ПРОБЛЕМЫМУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
Сборник статей
ИЗДАТЕЛЬСТВО «МУЗЫКА» МОСКВА 1974
П78
Составление и редакция М. Г. АРАНОВСКОГО
П78 Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. Составитель и редактор М. Г. Арановский. М., «Музыка», 1974. 336 с., нот.
Сборник такого рода выходит в нашей стране впервые. Его отличительная черта — не только новизна и многообразие рассматриваемых вопросов, но и комплексность подхода к их решению. Привлекая методы социологии, эстетики, семиотики, теории информации, структурного анализа, психологии, авторы статей анализируют сложнейшие явления музыкального сознания. Издание рассчитано на музыковедов, специалистов по музыкальной эстетике и психологии, преподавателей и студентов музыкальных вузов. Издается впервые.
п
90106-519 026(01)-74
612-74
78
© Издательство «Музыка», 1974 г.
ПРОБЛЕМЫМУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.. 1
От редактора-составителя. 2
Б. С. Мейлах Комплексное изучение творчества и музыковедение. 5
И. Бурьянек К историческому развитию теории музыкального мышления* 19
А. Н. Сохор Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. 38
А. А. Фарбштейн Музыкальная эстетика и семиотика. 47
М. Г. Арановский Мышление, язык, семантика 1. О понятии „музыкальное мышление“. 57
1a И. С. Бах. ХТК, т. I, Прелюдия G-dur 72
1б 72
2а Бетховен. Соната ор. 81 a, III ч. 72
2б Бетховен. Соната op. 106, I ч. 72
2в Шуман. «Карнавал». 73
3 Бетховен. Соната ор. 31. № 3, I Ч. 73
4 Бетховен. Соната ор. 10, № 3, II ч. 73
5 Шопен. Прелюдия h-moll 73
6 Шуман. «Карнавал». 74
7а Шостакович. Симфония № 5, I ч. 74
7б 74
7в 74
Б. М. Гаспаров О некоторых принципах структурного анализа музыки. 81
O. В. Соколов О принципах структурного мышления в музыке. 96
|
И. И. Земцовский Семасиология музыкального фольклора (методологические предпосылки) 112
1 128
2 129
И. Д. Рудь, И. И. Цуккерман О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия. 131
А. Л. Готсдинер О стадиях формирования музыкального восприятия. 146
1 «Осенняя песенка» муз. Д. Васильева-Буглая. 156
2 «Маленькая ночная серенада» муз. В. Моцарта. 156
3 «На лужке» татарская народная песня. 156
4 156
5 157
6 158
M. Г. Арановский О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений 161
Г. А. Орлов Временные характеристики музыкального опыта. 173
С. Беляева-Экземплярская Заметки о психологии восприятия времени в музыке. 194
Summary. 211
About the authors. 213
Содержание. 214
От редактора-составителя
В последние годы в различных отраслях искусствознания заметно возрос интерес к проблемам художественного мышления. Возникли исследования, посвященные его специфике, семантике отдельных видов искусства, логике художественного языка и т. п. В связи с этим начался обнадеживающий процесс обогащения искусствоведческих методов исследования. Увеличилось влияние смежных дисциплин (прежде всего философии, эстетики, социологии), стали обсуждаться возможности применения идей современной психологии, семиотики, лингвистики, а по отношению к отдельным, частным вопросам и точных наук (например, теории информации, кибернетики).
Сходные тенденции проявили себя и по отношению к музыкальному мышлению. Было бы, однако, несправедливым считать, что проблемы музыкального мышления возникли перед музыкознанием только сейчас. Их изучение имеет довольно большую историю.
|
Этими проблемами интересовались многие философы, эстетики, психологи, но, разумеется, наибольший вклад в их исследование внесло само музыкознание. Стоило бы когда-нибудь в специальной работе подвести итоги того, что сделало теоретическое музыкознание для изучения указанных проблем. Однако и сейчас ясно, что наличие детально разработанного аппарата анализа музыкального произведения, строгих теорий гармонии и контрапункта, элементы функционального подхода, особенно усилившегося в последнее время,— все это имеет прямое отношение к изучению специфики музыкального мышления и создает прочную научную базу для дальнейших исследований. Важную роль в этом должны, на наш взгляд, сыграть основные идеи Б. Л. Яворского, Б. В. Асафьева, многие положения работ Л. А. Мазеля, В. А. Цуккермана, Ю. Н. Тюлина и других советских музыковедов.
Следует признать, что понятие музыкального мышления еще не получило статута строгого научного термина. Дело не только в относительно недостаточной изученности этого явления, но и в его отличиях от того, что именуется собственно мышлением. И хотя область понятий и логических операций играет известную роль как в процессе создания музыкального произведения, так и при его восприятии, совершенно ясно, что не она определяет специфику музыкального мышления. Поэтому вопрос о правомерности данного понятия еще остается открытым. Вместе с тем, его широкая распространенность — наряду с понятиями музыкальной мысли, музыкальной логики, музыкального языка — не является, как нам думается, случайной и отражает интуитивно верное убеждение в том, что музыка есть особый вид интеллектуальной деятельности, в чем-то очень близкой мышлению, и, наряду с этим, протекающей в иных формах и по другим законам. Поэтому имеются все основания, чтобы продолжить попытки выяснить сущность данного явления. Стремлением внести посильный вклад в решение этой проблемы и продиктовано появление настоящего сборника.
|
Изучение продуктов музыкальной деятельности, в связи с которыми сложились методы исторического и теоретического музыкознания, безусловно, играет громадную роль в исследовании музыкального мышления. Но если учесть, что последнее представляет собой процесс, связанный с созданием и восприятием музыкальных произведений, то есть являет собой разновидности продуктивного мышления и перцептивной деятельности, то становится очевидным, что существующие методы нельзя считать достаточными. Необходима разработка новых методов, которые позволили бы перейти черту, отделяющую готовое произведение от процессов его создания и восприятия, и ответить на вопросы: как, с одной стороны, происходит структурирование музыки и ее семантизация (то есть появление у звуковых объектов «идеальных значений»), а с другой, как происходит «извлечение» идеального содержания из слышимых звуковых последований.
По-видимому, помощь смежных наук здесь неизбежна.
Трудности как раз и состоят в том, что исследование музыкального мышления требует в настоящее время комплексного подхода, то есть применения разных методик, разработанных различными науками. Понятно, что сейчас комплексный подход может быть достигнут в основном сочетанием усилий специалистов в разных областях знания. И действительно, попытки взять бастион музыкального мышления предпринимают в наше время философы, психологи, математики, кибернетики, лингвисты, предлагая совершенно разные стратегические планы и тактические решения. В этом разнообразии подходов — специфика и преимущества данного этапа в изучении указанных проблем. Взаимообмен идеями, вне всякого сомнения, плодотворен, ведет
к взаимообогащению методов исследования, к появлению элементов принципиально нового стиля мышления, для которого характерна тенденция учитывать «многомерность» явлений, стремление рассматривать их в разных сечениях и ракурсах.
Вместе с тем, надо признать, что комплексные исследования находятся в настоящее время еще на раннем этапе своего развития и потому им присущи не только достоинства, но и «болезни роста». К ним следует отнести разобщенность исследований, отсутствие общих целей и планов, вследствие чего разрабатываются подчас удаленные друг от друга участки изучаемого объекта. Кроме того, различия в методах и подходах еще столь значительны, что подчас остается неясным, каким образом данные одного исследования могут быть использованы в другом. Пока эти недостатки еще служат пользе дела, помогая накапливать различные сведения о свойствах музыкального мышления. Но совершенно ясно, что со временем разобщенность должна уступить место планомерности, общности целей, что суть комплексного метода состоит в синтезе различных подходов.
Предлагаемый сборник отражает особенности данного этапа комплексных исследований. В нем приняли участие представители разных наук: музыкознания (Й. Бурьянек, А. Н. Сохор, М. Г. Арановский, И. И. Земцовский, О. В. Соколов. Г. А. Орлов), психологии ([С. Н. Беляева-Экземплярская], А. Л. Готсдинер), эстетики (А. А. Фарбштейн), литературоведения (Б. С. Мейлах), лингвистики (Б. М. Гаспаров), теории информации (И. И. Цуккерман, чья статья написана в соавторстве с композитором И. Д. Рудь). Было бы, однако, неверным полагать, что своим разнообразием подходов и выдвигаемых проблем сборник обязан только разнообразию профессий его участников. Им отмечены и статьи музыковедов. И если работы представителей смежных наук привлекают последовательным применением той или иной специальной методики, то в музыковедческих статьях предпринимаются попытки синтезирования на базе музыкознания различных подходов.
Укажем наиболее отчетливо выраженные подходы к решению проблем музыкального мышления. В первую очередь это, конечно, собственно музыковедческий, выступающий то в чистом виде, то в сочетании с другими. Далее следует указать на общефилософский и социологический, которые имеют большое значение при выяснении сущности музыкального мышления и его социальной природы. В ряде статей рассматриваются возможности семиотической или семиотико-лингвистической интерпретации вопросов музыкального языка и музыкальной семантики. С сочетанием семиотического и системно-структурного подходов связаны попытки типологических исследований в области содержания и структуры целого. В сборнике нашел свое место и теоретико-информационный подход. Наконец, следует отметить весьма
значительное влияние психологических идей, особенно в работах, исследующих проблемы музыкального восприятия.
Несмотря на отмеченное многообразие методов, в позициях и выводах авторов можно обнаружить точки соприкосновения. К ним относится прежде всего подход к музыкальному мышлению как к явлению социально и исторически обусловленному, зависимому от конкретных условий той среды, в которой совершается музыкальная деятельность. Отсюда вытекает важная установка о тесной связи мышления с практикой, то есть с самой музыкальной деятельностью — продуктивной, репродуктивной и перцептивной. Одним из существенных следствий такого подхода является понимание музыкального восприятия как функции музыкального мышления. В ряде статей обсуждаются проблемы музыкальной семантики, музыкального языка, вопросы типологии в области содержания и структурного мышления. Уже сама концентрация внимания на этих вопросах также свидетельствует о чертах общности в направлении исследований представителей разных наук. Но читатель заметит, что черты общности имеются и в подходе к решению этих проблем. Можно обнаружить точки соприкосновения и в статьях, посвященных музыкальному восприятию, особенно в тех из них, которые рассматривают его пространственно-временные аспекты.
Все это, однако, еще не дает повода говорить об общей теоретической платформе, хотя, думается, и может способствовать ее формированию. Более того, в позициях авторов по одним и тем же вопросам имеются заметные различия. Задачи унификации взглядов не стояли и не могли стоять в этом, первом сборнике. Напротив, мы исходили из того, что выявление разных точек зрения и подходов на первых порах представляется целесообразным, поскольку помогает оценить степень их плодотворности и перспективы дальнейших исследований.
Несколько слов о жанрах статей. Первая, принадлежащая доктору филологических наук Б. С. Мейлаху, председателю Комиссии по комплексному изучению искусства при АН СССР, носит вводный характер и посвящена, главным образом, перспективам, которые открываются благодаря наметившейся интеграции наук. Две другие статьи — ректора «Академии музичных наук» в г. Брно профессора Й. Бурьянека и кандидата философских наук А. А. Фарбштейна — представляют собой критико-аналитические обзоры теоретических учений и исследовательских работ. Первая посвящена истории формирования теоретических взглядов на музыкальное мышление в трудах немецких, австрийских и чешских философов, эстетиков и психологов, начиная с XVIII века до начала XX. Вторая вводит в наш научный обиход сведения об одном из направлений в современной зарубежной эстетике, связанном с семиотическим подходом к искусству вообще и к музыке в частности. Остальные статьи посвящены различным аспектам музыкального мышления и содержат
более или менее развернутые теоретические концепции. При этом две из них — Б. М. Гаспарова и И. И. Земцовского — рассматривают также и вопросы методологии исследований, а одна — И. Д. Рудь и И. И. Цуккермана — ставит своей целью очертить возможности излагаемого подхода. Особо надо сказать о статье недавно скончавшейся С. Н. Беляевой-Экземплярской «Заметки о психологии восприятия времени в музыке», где обобщается опыт многолетних исследований этого старейшего советского специалиста в области музыкальной психологии.
В строении сборника не предусмотрено членение на разделы, поскольку проблемы, рассматриваемые в статьях, тесно связаны между собой. Все же можно указать на внутреннюю, смысловую группировку статей. Первые три статьи (Б. С. Мейлаха, И. Бурьянека и А. Н. Сохора) образуют как бы вступительный раздел сборника. Вместе с тем последняя из них одновременно открывает серию собственно исследовательских работ. Далее следует группа статей, так или иначе связанных с семиотическим и системно-структурным подходами и посвященных проблемам музыкального языка, музыкальной семантики и структурной типологии. По отношению к ним статья А. А. Фарбштейна выполняет ту же функцию, что и статья И. Бурьянека по отношению ко всему сборнику. В последних четырех статьях сделан акцент на вопросах музыкального восприятия, причем в центре внимания оказались пространственно-временные аспекты музыкального опыта.
Таков в общих чертах облик настоящего сборника.
Составитель выражает глубокую признательность докторам филологических наук Б. С. Мейлаху и Ю. С. Степанову, докторам искусствоведения А. Н. Сохору, Г. А. Орлову и Л. Н. Раа-бену, кандидату философских наук Р. А. Зобову и кандидату искусствоведения Ю. Н. Рагсу, чье участие в обсуждении и рецензировании сборника принесло ему большую пользу. С особой благодарностью хочется отметить работу издательского редактора сборника Л. И. Левина, которая носила характер подлинно творческого сотрудничества.
М. Арановский.
[7]
[8]
Б. С. Мейлах
Комплексное изучение творчества и музыковедение
Современная наука развивается во взаимодействии двух казалось бы до парадоксальности противоположных тенденций. Одна из них связана с необходимостью узкой специализации: ученый, если он не хочет дисквалифицироваться, должен беспрерывно осваивать растущую в огромных масштабах «литературу предмета», постоянно быть в курсе развития своей дисциплины, совершенствовать методику собственных исследований. Другая тенденция заставляет его же выходить за рамки предмета, ибо сегодня нельзя быть на уровне современного научного прогресса, если не знать, что происходит в смежных областях и на так называемых «перекрестках наук». Замкнуть кругозор только своими профессиональными интересами — значит отстать от века. Интеграция наук — требование времени.
Обо всем этом можно было бы не напоминать, но ведь до сих пор многие считают, что исследования на стыках различных областей знания важны лишь для естественно-математических дисциплин, где «гибридные плоды» привели к эпохальным открытиям и появлению новых отраслей (таких, как, например, молекулярная биология, возникшая на стыках биологии, физики, химии и вторгшаяся в самую суть жизненных процессов; кибернетика — наука об управлении и передаче информации, уходящая корнями в философию, физику, математику, физиологию, психологию). В действительности же и в науках гуманитарных, в частности, изучающих литературу и искусство, процессы интеграции стали развиваться все интенсивнее, получая философско-методологическое обоснование в универсальной для всех областей знания теории отражения и диалектико-материалистической трактовке взаимосвязи разнообразных сфер познания и практики. Впрочем, наиболее плодотворные исследования в области искусствознания и в прошлом сопровождались стремлениями привлекать при анализе художественного творчества и филосо-
фию, и социологию, и историю общества, и психологию, и эстетику, и другие дисциплины. Конечно, эти поиски не избавляли от односторонности, а порой и ошибочности общих методологических предпосылок. Но в случае изоляции искусствоведения, отрыва от других научных дисциплин, оно неизбежно отрывалось от истории развития культуры и от актуальных проблем духовной жизни.
Если взглянуть на эволюцию познания музыкального феномена в «вертикальном разрезе», то можно обнаружить весьма любопытные явления. С одной стороны, и в ранние эпохи — в Древней Индии, Греции, и позже — в новое время — могучая сила музыкального искусства, столь, казалось, отвлеченного и невыразимого в словесно-понятийных определениях, признавалась загадочной, колдовской, не поддающейся рациональному объяснению. Даже Лейбниц, искавший точные математические эквиваленты чувственных образов, изумлялся чудодейственной способности музыки подчинять человека любому чувству. Признания такого рода были нередкими и не однажды приводили к выводу о непознаваемой магической сущности музыки. С другой стороны, к музыке, может быть, ранее, чем к какому-либо другому виду искусства, пытались применять методы, помогающие установить какие-то объективные закономерности, выйти за пределы смутных, чисто метафорических определений.
Так, в VI веке до н. э. пифагорейцы стали изучать музыку с точки зрения ее математической основы, но их математический подход не был подходом формальным: в изучении музыки они стремились выйти за пределы самой музыки, связывая ее с так называемой «гармонией сфер», имеющей всеохватывающий характер. «Подобно тому,— писал Ф. Энгельс о пифагорейцах,— как число подчинено определенным законам, так подчинена им и вселенная; этим впервые высказывается мысль о закономерности вселенной»1. Идеалистическая тенденция пифагорейцев с их абсолютизированной абстракцией количества общеизвестна. Вместе с тем, именно в их трактовке музыкального искусства выразилась особенность, свойственная тем из разновидностей классического искусствознания, в которых содержались рациональные элементы: стремление связать изучение художественного творчества с гуманистическими целями человечества и с кругом его жизненных задач. Так, те же пифагорейцы утверждали, что музыка обладает неоценимой этической функцией, а Платон развивал этическую квалификацию музыкальных инструментов, ладов, ритмов. Но подлинным провозвестником широкого и разностороннего взгляда на природу и функции музыки был, конечно, Аристотель. Его суждения о познавательной роли музыки, ее связи с действительностью, его тончайшие замечания о процессах творчества, о психологии восприятия
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 503.
и даже о физиологическом воздействии музыки на человека — все это как бы предвосхищает последующие выходы искусствознания в различные области гуманитарных и точных наук, которые в эпоху античности еще не существовали в качестве самостоятельных дисциплин.
В дальнейшем развитии музыковедения попытки использования гуманитарных и естественных наук представляют собою весьма пеструю картину. Надо думать, что со временем появится работа, подводящая итоги разнообразным исканиям такого рода, история которых включает в себя имена Декарта, Лейбница, Дидро, Руссо, Шеллинга, Гегеля... Но при всех блужданиях на пути соединения музыкознания с философией, социологией, психологией, естественными науками, математикой и т. д. подобные поиски (если только они не уводили в сторону иррационализма или позитивизма) были все же более плодотворными, чем те попытки построить замкнутую в себе, изолированную от всех областей знания музыкальную эстетику, которая привела к безнадежным формалистическим построениям Р. Циммермана или Э. Ганслика с его требованием рассматривать музыку лишь как «движущиеся звуковые формы»2.
Уроки изучения музыки с помощью методов не только гуманитарных, но и естественно-математических дисциплин весьма поучительны. Эти уроки должны предостеречь от повторения ошибок прошлого. Но вместе с тем они могут способствовать поискам новых верных методологических основ на этом пути. Стихийная «интеграция знаний» должна стать философски осознанной, свободной от вульгаризации, от попыток игнорирования социально-идеологической природы искусства, от позитивистской односторонности, от идеалистического перетолкования общепринятых в науке понятий. Необходимо подчеркнуть, что музыкознание, как и каждая из областей искусствознания, является самостоятельной дисциплиной. Она имеет собственные традиции, собственную методологию, она занимает самостоятельное место в классификации наук. Речь, следовательно, идет не о подмене какой-либо одной дисциплины другой, а о привлечении к анализу искусства методов и средств современной науки в меру целесообразности, на основе общих принципов диалектического материализма.
Именно на этой теоретической основе возникло в нашей стране новое научное направление — комплексное изучение художественного творчества. Несмотря на свою молодость, это направление получило общественное признание и обосновано на нескольких специальных Всесоюзных симпозиумах и в ряде статей и книг3.
2 Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. М., 1895, с. 67.
3 См., например: Симпозиум по комплексному изучению художественного творчества. Тезисы и аннотации. Л., 1963; Мейлах Б. С. Содружество наук— требование времени.— «Вопросы литературы». 1963, № 11; Симпозиум
Прежде чем обратиться к характеристике принципов и опыта этого направления, несомненно полезного и для музыкознания, напомним о тех сдвигах в понимании путей научного прогресса, которые имели значение для общей постановки проблемы сближения различных областей знания.
Необходимость развивать процесс взаимодействия общественных и естественных наук все чаще и энергичнее подчеркивается не только в специальной, но и в общей прессе.
Заметными вехами этого процесса были сессия общего собрания Академии Наук СССР 19—20 октября 1962 года и расширенное заседание президиума АН СССР 18 октября 1963 года. Там обсуждались вопросы о взаимодействии общественных наук и их связи с естествознанием. Философы и математики, историки и биологи, филологи и физики признали, что укрепление союза областей знания является назревшей задачей. Были высказаны интересные соображения о деловых контактах гуманитариев с учеными-естественниками, о новых возможностях в изучении проблем общественных наук. А в постановлении сессии общего собрания Академии Наук 18 октября 1963 г. указано на необходимость преодолеть «противопоставление естественных наук — общественным» и обратить особое внимание на общеметодологические проблемы единства и взаимосвязи общественных наук, а также взаимосвязи общественных и естественных наук4.
Одной из новых форм содружества ученых и деятелей искусства явилась работа Комиссии по взаимосвязям литературы, искусства и науки, существующей с 1963 года при ленинградском отделении Союза писателей СССР, в которую вошли видные представители литературы, искусства и различных областей гуманитарных и естественных наук. Эта работа ленинградской комиссии и ее симпозиумы вызвали широкий отклик общественности, печати, радио и телевидения. Наконец, в составе Совета по истории мировой культуры АН СССР действует постоянная Комиссия комплексного изучения художественного творчества для координации и разработки теоретических проблем нового направления. Поскольку опыт Комиссии, являющейся научно-организационным центром нового направления,
«Творчество и современный научный прогресс». Тезисы и аннотации. Л., 1966; Переверзев Л. Искусство и кибернетика. М., 1966; Содружество наук и тайны творчества. М., 1968; Симпозиум «Проблемы художественного восприятия». Л., 1968; Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1971; Художественное восприятие, вып. 1. Л., 1971; Мейлах Б. С. На рубеже науки и искусства. Л., 1971; Художественное и научное творчество. Л., 1972; Искусство и научно-технический прогресс. М., 1973; Ритм, время, пространство в литературе и искусстве. Л., 1973.
4 См.: Методологические проблемы науки. Материалы заседания президиума Академии Наук СССР. М., 1964. с. 344—345.
важен для дальнейшего его развития в научных учреждениях, вузах, творческих организациях, необходимо об этом опыте кратко сказать, тем более что аналогичные объединения с участием ученых и деятелей искусства возникли в Киеве, Тбилиси, Ереване и др.
Особое внимание Комиссия уделяет вопросам изучения взаимосвязи художественного и научного мышления, процессов создания и восприятия художественных произведений, взаимовлияния научно-технического прогресса и различных видов искусства. В ходе позитивной разработки этих вопросов подвергаются критике всякого рода теории техницизма, получившие столь широкое распространение в капиталистических странах. На симпозиумах и в трудах Комиссии на многих фактах показано, как научная революция преобразила технический арсенал художественной культуры, вызвала к жизни новые виды художественного творчества, обогатила выразительные средства традиционных форм искусства, гигантски расширила масштабы его воздействия на массы. Но техника не является определяющим фактором культурного развития. Сама техника в идеологическом отношении нейтральна: прогресс или упадок искусства зависит не столько от техники, сколько от характера и содержания тех духовных ценностей, которые посредством техники распространяются. При ее помощи могут быть распространены реакционные и прогрессивные идеи, художественно полноценные произведения и низкопробные суррогаты искусства. Поэтому первостепенное значение имеют вопросы, связанные с максимально эффективным использованием в наших условиях телевидения и кинематографии для наиболее полного осуществления идейно-эстетических функций этих и других видов искусства.
На первом Всесоюзном симпозиуме по комплексному изучению художественного творчества обсуждались, в основном, проблемы литературы, кино, театра, изобразительного искусства в связи с научно-техническим прогрессом, но определенное внимание было уделено и музыке. Ей был посвящен, в частности, обширный доклад Л. С. Термена, изобретателя первого в мире электроинструмента «Терменвокс», о котором так много говорили и писали у нас и за рубежом в начале 30-х годов. Л. С. Термен считает, что психофизиологические исследования и идейно-эстетические запросы нашей эпохи заставляют пересмотреть старые музыкальные средства и вдуматься в возможность прогресса на современном научно-техническом уровне. Это не означает, что должны быть отброшены существующие музыкальные традиции, что должна быть произведена коренная их ломка (как утверждают на Западе модернисты). Прогресс искусства и средств его воплощения, а не закостенелость явится мощным источником интеллектуально-художественного развития людей. Открываются перспективы для расширения высот-
ных и динамических диапазонов, тембров, характеров звучания и пространственного слышания. В настоящее время должны широко использоваться как обычные музыкальные инструменты и традиционные звуковые средства, так и новые научно-технические достижения.
Для исполнителей возникает возможность «концентрироваться на процессе управления звуковым материалом, а не на снабжении инструмента своей энергией для получения звучания. Это позволит исполнителю уделять больше внимания чисто художественной стороне музыкального исполнения, более глубокой и тонкой передаче слушателям содержания произведения, освободит его для управления большим количеством звуковых особенностей»5.
По мнению Л. С. Термена «научно-техническая помощь» композиторам может выразиться в расширении объема памяти и быстром получении требуемого справочного материала. Могут быть осуществлены и подсобные устройства для упрощения и ускорения процесса фиксации творческих результатов, а также для их воспроизведения и оценки самим автором. Особый вопрос это — синтез различных искусств с музыкой. Соединение звуковых и световых явлений уже не представляет принципиальных технических затруднений, но необходимо изучить те психофизиологические связи, которые имеют действительно художественное значение для такого синтеза. Кроме того, базируясь на научно-технических методах и средствах экспериментирования в применении к психофизиологическим процессам, можно значительно глубже войти в психический мир человека с целью использования этого знания в художественно-творческих целях.
Необходимость приближения деятелей искусств к открывающимся горизонтам науки и техники, о чем говорил Л. С. Термен, бесспорна. Но в дискуссии оспаривалось его утверждение о том, что исполнитель сможет, не входя в непосредственный контакт с инструментом, уделять больше внимания содержанию произведения (как в «Терменвоксе», где звучание достигается легкими движениями руки в пространстве). Ведь «контакт» пианиста с клавишами рояля, скрипача со смычком и струнами скрипки позволяет достигнуть таких тончайших нюансов выражения, которые вряд ли могут быть получены иным путем. Экономия энергии исполнителя может, таким образом, обернуться сужением его выразительных возможностей.
Связи музыки с научно-техническим прогрессом возбуждают много вопросов: среди них поиски новых средств звукозаписи и передачи музыкального исполнения, новые возможности художественного телевидения, использование электронных инструментов и др. Надо лишь помнить, что наряду с позитивным обсуждением этих вопросов в самой проблеме «музыка и техни-
5 Симпозиум «Творчество и современный научный прогресс», с. 9.
ческий прогресс» возможны отклонения в сторону техницизма, столь враждебного идейно-эстетической роли искусства6.
Плодотворность комплексного исследования художественного творчества литературы, театра, музыки, кино, изобразительных искусств была подтверждена и в дальнейшем. В частности, при обсуждении такой важной научной области, как восприятие произведений искусства, обнаружилось, что ряд примыкающих к ней проблем не может быть даже поставлен, если не отрешиться от прежнего «изоляционизма».
На Всесоюзном симпозиуме «Художественное восприятие» и в одноименном коллективном сборнике (Л., 1971) сделана попытка подойти с разных сторон к исследованию акта восприятия и эстетического переживания. Художественное восприятие рассматривается нами как составной элемент раскрытия закономерностей самого искусства, его функций, его роли в прошлом и настоящем, воздействия на отдельного человека и на общество в целом. Всякий акт восприятия исторически конкретен, обусловлен целым комплексом социальных, общекультурных, индивидуально-психологических факторов. Его многосложность требует привлечения методов и социологии, и психологии, и литературоведения, и искусствознания, и эстетики, а также средств физиологии, помогающих раскрыть механизмы этого процесса. Поскольку в нем имеются и моменты информационные, необходимо привлечь и специалистов по кибернетике (не говоря уже о математике, особенно необходимой для статистической обработки огромного материала конкретно-социологического исследования). Эта программа и осуществляется упомянутой академической Комиссией.
Наряду с обобщением опыта исследования реакций читателей художественной литературы, киноаудитории, театральных зрителей, слушателей музыки, восприятия изобразительного искусства и архитектуры, много внимания уделено методологическим и методическим принципам изучения. Выделены главнейшие аспекты будущих исследований: восприятие как звено общего динамического процесса искусства; эволюция восприятия
6 О техницизме в искусстве XX века см.: Тасалов В. Прометей или Орфей. Искусство технического века. М.,. 1967. Интересные соображения о взаимодействии технической революции и музыки были высказаны на конференции, состоявшейся в ГДР в 1966 г. и организованной Институтом общественных наук. Как отмечалось в докладе Гюнтера Майера, задача марксистского музыковедения заключается в том, чтобы точно определить идеологическую и эстетическую ценность музыки в период научно-технической революции. Критикуя авангардистское истолкование возможностей электронных средств, докладчик, вместе с тем, призывал не отстраняться от вопроса о целесообразном их использовании, поскольку применение электроники ведет к изменению традиционных представлений о тоне, мелодии, гармонии, динамике, ритмике, звуковой окраске, темпе и т. д. Важно для какой цели применяются достижения электронной техники, а не акустические эффекты сами по себе (см.: Wechselwirkung technischer und kultureller Revolution. Berlin, 1966, S. 339—349).
в различные эпохи; соотношения и корреляции авторского замысла и восприятия; типы читателя, зрителя, слушателя в связи с социально-психологическими закономерностями мышления; соотношение разных фаз восприятия с так называемым читательским «сотворчеством»; использование различных средств фиксации реакций читателя, зрителя, слушателя, возможности моделирования и экспериментов. Реализация этой широкой программы только начинается, симпозиум и сборник — первые шаги на этом пути; движение по нему важно с точки зрения не только теоретической, но и с практической — для повышения эффективности искусства, повышения культуры восприятия. В этой связи заслуживают внимания опыты создания «цветомузыки», которые ведутся в Казани, Харькове и других городах7.