Магия в первобытный период




Магия, как одна из форм первобытных верований появляется на заре существования человечества. Восприятие её в отрыве от иных первобытных верований невозможно — все они были тесно связаны между собой. Если придерживаться теории о магическом («гомеопатическом» по Фрезеру) значении наскальной живописи (как это трактуется многими историками религии, например советским исследователем Токаревым[8] или румынским религиоведом Мирчей Элиаде[9], время появления магии можно отнести к периоду Верхнего палеолита. В ранних формах социума магия ещё не была отделена от прочих верований, так же как ещё не существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца. Каждый член племени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственной магической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте, поклоняется предметам, приносящим удачу и т. п. Важнейшее значение имели групповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные с обрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны)[10] и охотой. Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, жрецов и колдунов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в «элитарную дисциплину» — что, однако, не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку.

Необходимо так же учитывать, что это разделение весьма условно, и часто разница между шаманом, колдуном и знахарем весьма условна. Развитие жречества, в свою очередь, тесно связано с развитием политеизма, формированием культов отдельных божеств.

В политеистический период, с уходом шаманизма, магические практики становятся одним из основных занятий жречества.

[править] Формирование магических представлений

В процессе организации племенной структуры возникает социальная ниша для людей, которые должны выполнять магические действия в интересах племени. На данном этапе уже появляется определенное разделение. Так, шаман — это человек, способный путем шаманских плясок и камлания войти в мистический транс, вернуть потерянную душу, изгнать духов болезни, и общаться с богами и демонами, взбираясь по Дереву Мира на небеса, или спускаясь в подземный мир[ источник не указан 154 дня ]. Колдун — человек, влияющий на мир путем симпатической магии, предполагающей связь схожих, либо побывавших в непосредственном контакте объектов[ источник не указан 154 дня ]. Жрец — тот, кто претендует на непосредственную связь с богами и их умилостививание поклонением, ритуалами и жертвоприношениями[ источник не указан 154 дня ]. Разумеется, это разделение весьма условно, и случается не всегда, а формирование роли жреца ещё и более позднее — оно связано в основном с переходом к аграрной деятельности и необходимости ритуалов плодородия (для сравнения, у чукотских народов плодородие обеспечивает шаман, входя в транс и спускаясь в своих видениях на дно, к морской богине, с просьбами прислать побольше рыбы к берегам). Однако, существует достаточно примеров социумов (например, австралийские аборигены), у которых подобное разделение (на шаманов и колдунов) существует.

[править] Магия в Египте и Шумере

[править] Магия античности

Уже в текстах Гомера можно встретить ряд прямых отсылок к магии. Даже если исключить волшебные предметы, связанные с богами (шлем Аида, сандалии Гермеса и его посох "кадуцей" и т.п.), и такие скорее фолклорно-сказочные мотивы, как превращение волшебницей Цирцеей в свиней спутников Одиссея, в "Одиссее" можно отметить однозначно магические детали. Например, "моли" - растение, защищающее от магии, которое дарит Одиссею Гермес[11], - упоминание лечебного заговора[12] и, конечно, подробно описанный некромантический обряд:

Слушай с вниманьем: как только туда ты, герой, доберешься,/ Выкопай яму, чтоб в локоть была шириной и длиною,/ И на краю ее всем мертвецам соверши возлиянье -/ Раньше медовым напитком, потом вином медосладким/ И напоследок - водой. И ячной посыпь все мукою./ Главам бессильным умерших мольбу принеси с обещаньем,/ В дом свой вернувшись, корову бесплодную, лучшую в стаде,/ В жертву принесть им и много в костер драгоценностей бросить./ Старцу ж Тиресию - в жертву принесть одному лишь, отдельно,/ Черного сплошь, наиболе прекрасного в стаде барана./ Славное племя умерших молитвой почтивши, овцу ты/ Черную вместе с бараном над ямою в жертву зарежь им,/ Поворотив их к Эребу и в сторону сам отвернувшись/ По направленью к теченьям реки Океана. Тотчас же/ Множество явится душ мертвецов, распрощавшихся с жизнью./ Ты немедля тогда товарищам дай приказанье,/ Чтобы тот скот, что лежит там, зарезанный гибельной медью,/ Шкуры содравши, сожгли и молитвы свои вознесли бы/ Мощному богу Аиду и Персефонее ужасной./ Сам же вытащи меч медноострый и, севши у ямы,/ Не позволяй ни одной из бессильных теней приближаться/ К крови, покуда ответа не даст на вопросы Тиресий./

[13] Это безусловно свидетельствует о том, что уже во времена Гомера греки имели достаточно развитые представления о магии.

Дощечка проклятий, Рим, IV век н.э.

В микенский период начинаются активные заимствования магических практик из ближневосточного региона и адаптация их под греческие реалии[14]. Активно развивается медицинская магия и изготовление амулетов[15]. Создаются проклятия и зелья, а так же вредносные амулеты в виде узлов, присутствующие в очень многих культурах[16]. Сходные процессы можно наблюдать и в Риме. Важным источником по развитию магии в этом периоде служат т.н. "дощечки проклятий" (лат. Defixionum Tabellae), распространенные на всей территории империи - по-видимому, это был общедоступный способ простонародной магии[17]. Простонародные и жреческие магические практики были тесно связаны с поклонением богам. В первую очередь покровителями магии были Гермес (эта функция сохранится за ним и в более поздние периоды) и Геката[18], связанная в первую очередь с некромантией и женскими магическими практиками. В меньшей степени, но все же использовались в связи с магией имена Геи, Персефоны, Аида. Однако магическая традиция Римской империи не исчерпывалась простонародными магическими практиками. По мере развития неоплатонизма магия, в первую очередь теургия, становится важной составляющей это философской школы. Основоположником такого синтеза становится крупнейшие неоплатоники - Ямвлих и Порфирий. В отличие от простонародных практик, теургия остается достоянием элиты - в первую очередь в силу сложности лежащей в ее основе неоплатонической философии, но еще и потому, что носители этих идей принципиально противопоставляли себя народной магии, традиционно в Риме осуждавшейся[19]. Именно в этот период в среде неоплатоников появляются материалы и ритуалы, предназначенные не для "клиента", а для самого мага - способы узнать благоприятное время для ритуала, теургические тексты. Развитие христианства, ведшего активную борьбу с магией, как частью позднеантичной философии и религии, повлекло за собой падение неоплатонической магии, приемы которой были восстановлены только в Возрождение.

[править] Магия европейского Средневековья

Магия средневековья, вероятно, наиболее известна в контексте церковной борьбы с ней, проводимой инквизицией. Ряд исследователей начала XX века (такие как Йозеф Хансен и Генри Чарльз Ли) придерживались мнения, что сама идея средневековой магии была создана инквизиторами[20]. Однако эти идеи довольно быстро были поставлены под сомнение: в 1921 году выходит известная (и ставшая в определенных кругах культовой) работа Маргарет Мюррей "Культ ведьм в Западной Европе"[21] В этой работе Мюррей формулирует идею особой ведьмовской религии, имевшей основы в языческих культах римского (Диана, Дианус[22]) и кельтского (Цернунн-Рогатый бог) происхождения.

То, что поклонники расценили так называемого "Дьявола" как, действительно Бога ясно замечено в свидетельстве, даже когда оно написано их фанатическими врагами. В больше чем одном случае это отмечено, что ведьма "отказалась называть его Дьяволом ", и во многих случаях обвиняемый явно назвал его богом.[23]

По мнению исследовательницы, инквизиторы, не различая культ языческих божеств и культ Дьявола, обвиняли ведьм в поклонении последнему.

Однако эта позиция вызвала осуждение и профессиональных историков религии (таких, как Элиот Роуз или Мирча Элиаде[24]) и апологетов традиционных магических практик (например, известного историка оккультизма Ричарда Кавендиша[25]) и в настоящий момент официальной наукой отвергнута. Несмотря на это, концепции Маргарет Мюррей сильно повлияли на развитие одного из магических направлений XX века, Викки. Так же нельзя отрицать, что важными элементами ведьмовства Средневековья были культы плодородия (это подтверждается и иными источниками - например, Молотом ведьм Инститориса и Шпренгера).

Современная история религии признает существование ведьмовских магических культов в Средние века, однако видит в них

решительный протест против современной религиозной и социальной обстановки — бунт, вызванный и вскормленный надеждой на возрождение утраченного блаженного совершенства, а именно совершенства мифического «начала мира», блаженства, которое преследует человеческое воображение, особенно в катастрофические переломные периоды... возможно, что так называемые дьявольские элементы ведьмовских оргий практически не существовали, а насильно навязывались по время судебных процессов; в конечном счете сатанинские клише стали главным обвинительным актом при разоблачениях колдовства. Но возможно также, что действия, описываемые как сатанинские, действительно совершались; в таких случаях они выражали протест против христианских институтов, которым не удалось «спасти» человечество, и, в особенности, против разложения Церкви и коррупции церковной власти.[26]

Таким образом, в магических практиках Средних веков сочетаются простонародные культы, тяготеющие к простонародному пониманию религии, и вполне развитые схоластические христианские представления, привносимые монахами[27], которые часто практиковали магические обряды[28].

[править] Магия европейского Возрождения

[править] Европейский оккультизм конца XIX — начала XX века

Данный период времени характеризуется повышенным интересом к различным формам мистико-магических традиций и попытками синтезировать их в единую концепцию. Предтечей этого направления можно считать Элифаса Леви, а основоположником течения — орден «Золотой Зари», члены которого стремились к аккумулированию традиционного европейско-античного опыта (включая розенкрейцерство, масонство, алхимию, каббалу, гримуарную традицию, таро, и, в широком смысле, египетское и греческое наследие). «Высокие» магические традиции того времени склонялись к использованию ритуальной магии. Вопреки распространенному заблуждению, «Золотая Заря» первоначально не использовал ни восточных практик (таких как йога), ни секс-магии;[29] они были добавлены позднее Алистером Кроули, под влиянием Алана Беннета и «Ордена Восточных Тамплиеров».[30]

[править] Западные течения конца XX века

С середины XX века в западных традициях начинается, своего рода, обратный процесс, отход от сложных синтетических систем к более простым концепциям. Характерные примеры — New Age и Викка. Викка строится на поклонении неким обобщённым божествам «Богини-матери» и «Рогатого Бога», якобы существовавшим в друидской традиции дохристианской Европы. Крайним примером «упрощения» оккультного знания становится дискордианство, вообще отрицающие необходимость каких бы то ни было магических систем.

«Магия Хаоса», возникшая сравнительно недавно, явила миру давно забытые традиции, восходящие ещё к шумеро-аккадским (VII век до н. э.), и аравийским Демонопоклонникам (со 2в.до н. э.)

Параллельно с этим, усиливается интерес к экзотическим традициям, таким как Бон, Дзогчен, различные формы Вуду (сантерия, кандомбле), радикальные индийские культы капаликов и натхов.

[править] Термины

  • Магия — способность управлять течением энергетических процессов посредством собственной развитой воли[ источник не указан 154 дня ].
  • Маг — тот, кто активно использует естественные магические взаимодействия между людьми и процессами[ источник не указан 154 дня ].
  • Ведьма (Ведун) — понятие, произошедшее от слова «ведать». Ведьма ближе к материальной стороне этого мира, нежели маги, и соответственно, могут извлечь из его материи больше пользы[ источник не указан 154 дня ]. Как пример можно привести лечение различных болезней. Магу для этого потребуется усилие воли и личная сила (если он, конечно, будет в состоянии ею воспользоваться), в то время как ведьма может воспользоваться силой и энергией природы окружающего мира, качественно отличающейся от той энергии, которой пользуется маг, и соответственно, затратить меньше личной силы[ источник не указан 154 дня ]. В отличие от ведьм и ведунов, колдуньи и колдуны ближе к человеку и его жизни, нежели к природе и её процессам.
  • Абракадабра («творю по слову» — ивр.) — выражение, символизирующее магическое заклинание. Оно связано с представлением каббалы об имени как о постижении Творца. Духовный свет может войти только в истинное имя, то есть, в меру подобия человека Творцу. И тогда все желания человека могут быть осуществлены. «Слово» при этом означает намерение в сердце человека. То, что произносят лишь губы, силы не имеет.[ источник не указан 154 дня ]
  • Жрец — человек поклоняющийся какому либо божеству или принадлежащий к какой либо традиции.
  • Практик — в магическом сленге колдун, который постояно работает над собой. Не достиг ступени мага, но выше обычных колдунов.
  • Шаман — колдун работающий в основном с духами[ источник не указан 154 дня ]. Часто для достижения результата применяет психотропные вещества.

[править] Виды магии[ источник не указан 154 дня ]

  • Симпатическая магия предполагает существование магической связи между объектами, сходными по виду, либо побывавшими в непосредственном контакте. Так, для наведения порчи через энвольтование маг изготавливает куклу жертвы (сходство), добавляет внутрь её ногти либо волосы (вольт), и затем наносит кукле повреждения. Основной принцип симпатической магии выражен в изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста: «то, что внизу, подобно тому, что вверху, и наоборот: что вверху подобно тому, что внизу».
  • Мантика — практики, якобы позволяющие предвидеть будущее, как в форме непосредственных видений, так и в форме каких-либо знаков (геомантия, таро, и т. п.).
  • Ритуальная магия — набор обрядов, магических инструментов и так называемых «слов силы», с помощью которых маг пытается установить контакт со сверхприродными сущностями, повелевать ими, либо просить о помощи и содействии. Наиболее характерные примеры — теургия и гоетия.
  • Заговорная магия — ритуалы, основанные на силе слов, фраз и предложений, именуемых заговоры.
  • Магия Вуду — магия основаная на работе с духами вуду. Исконно африканская магия, получила распространение в латинской америке, вместе с привезеными рабами. Для сохранения своих традиций была завуалирована под христианскую религию, и имела христианские маски. Главный пантеон Эшу. Смысл в том что маг (жрец вуду) отдает духу жертву взамен исполнения какой либо работы.
  • Чёрная Магия — магия, с точки зрения морали работающая с темными силами или причиняющая вред человеку. Этот термин появился при ввозе чернокожих рабов, которые владели Вуду и пр. магией.
  • Белая Магия — магия направленая на помощь человеку и работающая со светлыми направлениями. Появилась в противовес чёрной магии. В более ранних периодах чёткого разделения магии на чёрную и белую не существовало.
  • Магия Стихий (элементалистика). В западном мире имеет четыре направления — это вода, огонь, воздух и земля. Каждый раздел основан на работе с энергией данной стихии. На востоке имеет место другое выделение элементов — вода, дерево, земля, огонь, металл.

[править] Магия и религия

Официальное христианство не признаёт силы магии и считает колдовство бессмысленным богоборчеством, а верящих в сглаз, порчу, заговоры, привороты и другие оккультные действия призывает не бояться «страха, где нет страха» Пс.13:5.

Ислам и иудаизм признают существование магии, но считают колдовство запрещённой для верующих практикой, осуществляемой с помощью посредничества Сатаны или его агентов.[ источник не указан 137 дней ] Однако, некоторые раввины отрицали силу магии. В их число входят такие значимые, как Рамбам, Саадия Гаон и Меири.[ источник не указан 137 дней ]

[править] Литература

  • Чернецов С. Эфиопская магическая литература // Антропологический форум № 2. Исследователь и объект исследования. — СПб., 2005, с. 228—240

[править] Магические традиции

  • Викка
  • Вуду
  • Гоетия
  • Магия Хаоса
  • Церемониальная магия
  • Телема
  • Шаманизм
  • Колдовство
  • Мантика
  • Некоторые направления Нью-Эйдж

[править] См. также

  • Каббала
  • Алхимия
  • Оккультизм

[править] Ссылки

  • Фрезер Дж. Золотая ветвь

[править] Примечания

↑ Показывать компактно

  1. Волшба — Толковый словарь русского языка Ушакова
  2. [1] — Г.Е.Марков, Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история
  3. [2] — Дж.Фрезер, "Золотая ветвь"
  4. [3] — Э.Леви, Учение и ритуал высшей магии
  5. Папюс Практическая магия. — Владис, 2003. — 704 с. — ISBN 5-94194-188-9
  6. Алистер Кроули Магия в теории и на практике. — В 2 кн.: Перевод. — М.: Локид-Миф, 1998. — 368 с. — (Коллекция "Сфинкс"). — ISBN 5-320-00293-9
  7. Карлос Кастанеда Искусство сновидения. — ИД "София", 2003. — 400 с.
  8. С.А.Токарев, Религия в истории народов мира, М.2005
  9. [4]М.Элиаде, История веры и религиозных идей
  10. А. ван Геннеп. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999
  11. [5] - Одиссея, песнь X, стихи 290-310
  12. [6] - Одиссея, песнь XIX, стихи 456-458 "Рану потом Одиссею отважному, схожему с богом,/Перевязали искусно и черную кровь заговором/Остановили".
  13. [7] - Одиссея, песнь 10, стихи 516-539
  14. [8] - А.В.Петров, Теургия: социокультурные аспекты возникновения философски интерпретированной магии в античности
  15. [9] - Об этом упоминает Плутарх, Жизнеописание Перикла, 38
  16. [10] - А.В.Петров в своей работе приводит подтверждающие это цитаты из "Законов" Платона и делает вывод о существовании людей, занимавшихся магией сколько-то "профессионально"; факт продажи магических амулетов подтверждается многими античными авторами
  17. [11] - разбору таких дощечек полностью посвящена вторая глава монографии А.В.Петрова
  18. [12] - в "Медее" Еврепида именно к Гекате обращается главная героиня, замыслив магические действия, стихи 395-400: "Владычицей, которую я чту/Особенно, пособницей моею,/ Родной очаг хранящею, клянусь/ Гекатою, что скорбию Медеи/ Себе никто души не усладит!.."
  19. [13] - см. А.В.Петров, часть 2, гл. 1
  20. [14] - К сожалению, труды Хансена не переведены на русский язык, но работа Г.Ч.Ли "История инквизиции" доступна в нескольких изданиях. Подробную трактовку их мнения можно найти в работе М.Элиаде "Оккультизм, колдовство и моды в культуре"
  21. [15] - The Witch-Cult in Western Europe by Margaret Alice Murray, английский текст работы. Русского перевода, увы, не существует.
  22. См. "Золотую ветвь" Дж.Фрэзера
  23. [16] - Цитируется по Маргарет Мюррей, Бог ведьм, неофициальный перевод (на момент написания статьи не издан)
  24. [17] - см. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре, глава 5, 1
  25. [18] - "Но несмотря на всю заманчивость этой гипотезы, пресловутые "многочисленные свидетельства" ее не подтверждают. О древних языческих религиях Западной Европы мы знаем слишком мало, а потому не вправе связывать их с культом ведьм". Ричард Кавендиш, Черная магия
  26. [19] - М.Элиаде, Оккультизм, колдовство и моды в культуре, 5, 7
  27. Ярким примером может служить известный средневековый автор Роджер Бэкон, монах-францисканец, активно занимавшийся магией и алхимией (при этом осуждая первую и одобряя вторую): "Маги проводят этот опыт, повторяя всевозможные заклинания. Я отбросил эти заклинания и обнаружил, что передо мной - чудесное действие природных сил" ("Об опытной науке" - "чудесное действие" в действительности является ярким примером веры в симпатическую магию)
  28. [20] - это не должно нас удивлять: по точному замечанию У.Эко "Мистическое возбуждение и дьявольский ритуал очень близки друг другу"
  29. Артур Уайт «Церемониальная магия»
  30. Израэль Регарди «Полная система магии Золотой Зари»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: