Название практики: «Развитие читательской грамотности младших школьников»
Аннотация.
В рамках данной практики представлены материалы для опыта работы педагога в условиях инновационной площадки. Доступные методические приёмы и эффективные формы организации учебного процесса и внеурочной деятельности в области развития читательской грамотности младших школьников; образовательный предметный модуль «Человек неповторимый» в рамках учебного курса «Литература» - 3 класс; мониторинг развития читательской грамотности учащихся начальной школы.
3. Цель педагогической практики: повышение уровня читательской грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Повысить мотивацию младших школьников к чтению.
- Сформировать базовые читательские умения обучающихся.
- Наладить комплексную работу по развитию читательской грамотности младших школьников.
4. Проект адресован учителям начальных классов, методистам, молодым специалистам.
Материал может быть полезен студентам педагогических университетов и колледжей.
Актуальность практики.
По мнению Ю.П. Мелентьевой, доктора педагогических наук, профессора:
«Чтение является пока единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человечеством знания в самом широком смысле этого понятия». Развитие читательской грамотности учащихся начальной школы – важнейшая задача, так как, уровень читательской грамотности непосредственно влияет не только на результативность обучения учащегося, но и на процесс развития его личности в целом.
Сегодня феномен «читательская грамотность» активно изучается в науке. Особое значение ему придают такие исследователи как И. Д. Фрумин, М.И. Кузнецова, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, Т.Г. Галактионова. В своих исследованиях М.И. Кузнецова предлагает путь совершенствования методики обучения осознанному чтению текстов в начальной школе, а Г. А. Цукерман и Г.С. Ковалева подчеркивают важность перехода от обучения чтению к чтению для обучения как важнейшего тренда современного образования. Открывая доступ к книге, мы даем возможность ученику воспользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.
|
6. При работе с текстом на уроках и во внеурочной деятельности я использую материалы, представленные в книге «Стратегии смыслового чтения» Н.Н. Сметанниковой, президента «Русской Ассоциации чтения».
1. .. ть практики.киыоты по пентам педагогических университетов и колледжей.овой деятельности в области разв «Чтение с остановками»
«Отношение между вопросом и ответом»
«Упражнения на прогнозирование». (Подумайте, о чём может идти речь в произведении… Спрогнозируйте содержание произведения…)
Работа со словом как предтекстовая стратегия. (Комментарий к тексту… Проверь себя и ответь на вопросы…)
Стратегия «Карта рассказа».
Образовательный предметный модуль «Человек неповторимый».
Целью данной программы является формирование у младших школьников представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней посредством книг югорских писателей.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи:
|
1. Показать природные богатства края, быт, традиции коренных народов, их культуру, хозяйственную деятельность через произведения югорских писателей.
2. Создавать эмоциональный фон для развития личностных качеств, коммуникативной компетенции, уважения к традициям и быту коренных народов Севера.
3. Рассматривать материал модуля через деятельностный подход.
Образовательный предметный модуль «Человек неповторимый» включён в рабочую программу учебного курса «Литература» 3 класс. Общее количество часов по предмету 136 часов, модуль занимает 15 часов, что составляет 12% рабочей программы педагога. Обобщённый опыт представлен в учебно-методическом пособии «Человек неповторимый».
В программе представлены доступные методические приёмы и эффективные формы организации учебного процесса, составлен комплекс заданий для самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации и базами данных. Подобран материал регионального компонента: стихотворения, рассказы, сказки Югорских писателей, научно-популярные книги.
Образовательный предметный модуль «Человек неповторимый» составлен на основе регионального компонента, имеет интегрированную основу таких предметов, как «Литература» и «Обществознание».
Организация учебно-воспитательного процесса в рамках образовательного предметного модуля «Человек неповторимый» реализуется через деятельностный подход и технологию развития критического мышления. Используются такие формы организации учебной деятельности, как: библиотечные, музейные и бинарные уроки, дискуссии, викторины, театрализованные представления, конкурсы, выставки творческих работ, презентации проектно-исследовательских работ учащихся.
|
Образовательный предметный модуль «Человек неповторимый» предусматривает:
– социальное партнёрство с родителями учащихся в рамках творческих проектов; посещение МБДОУ №56 г. Сургут
Личностными результатами реализации образовательного предметного модуля «Человек неповторимый» являются:
- осознание себя жителем Югры;
- уважение к истории и культуре коренных народов Севера.
Метапредметные результаты:
- умение работать с текстом, осмысленно читать и обрабатывать информацию для выполнения учебных задач;
- освоение норм взаимодействия «взрослый-ребёнок», «ученик-ученик».
Предметные результаты:
- сформированность целостного взгляда на жизнь, быт и труд коренных народов Севера;
- умение делит текст на части, составлять план, озаглавливать;
- определять главную мысль и тему произведения;
- владеть базовым понятийным аппаратом.
Для более цельного понимания развития читательской грамотности учащихся начальной школы МБОУ СОШ №5 города Сургута мною была разработана программа мониторинга развития читательской грамотности.
Задачи мониторинга:
- Диагностировать исходный уровень развития читательской грамотности учащихся начальной школы.
- Выявить проблемные зоны на основе диагностики.
- Разработать и подобрать диагностический инструментарий.
- Диагностировать, анализировать и обобщить полученные результаты.
Таблица 1.
Циклограмма мониторинга развития читательской грамотности учащихся начальной школы.
№ п/п | Этапы | Цель | Диагностические средства/методы исследования | Сроки | Результат | Ответственный |
Подготовительный | Обоснование и определение критериев развития читательской грамотности учащихся начальной школы | Изучение научно-методической литературы, школьной документации, подбор диагностического инструментария | Август- сентябрь | Определение критериев развития читательской грамотности учащихся начальной школы | учителя – предметники, классный руководитель | |
Исходно-диагностический | Анализ потенциальных проблем. | Работа с документами, беседа, анкета. | сентябрь | Составление читательского паспорта класса | Классный руководитель, учителя. | |
Уточняющий | Изучение мнения классного руководителя, учителей об уровне развития читательской грамотности обучающегося | Беседа, опрос, независимая экспертиза | сентябрь | Читательский паспорт школьника, диагностическая карта | Классный руководитель, учителя | |
Определение сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая учебные | Методика диагностики (авторы: Ковалева Г. С. Кузнецова М. И.) | Сентябрь Май | Справка Диагностические результаты | Учитель; классный руководитель | ||
Оценить степень успешности «личностного результата» младшего школьника на уровне его приобщения к чтению | Методика «Читать – не читать» (автор: М. Барбер) | Сентябрь Май | Справка Диагностические результаты | классный руководитель | ||
Выявление уровня сформированности читательской компетентности учащихся начальной школы | Методика диагностики (автор М.П. Воюшина) | Сентябрь Декабрь Май | Справка Диагностические результаты | Учитель; классный руководитель | ||
Зафиксировать способы взаимодействия личности с миром чтения; определить доминирующий формат взаимодействия с учетом различных функций чтения | Диагностика. Тест «Все дороги ведут к чтению» (автор: Michaela Auer) | Сентябрь Декабрь Май | Справка Диагностические результаты | Учитель; классный руководитель | ||
Выявление мотивации чтения учащихся | Анкета «Почему я читаю?» (адаптированная) John T.Guthrie. | Сентябрь Декабрь Май | Справка Диагностические результаты | классный руководитель | ||
Исследование уровня читательских навыков учащихся начальной школы | Методика диагностики (автор: Г.В. Шубина) | Сентябрь Декабрь Май | Справка Диагностические результаты | Учитель; классный руководитель | ||
Исследование сформированности навыков чтения учащихся начальной школы | Диагностика «Прогноз и профилактика проблем обучения» (автор Л.А. Ясюкова) | Сентябрь Декабрь Май | Справка Диагностические результаты | Учитель; классный руководитель | ||
Планово-прогностический | Определение тенденций развития читательской грамотности учащихся начальной школы | Анализ проведённых методик | Октябрь Январь | Методические рекомендации | классный руководитель | |
Организационно-деятельностный | Организация работы с обучающимися, направленной на ликвидацию выявленных проблем | Проведение мероприятий, индивидуальные беседы | В течение учебного года | Справка, анализ проведённых мероприятий | Учитель; классный руководитель | |
Коррекционно-творческий | Корректирование плана работы по развитию читательской грамотности учащихся начальной школы | Анализ методических рекомендаций | Октябрь Январь | Скорректированный план работы по развитию читательской грамотности учащихся начальной школы на основании анализа проведённой диагностики | классный руководитель; учитель | |
Итогово-аналитический | Определение эффективности организационно-содержательных мероприятий по развитию читательской грамотности учащихся начальной школы | Анализ диагностических результатов. Сравнение результатов на начало, середину и конец учебного года. | май | Аналитический отчёт | Учителя; классный руководитель |
Информация о носителе педагогической практики:
Добрягина Елена Дмитриевна, учитель начальных классов и английского языка.
Личный сайт: https://edobriagina.wixsite.com/site