Вопрос 3. Нормы построения предложений (простых, сложных).




Слова и словосочетания при помощи определенных форм, интонации и порядка слов образуют предложения.

Предложение — минимальная единица общения. Его основная функция — коммуникативная. Предложение обладает смысловой и интонационной законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание: Весь день идет мелкий дождик. Интонационная законченность выражается паузой в конце предложения.

Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них: Пришла весна. Сумерки. Вечереет.

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные.

Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное — две и более.

Нормы построенияпредложений обусловливаются порядком слов, разным характером связи между его членами, а также зависят от того, какая часть речи используется в качестве его составляющих: подлежащего, сказуемого и второстепенных членов (дополнения, определения и обстоятельства). Напомним, что данные термины приняты для описания формальной структуры предложения. Если речь идет о содержании, в языкознании используются другие термины: субъект, объект, предикат. Несовпадение в русском языке формальной и содержательной стороны предложения порой становится причиной двусмысленности или ошибок при их организации.

Как известно, в русском языке предложение может иметь прямой и обратный порядок слов, или инверсию, например: Время идет. Идет время. Это значит, что для русского предложения не характерен фиксированный порядок слов, но это совсем не означает, что не существует никаких правил. Как раз правильное построение предложения предполагает определенную последовательность в расстановке его членов. Дело в том, что согласно синтаксическим нормам всякая перестановка слов в предложении влечет за собой изменение смысла. Прочитайте следующее предложение: Завтра будет обязательно хорошая погода. А теперь переставьте слова. Вы заметите, что в зависимости от перестановки членов предложения его логические акценты будут меняться. Нужно помнить о том, что неудачный порядок слов ведет к двусмысленности либо делает предложение вовсе непонятным. Так, в предложении При попытке скрыться они были задержаны с украденными вещами дружинниками из-за неправильного расположения слов возникает двусмысленность: можно подумать, что вещи были похищены дружинниками. А предложение должно сообщать, что при попытке скрыться с украденными вещами преступники были задержаны дружинниками.

Кроме того, в русском языке есть конструкции, которые предполагают совершенно определенный порядок слов. К ним относятся, например, конструкции с двойным союзом не только…, но и…, а также причастные обороты, без которых трудно себе представить книжную речь.

Сравните: Я не только люблю математику, но и физику.

Я люблю не только математику, но и физику.

Правильный вариант – второе предложение, где отсутствует разрыв между подлежащим и сказуемым и интонационное выделение, ритмическая организация предложения полностью соответствует смыслу высказывания.

Сравните и проанализируйте порядок слов в причастном обороте:

лежащие документы на столе – лежащие на столе документы – документы, лежащие на столе. Первый вариант ошибочен, поскольку размещение определяемого слова внутри причастного оборота противоречит внутренней логике, связи между словами: лежащий образовано от глагола лежать, а значит, обладает тем же управлением где?, что и сам глагол. Тем более мы с вами выяснили, что управление – это подчинительная связь, которая следует жесткой норме.

Однако, если мы откажемся от инверсии, наша речь будет звучать уныло и однообразно. Более того, есть ряд случаев, когда инверсия не только допустима, но и принята в качестве нормы. Рассмотрим следующие примеры.

1) Кончились мои неприятности. Сказуемое ставится на первое место, чтобы выделить важность действия.

2) Сейчас пройдет дождь. Обстоятельство времени часто занимает первое место.

3) Вышел месяц ночью темной. Инверсия определения может придать речи характер народного повествования.

4) Да, мы дружны были очень! обстоятельство меры и степени стоит после сказуемого, что придает предложению большую экспрессию.

Следовательно, инверсия допускается как сильное выразительное средство в публицистическом, в художественном и в разговорном стилях речи, достоинством которых является умелое использование экспрессивных возможностей языка.

Но не столько порядок слов в предложении, сколько нарушение согласования его членов приводят к грамматическим ошибкам. Колебание нормы нередко наблюдается при согласовании подлежащего и сказуемого.

Попробуем определить форму сказуемого при однородных подлежащих. Как правильно сказать: В деревне послыша лся или послыша лись топот и крики? В данном случае это зависит от порядка слов. Так, согласно норме при инверсии предпочтительнее единственное число. При смысловой градации или для усиления семантического признака сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих, особенно если однородным подлежащим предшествуют слова: каждый, всякий, любой, никакой, ни один, весь.

Например: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слага ется из света и тени. При смысловой близости подлежащих также допускается сказуемое в единственном числе: Главной заботой ее был а кухня и обед. В других случаях употребляется сказуемое во множественном числе.

Какая форма сказуемого предпочтительна при неоднородном подлежащем: Брат с сестрою уехали в деревню или Брат с сестрой уехал в деревню? В данной ситуации оба варианта соответствуют норме и считаются правильными. Но это совсем не значит, что они равноправны. В первом случае речь идет о совместном действии: два компонента подлежащего одинаково значимы, а во втором – один компонент подлежащего (брат) является главным действующим лицом. Другими словами, выбор формы сказуемого определяется значением слов, входящих в состав подлежащего.

Особенно часто в сказуемом наблюдается смешение глагольных форм единственного и множественного числа, если в составе подлежащего есть числительное или слово, обозначающее количество. Выбор формы зависит от семантико-грамматических особенностей компонентов подлежащего, и форма сказуемого единственного числа рекомендуется в следующих случаях.

Случаи употребления: Примеры:
1) В качестве подлежащего выступает числительное без существительного. 2) Обозначение больших совокупностей лиц или предметов.   3) Указание на совместное действие.   4) Обозначение мер веса, единиц пространства, времени.   5) В состав подлежащего входит числительное один.   6) В состав подлежащего входит числительное пол-. Двенадцать делится на три (абстрактное понятие).     Пришло восемьсот человек. Собрано 600 тысяч подписей избирателей.   На экзамен явилось пять студентов (группа). 28 стажеров проходило практику в лаборатории. На выполнение проекта понадобится десять месяцев.     31(один) рабочий приехал на стройку.   Полчаса пролетело незаметно.  

 

Выделяются также случаи предпочтительного употребления сказуемого в форме множественного числа.

Случаи употребления: Примеры:
1) В состав подлежащего входит одушевленное существительное или подразумевается лицо, при этом подчеркивается активность действующих лиц.   2) Указание на раздельное действие.   3) В состав подлежащего входят числительные два, три, четыре.   4) Обозначение приблизительного количества.   5) В составе подлежащего есть местоимения все, эти. Проголосовали сто восемьдесят шесть депутатов.     Пять студентовотправились на практику (каждый самостоятельно).   Тридцать два человека представили доклады на конференции.     Пришлиоколо тысячи зрителей (форма предпочтительнее). От двух до трех миллионов гостей приезжаютв столицу.   Все двадцать одна страница переписаны.

 

Но какое окончание подходит для глагола-сказуемого в предложении: Большинство делегатов уже прибыл о или прибыл и на конференцию?Здесь возможно и то и другое окончание. Это связано с тем, что слово большинство, входящее в состав подлежащего, относится к группе слов с количественным значением (много, несколько, часть, ряд, масса и пр.), при которых допускаются варианты употребления форм сказуемого. Хотя известные предпочтения имеются. Когда хотят подчеркнуть целостность, совокупность лиц, выполняющих действие, используется единственное число. А множественное число употребляется, когда необходимо подчеркнуть активность каждого лица, выполняющего действие. Но если подлежащее обозначает неодушевленный объект, используется сказуемое в форме единственного числа. Например: Часть учебников стояла на полке в шкафу. В единственном же числе употребляется сказуемое и тогда, когда слова типа большинство, меньшинство являются подлежащим без сочетания с существительным: большинство проголосовал о «за».

Наряду с глагольными формами в качестве сказуемого используются именные формы, в частности формы полного и краткого прилагательного. В связи с этим есть одно весьма важное правило, о котором не следует забывать: в сказуемом не допускается сочетание полной и краткой форм.

Сравните: Все его аргументы простые и понятны.

Все его аргументы просты и понятны.

Неправильным считается первый вариант, где употреблены две разные формы.

Напомним, что в структуре предложения выделяются главные и второстепенные члены (дополнения, определения, обстоятельства). Сочетаемость последних имеет некоторые особенности. Так, противоречит норме употребление следующих сочетаний.

1) инфинитив + существительное в качестве дополнения:

Я люблю песни и танцевать.

Я люблю петь и танцевать правильное сочетание.

2) второстепенный член и придаточное предложение:

Интересно читать книгу, рассказывающую о приключенияхи которая знакомит с затерянным миром. / Знакомящую с затерянным миром правильная форма.

Нарушение согласования второстепенных членов предложения наблюдается также в определительных конструкциях.

1) при сочетании причастного оборота и определяемого слова:

Статья посвящена журналистам, побывавших в «горячих точках».

Правильная форма: побывавшим ….

2) при видо-временной соотнесенности глагола и причастия:

О поступках, совершаемых в прошлом, он сожалел всю жизнь.

Правильная форма: совершенных ….

Кроме того, в предложении речевые ошибки часто провоцирует свойство местоимений указывать на предмет, но не называть его. Например: Я вынула из файла документ и положила его на стол. Форма его лишняя, так как создает двусмысленность: непонятно, что я положила на стол.

Та же двусмысленность может возникнуть в предложении при употреблении местоимения свой, если налицо два участника действия .

Я предложил ему закурить свои сигареты. Чьи сигареты, из предложения неясно. Декан попросил студентов пройти в свою аудиторию. Чью аудиторию, из предложения непонятно.

Надо помнить о том, что местоимение себя употреблять в предложениях в качестве дополнения не рекомендуется, если речь идет о двух равноправных участниках действия – лицах или предметах: Профессор попросил студента отнести книги к себе. Возникает вопрос: к кому отнести?

В подобных предложениях местоимения себя и свой следует заменить личными местоимениями: ему, ей, мой, твой, его, ее, их.

Заслуживают внимания нормы употребления деепричастных оборотов, играющих в предложении роль обстоятельств. Деепричастный оборот используется в книжной речи и свободно передвигается в пределах предложения: может стоять в его начале, в середине или в конце. Действие, выраженное деепричастием, всегда относится к подлежащему, в качестве которого используются одушевленные существительные или заменяющие их личные местоимения.

Ошибочным считается употребление деепричастий в предложениях в следующих ситуациях:

1. Действия относятся к разным лицам или предметам:

Познакомившись с отрывком из книги, у меня появилось желание прочитать ее. Правильный вариант: Когда я познакомился с отрывком из книги, у меня….

2. В безличном предложении: Подходя к лесу, ему стало не по себе. Правильный вариант: Подходя к лесу, он испугался. Хотя иногда употребление деепричастия допустимо. Переходя улицу, нужно внимательно следить за движением транспорта. В этом предложении вообще отсутствует подлежащее (нет ни логического, ни грамматического подлежащего), поэтому деепричастие возможно.

3. В страдательной конструкции:

Поднявшись вверх по течению реки, баржа будет разгружена в ближайшем порту. Правильный вариант: Баржа поднимется вверх по течению реки и будет разгружена…

4. При отсутствии видовой связи с глаголом:

Встречаясь с писателем, журналист задал много вопросов. Правильный вариант: Встретившись с писателем, журналист задал….

При организации предложения важную роль играют синтаксические средства, обеспечивающие связь слов в предложении, например, пары сопоставительных союзов, смешение которых приводит к потере смысла и тем самым нарушает норму.

Ошибочны сочетания в предложении:

не только – а также (но),правильный вариант: не только – но и;

как – а также,правильный вариант: как – так и;

поскольку – поэтому,правильный вариант: посколь-
ку – постольку
.

Предложения по структуре делятся на простые и сложные. Все, что говорилось выше, касалось норм, которые характерны для простого предложения. Употребление сложных предложений, их организация, следование частей имеют свои особенности. Нормы построения сложного предложения предусматривают:

– определенное расположение частей (главного и придаточного): Студент должен обратиться в деканат, который потерял зачетную книжку;

– точность в использовании компонентов конструкций главного и придаточного предложения, недопустимость их смешения: Главное, на что я хочу обратить ваше внимание, это на характеристику нашего нового сотрудника;

– точное употребление союзов, отсутствие излишнего повторения одинаковых союзов, близких по значению союзов или союзных слов: Я просил товарища, чтобы он пришел бы.; Место под Москвой, в котором мы провели лето, находилось на берегу реки, которая славилась обилием рыбы;Докладчик остановился на вопросе, что нередко поднимается на подобных совещаниях;

– соблюдение границ предложений, отсутствие излишнего усложнения или ничем не оправданное разделение сложного предложения на простые: Иванов совершил наезд на пешехода. После чего он скрылся, надолго уехав из города.

Следует также обратить внимание на форму сказуемого в сложных конструкциях типа те, кто пришли (пришел)… и все, кто видели (видел) ....

Норма допускает два варианта, т.е.употребление и единственного, и множественного числа глаголов,нопредпочтительнее употреблять глагол в единственном числе: те, кто пришел, видел, слышал. Это связано с тем, что в качестве подлежащего используется местоимение кто, которое согласуется обычно с формой сказуемого в единственном числе.

Выводы.

Грамматический анализ предложения как основной синтаксической единицы показал нам следующее:

– формальные грамматические связи между членами предложения ослабляются;

– повышается роль контекста, от которого во многом зависит порядок слов, порядок следования частей сложного предложения;

– наблюдается вытеснение грамматического соответствия форм соответствием по смыслу;

– синтаксические конструкции становятся все более распространенными на уровне простого предложения и более сжатыми на уровне сложного.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: