Требования к оформлению текста и содержанию контрольных заданий




ЛОГИКА

 

Методические указания по выполнению контрольной работы

 

Бузулук

2017-2018 уч. год

 

УДК 16

ББК 87.4

Б 27

 

Баскакова, Н.П.

Б 27 Логика:методические указания по выполнению контрольных работ/ Н.П. Баскакова; Бузулукский гуманитарно-технолог. ин-т (филиал) ОГУ. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2017. –28с.

 

Методические указания содержат введение, требования к оформлению текста и содержанию контрольных заданий, контрольные задания, вопросы промежуточной аттестации для подготовки к зачету, а также список рекомендуемых источников.

Методические указания предназначены для выполнения контрольной работы по дисциплине «Логика» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция заочной формы обучения.

 

УДК 16

ББК 87.4

 

© Баскакова Н.П.,2017

© БГТИ (ф) ОГУ,2017

 

Содержание

 

Введение………………….………………………………………….………  
1 Требования к оформлению текста и содержанию контрольных заданий……………………………………………………………………….  
2 Контрольные задания ……………………………………..……………...  
3Вопросы промежуточной аттестации для подготовки к зачету…….....  
Список рекомендуемых источников….…………………………………...  

 

Введение

 

 

Логика – наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например, физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания.

Знание логики помогает составить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в выступлениях оппонентов, опровергнуть доводы, выдвинутые противной стороной, правильно составить официальные документы. Изучение закономерности мышления, их сознательное использование в процессе рассуждения вырабатывает навык мыслить более последовательно, непротиворечиво, доказательно, ясно и определенно.

Логика изучает закономерности человеческого мышления, подчинение которым является необходимым условием правильного построения мыслей в процессе рассуждения. Знание логики позволяет применять эти закономерности осознано, помогает анализировать рассуждения, определять их логическую самостоятельность или ошибочность и тем самым отделять истину от заблуждения. Изучение закономерностей мышления, их сознательное использование в процессе рассуждения повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более последовательно, непротиворечиво, доказательно, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Овладение логическими формами, приемами и операциями особенно важно для депутатов, работников государственного аппарата и правоохранительных органов, хозяйственных руководителей, юрисконсультов. Знание логики помогает составить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в выступлениях оппонентов, опровергнуть доводы, выдвинутые противной стороной, правильно составить официальные документы: постановление, решение, договор, соглашение и т.д.

Как учебная дисциплина логика имеет ряд особенностей, которые следует учитывать при ее изучении.

Во-первых, логика – абстрактная наука. Она отличается от других, например, правовых наук большей отвлеченностью, абстрактностью своего предмета. Логика изучает не конкретное содержание мыслей, а их структуру, их связи, т.е. то общее, что свойственно для любых мыслей независимо от их конкретного содержания. Благодаря отвлечению от конкретного содержания в логике широко используется формализированный язык. Уяснение специфики законов и форм мышления, возможности их формализации, умение использовать символическую запись – одна из важнейших задач в изучении курса.

Важно научиться применять круговые схемы (круги Эйлера). Они помогают наглядно представить отношения между понятиями, терминами суждения, терминами категорического силлогизма, причем умение пользоваться круговыми схемами позволяет пользоваться круговыми схемами позволяет проверить правильность вывода в этом виде умозаключений.

Во-вторых, изучение теоретических вопросов логики не является самоцелью. Главное – уметь применять логические законы, формы, приемы и операции на практике, и процессе рассуждения. Для приобретения этих навыков нужно упражняться в решении логических задач. Решать задачи целесообразно не после усвоения всего теоретического курса, а в процессе изучения его отдельных разделов. Чем больше будет решено задач на то или иное правило, на тот или иной вид умозаключения, логическую операцию и т. д., тем успешнее будут усваиваться основные положения логики.

В-третьих, при изучении курса важно уяснить значение логики для правовых наук, для практической работы юриста. В рекомендованном учебнике для студентов юридических вузов на конкретных примерах показана роль отдельных типов выводов, логических приемов и операций в судебной и следственной практике.

В-четвертых, изучение курса должно быть последовательным. Курс построен таким образом, что каждый его раздел (понятие, суждение, умозаключение и т.д.) имеет лишь относительно самостоятельное значение, причем любой предыдущий раздел – основа для изучения последующего, более сложенного раздела. Поэтому переходить к новой теме нужно лишь в том случае, если разобраны и хорошо усвоены все вопросы предыдущей. Не изучив понятия, нельзя уяснить сущность суждения, не выяснив всех вопросов суждения, нельзя разобраться в умозаключении. Если, например, студент не усвоил правил распределенности терминов в суждениях, он не сможет разобраться в правилах категорического силлогизма, не уяснив отношения между основанием и следствием в условном суждении, нельзя понять ни условно-категорического умозаключения, ни строения доказательства и опровержения.

Последовательным должно быть и решение логических задач. Переходить к решению задач следующего раздела нужно лишь после того как разобраны задачи предыдущего.При выполнении практических заданий необходимо прежде четко уяснить основные вопросы темы, без знания которых нельзя разобраться в логических упражнениях.На практических занятиях используются практические задания из сборника: 2 Кириллов, В. И., Упражнения по логике: учеб. пособие / Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 184 с. - ISBN 978-5-392-09934-4.

Учебным планом направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» предусмотрено для студентов заочной формы обучения выполнение контрольной работы. Итоговой формой контроля усвоенных знаний является сдача зачета по дисциплине.

 

Требования к оформлению текста и содержанию контрольных заданий

 

Изучение логики является важной составной частью обучения правовым наукам. Знание логики и умение ее использовать в практической деятельности – гарантия успеха в квалификации преступления, выступлении в суде, заключении договора и других видах деятельности юриста, а также представителей других специальностей. Логика присутствует на всех этапах процесса применения права.

Изучение теоретических вопросов логики не является самоцелью. Главное – уметь применять логические законы, формы, приемы и операции на практике, в процессе рассуждения.Приобретению навыков в решении логических задач поможет выполнение контрольной работы, предусмотренной учебным планом по одному из представленных вариантов.

Прежде чем приступить к выполнению работы необходимо разобрать теоретический материал учебника по логике, и только после этого приступить к выполнению контрольной работы. При изучении курса кафедра рекомендует использовать учебник по логике:Кириллов, В. И. Логика: учеб. для бакалавров / Кириллов В.И., Старченко А.А. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2016. - 240 с. - ISBN 978-5-392-18491-0.

Контрольная работа – это одна из форм проверки и контроля усвоенных знаний студентом. Контрольная работа проверяется преподавателем. Её качественное выполнение, подтверждённое отзывом преподавателя, является одним из допусков студента к сессии (зачету). Работы, полностью дублирующие друг, другу к зачету не допускаются.

К оформлению работы предъявляется ряд требований, предусмотренных СТО 02069024. 101-2014 «Работы студенческие. Общие требования и правила оформления»1). Неправильно оформленная работа, а также со значительными недостатками зачёту не подлежит и с рецензией преподавателя возвращается студенту.

Титульный лист должен быть печатным и содержать фамилию, имя, отечество студента, номер группы, номер варианта. Содержание работы выполняется в рукописном варианте пастой черного цвета или в печатном варианте.

Задания включают 15 вариантов контрольной работы по 20 заданий. Вариант определяется порядковым номером в журнале группы (16-ый студент по списку выполняет снова вариант № 1, 17-ый – вариант № 2, 18-й – вариант № 3 и т.д.). С каждого из 20 заданий студент выполняет номер, соответствующий его варианту. Например, Вариант 1 включает в себя задания 1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 5.1, 6.1, 7.1, 8.1, 9.1, 10.1, 11.1, 12.1, 13.1, 14.1, 15.1, 16.1, 17.1, 18.1, 19.1, 20.1.

Перед выполнением каждого задания должно быть указано условие, а затем уже решение. Образцы выполнения заданий представлены в пособии в каждом задании.

Работа завершается списком использованных источников. Обращаем Ваше внимание на то, что список используемых источников должен быть оформлен в строгом соответствии СТО 02069024. 101-2014 «Работы студенческие. Общие требования и правила оформления» и включать в себя не менее не менее 5 наименований.Работа пишется на отдельных листах формата А4, шрифт написания – 14, междустрочный интервал одинарный. Страницы нумеруются в нижнем правом углу.

В случаях затруднений, неясностей в понимании отдельных вопросов курса студентам следует обращаться к преподавателям кафедры юриспруденции в дни консультаций.

2Контрольные задания

 

Задание № 1

Дать логическую характеристику понятиям:

Образец:

Бригада морской пехоты – понятие общее, нерегистрирующее, собирательное, конкретное, положительное, безотносительное.

 

1) Молодежный фольклорный ансамбль;

2) Южный полюс;

3) Небрежность;

4) Газета «Труд»;

5) Самая большая река в мире;

6) Русский алфавит;

7) Антиквар;

8) Преступление против общественной безопасности;

9) Темперамент Андреева;

10) Министерство юстиции;

11) Содружество;

12) Участник Сталинградской битвы;

13) Незаконное предпринимательство;

14) Первый космонавт;

15) Мужество космонавта Леонова.

 

Задание № 2

Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

Образец:

Президент, Президент Франции, глава государства.

А – президент;

В – Президент Франции;

С – глава государства.

Данные понятия находятся в отношении подчинения:

С
А
В

 


1) Уважение к старшему, неуважение к старшему.

2) Субъект РФ. Республика Карелия. Оренбургская область.

3) Преступление, взятка, грабеж.

4) Героизм, трусость.

5) Спутник планеты, естественный спутник Юпитер, Луна.

6) Верующий. Православный. Католик. Европеец.

7) Судебный исполнитель. Шахматист.

8) Автор романа «Война и мир». Писатель. Русский писатель.

9) Государство. Унитарное государство. Россия.

10) Участник Великой отечественной войны. Полковник. Генерал.

11) Отец, сын.

12) Гражданское право, трудовое право, право.

13) Глава государства, президент, монарх.

14) Оправдательный приговор, обвинительный приговор.

15) Договор, сделка, соглашение.

 

Задание № 3

Дать характеристику (указать вид, правильность) следующих определений, в неправильных указать какое правило нарушено:

Образец:

Грабеж – преступление против собственности.

Определение реальное.

Нарушено правило соразмерности, слишком широкое определение.

1) Государство – это политическая организация.

2) Наружное ухо – это ушная раковина.

3) Планета – это космическое тело, не имеющее собственного излучения.

4) Историк – это человек, изучающий историю.

5) Мировоззрение писателя – система его взглядов на окружающий мир.

6) Виктор Гюгю – французский писатель, написавший роман «Собор Парижской Богоматери».

7) Архаизмы – это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми.

8) Рука – это орган и продукт труда.

9) Ботаника – наука, изучающая растения.

10) Кость – это орган, обладающий сложным строением.

11) Печень – это крупный орган массой около 1,5 кг.

12) Железные дороги есть средства сообщения людей между собой.

13) Олигоцен – третья эпоха палеогена.

14) Футуризмом называют одно из декаданских художественных течений ХХ века.

15) Театр – это здание, не служащее для жилья

 

Задание 4

Проверьте правильность деления понятий, в неправильном укажите какое правило нарушено

Образец:

К видам муниципальных образований относятся городские, сельские поселения, муниципальные районы

Деление неправильное, так как нарушено правило соразмерности деления. Ошибка неполного деления, так как видами муниципальных образований являются городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

1) Сложные суждения делятся на соединительные, разделительные, условные и эквивалентные

2) Изобразительное искусство делится на живопись, графику и скульптуру

3) К ценным бумагам относятся акции и чеки

4) Преступления делятся на умышленные, неосторожные и против личности

5) Созвучия бывают гармоничными и дисгармоничными

6) Политические партии делятся на правящие и оппозиционные

7) Сделки бывают односторонними, многосторонними и завещанием

8) Приговоры бывают обвинительными, оправдательными и несправедливыми

9) Социальные революции бывают мирные и немирные

10) Учеба может быть добросовестной, недобросовестной и целеустремленной

11) В магазине продаются молочные и продовольственные товары.

12) По стадии рассмотрения дел в судах различают суды первой, кассационной и надзорной инстанции

13) Свидетели бывают знакомыми, незнакомыми и родственниками.

14) Люди делятся на тех, кто дает взаймы и тех, кто берет взаймы

15) Преступники бывают рецидивистами, впервые судимые и судимые за тяжкие преступления

 

Задание 5

Обобщите понятие.

Образец:

Журнал – периодическое издание.

 

1) Выдающийся современный художник.

2) Дезертирство.

3) Прокуратура.

4) Повесть.

5) Антарктида.

6) Верховный суд автономной республики.

7) Электрон.

8) Министр.

9) Нотариус.

10) Трудовой кодекс РФ.

11) Музей.

12) Общественное порицание.

13) Избиратель.

14) Ректор.

15) Мафия.

 

Задание 6

Ограничить понятия.

Образец:

Периодическое издание – газета.

 

1) Пьеса русского писателя.

2) Преступление.

3) Революция.

4) Закон.

5) Наказание.

6) Форма мышления.

7) Культура.

8) Похищение.

9) Политическая партия.

10) Свидетель.

11) Созвездие.

12) Политика.

13) Амнистия.

14) Патриотизм.

15) Реформа.

 

Задание 7

Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределённость субъекта и предиката:

Образец:

Некоторые выпускники БГТИ (S – субъект) работают в адвокатуре (Р – предикат).

Суждение частноутвердительное (I).

Sнераспределен, Р не распределен.

S-
Р-

 


1) Лицо, виновное в совершении преступления, подлежит уголовной ответственности

2) Государственное право – юридическая наука.

3) Человек не живет два века.

4) Некоторые общественно опасные деяния являются преступлениями против собственности.

5) Хулиганство – умышленное действие, грубо нарушающее общественный порядок и выражающее явное неуважение к обществу.

6) Исковой давностью признается срок по защите права по иску лица, право которого нарушено (ГК, ст. 195).

7) Студенты БГТИ (филиала) ОГУ изучают правовые науки.

8) Большинство подростков отличаются активным поведением.

9) Любви все возрасты покорны.

10) Некоторые врачи работают хирургами.

11) Чарлз Дарвин – создатель научной теории эволюции.

12) Некоторые преступления являются особо тяжкими.

13) Некоторые спортсмены являются Олимпийскими чемпионами.

14) Среди преступников есть особо опасные рецидивисты.

15) Некоторые небесные тела – это звезды.

 

Задание 8

Определите вид сложных суждений, укажите логическую связку. Запишите суждения в явной логической форме:

Образец:

Курить – здоровью вредить.

В явной логической форме: Если курить, то здоровью вредить.

Суждение условное (импликативное).

Схема: р q.

 

7.1 «Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, полная счастья, с горы ледяной» (Некрасов Н.А.).

7.2 «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было» (Толстой Л.Н.).

7.3 Днем я или пойду в библиотеку, или буду дома готовиться к занятиям.

7.4 Если пойдет дождь, то экскурсия в музей не состоится.

7.5 Коль скоро приближается буря, медузы приплывут к берегу моря.

7.6 В случае когда наступает инфляция, имеет место снижение жизненного уровня трудящихся.

7.7 Посевная пройдет успешно, если и только если, вовремя будут отремонтированы сельскохозяйственные машины.

7.8 «В коллективе возникает хороший психологический климат тогда и только тогда, когда будут однозначно определены задачи, ответственность и компетенция каждого сотрудника» (Р.Шмидт).

7.9 Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит (Тютчев Ф.И.).

7.10 Если эта фигура – ромб, то ее диагонали перпендикулярны, а стороны равны.

7.11 Для сохранения мира на Земле необходимо увеличить усилия всех государств в борьбе за мир.

7.12. «Истон понимал, что сейчас нельзя отказываться от помощи, если он не хочет сесть в лужу» (Д.-Х.Чейз).

7.13 «Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и легкий шорох пробегал по всему саду» (А.С.Пушкин).

7.14 «Если вы твердо уверены, что ваши аргументы убедительнее, но ваш коллега, стоящий на той же ступеньке служебной лестнице, не хочет этого замечать, то избегайте призывать не помощь вашего начальника» (Р.Шмидт).

7.15 Дед Мазай спас не только зайцев с островка, но и с десяток зайчишек, плывущих в половодье на суковатом бревне.

 

Задание 9

Постройте логический квадрат, установите истинность и ложность полученных суждений (условия истинности исходных суждений указаны в скобках):

Образец:

Совершеннолетние имеют право голоса (общеутвердительное, истинное).

Противоположное суждение – Совершеннолетние не имеют право голоса (общеотрицательное, ложное).

Противоречащее суждение – Некоторые совершеннолетние не имеют право голоса (частноотрицательное, ложное).

Подчиненное суждение – Некоторые совершеннолетние имеют право голоса (частноутвердительное, истинное).

 

1) Ни один лентяй не заслуживает похвалы (истинное).

2) Некоторые растения вредны (истинное).

3) Всякий грех заслуживает порицания (истинное).

4) Каждый гражданин имеет право на защиту (истинное).

5) Некоторые преступления относятся к особо тяжким (истинное).

6) Некоторые животные разумны (ложное).

7) Некоторые виды лжи не заслуживают порицания (ложное).

8) Большая часть ирландцев говорит на английском языке (ложное).

9) Многие участники Великой Отечественной Войны награждены боевыми орденами (ложное).

10) Все науки осуществляются благодаря опыту (ложное).

11) Некоторые изменения не имеют никакой причины (ложное).

12) Некоторые рыбы живут в реках (истинное).

13) Среди преступлений есть преступления против личности (истинное).

14) Некоторые обстоятельства признаются смягчающими наказание (истинное).

15) Многие реки России красивы и полноводны (истинное).

 

Задание 10

Сделайте вывод путем превращения (если это возможно), составьте схему вывода:

Образец:

Некоторые приговоры суда не являются обвинительными.

Некоторые приговоры суда являются оправдательными.

Некоторые S не являются Р.

Некоторые S являются не-Р.

1) Некоторые грибы ядовиты.

2) Некоторые ягоды несъедобны.

3) Некоторые горы высокие.

4) Некоторые правонарушители несовершеннолетние.

5) Ни один приговор суда не должен быть обоснованным.

6) Некоторые студенты – отличники.

7) Некоторые науки являются юридическими.

8) Некоторые дети непослушны.

9) Не все государства являются демократическими.

10) Государство существовало всегда.

11) Все сложные предложение состоят из простых предложений.

12) Некоторые удобрения являются азотистыми.

13) Ни один ученик нашего класса не является фехтовальщиком.

14) Некоторые летчики являются космонавтами.

15) Некоторые предприятия рентабельны.

 

Задание 11

Сделайте вывод путем обращения (если это возможно), составьте схему вывода.

Образец:

Некоторые авторы детективных романов – англичане.

Некоторые англичане являются авторами детективных романов.

Некоторые S являются Р.

Некоторые Р являются S.

1) Все студенты юридических вузов изучают логику.

2) Некоторые юристы – адвокаты.

3) Галкин – свидетель разбойного нападения на гражданина Сидорова.

4) Некоторые европейские государства являются унитарными.

5) Всякое правонарушение – противоправное деяние.

6) Некоторые писатели – авторы исторических романов.

7) Некоторые военнослужащие – офицеры ВДВ.

8) Оренбургская область – субъект РФ.

9) Некоторые студенты МГЮА – первокурсники.

10) Некоторые люди флегматики.

11) Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности.

12) Некоторые военнослужащие – связисты.

13) Все дельфины – млекопитающие.

14) Ни одна медуза не является позвоночным животным.

15) Некоторые музыканты являются виолончелистами.

 

Задание 12

Сделайте полный разбор силлогизма: укажите средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки. Сделайте вывод, определите фигуру и модус силлогизма. Определите, являются ли правильными следующие силлогизмы. Если нет, то какие правила силлогизма в них нарушены?

Образец:

Новиков – осужденный, а осужденный имеет право просить и помиловании.

Все осужденные (М – средний термин) имеют право просить о помиловании (Р – крайний больший термин). – Большая посылка.

Новиков (S – крайний меньший термин) – осужденный (М – средний термин). – Меньшая посылка.

Новиков имеет право просить о помиловании. – Заключение.

М Р

S М


S Р

Первая фигура силлогизма.

Модус:

1 посылка – общеутвердительное суждение (А)

2 посылка - общеутвердительное суждение (А)

Заключение - общеутвердительное суждение (А).

Правила терминов соблюдены:

1) в данном силлогизме три термина;

2) средний термин распределен в первой посылке;

3) термин не распределённый в посылке, также и не распределен в заключении

Правила для 1 фигуры также:

1) большая посылка является общей (А);

2) меньшая посылка – утвердительная (А).

Модус полученный в данном силлогизме правильный (1-я фигура: ААА, ЕАЕ, АII, ЕIО.), поэтому заключение с необходимостью следует.

1) Ни один киноактер в нашем доме не проживает. Зотов проживает в нашем доме.

2) Каждый из участников общей долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. Волков – участник общей долевой собственности.

3) Карелия – республика, она является субъектом РФ.

4) Супруги должны материально поддерживать друг друга. Ольга и Петр – супруги.

5) Некоторые композиторы – авторы симфонической музыки. Шувалов не является автором симфонической музыки.

6) Все врачи имеют высшее образование. Некоторые врачи работают в судебно-следственных органах.

7) Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. Михалков не может быть представителем в суде.

8) Некоторые студенты живут в общежитии. Воронин живет в общежитии.

9) Жуков – адвокат, а все адвокаты имеют высшее юридическое образование.

10) Лицо, виновное в лжепредпринимательстве, привлекается к уголовной ответственности. Лихачев виновен в лжепредпринимательстве.

11) Свидетели обязаны давать правдивые показания, а Иванов – свидетель.

12) Тем, кто лыс, расческа не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос.

13) Все студенты юридических вузов изучают логику. Федоров изучает логику.

14) Некоторые студенты учатся на дневном факультете. Новиков учится на дневном факультете.

15) Все комедии Мольера нельзя прочитать за один день. «Скупой» - произведение Мольера.

 

Задание 13

Укажите корректно и некорректно поставленные вопросы. Сформулируйте их предпосылку (базис).

Образец:

Какое уголовное наказание получил Веселкин за свой проступок?

Вопрос поставлен некорректно, так как его предпосылка ложна: за проступок не следует уголовное наказание.

 

1) Когда и куда улетают на зиму подмосковные воробьи?

2) Кто из русских писателей является лауреатом Нобелевской премии?

3) Истинна или ложна природа?

4) Является ли мошенничество преступлением против собственности?

5) Сколько планет и звезд в Солнечной системе?

6) Продолжаешь ли ты нарушать закон?

7) Какой страной и когда был осуществлен первый пилотируемый полет космического корабля?

8) Был ли И.С.Тургенев не только писателем, но и драматургом?

9) Когда было изобретено колесо и какую роль в телеге выполняет пятое колесо?

10) Продолжаешь ли ты носить рога?

11) Где был создан первый вечный двигатель?

12) Сколько будет стоить путешествие на машине времени?

13) Какова площадь Тихого океана?

14) В каком месте Солнечной системы располагается галактика Млечный путь?

15) Быстрее ли звука движется свет?

 

Задание 14

Определите, какой метод научной индукции применяется в следующих рассуждениях. Запишите их в виде схем.

Образец:

При обследовании большой группы пациентов, страдающих гипертонической болезнью (А) при отсутствии у них каких-либо других серьезных заболеваний (В) и при обычной диете (С1) отмечалось высокое давление крови (d1). Им была назначена диета с пониженным содержанием соли (С2). Уже через месяц было зарегистрировано пониженное давление крови (d2). Но как только содержание соли в диете увеличивали (С3), эффект значительно ослабевал (d3). Это свидетельствует о том, что одним из методов лечения гипертонии (d) может служить ограничение потребления соли (С).

Метод сопутствующих изменений:

ABC1 - (обычная диета) вызывает d1.

ABC2 - (диета с пониженным содержанием соли) вызывает d2.

ABC3 - (увеличение содержания соли) вызывает d3.

По-видимому, С является причиной d/

 

1) Там, где плотность населения незначительна, при прочих равых условиях развитие производительных сил происходит медленнее. Более высокая плотность населения при прочих равных условиях служит одной из важных предпосылок быстрого развития производства. Значит, от плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замедление темпов развития производства.

2) Исследуя происхождение цветов радуги, английский мыслитель Роджер Бэкон установил, что цвета радуги появляются при пропускании света сквозь шестигранные кристаллы. Расширив область своих наблюдений, он открыл, что то же явление имеет место и при прохождении света через другие прозрачные среды; он нашел его в каплях росы, в пыли водопада, в брызгах от ударов веслами по воде. Бэкон установил, что причиной появления цветов радуги является прохождение света через прозрачные среды сферической или призматической формы.

3) «Возьмем... известный опыт с монетой и пером... Явление, подлежащее исследованию, - это замедление падения птичьего пера. Когда оба предмета бросят одновременно под колоколом воздушного насоса, из которого воздух не выкачан, то перо падает позднее монеты. Это случай, где данное явление (т. е. более медленное падение пера) существует. Затем воздух выкачивают насосом из-под колокола; тогда оба предмета, если их бросить в один и тот же момент, падают на подставку совершенно одновременно. Это случай, в котором исследуемое нами явление не происходит».

4) «...всякий раз, как я употребляю известный род пищи, я всегда страдаю какой-нибудь определенной болезнью, между тем как если я отказываюсь от этой пищи, то перестаю и болеть».

5) Исследуя условные рефлексы, академик И.П. Павлов установил следующее: если удалить затылочную долю мозга собаки, зрительный рефлекс исчезает. Новые эксперименты дали те же результаты - собаки практически слепли. Ученый сделал вывод, что затылочная доля головного мозга - центр образования зрительного рефлекса.

6) Около ста лет назад впервые было описано заболевание, распространенное среди овец и крупного рогатого скота в определенных местностях Шотландии. Животные теряли аппетит, появлялись слабость и истощение, животные вскоре погибали. Долгое время не знали, как бороться с этой болезнью (сухоткой), пока не обратили внимание на то, что заболевшие животные начинали выздоравливать, как только в пищу им добавляли кору осиновых деревьев, содержащую много кобальта. Было также установлено, что в местностях, где животные болеют сухоткой, трава, вода, корм бедны кобальтом. Сопоставление обоих этих фактов позволило заключить, что причиной заболевания является недостаточное содержание кобальта в пище.

7) Сотрудники ГАИ преследовали угнанную машину. Угонщики заехали в парк и машину бросили. Двое из них были задержаны, ими оказались Саксин и Рябов. Однако в процессе проведения следственного эксперимента было установлено, что ни Саксин, ни Рябов не владеют навыками вождения автомобиля. По-видимому, у Саксина и Рябова был соучастник, владеющий такими навыками.

8) Всякий раз при восхождении на горные вершины альпинисты испытывают одни и те же симптомы: нехватку воздуха для дыхания, одышку, физическую слабость и другие признаки кислородного голодания. Очевидно, причиной нарастания кислородного голодания является разреженность воздуха, увеличивающаяся с подъемом на высоту.

9) При взвешивании вещества определенного химического состава было установлено, что его вес больше веса суммы составляющих его веществ. Это означало, что в состав вещества входит какое-то неизвестное вещество. Им оказался литий.

10) При установлении причин дорожно-транспортных происшествий был сделан вывод о том, что, несмотря на все различия этих происшествий (марка машины, возраст водителя и т. д.), большинство из них происходит в результате превышения скорости или алкогольного опьянения водителя.

11) Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит, воздух является необходимым условием горения.

12) Сравнивая свидетельство о болезни П. и другие медицинские документы, имеющиеся в пенсионном деле, следователь обратил внимание, что, хотя эти документы значились выданными различными учреждениями и в разное время, они выполнены явно одним и тем же почерком. Совпадали общие признаки почерка и особенно выделялись совпадения в написании букв «м», «б», «к», «т» и цифр «7», «8», «9».

13) В пенсионном деле имелись также два заявления, написанные П. Когда следователь сравнил почерк в этих заявлениях с почерком в указанных медицинских документах, то обнаружил полное совпадение как в общих признаках почерка, так и частных при выполнении отмеченных выше букв и цифр. Следователь пришел к выводу, что документы в пенсионном деле подделал сам П.

14) К. А. Тимирязев утверждал, что для образования хлорофилла нужны свет и кислород. «Чтобы доказать это, - писал он, - прорастим в темноте какие-нибудь семена. Известно, что ростки получаются не зеленые, а желтые. Разделим полученные таким образом ростки на две кучки: одни оставим в обыкновенном воздухе, другие заключим в прибор с воздухом, лишенным кислорода, и вынесем все на свет. Первые через какие-нибудь четверть часа позеленеют и вскоре получат обычную зеленую окраску; вторые, сколько бы мы их ни держали на свету, останутся желтыми. Но допустим к ним кислород, и они немедленно позеленеют».

15) В портовом городе ограбили спортивную базу. Следственными органами часть спортивного инвентаря была обнаружена у граждан Р., Н. и Ж. Во время следствия была установлена причастность к ограблению всех троих. Однако следователя волновало одно обстоятельство: в помещение склада преступники могли проникнуть только через узкий проем между решеткой и стеной в подвальном окне склада, но ни Р., ни Н., ни Ж. по своему росту и размерам тела никак этого сделать не могли. Следователь пришел к выводу, что в ограблении принимало участие еще одно лицо. Как было затем установлено, им оказался К.

Задание 15

Используя условную посылку, постройте умозаключение по утверждающему и отрицающему модусу, постойте их схемы. Если посылка выражена не явно выражена, преобразуйте ее в явную логическую форму («если…, то…»).

Образец:

Будет засуха, посевы погибнут.

В явной логической форме: «Если будет засуха, то посевы погибнут».

Построим умозаключение в утверждающем модусе:

Если будет засуха, то посевы погибнут.

В текущем году летом была засуха.

Поэтому посевы погибли.

Схема: pg, p

g

 

Построим умозаключение в отрицающем модусе:

Если будет засуха, то посевы погибнут.

В текущем году летом засухи не было.

Поэтому посевы не погибли.

Схема: pg, p

g

1) Если кто-то совершил кражу, то он совершил преступление;

2) Если вокруг огнестрельной раны имеются следы внедрения пороха, значит, выстрел был близкий.

3) Если суд придет к выводу о подложности документа, он устранит его из числа доказательств;

4) Из-за неблагоприятной погоды вылет задерживается;

5) Трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях.

6) Предметы и ценности, добытые преступным путем, подлежат изъятию;

7) Если человек глуп, он постоянно делает ошибки;

8) Если гражданин не является совершеннолетним, он не может избираться и быть избранным;

9) Человек нарушил моральные принципы, поэтому он не наказывается правовыми средствами;

10) Не наловишь рыбы – не сваришь ухи;

11) Одно и тоже лицо не может быть защитником двух обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого;

12) Кто вино любит, сам себя губит;

13) Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то прим



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: