Глава I. История развития демократии в России




Проблемы становления

Демократии в современной России.

Науки об обществе (Политология)

 

Автор: Артамонов Максим,

11 класс,

МАОУ СОШ №44 имени С.Ф. Бароненко,

г. Копейск

Научный руководитель:

Ежов Игорь Анатольевич,

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, МАОУ СОШ №44 имени С.Ф. Бароненко

 

Челябинск, 2013


Содержание

стр.

Введение....................................................................................................... 3

Глава I. История развития демократии в России

Средневековая Русь............................................................................... 5

Российская Империя.............................................................................. 5

Российская Республика.......................................................................... 6

Советская Россия................................................................................... 6

Российская Федерация (1990 – е)......................................................... 7

Глава II. Исследование проблем демократии в современной России

Основные проблемы демократии в Российской Федерации................ 8

Выводы и рекомендации..................................................................... 12

Заключение................................................................................................ 14

Список используемой литературы........................................................... 15

Приложения............................................................................................... 16


Введение

В данной работе исследуютсяпроблемы становления и развития демократии в современной России.

Актуальность темы исследования определяется тем, что демократия жизненно необходима России, потому что она в большей мере, чем какой-либо иной политический режим, защищает достоинство человека. Это преимущество делает ее наиболее конкурентоспособной формой государственного устройства в постиндустриальном мире, где главным фактором развития становится человек.

Тема работы – Проблемы становления демократии в современной России.

Объект исследования – фактические и статистические данные о становлении и деятельности демократических институтов в России.

Предмет исследования работы составляет научно-теоретический анализ ситуации развития демократии в России.

Гипотеза – в силу сложившихся социально – экономических и политических условий развития в начале XXI века, в России идет процесс замедления демократических преобразований и ограничения политических прав и свобод граждан.

Цель настоящей работы – изучить трудности и проблемы возникающие в процессе становления демократии в современной России.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1) рассмотреть историю становления и развития демократии в России;

2) исследовать отношение граждан к проблеме демократизации в современной России;

3) изучить проблемы, противоречия и тенденции развития демократических институтов в России;

Выделить основные способы решения наиболее значимых проблем, возникающих в процессе становления демократии.

Методы исследования:

- теоретические: анализ юридической литературы по проблеме становления, развития и функционирования демократических институтов России;

- сравнительные методы обработки статистических данных, полученных в результате исследования.

Научная новизна заключается в том, чтов работе анализируется история развития демократии в России, особенности формирования и деятельности демократических институтов, а также проблемы и тенденции развития данных институтов на современном этапе исторического развития нашего общества.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования на уроках обществознания и политологии в частности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения. К ней прилагается список литературы и приложение (статистические данные).


Глава I. История развития демократии в России

Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской Руси получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В Русском государстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны коммунистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был тоталитарным. В конце 1980-х и начале 1990-х были проведены масштабные демократические реформы. На сегодняшний день большинство в стране видит необходимость в демократии.

1.1 Средневековая Русь

После возникновения первых русских городов, в тех из них, которые были расположены в Новгородской Руси (включая Ладогу, Полоцк, Ростов, Смоленск, Суздаль) высшим органом власти часто становилось общегородское вече. В этих городах жители выбирали должностных лиц городской общины на своих сходах. После татаро-монгольского нашествия и усиления власти князей, вечевые институты сохранились только в Новгороде.

В середине XVI века завершилось создание Московского государства, политической системой которого стала сословно-представительная монархия. В рамках этой системы время от времени созывались земские соборы, куда съезжались представители различных сословий для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики.

1.2 Российская Империя

На рубеже XVIII века Россия стала превращаться в империю, а её система приобрела черты абсолютизма. В то же время проявились особенности российского самодержавия, оказавшие негативное влияние на демократические процессы. Роль представительных органов резко снизилась. Место боярской думы занял подчинённый императору Сенат. Следует упомянуть, что Пётр I провёл реформу городского самоуправления, в результате которой управление городами перешло в руки выборных бурмистрских палат. Екатерина II попыталась восстановить городское самоуправление, но впоследствии от этого также отказалась.

В частности, в регионах, где было распространено казачество, оно в XVI—XVIII вв. имело собственные выборные органы. Верховным органом управления у волжских, донских, терекских и яицких казаков был войсковой круг — общевойсковое собрание, избиравшее атамана.

Во второй половине XIX века царь Александр II приступил к земской реформе, которая положила начало созданию представительных губернских, уездных и городских учреждений. Параллельно, в результате отмены крепостничества, крестьяне стали вновь организоваться в общины. Высшим органом в общине был сельский сход, выбиравший старосту.

Революция 1905 года побудила царя Николая II продолжить демократические реформы (Приложение 1). Были легализованы политические партии и учреждён полноценный законодательный орган — Государственная дума. Столыпинская реформа 1906 года дала возможность каждому крестьянину свободно выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в частную собственность. Органы самоуправления были также и у других сословий: дворян, духовенства, купцов и мещан. И земские, и сословные собрания функционировали под пристальным надзором губернаторов и полиции. Кроме того, право участия в них часто ограничивалось имущественным цензом.

1.3 Российская Республика

После падения самодержавия в конце февраля 1917 года страна стала сползать в анархию. Сторонники республики полагали, что её строительство следует начать с принятия конституции на Учредительном собрании, до созыва которого официальная власть перешла в руки Временного правительства. Из-за нерешительности Временного правительства усилилось влияние альтернативных выборных органов власти — Советов. Двоевластие закончилось переворотом в октябре 1917 года и установлением диктатуры.

1.4 Советская Россия

Правящий в СССР режим утверждал о своей демократичности. В стране существовала письменная Конституция, претерпевшая несколько редакций. Согласно Конституции, власть принадлежала народу, а верховными органами власти были Советы народных депутатов. Социалистический демократизм включает как политические свободы — свободу слова, печати, митингов и собраний, право избирать и быть избранным, так и социальные права — право на труд, на отдых, на бесплатное образование и медицинское обслуживание, на материальное обеспечение в старости и в случае болезни или потери трудоспособности; равноправие граждан всех рас и национальностей; равные права женщин с мужчинами во всех областях государственной, хозяйственной и культурной жизни.

Фактически из всего перечисленного обеспечивались только экономические и социальные права. Нормы Конституции, касающиеся прав и свобод личности, существовали только в теории. Было социальное неравенство, так как советская номенклатура имела привилегированный статус. В различные периоды отдельные национальности подвергались дискриминации со стороны государства. Выборы в Советы были безальтернативными, и Советы не обладали властью. Монополия на власть в стране принадлежала партийной бюрократии.

Период застоя 1975—1985 гг. и сокращение не относящейся к ВПК экономики начали отрицательно сказываться на легитимности советской системы. В 1985 году М. С. Горбачёв объявил о начале экономических реформ, однако вскоре для борьбы с их противниками среди партийной номенклатуры он провозгласил гласность и демократизацию. Горбачёв и другие сторонники реформ называли предшествующий советский период тоталитарным. Им удалось отстранить КПСС от контроля над СМИ, выборами в Советы, исполнительной властью и силовыми ведомствами. Прошедшие в 1989—1990 гг. выборы народных депутатов сопровождались конкуренцией внутрипартийных групп и высокой активностью населения. Однако обострение экономического кризиса в 1990 году ускорило падение привлекательности советской системы в глазах народа.

1.5 Российская Федерация (1990-е)

В начале 1990-х политический климат России характеризовался относительно высоким уровнем свободы личности, но также и противоречивым законодательством и низким уровнем правопорядка. В 1993 году противостояние между федеральной исполнительной и законодательной властью переросло в кризис, который Президент Б. Н. Ельцин разрешил силой, разогнав как Верховый Совет, так и Конституционный Суд. Некоторые политологи усмотрели в этих событиях признаки нелиберальной демократии. 12 декабря того же года была принята новая Конституция России, которая предоставила широкие полномочия Президенту. Вопреки тому, что Ельцин утратил популярность, он одержал победу на выборах в 1996 году.

Оказавшиеся у власти в 1990-е радикал-либералы попытались имитировать на российской почве западный образец либеральной модели демократии и этот эксперимент не удался, дискредитировав либерализм и идею демократии. Демократические институты власти оказались заложниками государственно бюрократических, олигархических и криминальных структур, и за демократическим фасадом политической системы в реальности оказались клановые интересы корпоративно организованной правящей элиты, радеющей в основном о собственном благополучии и наживе, а не о благе общества. Авторитарный откат 1990-х поставил российское общество на грань потери управляемости и распада.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: