Ключ к методике «Перепутанные линии»





МЕТОДИКА «ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ»

ОПИСАНИЕ

Методика определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания.Автор методики Рисс.
Модификацией теста Риссу является проба переплетенных линий Рея.
ОБОРУДОВАНИЕ

секундомеры, специальные бланки.


ИНСТРУКЦИЯ

«Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ


Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».
Другой вариант проведения опыта с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).
При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. В этом случае бланк протокола исследования такой же, как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.

ОБРАБОТКА

В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):
Y = T *25/N пр
где Т время выполнения задания.
N np, количество правильно прослеженных линий.
Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания.
После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых.

Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:

19 и более - отлично; 4 - 9 - удовлетворительно;
10 – 18 - хорошо; 3 и менее - неудовлетворительно.

БЛАНК

КЛЮЧ

Перепутанные линии

Цель

Определить степень устойчивости внимания при его сосредоточении и оценить концентрацию внимания.

Диапазон применения:начиная с младшего школьного возраста.

Оборудование

Секундомер, карандаш, специальные бланки (см. Приложение N 7 )

Ход работы

Испытуемым дается следующая инструкция: «На блан­ке перед Вами ряд линий, перепутанных между собой. Вам необходимо взглядом, без помощи пальца или карандаша, проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Вы должны начать с первой линии, за­тем перейти ко второй и т.д. Все линии заканчиваются на правой сто­роне бланка. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Выполнив за­дание, поднимите руку. Я сообщу время, за которое Вы выполнили за­дание и которое Вы должны записать на нижней части бланка». После чтения инструкции дать указание приступить к работе и одновременно включить секундомер.

Другой вариант проведения исследования предусматривает ограничение времени выполнения задания 10 минутами, после чего по ко­манде «стоп» работа прекращается. Методика может использоваться в индивидуальном и в групповом исследованиях, но группа должна вклю­чать не более 8-10 человек.

Обработка результатов

Результаты выполнения задания обрабо­тать с помощью «ключа». Подсчитать количество пра­вильно прослеженных линий.

При определении количественных показателей учитывать время, за которое исследуемый находит окончания каждых пяти линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.). Это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания ис­пытуемым.

Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания при проверенной остроте зрения свидетельствуют о низкой способ­ности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости (истощаемости) концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к концу. В исследованиях К.К. Платонова время выполнения задания различными испытуемыми колебалось от 3 минут 33 секунд (луч­ший результат) до 13 минут (худший результат), число ошибок - от 0 до 7. При наблюдении следует отметить, что преобладает у испытуемого: установка на скорость или на точность; уверен ли он в своих действиях, многократно ли себя проверяет.

Высчитывается показатель продуктивности выполнения задания П:

П = N пр. - N ош.,где

N пр. - количество правильно прослеженных линий;

N ош. - количество ошибок, причем полученные оценки продуктивнос­ти переводятся затем в баллы:

19 и выше - 3 балла /отлично/;

10 - 18 - 2 балла /хорошо/;

4 - 9 - 1 балл /удовлетворительно/;

3 - 2 - 0 баллов /плохо/.

Ключ к методике «Перепутанные линии»

N линии Nответа N линии N ответа N линии Nответа
   
   
   
   
   

Если ограничить время выполнения задания 2 минутами, то 5правильно прослеженных линий будут соответствовать оценке «отлично»; 4линии – «хорошо»; 3 линии – «удовлетворительно».

Высокий показатель П свидетельствует о хорошей кон­центрации и устойчивости внимания испытуемого.

 





Читайте также:
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.016 с.