ТРОПОЮ ОПЕРНОЙ
ДРАМАТУРГИИ
режиссерские прикосновения
Москва
Издательство «ГИТИС» 1994
КНИГА ИЗДАНА ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Редактор В. Рыжова
Предисловие М. Мордвинова
Оформление художника С. Архангельского
РЕЖИССЕРСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Режиссер Георгий Ансимов написал книгу о композиторе Сергее Прокофьеве. О его оперном творчестве. Книга получилась искренней, поучительной и своеобразной.
Здесь и субъективный режиссерский анализ произведений, и попытка вывести главные объективные закономерности его оперного творчества, и стремление проследить этапы формирования его человеческой, музыкантской личности в контексте времени, истории.
Прокофьев — одна из самых ярких и сложных фигур музыкального мира XX века. Он пришел в искусство в те годы, когда у наиболее чутких и талантливых художников возникла органическая потребность в поиске новых форм, отражающих смену интересов, вкусов, мировоззрений. Смелое новаторство композитора не есть плод "оригинальничания", желания во что бы то ни стало разрушить традиционное, а естественная потребность самовыражения, склад мышления, отклик на происходящие потрясения, катаклизмы эпохи. В этом его творчество созвучно творчеству таких великих художников, как композиторы Мусоргский, Мясковский, Скрябин, Шостакович, Стравинский, Хиндемит, как поэты Блок, Брюсов, Цветаева, Маяковский, Ахматова, режиссеры Вахтангов, Мейерхольд, Эйзенштейн.
Рождение каждого нового детища Прокофьева — отражение доминирующих настроений и идей времени. Ансимов решает сложнейшую задачу проникновения в таинство возникновения и реализации замысла. И здесь ему на помощь приходит опыт режиссера-психолога, выстраивающего логику рассуждений, домыслов, подкрепленных анализом музыкальной драматургии. Конструирование решения спектакля — наиболее сильная сторона работы автора. В подходе к той или иной теме композитор ищет и находит специфическую форму выражения, а режиссер пытается передать своеобразие данного музыкально-театрального опуса, найдя ему адекватное сценическое воплощение. Экзальтированно-романтическая "Маддалена", саркастически-буффонная "Любовь к трем апельсинам", эпически-лирическая "Война и мир", оперы на современном материале ("Семен Котко", "Повесть о настоящем человеке") — диктуют свой подход к выбору выразительных средств как во внешнем художественном решении спектакля, так и в его актерском исполнении.
Как режиссер-педагог, Ансимов, убежденно защищая найденное решение, не исключает возможности иного понимания произведения. Но вместе с тем, будучи последователем русской театральной школы, он настаивает, что удача постановки определяется принятием неких общих законов "Театра Прокофьева".
Анализируя музыкальную драматургию оперы, сам Ансимов учитывает специфические свойства, характеризующие авторский почерк. Здесь и принципиальное
отношение к прозе, и поиск естественных речевых интонаций, точных музыкальных характеристик, и разнообразие использования щедрых оркестровых красок, и игнорирование статичных, искусственных остановок, закругленных вокальных форм. Да, в этом — Прокофьев, всегда тяготеющий к динамичным, напряженным, конфликтным сценам, умеющий остротой, неожиданностью музыкальных интонаций встревожить и обострить наше восприятие.
И сегодня можно услышать возгласы рутинеров о сложном музыкальном языке композитора: 'Это трудно петь!", "Не слышно привычного строя мелодического языка", "Очень сложная, надуманная музыка" и т. п.
Но время делает свое дело. Я не однажды наблюдал при постановке опер Прокофьева в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, как трудное начало работы над "Обручением в монастыре" или "Войной и миром" переходило во влюбленность в композитора и его творение.
Интересна композиция книги, которую предлагает автор. В каждой главе есть повторяющаяся последовательность: время написания, авторский замысел и постановочное решение оперы. Сохраняется своеобразная сквозная линия повествования, где информативность соседствует с живым, заинтересованным рассказом. Эмоциональный всплеск глубокого сочувствия слышится в главе, рассказывающей об обрушившихся на Прокофьева трагических гонениях. Она наполнена болью за всех, кому была перекрыта дорога свободного творчества.
Книга Ансимова — наглядное подтверждение продолжающегося интереса к творчеству композитора-новатора, чьим искусством мы по праву гордимся.
Пройдя вместе с автором все повороты композиторской судьбы, мы сознаем, что Прокофьев жил и живет в лучших постановках русского и мирового театра.
Режиссерский анализ осмысления и фрагменты сценического воплощения прокофьевского оперного наследия адресованы автором в первую очередь режиссерам. Думаю, что эта откровенная книга привлечет не только профессионалов оперного искусства, но и всех, кого интересует жизнь и судьба русского музыкального театра.
Заслуженный деятель искусств России, профессор МИХАИЛ МОРДВИНОВ.