направления зарубежной психологии.
Психоанализ — одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в. Оно основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Психоанализ восходит к идеям 3. Фрейда и его последователей (фрейдизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования психики. Основными методами психоанализа являются: метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.
(сознание: супер эго-мораль, предсознание эго-принцип реальности, безсознательное ид-получать удовольствие) родоначальник З.Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни, Фромм. Методы 1. Психоанализ-расшифровка свободных ассоциаций; 2. Анализ сновидений, оговорок, забывание, описок. Задачи - выявление травмирующих переживаний. Психика ч-ка неоднородная состоит из 3 слоев: сознание - супер эго (сверх Я), предсознание - эго (Я) принцип реального, бессознательное - либидо ид (оно). Предсознание - это те знания, которые являются скрытыми, которыми человек располагает, но которое в его сознании в данный момент не присутствуют. Ид - бессознательное - содержание этой области не осознаётся, здесь содержатся врождённые бессознательные инстинкты. Отличительные свойства бессознательных представлений, это их действительность, то, что они с трудом переходят в сознание. Объясняя это работой 2 механизмов вытеснение и сопротивление. Фрейд выделил 3 основные формы проявления бессознательного; 1. сновидение; 2.ошибочное действие (забывание вещей, имен, намерений, описки, оговорки); 3.невротические симптомы.
|
Бихевиоризм — направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота схемы S-R (а при необходимости она может быть и усложнена) дает возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования.
Уотсон, Скиннер. Поведение – внешние проявления психической деятельности человека. Поведение обнаруживается во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения. Уотсон говорил, поведение-это система реакций. В качестве окончательных задач психологии он отмечает 2: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакция) и наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле. Типы реакций: врожденные (чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища и др.) и приобретенные. Безусловной реакцией: на свет-морганием, на звук-вздрагиванием, на пищевой раздражитель-выделением слюны. Выводы: с помощью стимулов и подкреплений можно «лепить» любое поведение ч-ка, манипулировать им. Использовали методы наблюдения и эксперимент. Изучали однозначное отношение между стимулом и реакцией.
|
Гештальт - психологии - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур - гешталътов, первичных по отношению к своим компонентам. Восприятие как психический познавательный процесс, например, у гештальт - психологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства ее частей. По их мнению, внутренняя системная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих. Понятия фигуры и фона — важнейшие в гештальтпсихологии.
(психология образа) изучали целостные психич-е процессы, задачами являлись-условия возникновения и образования целостных структур, методы иссл-я: наблюдение своего восприятия и эксперемент. Родоначальники Вертгеймер, Келлер, Коффка. Они выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов. Выступали против атомистического подхода к изучению и анализу психич-х яв-й. Гештальты существуют в природе, а значит и в психике. Их нужно учитывать, изучая восприятие ч-ка. Во время восприятия в мозге образуется структура. Разработали ряд проблем важных для пс-и: восприятие, память, мышление,? личности и межлич-х отнош-й. Исследовали проблемы творческого мышл-я, выявили феномен инсайта (внезапное озарение). Г. утверждали, что и сам человек часть целого особого психического поля, но эта часть сама характеризуется целостностью.
Гуманистическая психология - одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшее в 60-е гг. XX в. и противопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму. Индивидуальность в нем рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т. п. возникают как результат воздействия окружающей среды.
Роджерс – человек рождается нейтральным, является результатом социализации личности, внешняя среда отражается на характере человека;
Маслоу
Генетическая психология - учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.
Парапсихология (трансперсональная психология) - новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическим сознанием», т. е. формами особого дуовного опыта, требующими взгляда на психику человеках нетрадиционных позиций.
Область гипотез, представлений, фиксирующих и пытающихся объяснить:
формы чувственности, обеспечивающие прием информации без деятельности органов чувств,
формы воздействия человека на физические явления, происходящие без мышечных усилий (психокинез).
Ганцфельд процедура.
В середине 1970-х парапсихологи начали планировать эксперименты по телепатии, в которых испытуемого помещали в звуконепроницаемой комнате с однородными зрительными и слуховыми раздражителями. Так называемые ганцфельд (однородное поле зрения)эксперименты проводились, потому что было широко распространено мнение, что ганцфельд обеспечит состояние, в котором проявятся пси-феномены. Они также были основаны на предположении, что любой статистически значимое отклонение от вероятного угадывания результатов будет приниматься в качестве доказательства сверхъестественных способностей, которые теперь можно определить как
аномальные процессы передачи информации и энергии. Ганцфельд эксперименты, как и большинство других экспериментов по обнаружению телепатии и ясновидения, были основана на предположении пси-фокуса.
7. Психоанализ
Психоанализ (от психо… и анализ), метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 – начале 20 вв. австрийским врачом З. Фрейдом.
От психоанализа как конкретной теории и метода психотерапии следует отличать фрейдизм, возводящий положения психоанализ в ранг философско-антропологических принципов.
Отдельные положения психоанализа можно обнаружить у Ж. Шарко и П. Жане (психологическая теория неврозов); ещё в 1882 венский психиатр И. Брёйер показал, что можно достигнуть излечения тяжёлой формы истерии, если с помощью гипноза заставить пациента вспомнить и “отреагировать” забытую им травматическую ситуацию, послужившую источником невроза.
Позднее Фрейд заменил гипноз методом свободных ассоциации, который и лег в основу техники психоанализ Было обнаружено, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению – активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, “зашифрованной” форме в виде невротических симптомов.
Последние рассматриваются в психоанализ как компромиссные психические образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутренней “цензурой”, представляющей собой механизм защиты сознательного “Я” против опасных влечений и импульсов. Такого же рода компромиссные образования психоанализ усмотрел в сновидениях, ошибочных действиях (оговорках, описках и т.д.), остротах. Эти наблюдения вывели психоанализ за пределы собственно психиатрии и позволили установить связь между нормальными и патологическими явлениями психики: в тех и других психоанализ обнаружил общие психические механизмы символизации, замещения, конденсации и прочее.
С точки зрения психоанализа каждое психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах – динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс; по аналогии с физической энергией психоанализ вводит понятие о квантуме психической энергии, её “зарядах” – катексисах, способах её распределения и перемещения и т.п.) и структурном.
На первом этапе развития психоанализа (конец 90-х – начало 900-х гг.) было разработано учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальных влечениях (либидо). Учение о психической структуре возникло в психоанализ позднее (З. Фрейд, “Я” и “Оно”, 1921). Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование “Оно”. Это резервуар психической энергии, “кипящий котёл” влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики связана с соматической областью, служащей для неё источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой.
Вторая психическая структура – сознательное “Я” формируется как “оттиск” внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования “Я” особую роль психоанализ придаёт идентификации. “Я” – посредник между внешним миром и “Оно”, влечением и удовлетворением. “Я” руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы “Оно” с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении. К ним относятся проекция; реактивное образование, построенное на амбивалентности влечений, при котором какое-либо влечение заменяется в сознании на противоположное, сохраняя в бессознательном свой первоначальный характер (бессознательная любовь проявляется как сознательная ненависть, жестокость – как чрезмерная доброта и т.п.); инверсия – влечение, направленное первоначально на внешний объект, под действием страха обращается человеком на самого себя.
Третья психическая структура – “Сверх-Я” формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. “Сверх-Я” функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть; вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности и т.п. После формирования “Сверх-Я” весь психический аппарат начинает функционировать как целое.
Распространение психоанализ в Европе началось после создания в 1908 Международной психоаналитической ассоциации (с 1912 издавался журнал “Imago”, с 1913 – “Internationale Zeitschrift f?r Psychoanalyse”) и особенно интенсивно шло после 1-й мировой войны 1914-18. В 1920 был открыт Психоаналитический институт в Берлине, начавший выпускать профессиональных врачей-аналитиков. С приходом к власти фашизма в 1933 психоанализ подвергается запрету в Германии, с 1938 – в Австрии. С этого времени начинается быстрое развитие психоанализ в Великобритании и особенно в США, куда эмигрировало большинство психоаналитиков из Европы.
На США, где организовано свыше 20 учебных и исследовательских институтов психоанализа, приходится около ¾ всей публикуемой литературы по психоанализу.
Психоанализ послужил отправным пунктом для развития многообразных течений глубинной психологии. Внутренние противоречия концепции психоанализа у Фрейда и его последователей привели к появлению новых школ и направлений – индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К. Г. Юнга и др. В противовес односторонней ориентации на бессознательные процессы получила разработку т. н. эгопсихология (Х. Гартман и др.), утверждающая относительную автономию сознательного “Я”.
После 2-й мировой войны 1939-45 развитие психоанализа в Европе проходило в значительной мере под влиянием идеалистической философии экзистенциализма, феноменологии, неотомизма, в США – неофрейдизма.
Попытки применения метода психоанализа характерны для ряда модернистских направлений искусства и литературы 20 в.: школы “потока сознания”, сюрреализма и др.
8. Воображение.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
Виды воображения
- Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
- Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
- Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
- Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Функции воображения:
- Образное представление действительности;
- Регулирование эмоциональных состояний;
- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
- Формирование внутреннего плана действий.
- представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами;
- формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности;
- участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями);
11. регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.);
- основа для творчества — как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство);
- создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал);
- продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).
Способы создания образов воображения:
- Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
- Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
- Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.
Вид воображения | Его характеристики |
По степени активности и волевых усилий | |
Активное воображение (преднамеренное) | Создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.) |
Пассивное воображение (непреднамеренное) | При этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя) |
По степени преобразования действительности | |
Продуктивное (творческое) воображение | Создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается |
Репродуктивное (воссоздающее) воображение | Создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть |
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, что они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.
Галлюцинации относятся к типу пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.
Грезы, в отличие от галлюцинаций, являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.
Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична, в большей степени осуществима и относится к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Среди особенностей мечты выделяют следующие:
□ мечтая, человек всегда создает образ желаемого;
□ она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов;
□ мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым;
□ образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером и в то же время — отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.
Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
- Мышление.
Мышление – это опосредованное, обобщенное отражение действительности в ее наиболее существенных связях и отношениях, происходящее в единстве с речью.
Особенности мышления состоят в следующем.
1. Решение задач опосредованным путем, при котором используются разнообразные вспомогательные приемы и средства, рассчитанные на получение нужных знаний. Решить задачу опосредованным путем – это значит решить ее с помощью мыслительных операций.
2. Обобщенное отражение действительности. Непосредственно воспринимать можно только конкретные предметы: это дерево, этот стол, эту книгу, этого человека. Мыслить же можно о предмете вообще («Любите книгу – источник знаний»; «Человек произошел от обезьяны»). Именно мысль позволяет улавливать сходство в различном и различное в сходном, открывать закономерные связи между явлениями и событиями.
Предвидеть, что произойдет в каком-то конкретном случае, человек может потому, что он отражает общие свойства предметов и явлений. Но мало заметить связь между двумя фактами, необходимо еще осознать, что она имеет общий характер и определяется общими свойствами вещей, т. е. свойствами, относящимися к целой группе сходных предметов и явлений. Такое обобщенное отражение позволяет предсказать будущее, представить его в виде образов, которых в действительности не существует.
3. Отражение наиболее существенных свойств и связей действительности. В явлениях или предметах мы выделяем общее, не беря во внимание несущественное, неглавное. Так, любые часы – это механизм для определения времени, и это главный их признак. Ни форма, ни размер, ни цвет, ни материал, из которого они изготовлены, не имеют существенного значения.
В основе мышления высших животных лежит каузальный рефлекс (от лат. causa – причина) – вид рефлексов головного мозга, который, по мнению И.П. Павлова, не тождествен условному рефлексу. Каузальный рефлекс является физиологической основой непосредственного (без участия понятий) психического отражения существенных связей между предметами и явлениями (у человека каузальный рефлекс в соединении с опытом лежит в основе интуиции и мышления).
Основной особенностью человеческого мышления является то, что оно неразрывно связано с речью. Это материальная оболочка мысли. Речь – орудие мышления.
Результат мышления – это выраженные в словах мысли, суждения и понятия.
Физиологической основой мышления является деятельность всей коры головного мозга, а не какого-то одного его участка. В качестве специфического нервно-физиологического механизма мышления выступают временные нервные связи во второй сигнальной системе во взаимодействии с первой, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.
Мыслительные операции.
Анализ – это мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков или сторон и установление связей и отношений между ними. При помощи анализа мы вычленяем явления из тех случайных, несущественных связей, в которых они даны нам в восприятие (разбор предложения по членам, фонетический анализ слова, анализ условия задачи на известные, неизвестные и искомые элементы, анализ учебной деятельности по предметам и успехам учащихся и т. п.). Анализ как мыслительная операция возник из практических действий (так, ребенок разбирает новую игрушку, чтобы понять, как она устроена).
Синтез – процесс, обратный анализу, представляющий собой мысленное объединение частей и свойств объекта в единое целое.
Эти противоположные по содержанию мыслительные процессы находятся в неразрывном единстве. Анализ и синтез присущи любому человеку, но склонность к дроблению или соединению явлений окружающей действительности у людей может быть разной: одни подмечают мельчайшие детали, но не схватывают целого – это представители аналитического типа;
другие сразу переходят к главному, выражают суть событий слишком обобщенно - это синтетический тип. У большинства людей – смешанный, аналитико-синтетический тип мышления.
Сравнение – это мыслительная операция, посредством которой устанавливается сходство и различие отдельных объектов. К.Д. Ушинский считал сравнение основой всякого понимания и всякого мышления.
Сравнивать следует по одному основанию (цвету, форме, назначению).
Абстрагирование (отвлечение) – это мыслительная операция, обеспечивающая выделение существенных признаков и отвлечение от несущественных, выделение свойств объекта и рассматривание их по отдельности: красивыми могут быть и человек, и пейзаж, и платье, и поступок, но все они – носители абстрактного признака – красоты, красивости.
Без абстрагирования невозможно понимание переносного смысла пословиц.
Обобщение – это мыслительная операция, обеспечивающая выделение общего в предметах и явлениях и объединение объектов в множества, классы; отбрасывание единичных признаков при сохранении общих с раскрытием существенных связей. Обобщением является любое правило, любой закон, любое понятие. Это всегда какой-то итог, общий вывод, совершаемый человеком.
Все основные операции мышления взаимодействуют между собой. У человека «набор».
Формы мышления.
Выделяется три содержательных компонента мышления – понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов и явлений.
Понятия носят обобщенный характер, потому что являются продуктом познавательной деятельности не одного человека, а многих людей. Еще раз напомним, что представление – образ конкретного предмета, а понятие – отвлеченная мысль о классе предметов. Слово – носитель понятия, но, зная слово (например, престидижитатор), можно не владеть понятием.
Житейские понятия складываются без специального обучения и отражают не существенные, а второстепенные признаки объектов. Любое понятие имеет содержание и объем: конкретные / абстрактные. Конкретные - понятия относятся к самим предметам, а абстрактные отражают свойства, отвлеченные от реальных предметов и явлени.
По объему (множеству объектов, охватываемых данным понятием) понятия могут быть единичными и общими. Единичные - 1 объект, а общие - группы однородных. Кроме этого, различают еще родовые и видовые понятия.
Дефиниция (определение) понятий – это раскрытие его существенных признаков. Процесс усвоения понятий – это активная творческая мыслительная деятельность.
Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание каких-либо положений относительно предметов, явлений или их свойств, т. е. суждение - отражение отношений или объективных связей между явлениями или предметами.
Суждение всегда либо истинно, либо ложно. По качеству суждения могут быть утвердительными и отрицательными, по объему – общими, частными и единичными.
Общие суждения относятся к целому классу предметов (все металлы проводят электричество). Частные суждения относятся к части какого-либо класса предметов (некоторые деревья зимой зеленые). Единичные относятся к одному предмету или явлению (Юрий Гагарин – первый космонавт).
Суждения всегда раскрывают содержание понятий. Работа мысли над суждением называется рассуждением. Оно может быть индуктивным и дедуктивным.
Умозаключение (индуктивное рассуждение) – это форма мышления, при помощи которой из одного или нескольких известных суждений (посылок) выводится новое суждение (вывод), завершающее мыслительный процесс. Мысль движется от частного к общему. Типичный пример умозаключения – доказательство геометрической теоремы.
Дедуктивное рассуждение – обоснование – вывод, полученные путем от общего к частному.
Все планеты шарообразны. Земля – планета, значит, имеет форму шара.
Виды мышления. Наглядное, абстрактное.
Наглядное (конкретное) - мышление, предмет которого человек воспринимает или представляет. Оно непосредственно опирается на образы предметов и делится на наглядно-действенное и наглядно-образное.
Дискурсивное (абстрактно-понятийное, словесно-логическое) мышление – это речевое мышление человека, опосредованное прошлым опытом. Оно выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. При решении человек оперирует отвлеченными понятиями, логическими конструкциями.
Практическое / теоретическое (по направленности). Практическое – в процессе практической деятельности. Направлено на создание реальных предметов. Теоретическое – осн. Компоненты: содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия.
Этапы решения мыслительной задачи таковы:
1) осознание проблемной ситуации, точная формулировка вопроса;
2) анализ и синтез данных, относящихся к задаче;
3) выдвижение и анализ гипотез, поиск возможных путей решения;
4) проверка (мысленная или практическая), сопоставление полученного результата с исходными данными.
Самостоятельность – это оригинальность мышления, способность находить новые варианты решения задач, не прибегая к помощи других людей, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию.
Любознательность – свойство личности как потребность в познании не только определенных феноменов, но и их систем.
Быстрота – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение (не путать с торопливостью, когда человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну его сторону, спешит «выдать» решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения).
Широта – возможность использования для решения задачи знаний из другой области, умение охватить весь вопрос в целом, не теряя из виду существенных для дела частностей (излишняя широта граничит с дилетантством).
Симультанность – разносторонность подхода к решению задачи.
Глубина – степень проникновения в сущность явлений, стремление понять причины возникновения событий, предвидеть их дальнейшее развитие.
Гибкость, подвижность – полный учет специфических условий решения именно этой задачи. Гибкий, подвижный ум подразумевает свободу мысли от предвзятых предположений, трафаретов, способность находить новое решение при изменившихся условиях.
Логичность – умение устанавливать последовательный и точный порядок в решении различных вопросов.
Критичность характеризуется умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, правильно оценить объективные условия и собственную деятельность, тщательно взвешивать все «за» и «против», подвергать гипотезы всесторонней проверке. Основа критичности – глубокие знания и опыт.
Существуют различные трактовки понятия интеллекта.
Структурно-генетический подход базируется на идеях швейцарс