Компетентен ли Международный Суд ООН в разрешении международных конфликтов?




Основой функционирования и главной миссией ООН неизменно является принцип поддержания мира, безопасности и сотрудничества государств, а Международного суда ООН - разрешение споров и противоречий между государствами и нациями.[1] Исполняет ли свою миссию суд ООН в разрешении международных споров? Признание судом собственной некомпетенции в некоторых спорах заставляет задуматься над этим вопросом.

12 августа 2008 года Грузия обратилась в Международный суд ООН в Гааге. Поводом для направления иска в суд стало военное вторжение Российских войск. Также в своем иске Грузия обозначила, что «с 1990 года Россия непосредственно, а также при поддержке руководства Абхазии и Южной Осетии осуществляет дискриминацию грузинского населения, что является нарушением Международной конвенции 1965 года о ликвидации всех форм расовой дискриминации».[2]

Однако при направлении иска в суд Грузия не предприняла мер по прекращению военных действий, что противоречит 22 статье международной конвенции, в которой сказано о незамедлительном урегулировании конфликта перед обращением в судебную инстанцию.

Ответ Российской Федерации не заставил себя долго ждать. Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий прокомментировал ситуацию: «Этот вопрос требует не судебного разбирательства, а изучения в Совете Безопасности ООН».[3]

На момент формирования официальных представителей сторон в Международном суде, интересы грузинской стороны в споре отстаивал известный американский юрист-международник Пол Рейчлер, в то время как российская сторона была представлена официальными лицами МИДа.[4]

Важно заметить, что решение Международного суда ООН не подлежит обжалованию ни в одной другой судебной инстанции, однако, Россия могла подать встречный иск в отношении Грузии или же направить новый в европейский суд по делу о геноциде в Южной Осетии, чего делать не стала.[5]

После длительного судебного разбирательства, а именно 3 года Международный Суд ООН занимался рассмотрением спора, 1 апреля 2011 года постановил: «…рассмотрение заявления Грузии против России о нарушении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации не входит в его компетенцию».[6] К такому решению Суд пришел в ходе слушаний о юрисдикции его компетентности в рассмотрении данного дела.

"Суд десятью голосами против шести постановил, что он не обладает компетенцией для рассмотрения иска (Грузии)". [7]

Однако Международный суд ООН удовлетворил возражения Российской стороны о нарушении Грузией 22 статьи международной конвенции о принятии мер по урегулированию конфликта перед обращением в судебную инстанцию и предписал лишь временные меры, обозначенные в этой же конвенции.

Вскоре, после завершения разбирательства по иску Грузии против России, в сторону последней был направлен иск, который также касался нарушения международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации. В 2017 году истцом в этом деле выступала уже Украина, где обозначила, что Россией в республике Крым производятся ущемления крымско-татарского сообщества и отсутствие обеспечения доступности образования на украинском языке.

Закономерность наблюдается не только в предпочтении Международного суда ООН иным инстанциям, нарушенном документе и ответчике, закономерным становится и вынесение вердикта суда, который вновь предписал лишь исполнение временных мер. Изменилась лишь рекомендация суда по не совершению действий, осложняющих рассматриваемое дело.

Возвращаясь к вопросу о компетентности международных судебных органов в разрешении споров, в случае с Грузией Международный суд ООН признал свою некомпетентность, а в случае с Украиной подтвердил лишь ранее оговоренные временные меры, также оставив государства без определенного судебного решения. Вследствие этого можно заключить, что не все межгосударственные споры могут быть разрешены международными судами и международным сообществом в целом.

Молостова Анна, Куртаметова Диана, Усенко Марина.

Группа 151.

Список источников:

1. Организация Объединенных наций. [Электронный ресурс]: URL.: https://www.un.org/ru/sections/about-un/overview/index.html (дата обращения: 06.04.2018)

2. Суд ООН признал, что не может рассматривать иск Грузии к России. [Электронный ресурс]: сайт «РИА-НОВОСТИ». URL.: https://ria.ru/politics/20110401/360004089.html (дата обращения: 06.04.2018)

3. Суд после драки. [Электронный ресурс]: сайт «Газета.ru». URL.: https://www.gazeta.ru/politics/2008/09/08_a_2833851.shtml?updated. (дата обращения: 06.04.2018)

4. International court of justice. Press room. [Электронный ресурс]: URL.: https://www.icj-cij.org/en/press-room (дата обращения: 06.04.2018)

 


[1] Организация Объединенных наций. [Электронный ресурс]: URL.: https://www.un.org/ru/sections/about-un/overview/index.html (дата обращения: 06.04.2018)

[2] Суд ООН признал, что не может рассматривать иск Грузии к России. [Электронный ресурс]: сайт «РИА-НОВОСТИ». URL.: https://ria.ru/politics/20110401/360004089.html (дата обращения: 06.04.2018)

[3] Суд после драки. [Электронный ресурс]: сайт «Газета.ru». URL.: https://www.gazeta.ru/politics/2008/09/08_a_2833851.shtml?updated. (дата обращения: 06.04.2018)

[4] Там же.

[5] Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс]: URL: https://www.un.org/ru/icj/contentiousprocedure.shtml#twentyfour (дата обращения: 06.04.2018)

[6] International court of justice. Press room. [Электронный ресурс]: URL.: https://www.icj-cij.org/en/press-room (дата обращения: 06.04.2018)

[7] Суд ООН признал, что не может рассматривать иск Грузии к России. [Электронный ресурс]: сайт «РИА-НОВОСТИ». URL.: https://ria.ru/politics/20110401/360004089.html (дата обращения: 06.04.2018)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: