Вопрос 4. Краткая характеристика орфоэпических норм.




Слова «орфоэпия» (дословно — «правильное звучание») и «орфография» являются однокоренными: общий элемент орфо- восходит к греческому orthos — «прямой, правильный». Трудно назвать образованным того, кто не умеет писать грамотно,— так же невозможно назвать хорошей речь человека, который неправильно произносит те или иные слова или неверно ставит в них ударение. При этом под правильным произношением подразумевается не столько четкая артикуляция слов или отсутствие нарушений дикции, сколько соблюдение орфоэпических (произносительных) и акцентологических (связанных с постановкой ударения) норм языка.

Орфоэпическая норма — единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

Акцентологическая норма — рекомендуемый словарями и принятый обществом вариант правильной постановки ударения

Орфоэпические нормы определяют выбор так называемых произносительных вариантов, если фонетическая система языка допускает несколько возможностей произношения того или иного звука, слога, слова. Так, в словахиноязычного происхождения согласный перед буквой е может произноситься как твердо, так и мягко, при этом орфоэпическая норма иногда требует твердого произношения (например, [ дэ]мпинг, [тэ]мп), иногда — мягкого (например, [д’е]када\ [т’е]ннис, му [з’е/й).

Орфоэпическая норма не всегда утверждает как единственно правильный лишь один из произносительных вариантов, отвергая другой как ошибочный. В некоторых случаях допускаются варианты произношения. Литературным, правильным считается как устаревающее произношение горни[шн]ая, так и более современное горни[ч’н]ая; правильно и до[ж’ж’]и, и до[жд]и \ и [д]веръ, и [д’]верь; и п[о]эзия, и п[а]эзия. Таким образом, в отличие от орфографических норм, предлагающих один вариант и запрещающих другие, орфоэпические нормы допускают варианты, которые либо оцениваются как равноправные, либо один вариант считается желательным, а другой допустимым.

Появление многих орфоэпических вариантов связано с развитием литературного языка, так как язык, а вместе с ним и произношение, постоянно меняется. В начале XX в. говорили а[н’]гел, це[р’]ковъ, ве[р’х], пе[р’]вый. Сейчас такое произношение можно встретить лишь в речи пожилых или приехавших из отдаленных уголков России или Украины людей. Уходит из литературного языка твердое произношение согласного /с/ в частице -ся (съ): смеял[с]а, встетили[с], хотя еще в начале XX в. это было единственной нормой литературного языка. Потом норма стала допускать оба варианта — старый и новый: и смеял[с]а, и смеял[с’]я; и стро[г]ий, и стро[г’]ий. В результате таких изменений в литературном произношении появляются варианты.

Какие же правила русского литературного произношения нужно знать прежде всего, чтобы не попасть в неудобное положение, чтобы не выйти за рамки общепринятых норм и чтобы не оставить у собеседника ощущение полуграмотного человека?

Рассмотрим наиболее частые ошибки, встречающиеся в постановке ударения.

Что следует помнить об ударении, чтобы не сделать орфоэпических ошибок?

1. Существительные женского рода в форме винительного падежа единственного числа имеют ударение или на окончании или на основе: весна — веснУ,’ река — рЕку и рекУ.

2. Существительные 3-го склонения в родительном падеже множественного числа имеют ударение на основе или на окончании: шАлость — шАлостей, Отрасль — отраслЕй и Отраслей.

3. Некоторые существительные 3-го склонения при употреблении с предлогом «в» и «на» имеют ударение на окончании: в грудИ, на печИ\ иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное или числительное оказывается безударным: бЕз толку, зА ухо, Из лесу, нА два, пО трое, пОд вечер.

4. Если ударение у прилагательного в краткой форме женского рода падает на окончание, то в кратких формах среднего и мужского рода ударение должно быть на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: белА — бЕлый, бЕл, бЕло.

5. У прилагательных в краткой форме во множественном числе возможны колебания в постановке ударения: бЕлы — бе- лЫ, нИзки — низкИ (исключение: легкИ, прАвы).

6. Если в краткой форме прилагательного женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной степени — на суффикс: полнЛ — полнЕЕ.

7. Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени ударение на основе: кра- сИва — красИвее.

8. В глаголах прошедшего времени единственного числа женского рода правильным будет ударение не на основе слова, а на окончании: бралА, а не брАла. Следует помнить, что только приставка вы- «перетягивает» ударение на себя: вЫгнала, вЫзва- ла, но прогналА, позвалА.

9. Частица ся- изменяет ударение в глаголах множественного числа и иногда в глаголах среднего рода единственного числа, в которых оно совпадает с ударением в начальной форме: звАтъ — звАл, звАло — звАлы, но звалОсь, звалИсь.

10. У большинства глаголов 2-го спряжения ударение в формах настоящего времени ставится на основе, а не на окончании: дрУжит, мАнит, но звонИт.

11. В глаголах на -ыроватъ выделяется две группы: с ударением на И и на А: телеграфИровать, форсИровать и группировАтъ, маршировАть.

12. В страдательных причастиях прошедшего времени ударение в форме женского рода в одних случаях падает на окончания, в других — на приставку: нАчатый — начатА, взЯтый — взятА; в причастиях на -званный, -дранный, -бранный ударение падает на приставку: зАдрана, Избрана, нАзвана.

13. Страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на -ыроватъ, делятся на две группы: форме на -Ировать соответствует форма на -Ированный (иллюстрИро- ватъ — иллюстрированный), а форме на -ировАть соответствует форма на -ирОванный (формировАть — формированный).

Выводы

Орфоэпические ошибки, неправильное произношение слова или неправильная постановка ударения, мешают воспринимать речь: слушатель обращает внимание не столько на то, что говорит его собеседник, сколько на то, как он это делает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Синтаксические нормы связаны с правилами построения и употребления словосочетаний и различных моделей предложения. Строя словосочетание, необходимо прежде всего помнить об управлении; строя предложение, следует учитывать роль порядка слов, соблюдать правила использования деепричастных оборотов, законы построения сложного предложения и т.д.Морфологические и синтаксические нормы часто объединяются под общим названием – грамматические нормы.

Орфоэпические нормы (греч. правильная речь) – нормы постановки ударения и произношения. Орфоэпические ошибки мешают воспринимать речь говорящего. Социальная роль правильного произношения очень велика, так как знание орфоэпических норм значительно облегчает процесс коммуникации.Чтобы не делать ошибок в речи, нужно пользоваться специальными словарями, такими как «Словарь ударений русского языка», «Орфоэпический словарь», «Словарь трудностей устной речи» и др.Варианты, находящиеся вне литературной нормы, сопровождаются запретительными пометами: «не рек.» (не рекомендуется), «неправ.» (неправильно), «груб.» (грубо), «бран.» (бранная лексика) и т.п.

Литература:

1. Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2015. – 288с.

2.Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Кузнецова.- 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2010. – 354 с. – (Профессиональное образование).

3.Русский язык и культура речи: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп./под ред. проф. О.Я. Гойфмана. –М.: ИНФРА-М, 2016. -240 с. (Высшее образование: Бакалавриат).

4.Райская Л.М. Лекции по русскому языку и культуре речи. Издательство Томского политехнического университета. 2008. – 152с.

5.Трусова И.С. Русский язык и культура речи в терминах и понятиях. Словарь-справочник для курсантов и студентов всех специальностей. Владивосток. 2008. – 39 с.

6.Черняк В.Д. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для бакалавров / [Черняк В.Д. и др.]: под общ. ред. В.Д. Черняк; Российский гос. педагогический ун-т им. А.И. Герцена.-3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2014. -450 с.

Рекомендуемые информационные ресурсы:

1. https://imp.rudn.ru/ffec/rlang/rl3.html

2. https://obrazovanie.biniko.com/info_138.php

3. https://rulinguistic.com/cat/kommunikativnye-kachestva-rechi/

4. https://talkbusedst.ru/kurs-lektsij-po-delovomu-obshcheniyu.html

5. https://www.langrus.ru/content/view/31

6. https://www.prometod.ru

7. www.gramota.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: