Глава 19 первого отдела Типикона о порядке пения катавасий на весь год.




БИЛЕТ 17

1. Устав о пении катавасий в период Св. Четыредесятницы.   2. Чинопоследование Литургии оглашенных от чтения апостола до заупокойной ектении.   3. Читается ли два евангелия на Литургии и один апостол?

 

1. Устав о пении катавасий в период Св. Четыредесятницы.

Глава 19 первого отдела Типикона о порядке пения катавасий на весь год.

· На повседневной утрене катавасия бывает по третьей, шестой, восьмой и девятой песни: катавасией служит ирмос третьего канона (то есть ирмос последнего канона).

· После каждой песни канона катавасии поются в те дни, когда совершается служба святому с великим славословием, с полиелеем и т.д.

· В Великий пост иногда ирмос поется только в качестве катавасии

 

В Неделю мытаря и фарисея если нет ни предпразднства, ни попразднства - катавасия "Отверзу уста моя"
если же есть предпразднство или попразднство, то катавасия празднику.

 

В Недели - о блудном сыне, мясопустную и сырную катавасия Триоди
Если в сии Недели случится предпразднство или попразднство, или самый праздник Сретения Господня, или отдание его, то катавасия - "Сушу глубородительную землю"
только в Неделю мясопустную с предпразднством и попразднством - катавасия Триоди.

 

В 1-ю Неделю поста катавасия Триоди.
Во 2-ю, 4-ю и 5-ю Недели поста катавасия "Отверзу уста моя
В 3-ю Неделю - катавасия Триоди.
В Неделю ваий и Страстную седмицу - катавасия Триоди.

2. Чинопоследование Литургии оглашенных от чтения апостола до заупокойной ектении.

 

· В конце пения Трисвятого, когда предстоятель стоит на горнем месте, чтец
получает от него благословение на чтение Апостола.

· Молящиеся призываются в это время к слушанию Апостола, а затем Евангелия особыми
возглашениями. Диакон громко произносит: "Вонмем" (будем внимательны).

· Священник с горнего места, благословляя молящихся, говорит: "Мир всем" (как
необходимое условие для слушания слова Божия).

· Чтец: "И духови твоему" (то есть: "и тебе также мы желаем мира").

· Диакон: "Премудрость" (будем внимательны, ибо следуемое чтение - премудрость).

· Чтец и хор: (попеременно) (Прокимен, например, воскресный первого гласа). "Буди,
Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя".
1. Прокимном (с греч. - предлежащий) называется краткий стих, предшествующий
чтению Священного Писания и взятый обычно из стихов псалма, применительно к
суточному или праздничному богослужению; он указывает на содержание последующего
чтения или на сущность праздника.
2. Прокимен полностью поется дважды, а в третий раз первая половина прокимна
произносится чтецом, а вторая поется хором.
3. Если Устав предписывает пение двух прокимнов, то первый поется дважды, а
второй - один раз.
4. В воскресные дни поется воскресный прокимен рядового гласа. Если на
воскресенье приходится двунадесятый Господний праздник, то поется только
прокимен празднику.
5. Если же с воскресеньем совпадает Богородичный праздник, или праздник святого,
или отдание двунадесятого праздника, то воскресный прокимен поется дважды, а
празднику - один раз.
6. В будние дни поется или один прокимен дню, или прокимны дню и святому, или же
один прокимен празднику (двунадесятому). Причем когда поется прокимен дню и
святому, то в субботу сначала дважды поется прокимен святому, а потом один раз
дню. В остальные дни недели, наоборот, сначала исполняется прокимен дню
(дважды), а потом (один раз) - прокимен святому. (Прокимны содержатся в конце
Служебника и Апостола, а также в Минее, Триоди и Октоихе).
После пения прокимна диакон возглашает: "Премудрость".
Чтец произносит: "К Римлянам Послания святаго апостола Павла чтение", или:
"Соборнаго Послания Иаковля чтение", или: "Деяний святых апостол чтение" и т.д.
(смотря по тому, какое чтение положено).
Диакон: "Вонмем".
Чтец читает Апостол.
Чтение Апостола изображает проповедь апостолов по городам и весям (селениям),
куда они были посланы Спасителем.
Если Апостол читается из Деяний апостолов, то он предваряется словам и: "Во дни
оны…"; если же из посланий апостола Павла к Церквам, то начинается словом:
"Братие…"; если из Пастырских его посланий, то - "Чадо Тимофее…" или "Чадо
Тите…"; если из Соборных посланий, то большей частью - "Возлюбленный…", а иногда - "Братие…".
Во время чтения Апостола и пения аллилуария диакон, взяв кадильницу и получив
благословения на каждение от священника, кадит престол, алтарь, иконостас, а
также священника, затем читающего Апостол, хор и всех молящихся. Для каждения
иконостаса, затем чтеца и молящихся диакон выходит из алтаря царскими вратами.
Это каждение фимиама совершается в знаменование благодати Святого Духа, которая
сходит в сердце молящихся, с благоговением слушающих слово Божие. По
утвердившейся практике каждение совершается во время чтения самого Апостола. Но
правильнее кадить на аллилуарии
, который является своего рода прокимном к
Евангелию. Поэтому и возглашать стихи аллилуария и петь "Аллилуиа" надлежит
громко и торжественно. Как пред чтением Апостола поется прокимен, так пред
чтением Евангелия на литургии поется "Аллилуиа ". "Аллилуиа" есть песнь,
прославляющая Господа и возвещающая о пришествии Его на землю.

Священник во время чтения Апостола сидит с южной стороны горнего места, как
равный Апостолам по благодати учительства.

Священник (по прочтении Апостола): "Мир ти".
Чтец: "И духови твоему".
Диакон: "Премудрость".
Чтец и хор: "Аллилуиа" (трижды).
Чтец громко читает аллилуарий, а хор поет "Аллилуиа" после каждого стиха.
Во время пения аллилуария перед чтением Евангелия священник тайно читает
молитву, прося у Бога для себя и молящихся разумения евангельских слов, страха
блаженных заповедей - "Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко…".
После этой молитвы диакон перед чтением Евангелия подходит к священнику,
приклоняет главу и, указывая орарем на Евангелие (на престоле), говорит ему
тихо
: "Благослови, владыко, благовестителя Святаго апостола и евангелиста (имя
рек евангелиста читаемого Евангелия).
Священник, благословляя его, произносит тихо: "Бог, молитвами святаго, славного,
всехвального апостола и евангелиста (имя рек) да даст тебе глагол
благовествущему силою многою во исполнение Евангелия Возлюбленного Сына Своего,
Господа нашего Иисуса Христа".
С этими словами он передает диакону Евангелие и снова отходит к горнему месту.
Диакон, сказав: "Аминь", поклоняется Евангелию и, принимая его из рук
священника, целует его руку. Затем диакон обносит Евангелие вокруг престола чрез
горнее место (на горнем месте он останавливается и подает его для целования
предстоятелю) и царскими вратами выносит на амвон, где для чтения Евангелия
поставляется аналой. (Однако, при чтении "Благослови, владыко, благовестителя…"
и "Бог молитвами…" в алтаре, правильнее было бы выносить Евангелие на амвон
прямо через царские врата, не обходя престол. Перед диаконом, несущим Евангелие,
идет свещеносец со свечой и ставит ее перед аналоем (или становится с ней у
аналоя), а хор заканчивает аллилуарий. На амвоне диакон кладет Евангелие на
левое плечо, правой рукой полагает на аналой конец ораря, кладет на него
Евангелие и раскрывает его.
1. В воскресные и праздничные дни диакон, приняв от предстоятеля Евангелие и по
обычаю сделав с ним выход на амвон, ставит на аналой (на конец ораря) Евангелие
и, держа его обеими руками, на амвоне возглашает: "Благослови, владыко,
благовестителя…", приклоняя на руки главу и оставаясь в таком положении до
окончания возглашения предстоятеля. Предстоятель с горнего места вслух молящихся
произносит: "Бог, молитвами святаго, славнаго…" и рукой благословляет диакона.
Диакон говорит: "Аминь", полагает Евангелие на аналое и раскрывает его для
чтения.
Если служба совершается соборно, то предстоятель стоит на горнем месте, второй
священник подает Евангелие диакону, который несет Евангелие чрез горнее место,
дав его целовать предстоятелю, и исходит на амвон.
Если служит один священник без диакона, то он читает Евангелие на престоле и по
окончании чтения поставляет Евангелие на горней стороне престола. Возглашения
"Благослови, владыко" и "Бог молитвами…" при этом опускаются.
2. Слова "силою многою…" заканчивают моление о ниспослании силы свыше к
действительному и благоуспешному принятию в сердца молящихся евангельского
благовестия.
3. За чтением Апостола следует чтение на амвоне Евангелия, изображающее
проповедь Самого Господа Иисуса Христа народу. Зажженная свеча знаменует свет
евангельского учения.

4. На литургии в Великую Субботу поется не "Аллилуиа", а (на седьмой глас) стих
81 псалма
(обычно перед Плащаницей): "Воскресни, Боже, суди
земли, яко Ты наследиши во всех языцех". (Во время этого пения священнослужители
переоблачаются в светлые одежды).
Священник, стоя на горнем месте, за престолом, на южном его углу, лицом к
молящимся, произносит: "Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир
всем".
Хор: "И духови твоему".
Диакон: "От Матфея Святаго Евангелия чтения" (или из другого евангелиста, -
смотря по тому, из какого Евангелия положено чтение).
Хор: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе".
Священник: "Вонмем".
1. Если служат два диакона, то диакон, который не читает Евангелие, произносит:
"Премудрость, прости", и "Вонмем".
2. Пред чтением Евангелия священнослужители снимают скуфьи, камилавки и митры и
надевают их лишь после прочтения Евангелия.
Диакон читает Евангелие.
Во время чтения Евангелия священнослужители и народ стоят с приклоненными
главами, в знак глубокого благоговения к слову Божию.
Священник по окончании чтения Евангелия говорит диакону: "Мир ти,
благовествующему".
Хор: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе".
По окончании чтения Евангелия диакон целует его, закрывает; берет его и орарь с
аналоя, подносит Евангелие к царским вратам и передает его священнику, целуя его
руку.
Священник, приняв Евангелие, целует его и ставит на горней стороне престола,
выше антиминса
. Вслед за этим он благословляет свещеносца и закрывает царские
врата.

Сугубая ектения, раскрытие антиминса
и окончание литургии оглашенных

Передав священнику Евангелие, диакон становится на амвоне и произносит сугубую
ектению. Если священник служит один, то ектению читает он сам.
Диакон: "Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем".
Хор: "Господи, помилуй".
Диакон: "Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй".
Хор: "Господи, помилуй".
Диакон: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и
помилуй".
Хор: "Господи, помилуй" (трижды).
Диакон: "Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе
Алексие, и о Господине нашем Преосвященнейшем (имя рек правящего епископа), и
всей во Христе братии нашей".
Хор: "Господи, помилуй".
Во время прошения о властях церковных священник читает молитву, в которой просит
Бога, чтобы Он принял моление, к которому призывает ектения, и ниспослал людям
щедроты Свои: "Господи, Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих раб…".
Затем священник развертывает илитон и антиминс с трех сторон; неразвернутой
остается только верхняя сторона антиминса.
Диакон: "Еще молимся о Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея, да
тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте".
Хор: "Господи, помилуй" (трижды).
Диакон: "Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех и всем во
Христе братстве нашем".
Хор: "Господи, помилуй" (трижды).
Диакон: "Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех
православных и создателех святаго храма сего (в монастыре: и создателех святыя
обители сея), и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду,
православных".
Хор: "Господи, помилуй" (трижды).
Диакон: "Еще молимся о плодоносящих и доброделащих во святем и всечестнем храме
сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и
богатыя милости".
Хор: "Господи, помилуй" (трижды).
Священник: "Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу,
и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков".
Хор: "Аминь".
По церковной практике к сугубой ектении добавляются (обычно после прошения о
преждепочивших) особые прошения, например, поминовение о здравии (по просьбам
прихожан): "О милости, мире, жизни, здравии, спасении рабов Божиих (имя рек) и
всех зде предстоящих и молящихся и о еже умножити лета живота их" и др. Бывает
также чтение молитв после сугубой ектении. Тогда диакон произносит: "Господу
помолимся", хор: "Господи, помилуй", и читается священником молитва, например, о
болящем.

3. Читается ли два евангелия на Литургии и один апостол?

Да. В праздник Благовещения, если он придется в понедельник, вторник, среду на Страстной седмице.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: