ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ – ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (жилищное строительство в Беларуси: новые подходы в законодательстве и ситуация в регионах)
Результаты изучения общественного мнения свидетельствуют об актуальности вопросов обеспечения населения жильем. Так, по данным республиканского опроса, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь в IV квартале 2018 г., жилищный вопрос занимал седьмую позицию среди проблем, волнующих граждан (после роста цен, алкоголизма и наркомании, медицинского обслуживания, трудоустройства и др.). На его значимость указал каждый четвертый респондент (24%).
Вопрос обеспечения граждан качественным и доступным жильем находится на постоянном контроле Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
Как отметил Глава государства 3 октября 2017 г. на совещании по проекту новой редакции Жилищного кодекса, ”решение квартирного вопроса – один из основных индикаторов развития общества“.
” Мы должны создать все условия и механизмы, чтобы помочь людям, нуждающимся, прежде всего, в улучшении жилищных условий.
Это направление – важнейшая составляющая социальной политики Беларуси“, – заявил белорусский лидер.
****
Основные направления государственной жилищной политики в Республике Беларусь
В нашей стране жилищное строительство развивается в соответствии с концепцией развития национальной экономики, предусматривающей сокращение доли бюджетного финансирования и расширение использования внебюджетных источников, в том числе собственных средств граждан.
В стадии реализации находится Государственная программа ”Строительство жилья“ на 2016 – 2020 годы, которая направлена на создание условий для удовлетворения гражданами потребности в доступном и комфортном жилье согласно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям.
|
Для всех категорий граждан (вне зависимости от уровня обеспеченности жильем) государство создает возможности для улучшения жилищных условий.
Государственная жилищная политика реализуется по двум основным направлениям:
· улучшение жилищных условий граждан с государственной поддержкой при строительстве (приобретении) жилья, дифференцированной по категориям граждан;
· улучшение жилищных условий граждан без государственной поддержки путем развития существующих и создания новых финансовых механизмов, создания благоприятных условий для строительства жилья на коммерческой основе, увеличения фонда наемного жилья.
Жилищное строительство в Республике Беларусь финансируется из средств бюджета, собственных средств организаций и населения, кредитов банков.
Предусмотрены четыре основных способа компенсации гражданам за сносимые жилые дома, квартиры, доли в праве в них:
· предоставление в собственность квартиры типовых потребительских качеств;
· выплата денежной компенсации;
· строительство и (или) получение в собственность жилого дома, равноценного по благоустройству;
· перенос и восстановление сносимого жилого дома.
Дополнительная информация размещена в разделе ”Жилищная политика“ сайта Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (https://mas.by/ru/housing_ru).
|
Формирование цен на строящееся жилье
Стоимость строительства 1 м² жилого дома определяется в соответствии с Инструкцией по определению стоимости строительства 1 м² жилого дома в базисном и текущем уровнях цен, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 15 апреля 2008 г. № 18 (далее – Инструкция № 18).
В Республике Беларусь формами финансирования строительства жилья являются:
· долевое строительство объектов;
· строительство по государственному заказу;
· жилищные облигации.
· Минстройархитектуры от 14 мая 2007 г. № 10 (далее – Инструкция № 10).
При долевом строительстве цена объекта может изменяться в ходе реализации инвестиционного процесса в строительстве уже после подписания договора.
При строительстве по государственному заказу стоимость жилого помещения по договору купли-продажи определяется в соответствии
с Указом Президента Республики Беларусь от 8 мая 2013 г. № 215
”О некоторых мерах по совершенствованию строительства (возведения, реконструкции) жилых помещений“.
Фактическая (окончательная) стоимость 1 м² общей площади квартир жилого дома (жилой части дома) формируется застройщиком в соответствии с Инструкцией № 10 на основании фактических затрат, связанных со строительством объекта, и первичных учетных документов. За январь – сентябрь 2018 г. средняя стоимость 1 м² общей площади жилья, строящегося с государственной поддержкой (без индивидуальных застройщиков), в целом по республике составила 834 рубля (при установленном показателе на 2018 год – 923,16 рубля).