Творческие принципы венской классической школы




 

Венский классицизм – важнейшее направление в западноевропейской музыке второй половины XVIII в. – начала XIX в. Наиболее яркими его представителями, как известно, являлись Й. Гайдн, В.А.Моцарт, Л.в. Бетховен. Значительную подготовительную роль для венской классической школы сыграла деятельность многих менее знаменитых музыкантов ранней венской школы. Среди них – Г. Муффат, М. Монн, Г. Вагензейль, сыновья И.С. Баха (в особенности – И.К. Бах и Ф.Э. Бах), композиторы и скрипачи мангеймской оркестровой придворной капеллы (т. наз. мангеймская школа).

Творческие принципы венского музыкального классицизма во многом коренятся во французской и немецкой философии Просвещения. Это течение было отмечено обострением интереса к духовной жизни человека, к ее разумной стороне, к взаимоотношениям человека с обществом, природой. Наступило осознание того, что все разнообразие явлений окружающей жизни находится в диалектическом соотношении единства и контраста, т.е. осуществился философский подход к познанию картины мира. Важно также и такое положение: ключом к разгадке тайн бытия являются законы самой природы, в ней – высший смысл.

Эта позиция признается в полной мере представителями венского музыкального классицизма.

Если говорить о содержании их произведений, то оно более отражает т.наз. объективный (существующий помимо воли человека) мир – связанный с природой, с вечными законами бытия, и в гораздо меньшей степени – с самим человеком. Его жизнь, существо мыслятся как часть мировой гармонии или гармонии Вселенной. Поэтому можно заметить, что личностное начало находит в музыке венских классиков по большей части косвенное отражение (хотя исключения, конечно же, есть). Главное для них – осмысление себя, своего места в мире.

Средствами музыки композиторы буквально в каждом произведении создают некие идеальные модели мира, которые выстраиваются в их сознании. Следовательно, в искусстве классиков преобладающим становится соотношение «мир и художник» (в отличие, в частности, от композиторов-романтиков, для которых важнее будет соотношение «художник и мир»).

Именно в связи с таким – объективным – характером содержания произведений венский классиков их тон высказывания определяют как объективный – ясный, светлый, стремящийся к утверждению мысли о незыблемой гармонии мира и природы. Он внутренне собран, размерен. Опять же здесь уместно сравнение с романтиками, тон высказывания которых, напротив, характеризуют как субъективный – чувственный, живой, подчеркнуто экспрессивный.

Содержание венской классической музыки в силу своей природы весьма трудно для понимания, поскольку предстает в целом малоконкретным. Оно раскрывается в обобщенном виде. И в этом смысле справедливо утверждение об обобщенности самого музыкального языка представителей венской классической школы. В нем мало ярко индивидуальных черт (опять же не без исключений), преобладают типические, свойственные многим элементы.

Сложность понимания музыки классиков состоит еще и в том, что содержание ее передается главным образом средствами чистой инструментальной музыки. С ней связаны важнейшие стороны музыкального языка, логика развертывания мысли.

На первый план в творчестве композиторов венской школы выходят 2 жанра – симфония и соната (большое место также занимают камерные ансамбли – струнный квартет, квинтет и др.), понимание которых принципиально изменяется: они мыслятся как способные воплотить огромную картину мира, отразить ее универсальность. И циклическая форма(сонатно-симфонический цикл) позволяет это сделать как никакая другая. Новое качество, которое она приобретает вместе с утверждением явной финальной функции последней части – полная замкнутость, завершенность, цельность, подчеркивая, что мир существует в многообразии явлений, но все они заключены в некое единство. Именно такое понимание сонатно-симфонического цикла становится классическим, т.е. выступающим в роли некоего эталона, для музыкантов последующих эпох.

В обновленных коренным образом симфонии и сонате преобладает гомофонно-гармонический склад; музыка являет высший этап развития функциональной гармонии, которая выполняет важнейшую формообразующую роль. Под ее воздействием у классиков происходит кристаллизация многих форм-схем – орнаментальных вариаций, сложной трехчастной формы, простых форм, но особенно показательной становится сонатная форма. Она становится обязательной в первых частях цикла, встречается в медленных частях (как с разработкой, так и без нее), проникает даже в скерцо (9-я симфония Бетховена, крайние разделы формы), естественно, присутствует и в финалах.

Сонатная форма не случайно находится в центре внимания классиков, поскольку именно она предоставляет им возможности для диалектического отражения окружающей жизни. В рамках сонатной формы формируется новый тип композиторского мышления. В противоположность т. наз. альтернативному мышлению барокко (без тонких градаций звучности, образно-эмоциональных сфер, при резких сопоставлениях элементов музыкальной ткани на самых разных уровнях) классики показывают переходы от одной образно-тематической сферы к другой, используя метод производного контраста (такое соотношение образно-тематических сфер главной и побочной партий, при котором побочная одновременно контрастна главной, но и производна от нее в плане музыкального материала).

Выстраивание системы производного контраста неразрывно связано с мотивно-тематической работой (или мотивно-тематической разработкой материала). Это новый способ развития в музыке, который утверждают венские классики. Он показывает постепенность преобразований музыкального материала (вплоть до его перехода в полную противоположность по отношению к изначальному облику). Такое развитие направлено по горизонтали, а не по вертикали – как это было в музыке барокко.

Музыкальный язык венских классиков характеризуется эмоциональной свободой, экспрессией. Ему свойственна известная демократичность, поскольку он обращен не только к слушателям, относящимся к высшему сословию, но к широким массам. Основу мелодики составляют песенные и танцевальные жанры народной (крестьянской) и городской музыки (прежде всего – Вены). Известны многочисленные случаи цитирования таких напевов в классических симфония, квартетах, сонатах – в особенности у Гайдна. Связь с народными истоками придает темам симфоний и сонат подчеркнутую рельефность мелодического рисунка, ясность, простоту изложения. От народной музыки исходит и светлый, жизнерадостный характер звучания.

Темы классических произведений, как правило, легко обозримы, что связано с опорой на так называемые квадратные построения. Центральным из них является 8-тактовый (т. наз. классический) период, в котором каждый такт наделяется особой функцией, отражающий процесс развития музыки во времени (такие функции называют метрическими). Темы легко делятся на мотивы, фразы, предложения. Поэтому тематизм венских классиков определяют как мотивно-составной. Каждый элемент стремится выделиться из общего звукового потока, в то время как в музыке барокко разнообразные элементы объединяются в едином движении.

 

В конечном итоге практически все особенности музыкальной речи венских классиков говорят об огромной роли рационального начала, проистекающего из связей с эстетикой и философией Просвещения и со стилем классицизма в таких видах искусства, как театральная драматургия, литература, архитектура.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: