Сложные логические выражения




Тема: Программирование ветвлений

Цели урока:

- продолжить изучение основных алгоритмических конструкций, познакомить учащихся с алгоритмами с полным и неполным ветвлениями, блок-схемой ветвящихся алгоритмов;

- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютерный класс, компьютерная презентация.

 

Ход занятия

 

1- организационный момент -2мин

2- проверка домашнего задания-5 мин

3- объяснение нового материала-25 мин

4- закрепление изученного, решение задач 10 мин

5- итог урока 3 мин

 

 

Организационный момент

-Меня зовут Виктор Викторович. Дежурный, кого нет в классе. Сегодня мы продолжим изучать программу Паскаль, будем знакомиться с ветвлениями.

 

2) Проверка домашнего задания:

 

3) Объяснение нового материала:

Оператор ветвления на Паскале

В языке Паскаль имеется оператор ветвления. Другое его название — условный оператор, Формат полного операто­ра ветвления следующий:

Программирование полного и неполного ветвления

 

Сравните запись алгоритма БИД1 из предыдущего параграфа с соответствующей программой.

 

 

Примеры полного и неполного ветвления:

 

Неполное ветвление

если на улице идет дождь

то взять зонт

все

Полное ветвление

достать кошелек

пересчитать деньги

если денег больше 200 рублей

то вызвать такси

иначе ехать на автобусе

все

 

Очень похоже на перевод с русского языка на английский. Обратите внимание на следующее отличие: в программе нет специального служебного слова, обозначающего конец ветв­ления. Здесь признаком конца оператора ветвления являет­ся точка с запятой, (Разумеется, оставлять в программе пус­тую строку совсем не обязательно. Здесь это сделано только ради наглядности.)

Простой формой логического выражения является опера­ция отношения. Как и в АЯ в Паскале допускаются все виды отношений (ниже указаны их знаки):

< (меньше); <= (больше или равно);

> (больше); = (равно);

<= (меньше или равно); <> (не равно),

А теперь запрограммируем на Паскале алгоритм БИД2, в котором использовано неполное ветвление.

 

 

Опять все очень похоже. Ветвь е1зе в операторе ветвле­ния может отсутствовать.

Программирование вложенных ветвлений

Запишем на Паскале программу определения большего из трех чисел, блок-схема которой показана на рис. 6.6. Струк­тура этого алгоритма — вложенные ветвления. Алгоритм на АЯ (БИТ2) приведен в предыдущем параграфе: блок схема БИТ с вложенными ветвлениями

 

 

Обратите внимание на то, что перед еlsе точка с запятой не ставится. Вся ветвящаяся часть структуры алгоритма за­канчивается на точке с запятой после оператора D: =С.

Составим программу упорядочения значений двух пере­менных.

 

 

 

Этот пример иллюстрирует следующее правило Паскаля: если на какой-то из ветвей оператора ветвления находится несколько последовательных операторов, то их нужно запи­сывать между служебными словами begin и еnd. Конструк­ция такого вида:

begin <последовательность операторов> еnd

называется составным оператором. Следовательно, в описанной выше общей форме ветвления <оператор1> и <опертор2> Могут быть простыми (один) и составными операторами.

Логические операции

Наконец, составим еще один, третий вариант программы определения большего числа из трех.

 

 

Нетрудно понять смысл этой программы. Здесь использо­ваны три последовательных неполных ветвления. А условия ветвлений представляют собой сложные логические выра­жения, включающие логическую операцию аnd (И). С логи­ческими операциями вы встречались, работая с базами дан­ных и с электронными таблицами.

Напомним, что операция аnd называется логическим ум­ножением или конъюнкцией. Ее результат — «истина», если значения обоих операндов — «истина». Очевидно, что если A >= В и А >= С, то А имеет наибольшее значение и т. д. В Пас­кале присутствуют все три основные логические операции:

Аnd — И (конъюнкция),

Ог — ИЛИ (дизъюнкция),

Поt — НЕ (отрицание).

Сложные логические выражения

 

Обратите внимание на то, что отношения, связываемые логическими операциями, заключаются в скобки. Так надо делать всегда! Например, требуется определить, есть ли сре­ди чисел А, В, С хотя бы одно отрицательное. Эту задачу ре­шает следующий оператор ветвления:

 

if {А<0)оr {В<0)оr (С<0)

then writе ('УЕЗ ') alse write ('N0 ' ];

 

Выражение, истинное для отрицательного числа, может быть записано еще и так:

Not (А>=0)

4) Решение задач:

1) Составьте блок-схему алгоритма перехода дороги, в зависимости от сигнала светофора.

 

2) Даны два отличных от друг друга числа, вывести на экран монитора наибольшее из них чисел.

 

3) Даны 2 прямоугольника с разной площадью. Вывести на экран монитора площадь наименьшего.

 

5) Итог урока:

- выставление оценок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: