Принципы составления сценария досуга




Пояснительная записка

Эффективным средством оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста являются упражнения с большими гимнастическими мячами (фитболами), которые позволяют создать оптимальные условия для правильного положения туловища, гармоничной тренировки и укрепления основных групп мышц и вестибулярного аппарата.

Фитбол (БГМ) – новое специальное оборудование, появившееся в физкультурных залах дошкольных учреждений и кое– где в школах. Оно позволяет быстрее и эффективнее освоить разнообразные двигательные умения и комплексно развивать физические качества. Отличается особой уникальностью как тренажер, так как совмещает в себе компоненты, которые можно варьировать: упругость, вес и размер.

Мячи можно использовать для решения общих и специальных корригирующих задач. Специальный двигательный режим с использованием упражнений на мячах воздействуют на системы дыхания и кровообращения, на механизмы образовании энергии, на центральную нервную систему и способствует совершенствованию функции равновесия, координацию движений.

Выполнение упражнений на мячах с высокой скоростью повышает мышечный тонус, а эмоциональная окраска снижает неприятные ощущения усталости. Упругие свойства мяча снижают ударную нагрузку на опорно – двигательный аппарат, поэтому при кажущейся легкости выполнения задания при выборе различных режимов нагрузки упражнения с мячом ориентированы на развитие общей выносливости и работоспособности организма

Поддерживать равновесие на фитболе сложно, поэтому продолжительность выполнения упражнения, сидя на мяче, должно быть для детей 5-7 лет не более 5-7 минут. При обучении детей посадке и удержанию равновесия на мяче, как показывает опыт, лучше начинать с движений ногами, а потом руками. Именно при такой последовательности обучения ребенок чувствует себя уверенно.

При проведении спортивных праздников, организации досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действия. Это оказывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, подгоняя их такими словами, как «быстрее, скорее, поторопись» или «живее, не туда, выше», так как дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задания.

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

Основные отличия физкультурного досуга от праздника:

-физкультурный досуг проводится 2-3 раза в месяц, праздник – 2-3 раза в год;

-физкультурный досуг предназначается для 1-2 групп детского сада, физкультурном празднике принимают участие дети всего детского сада.

Физкультурный досуг проводится воспитателем в обычной обстановке, обычными способами. Содержание составляют знакомые, в основном подвижные, игры и физические упражнения, обновленные новыми, неожиданными для детей условиями, использованием необычных пособий.

Планирование досугов осуществляется с учетом уровня общего физического развития детей данной группы и их двигательных возможностей.

Исходя из вида досуга, план досуга может быть как кратким, так и развернутым. В нем целесообразно отразить название, вид, задачи, место проведения: помещение – музыкальный, физкультурный зал, групповая комната; на воздухе – площадка детского сада, ближайший парк; одежда, обувь детей (на воздухе – по сезону, в помещении в зависимости от температуры, напольного покрытия, выполняемых упражнений); оборудование, инвентарь, атрибуты; предварительную работу с детьми воспитателей групп (при необходимости); музыкальное сопровождение (аудиозапись, аккомпанемент музыкального руководителя, название и авторы музыкального произведения); оформление площадки, помещения (если необходимо); подарки, награды (если предусмотрено).

Задачи воспитателя при проведении досуга: развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать их проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Физкультурные досуги, проводимые с детьми старшего дошкольного возраста, не обязательно содержат сюрпризный момент. Дети должны приучаться получать удовольствие от совместных действий, игр, от самого процесса выполнения физических упражнений. Поощрять детей можно как индивидуально (открытки, эмблемы, воздушные шары, маленькие книжки, игрушки, фрукты), так и коллективно – подарить книгу по теме досуга, мяч, несколько скакалок. Как и для детей младшего и среднего возраста, можно провести чаепитие с угощениями.

При проведении досуга в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности. Для детей старших и подготовительных групп можно также проводить досуги в сюжетной (тематической) форме с введением литературного (сказочного) героя или без него.

Дети старшего возраста обладают довольно широким спектром знаний, умений. Поэтому в досуги вводятся интеллектуальные задания, используются элементы математики, развития речи, конструирование. Включаются задания психических процессов. Темы досугов расширяются, они приобретают социальную, эколого - волеологическую направленность. Это может быть и разнообразное обыгрывание времен года, профессий, основ безопасности жизнедеятельности. Досуги могут быть посвящены разным видам спорта. Содержание досугов может быть основано как на русских народных играх, так и на играх разных стран. Широко используется физкультурное оборудование, предметы, включаются элементы спортивных игр.

Методические основы организации физкультурных досугов с детьми в отечественной педагогике были исследованы в трудах Д.В.Хухлаевой (1963), Т.И.Осокиной (1983), Е.А.Тимофеевой (1983) и др.

В данном работе содержится практический материал, который адресован, в первую очередь, воспитателям по физической культуре, педагогам дошкольных учреждений, а также может быть полезен и интересен родителям.

Целью данной работы является разработка практического материала физкультурного досуга с использованием больших гимнастических мячей.

 

Варианты физкультурных досугов:

1-й вариант. Строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях (проводится во всех возрастных группах)

1. игры малой и средней подвижности (2-3 раза)

2. аттракционы двигательные задания в игровой форме (3-4 раза)

3. игры соревновательного характера или игра большой подвижности

4. игра малой подвижности

2-й вариант. Строиться на упражнениях в основных видах движений и спортивных движениях (проводятся со второго полугодия в средней группе). В основу организации должен быть положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода.

1. до начала выполнения и после выполнения проводятся подвижные игры.

2. одна подгруппа выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений; вторая выполняет задания, направленное на развитие скорости, быстроты реакции.

3-й вариант. «Веселые старты» - строится в основном на играх-эстафетах (проводится в старшей и подготовительной группе).

1. игра-эстафета (не должно быть более трех этапов). Повторить 3-4 раза.

2. аттракционы, не имеющие большой нагрузки.

3. конкурсы считалок, загадок, пословиц.

4. эстафета

4-й вариант. Строится на элементах одной из спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, настольного тенниса, городков) (проводится в старшей и подготовительных группах).

1. деление группы на две разные по силам команды

2. перед началом игры команды и капитаны приветствуют друг друга.

3. обмен вымпелами, выбор площадки или корзины

4. выполнение движений начинается по свистку судьи. В каждом движения подсчитываются на табло

5. подведение итогов

5-й вариант. Музыкально-спортивный

1. дети под музыку выполняют произвольные движения с разными физкультурными пособиями (лентами, скакалками, обручами, мячами)

2. воспитатель напоминает детям разные движения, показывает их. Можно составить целую музыкальную композицию.

3. проведение подвижной игры

4. предлагается прослушать мелодичную музыку

5. после прослушивания воспитатель предлагает придумать композицию, разные произвольные движения

6. дети двигаются под музыку

 

 

Принципы составления сценария досуга

1. соответствие двигательных заданий теме досуга и возрасту детей

2. использование в заданиях БГМ, благодаря чему у детей развиваются физические качества – равновесие, ловкость, координация движений.

3. использование разных методов и приемов, которые создают положительный эмоциональный настрой, развивают потребность в прекрасном, воспитывает эстетический вкус

4. принцип воспитывающего обучения: при проведении физкультурного досуга решаются воспитательные задачи – воспитание настойчивости, смелости, целеустремленности, выдержки, нравственно – волевых качеств, доброжелательного отношения к друг к другу, взаимопомощи, чувства коллективизма

5. принцип доступности: при составлении задания для досуга учитывается возраст детей, состояние здоровья, уровень их физической подготовленности. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения задания

6. принцип индивидуализации: двигательные задания дифференцированы

7. принцип систематичности: в чередовании нагрузки и отдыха, на физкультурном досуге одни задания выполняются вместе, другие по очереди: первая подгруппа, потом вторая.

 

 

План физкультурного досуга



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: