Глава 1 Понятие, значение обращений граждан




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСРУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра источниковедения

 

Реферат по теме

«Понятие, значение обращений граждан и юридических лиц и их классификация»

 

 

Шевченко Владислава Андреевича

Студента 3 курса, специальности «Документоведение (по направлениям)»

 

 

Преподаватель:

Старший преподаватель кафедры источниковедения

Шевченко Татьяна Анатольевна

 

Минск, 2019

Введение

На современном этапе развития белорусского права создана и функционирует система юридических гарантий защиты и реализации прав и свобод граждан. Наиболее эффективным средством защиты прав граждан в данной системе считается защита в судебном порядке, то есть право граждан обращаться в судебные инстанции с требованием защиты своих нарушенных имущественных и неимущественных прав, а также для обжалования вынесенных в отношении него решений или совершенных действий.

В то же время, обращение в судебные органы является не единственной гарантией защиты своих прав гражданами.

В качестве одной из гарантий реализации и защиты прав и свобод граждан, участия их в решении государственных дел Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция) называет институт права граждан на обращение в государственные органы. Согласно статье 40 Конституции каждый гражданин имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

Еще советские ученые подчеркивали, что «ни наука, ни техника, какими бы высокими темпами они не развивались и какими бы достижениями не удивляли, не характеризуют прогрессивного социального строя в такой степени, как реальное положение человека в нем». Основываясь на данном тезисе, следует отметить, что обращения граждан (как в судебные, так и не судебные органы) являются «той правовой категорией, которая характеризует реальное юридическое закрепление гарантий прав граждан, содержащихся в Конституции», а также свидетельствует о степени эффективности их использования.

Глава 1 Понятие, значение обращений граждан

Термин «обращение» употребляется во многих нормативных правовых актах Республики Беларусь: Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК), Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК), Трудовой кодекс Республики Беларусь, Налоговый кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях), Закон Республики Беларусь от 28.10.2008 г. «Об основах административных процедур» (далее – Закон об административных процедурах) и т.д. В первую очередь, это связано с многозначностью слова «обращение». Во вторую очередь, это связано с разным порядком защиты прав, предусмотренных законодательством.

Так Морозов Н.В. полагает, что категория «обращения граждан» используется в двух значениях. «В материальном смысле, это фактически восстановление нарушенного права, свободы, или законных интересов или содействие в их реализации, а может быть и в предотвращении угрозы нарушения. Формы выражения здесь могут быть жалобы, заявления, предложения, ходатайства, выражаемые как в устном, так и в письменном виде. В процессуальном смысле, это деятельность судебных органов по восстановлению нарушенного права или оспариваемого права или законных интересов. Отличительной особенностью здесь является иск, подаваемый лицом в судебные органы, которые выступают гарантом нарушенного права, когда имеются препятствия в осуществлении данного права гражданина и реализуется в установленных процессуальным законодательством формах».

Таким образом, можно выделить два основных направления гарантии защиты прав: защита прав граждан в судебном порядке и несудебном порядке. Однако предметом настоящего исследования являются лишь обращения граждан и юридических лиц в государственные органы и другие организации в административном (не судебном) порядке, обращение как одна из частей универсального механизма защиты и реализации прав граждан. Хотя не исключена возможность подачи обращений в указанном смысле и в суд, и в органы прокуратуры.

Таким образом, для целей настоящего исследования «обращение граждан и юридических лиц» следует понимать в узком смысле, то есть лишь в рамках отношений граждан и юридических лиц с органами исполнительной власти, местными органами, другими организациями и индивидуальными предпринимателями, а не судебными органами, поскольку обращения в суд являются предметом отдельного исследования в рамках процессуальной правовой науки.

Термин «обращение» носит обобщающий, собирательный характер. Обращения содержат различную информацию, не совпадают по общественной и юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Собирательный характер термина «обращение» воспринял и белорусский законодатель.

Обращение является ключевым понятием Закона об обращениях. В статье 1 данного закона обращение определяется как индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме.

В данном случае законодатель использует логическую операцию «деление», то есть дает фактически не определение, а перечисляет составляющие понятия, раскрывая этим его объем.

В то же время в литературе можно встретить традиционное определение, характеризующее родовую принадлежность и признаки обращения. Так, по мнению С.А. Широбокова, «обращение – это волеизъявление индивида, выражающееся в конкретных действиях, имеющих письменную или устную форму, соответствующую правилам, закрепленным в нормативно-правовых актах, направляемое в органы государства или органы местного самоуправления, в видах, необходимых для того, чтобы реализовать, предоставить, защитить или восстановить права и свободы».

Данное определение имеет как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, оно раскрывает сущность обращения, как действия с конкретными признаками, а не просто представляет собой перечисление собственных видов. С другой стороны, в определении указывается на принадлежность действия только индивиду, то есть физическому лицу, и, при этом упускается, что обращение также может исходить от юридического лица.

Рассматривая вопрос об обоснованности выбранного законодателем собирательного подхода к определению понятия обращения, необходимо проанализировать практическую необходимость такого выбора.

Заявление – ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением, а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц), индивидуальных предпринимателей (далее – организации, если не оговорено иное). Предложение – рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества. Жалоба – требование о восстановлении 11 прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Заявление, может преследовать одну из двух целей: позитивную или негативную. «Позитивной целью является просьба оказать содействие заявителю или иным лицам в реализации каких-либо конституционных прав или свобод. К негативной цели относится сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Негативной цель поименована достаточно условно, так как в конечном итоге преследуется всетаки цель оптимизации, улучшения законодательства, работы государственных органов и органов местного самоуправления и должностных лиц».

Среди множества заявлений можно выделить отдельный подвид – запрос. Данные обращения содержат просьбу о разъяснении законодательства.

 

 

Список литературы

 

1) Ануфриев, Е.А. Социальная роль и активность личности / Е.А. Ануфриев – Москва: Издательство МГУ, 1971. – С. 3;

2) Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.;

3) Минько, Н.С. Проблемы работы с обращениями граждан и юридических лиц в системе исполнительной власти // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.;

4) Морозов, Н.В. Содержание института обращения граждан РФ и его место в конституционно-правовой доктрине / Н.В. Морозов// Право и политика. – 2012. – №6. – С. 1040 – 1044.;

5) Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2011 г., № 300-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.;

6) Смушкин, А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: 2-е издание // А.Б. Смушкин / ИБ КонсультантПлюс [Электронный ресурс] / 2014. – Режим доступа: https://www.consultant.ru – Дата доступа: 29.04.2014.

7) Широбоков, С.А. Конституционное право человека и гражданина на обращение: автореф. дис.... к.ю.н. / С.А. Широбоков; Уральский юр. ин-т МВД России. – Екатеринбург, 1999. – С. 8.;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: