Любую программу составлять нужно так, чтобы ее исполнение имитировало диалог между компьютером и пользователем в понятной для человека форме.




Тема урока: Логические операции. Программирование диалога с компьютером.

Цели:
Объяснить что такое логические операции, сложные логические выражения;

Научить решать задачи с сложными условиями.

Развивающи е: развитие логического мышления у учащихся и познавательного интереса к предмету.
Воспитательные: формирование устойчивого внимания у учащихся.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, презентация с логическими величинами и операциями.

Ход занятия

1) Организационный момент

2) Проверка домашнего задания

3) Объяснение нового материала

4) Проверка изученного

5) Итог урока

1)Организационный момент:

-Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Виктор Викторович. Дежурный, кого нет в классе.

Сейчас проверим домашнее задание.

Первый вопрос: Что такое команда ветвления? (Команда ветвления - разделяет алгоритм на два пути в зависимости от некоторого условия; затем исполнение алгоритма выходит на общее продолжение.)

2) Каким бывает ветвление? (полное и не полное)

3) как записывается полное и не полное ветвление?

Полное ветвление неполное ветвление

если < условие > если <условие>
то < Cерия 1 > то <серия 1>
иначе < Cерия2 > все.

 

4) КАКИЕ АЛГОРИТМЫНАЗЫВАЮТСЯ РАЗВИТВЛЯЮЩИМИСЯ? (Алгоритмы, в которых последовательность шагов зависит от выполнения некоторых условий, называются разветвляющимися)

Объяснение нового материала

Задача. Фирма набирает сотрудников от 25 до 40 лет включительно. Ввести возраст человека и определить, подходит ли он фирме (вывести ответ "подходит" или "не подходит").

Особенность: надо проверить, выполняются ли два условия одновременно.

program qq;

var x: integer;

Begin

writeln('Введите возраст'); read (x);

if (x >= 25) and (x <= 40) then

Writeln ('Подходит')

Else writeln ('Не подходит')

End.

Сложные условие – это условие, состоящее из нескольких простых условий (отношений), связанных с помощью логических операций:

 

 

not – НЕ (отрицание, инверсия)

and – И (логическое умножение, конъюнкция,
одновременное выполнение условий)

or – ИЛИ (логическое сложение, дизъюнкция,
выполнение хотя бы одного из условий)

xor – исключающее ИЛИ (выполнение только
одного из двух условий, но не обоих)

Особенность – каждое из простых условий обязательно заключать в скобки.

Пример:

 

Истинно или ложно при a: = 2; b:= 3; c:= 4;

not (a > b)

(a < b) and (b < c)

not (a >= b) or (c = d)

(a < c) or (b < c) and (b < a)

(a < b) xor not (b > c)

Для каких значений x истинны условия:

(x < 6) and (x < 10) - (-¥, 6) (x < 6)

(x < 6) and (x > 10) - Æ

(x > 6) and (x < 10) - (6, 10)

(x > 6) and (x > 10) - (10, ¥),x > 10

(x < 6) or (x < 10) - (-¥, 10), x < 10

(x < 6) or (x > 10) - (-¥, 6) È (10,¥)

(x > 6) or (x < 10) - (-¥, ¥)

(x > 6) or (x > 10) - (6, ¥), x > 6

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДИАЛОГА С КОМПЬЮТЕРОМ

Любую программу составлять нужно так, чтобы ее исполнение имитировало диалог между компьютером и пользователем в понятной для человека форме.

Прежде чем начать составление программы, нужно продумать сценарий такого диалога.

Например, составим сценарий работы программы, вычисляющей сумму двух целых чисел. На экране компьютера последовательно должны появляться следующие строки (для примера предположим, что будем вводить числа 237 и 658):

Введите первое слагаемое: А = 237
Введите второе слагаемое: В = 658
А + В = 895
Пока!

Здесь курсивом записаны символы, которые выводит компьютер по программе, а прямым жирным шрифтом — символы, вводимые пользователем.

Любой вывод на экран происходит по оператору вывода, записанному в программе.

Следовательно, с помощью оператора вывода на экран выносятся не только результаты решения задачи, но и все элементы диалога со стороны компьютера.

Вот программа, которая реализует наш сценарий:

В этой программе используется возможность включать в список вывода символьные строки, заключенные в апострофы, и арифметические выражения. Выражение А+B сначала вычисляется, а потом полученное число выводится на экран. Конечно, для вычисления суммы можно было написать отдельный оператор присваивания, но можно и так, как в этом примере.

Еще обратите внимание на оператор writeln без списка вывода. Он обеспечивает пропуск строки на экране.

Задание

1)Ввести номер месяца и вывести название времени года. Пример:

Введите номер месяца:

весна

2) Ввести возраст человека (от 1 до 80 лет) и вывести его вместе с последующим словом "год", "года" или "лет".

Пример:

Введите возраст: Введите возраст:

24 57

Вам 24 года Вам 57 лет

3) Составьте программу, по которой будет реализован следующий сценарий: компьютер запрашивает номер дня недели, после ввода компьютер сообщает название этого дня.

Пример.

Введите номер дня недели:

Это пятница.

4) Итог урока:

Урок окончен, можете быть свободны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: