Понятие рыночного спроса. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы спроса.
Рыночный спрос - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Спрос - это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов, главные из которых: 1)изменение потребительского вкуса; 2) изменение числа покупателей; 3) изменение дохода покупателей; 4) изменение цены на сопряженные товары; 5) наличие на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров.
Закон спроса: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. То есть существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса.
Понятие рыночного предложения. Закон предложения. Ценовые и неценовые факторы предложения.
Рыночное предложение - это желание и готовность производителей продать свой товар по определенным ценам в течение определенного промежутка времени.
Закон предложения- при прочих равных условиях объем предлагаемого к продаже товара будет тем больше, чем выше цена на него.
Факторы предложения: 1)технология производства; 2)издержки производства, определяемые ценой используемых ресурсов; 3)количество производителей; 4)цены на другие товары; 5)налоги и дотации.
Понятие и значение показателей эластичности. Эластичность спроса по цене.
Эластичность— это мера реакции одной переменной на изменение другой. Если переменная X изменяется под воздействием изменения переменной Y, то эластичность Х по Y равна процентному изменению Х относительно процентного изменения Y.
|
Различают следующие показатели эластичности:
1)эластичность спроса по цене(ED) – показатель реакции величины спроса на товар на изменение цены данного товара.
2)эластичности спроса по доходу (ЕI) – это реакция или чувствительность спроса на какой-либо товар в результате изменения доходов покупателей.
3)перекрёстная эластичность – это эластичность спроса на один товар относительно цен на другой товар.
4)эластичность предложения - степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.
Факторы эластичности спроса по цене.
Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
1)наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность); 2)незаметное для покупателя изменение уровня цен;
3)консерватизм покупателей во вкусах;
4)фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
5)удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).
Перекрестная эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.
Перекрестная эластичность спроса по цене - это есть изменение величины спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях.
|
Коэффициент перекрестной эластичности спроса вычисляется по формуле (где Qx- значение спроса для товара х, Py– уровень цены товара у):
Если Ecross > 0, т.е. с повышением цены на товар Yрастет спрос на товар X, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товарах-субститутах), т.о. положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам).
Если Ecross < 0, т.е. повышение цен на товар ведет к уменьшению спроса на товар X, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами, т.о. отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам).
Если Ecross ≈ 0, то товары могут быть «индифферентны» друг к другу, т.о. нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое.