Водоснабжение и водоотведение
Ежедневно организациями водопроводно-канализационного хозяйства системы ЖКХ в квартиры и дома жителей республики подается около
1 млн. куб. м воды.
Все регионы республики и большая часть города Минска обеспечиваются водоснабжением из подземных источников, что позволяет получать качественную воду. На сегодняшний день только 30% населения г.Минска обеспечивается водоснабжением из поверхностного источника.
Справочно. В Российской Федерации 70% воды подается в централизованные системы водоснабжения из поверхностных источников, в Украине – 80%.
Согласно докладу ПРООН «Показатели развития человека», Беларусь входит в группу 34 стран, население которых имеет стопроцентный устойчивый доступ к улучшенным источникам воды (по количеству, качеству и близости нахождения).
Такие результаты обеспечены в том числе благодаря реализации Государственной программы по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода», которая стартовала в 2000 году.
Справочно.
За последние годы построены 165 станций обезжелезивания воды,
82 водозабора, 1 047 км трубопровода.
Свыше 15 лет в республике не регистрируются вспышки острых кишечных инфекций, связанных с питьевым водоснабжением населения.
Несмотря на значительный объем работ, проблема качества питьевой воды до конца не решена. Главой государства поставлена задача к 2025 году обеспечить 100% потребителей водой питьевого качества.
Для безусловного ее выполнения необходимо построить станции обезжелезивания более чем в 1200 населенных пунктах.
Теплоснабжение
Тепло в наших домах – еще один важный аргумент стабильности работы организаций ЖКХ.
Для дальнейшего снижения затрат на теплоснабжение активно прорабатываются вопросы финансирования мероприятий по тепловой модернизации жилых домов, так как порядка 70% жилфонда республики (дома, построенные до 2000 года) не отвечает современным нормам. Потребление тепловой энергии такими домами в 1,5–2 раза выше требуемых параметров.
|
В соответствии с утвержденными графиками осуществляется подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимнем периоде 2018/2019 года.
Справочно.
Вторичные материальные ресурсы
За последние годы в республике созданы необходимые условия и инфраструктура для сбора, вывоза и размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарными требованиями и стандартами.
Системой раздельного сбора сегодня охвачено свыше 72 % населения.
Совершенствование тарифной политики в сфере оказания ЖКУ и системы социальной защиты населения
Особенностью политики ценообразования на жилищно-коммунальные услуги для населения является не простое повышение цен и тарифов в связи с изменением стоимости материальных затрат и энергоресурсов, а плавное регулирование в зависимости от роста доходов граждан и снижения затрат на оказание услуг.
Механизм изменения тарифов прозрачен и понятен – ежегодное повышение на 5 долларов США в расчете по стандартной двухкомнатной квартире общей площадью 48 кв. м с тремя проживающими и дальнейшая ежеквартальная индексация на рост номинальной начисленной заработной платы (Указ Президента Республики Беларусь от 5 декабря 2013 г. № 550 «О некоторых вопросах регулирования тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь»).
|
Несмотря на происходящий в последние годы рост стоимости услуг ЖКХ, их оплата занимает относительно невысокий удельный вес в расходах белорусских семей. Средние платежи за коммунальные услуги в Беларуси не превышают 5% от средней заработной платы по стране.
Справочно.
Жители соседней Прибалтики отчисляют на коммунальные расходы почти 20% ежемесячного заработка, среднестатистический россиянин тратит на коммунальные платежи 17% бюджета семьи, украинец – 10% доходов.
Не допустить резкого увеличения доли жилищно-коммунальных услуг в расходах домашних хозяйств удается как за счет поступательного повышения доходов населения, так и благодаря снижению затрат на оказание ЖКУ.
Справочно.
Организации ЖКХ Витебской области проводят постоянную работу по снижению затрат на оказываемые населению услуги. Так, за период с 2010 по 2017 год экономия затрат по системе ЖКХ составила 744,85 млн. рублей. По Витебской области экономия затрат за указанный период составила 82,7 млн.рублей.
В условиях роста тарифов на ЖКУ повышенное внимание уделяется государственной поддержке населения через предоставление семьям с низкими доходами безналичных жилищных субсидий.
Помощь оказывается при условии, что ежемесячный платеж за жилищно-коммунальные услуги при их нормативном потреблении превышает 20% среднемесячного совокупного дохода семьи в городской местности и 15% – в сельской. Величина субсидии определяется как положительная разница между суммой платежа и суммой, составляющей соответственно 20% и 15% среднемесячного совокупного дохода (Указ Президента Республики Беларусь от 29 августа 2016 г. № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий»).
|
С 1 августа вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 7 июня 2018 г. № 225 «О безналичных жилищных субсидиях», которым система предоставления субсидий по выявительному принципу расширена за счет включения отдельных социально уязвимых категорий граждан:
осуществляющих уход за детьми в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом до 18 лет и получающих пособие в органах по труду, занятости и социальной защите;
получающих пособие по уходу за лицами, достигшими восьмидесятилетнего возраста, или инвалидом I группы.
Повышение качества жилищно-коммунальных услуг, использование информационных технологий
Дальнейшее развитие в республике получит опыт г.Минска по созданию единой диспетчерской службы 115. До конца 2018 года
в соответствии с поручением Главы государства создание областных контакт-центров и единых диспетчерских служб с коротким номером будет завершено повсеместно.
Справочно.
В целях повышения информированности населения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в городах Витебск, Новополоцк, Полоцк, Верхнедвинск созданы Контакт-центры ЖКХ с внедрением единого короткого номера 115. Цель Контакт-центра ЖКХ – создание единой точки входа для обращений населения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Данный сервис позволяет узнать о ходе выполнения заявок, поступивших на короткий номер 115. Специалисты Контакт-центра принимают заявки от населения, направляют на исполнение в эксплуатирующие организации, информируют заявителей об этапах исполнения заявок (круглосуточно).
В г.Витебске работает портал ”Мой Горад“115БЕЛ, созданный с целью предоставления жителям города возможности отправки запросов повседневного текущего характера, касающихся жилищно-коммунальных услуг и городского хозяйства г.Витебска, с привязкой соответствующей проблемы к карте города. До конца текущего года планируется внедрить аналогичные порталы во всех районных центрах области.
Важным направлением в работе являются информирование и разъяснение законодательства по вопросам ЖКХ. В 2015 году Министерством жилищно-коммунального хозяйства был создан портал коммунальной грамотности.
Справочно.
Под рубрикой «База знаний ЖКХ» на портале собраны все официальные документы, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства, комментарии и разъяснения к ним. Уникальным проектом портала является раздел «Вопросы – ответы». Зарегистрировавшись, любой читатель имеет возможность бесплатно и быстро получить квалифицированный ответ юриста.
В рамках единого расчетного информационного пространства создана автоматизированная информационная система по учету, расчету и начислению платы за жилищно-коммунальные услуги – АИС «Расчет-ЖКУ».
Справочно.
В настоящее время АИС «Расчет-ЖКУ» охватывает почти все население республики (96,8%) и позволяет предоставлять извещения на оплату жилищно-коммунальных услуг в каждом населенном пункте по единой форме как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Одна из перспективных задач – внедрение дистанционного съема показаний приборов индивидуального учета расхода газо-, электро-, тепло- и водопотребления на основе «интеллектуальных» технологий и систем беспроводной передачи данных.