Объём предложения (QS) – максимальное количество товара, которое предлагает продавец на рынке в единицу времени при данных условиях.
Факторы, влияющие на объём предложения:
1) цены данного и других товаров (P, Pa, Pb, …);
2) характер применяемой технологии (К),
3) налоги и дотации (С);
4) природно-климатические условия (Z);
5) количество товаропроизводителей.
Зависимость объёма предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения, которая имеет следующий вид: QS = f (P, Pa, Pb, …, K, C, Z). Если все факторы остаются неизменными, за исключением одного – цены, то получаем функцию предложения от цены: QS = f (p)
Исследуем взаимоотношения количества предложенного товара (QS) и цены (Р) (табл.11.2 и рис. 11.5).
Таблица 11.2
Соотношение цены 1 кг яблок и объёма предложения
Цена (Р) за 1 кг яблок, денежных единиц | Объём предложения (QS) за месяц, тонн |
Р
5 S
10 20 30 40 50 QS
Рис.11.5. Линия предложения на яблоки
Закон предложения – чем выше цена на товар, тем большее количество этого товара предлагается производителями на рынке. Кривая предложения показывает, какую цену нужно заплатить за единицу товара, чтобы данное количество товара было произведено, т.е. предложено на рынок.
Линия предложения может быть прямой (рис.11.5), выпуклой и вогнутой (рис.11.6).
S1
Р
S2
QS
Рис.11.6. Кривые предложения
Комментарии к рис. 11.6. S1 – характеризует предложение большинства товаров, S2 – характеризует предложение отдельного товара.
Следует различать следующие понятия: изменение объёма предложения (рис.11.7) и изменение предложения (рис.11.8).
Р
S
P2
|
P1 A
Q1 Q2 QS
Рис.11. 7. Изменение объёма предложения
Комментарии к рис. 11.7. На предложение влияет только цена, остальные факторы – неизменны. При движении по линии вправо и вверх объём предложения увеличивается с увеличением цены. При движении по линии влево и вниз объём предложения уменьшается при уменьшении цены.
S2
Р S
S1
QS
Рис.11.8. Изменение предложения
Комментарии к рис. 11.8. На предложение кроме цены влияет ещё какой-то фактор, например количество товаропроизводителей. Сдвиг кривой вправо вниз означает, что с увеличением товаропроизводителей объём предложения увеличивается. Сдвиг кривой влево вверх, означает уменьшение объёма предложения.
Равновесная цена и равновесное количество товара
Рынок находится в равновесии, когда объём спроса равен объёму предложения, т.е. QE = QD = QS.
Таблица 11. 3
Спрос и предложение на яблоки
Цена (Р) 1 кг яблок, денежных единиц | Объём спроса (QD) за месяц, тонн | Объём предложения (QS) за месяц, тонн | Превышение спроса(+), предложения (-), тонн |
+40 | |||
+15 | |||
-25 | |||
-45 |
Превышение предложения вызывает снижение цены на товар (давление на цены сверху), образуется товарный излишек. Превышение спроса вызывает рост цен на товар (давление на цены снизу), возникает дефицит товаров.
Цена РЕ при которой количество товара предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос, называется равновесной ценой. Соответствующий цене РЕ объём товара QЕ называется равновесным количеством товара (рис. 11.9.).
|
Р
5 -
4 - Е
3 - РЕ
2 -
1 - QЕ
10 20 30 40 50 60 Q
Рис. 11.9. Равновесная цена и равновесный объём
Возможны различные варианты достижения равновесной цены и равновесного объёма. Например, на рынке труда равновесие достигается в двух точках, благодаря характерной кривой предложения (рис. 11.10). Кроме того, линии спроса и предложения могут иметь общий отрезок. При этом равновесие может сохраняться при любой цене от Р1 до Р2 и равновесном объёме QЕ (рис.11.11), а также при любом объёме и от Q1 до Q2 и равновесной цене РЕ (рис. 11.12).
Р
Е2
P2
S Е1
P1
Q1 Q2 Q
Рис.11.10. Достижение равновесия в двух точках
D S
Р
Р2
Р1
S D
QЕ Q
Рис.11.11. Достижение равновесия при любой цене от Р1 до Р2
Рыночное равновесие достигается не всегда. Например, если товар морально устарел и не пользуется спросом, то объём предложения превышает объём спроса при любой неотрицательной цене. Некоторые товары можно произвести, но нельзя продать по ценам, покрывающим издержки производства при любом неотрицательном объёме. Графики, иллюстрирующие отсутствия равновесия на рынке, представлены на рисунках 11.13 и 11.14.
Р
D S
РЕ
S D
Q1 Q2 Q
Рис.11.12. Достижение равновесия при любом объёме от Q1 до Q2.
Р
D S
Q
Рис. 11.13. Отсутствие равновесия на рынке, объём предложения
Превышает объём спроса
Р
S
D
Q
Рис. 11.14. Отсутствие равновесия на рынке, цена предложения
Превышает цену спроса
Теория спроса и предложения позволяет сформулировать четыре правила спроса и предложения:
|
1) увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара;
2) уменьшение спроса вызывает падение равновесной цены и равновесного количества товара;
3) рост предложения товара приводит к уменьшению равновесной цены и увеличению равновесного количества товара;
4) сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.
Р S
Е1
РЕ1 Е
РЕ
D1
D
QЕ QЕ1 Q
Рис.11.15. Графическое изображение первого правила спроса и
Предложения
Р S
РЕ Е
РЕ1 Е1
D
D1
QЕ1 QЕ Q
Рис. 11.16. Графическая интерпретация второго правила спроса и
Предложения
Р S
S1
РЕ Е
РЕ1 Е1
D
QЕ QЕ1 Q
Рис.11.17. Графическое изображение третьего правила спроса и
Предложения
Р S1
Е1 S
РЕ1 Е
РЕ
D
QЕ1 QЕ Q
Рис. 11.18. Графическое изображение четвертого правила спроса и
Предложения
Теория цены товара
Цена – фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена – денежная стоимость товара. В цене фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе.
Ценообразование – процесс формирования цен на товары услуги. Различают две основные системы ценообразования: 1)рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения; 2) централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами
Существуют различные взгляды на экономическую природу стоимости, а значит и цены. Следует различать два направления:
1) затратная теория цены и ценообразования, которая базируется на теории трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и др.). Основной стержень ценообразования – общественно необходимые затраты труда;
2) маржинальная теория цены и ценообразования. Базой для определения цены является предельная полезность товара для покупателя. Кроме того, концепция маржинализма учитывает спрос и предложение как ценообразующие факторы, а также разделяет ценовые решения на краткосрочные и долгосрочные. Наиболее яркие представители этой теории – У. Джевонс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк, П. Самуэльсон, А. Маршалл.
В современной мировой экономической теории наибольшее распространение получила теория цены Альфреда Маршалла. В своей теории он пытается объединить три концепции: предельной полезности, издержек производства, спроса и предложения.
Рассмотрим механизм формирования равновесной цены в концепции А. Маршалла.
Р S
Е
РЕ
D
QЕ Q
Рис. 11.19. Равновесная цена и равновесный объём продаж
Комментарии к рис. 11.19. Цена спроса равна цене предложения. Объём производства не имеет тенденции ни к увеличению, ни к сокращению. Достигается равновесие.
Р S2
S
S1
D2
D
D1
Q
Рис.11. 20. Разные уровни равновесных цен и равновесного
Количества товара
Комментарии к рис.11.20. Изменение спроса и предложения под влиянием различных факторов. Варианты достижения равновесия.
Формирование рыночной цены А. Маршалл рассматривал в трёх периодах времени, где параметры предложения имеют разную динамику. Он различал мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие.
Р
S
Р2
Р D2
Р1 D
D1
Q
Рис. 11.21. Мгновенное равновесие на рынке товара
Комментарии к рис. 11.21. Предложение фиксировано, цена полностью зависит от спроса. Увеличение спроса приводит к росту цены, и наоборот, его снижение ведет к падению цены. Цена может изменяться.
Р
S
Р2
Р D2
Р1
D
D1
Q
Рис. 11.22. Краткосрочное равновесие на рынке товаров
Комментарии к рис. 11.22. Объём выпуска может увеличиться за счет более интенсивного использования оборудования. Другие фирмы не могут войти в эту отрасль. Снижение спроса приведет к сокращению объёма выпуска. Фирма может понести убытки и при этом продолжать работать.
Р
РЕ S
D1
D
D2
Q
Рис. 11.23. Долгосрочное равновесие
Комментарии к рис. 11.23. Фирма может расширять производство, новые фирмы могут войти в эту отрасль. Цена постоянна.
Рассмотрим динамику изменения рыночной цены. Например, на первом этапе устанавливается высокая цена на товар. Тогда на втором этапе происходит резкий рост предложения товара, что приводит к снижению рыночной цены и потере дохода. В результате на третьем этапе из отрасли уходит часть производителей, сокращается предложение товара и повышается уровень цен на него. Это способствует тому, что на четвёртом этапе опять устанавливается высокая цена на товар и возобновляется весь процесс, начиная с первого этапа. Из примера вытекают три возможных варианта изменения рыночной цены (рисунки 11.24, 11.25, 11.26).
Процессы изображения на рисунках 11.24, 11.25, 11.26 вошли в экономическую науку под названием теоремы Паутины, т.к. рисунки напоминают сетку паутины.
Р S
РЕ
D
Q
Рис. 11.24. Отклонение рыночной цены от равновесной
Р
S
РЕ
D
Q
Рис. 11.25. Варьирование рыночной цены вокруг равновесной
Р S
D
Q
Рис. 11.26. Приближение рыночной цены к равновесной
Основные выводы, вытекающие из вышеизложенного заключаются в следующем. Равновесная цена неустойчива. Любой фактор, воздействующий на спрос и предложение, сдвигает кривую спроса и кривую предложения. Малейшее изменение ситуации ведет к установлению новой равновесной цены, которая постоянно регулирует распределение ресурсов в направлении большей рациональности.