Образовательный предметный модуль «Человек неповторимый».




Название практики: «Развитие читательской грамотности младших школьников»

Аннотация.

В рамках данной практики представлены материалы для опыта работы педагога в условиях инновационной площадки. Доступные методические приёмы и эффективные формы организации учебного процесса и внеурочной деятельности в области развития читательской грамотности младших школьников; образовательный предметный модуль «Человек неповторимый» в рамках учебного курса «Литература» - 3 класс; мониторинг развития читательской грамотности учащихся начальной школы.

3. Цель педагогической практики: повышение уровня читательской грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- Повысить мотивацию младших школьников к чтению.

- Сформировать базовые читательские умения обучающихся.

- Наладить комплексную работу по развитию читательской грамотности младших школьников.

4. Проект адресован учителям начальных классов, методистам, молодым специалистам.

Материал может быть полезен студентам педагогических университетов и колледжей.

Актуальность практики.

По мнению Ю.П. Мелентьевой, доктора педагогических наук, профессора:

«Чтение является пока единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человечеством знания в самом широком смысле этого понятия». Развитие читательской грамотности учащихся начальной школы – важнейшая задача, так как, уровень читательской грамотности непосредственно влияет не только на результативность обучения учащегося, но и на процесс развития его личности в целом.

Сегодня феномен «читательская грамотность» активно изучается в науке. Особое значение ему придают такие исследователи как И. Д. Фрумин, М.И. Кузнецова, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, Т.Г. Галактионова. В своих исследованиях М.И. Кузнецова предлагает путь совершенствования методики обучения осознанному чтению текстов в начальной школе, а Г. А. Цукерман и Г.С. Ковалева подчеркивают важность перехода от обучения чтению к чтению для обучения как важнейшего тренда современного образования. Открывая доступ к книге, мы даем возможность ученику воспользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.

6. При работе с текстом на уроках и во внеурочной деятельности я использую материалы, представленные в книге «Стратегии смыслового чтения» Н.Н. Сметанниковой, президента «Русской Ассоциации чтения».

1. .. ть практики.киыоты по пентам педагогических университетов и колледжей.овой деятельности в области разв «Чтение с остановками»

«Отношение между вопросом и ответом»

«Упражнения на прогнозирование». (Подумайте, о чём может идти речь в произведении… Спрогнозируйте содержание произведения…)

Работа со словом как предтекстовая стратегия. (Комментарий к тексту… Проверь себя и ответь на вопросы…)

Стратегия «Карта рассказа».

Образовательный предметный модуль «Человек неповторимый».

Целью данной программы является формирование у младших школьников представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней посредством книг югорских писателей.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи:

1. Показать природные богатства края, быт, традиции коренных народов, их культуру, хозяйственную деятельность через произведения югорских писателей.

2. Создавать эмоциональный фон для развития личностных качеств, коммуникативной компетенции, уважения к традициям и быту коренных народов Севера.

3. Рассматривать материал модуля через деятельностный подход.

Образовательный предметный модуль «Человек неповторимый» включён в рабочую программу учебного курса «Литература» 3 класс. Общее количество часов по предмету 136 часов, модуль занимает 15 часов, что составляет 12% рабочей программы педагога. Обобщённый опыт представлен в учебно-методическом пособии «Человек неповторимый».

В программе представлены доступные методические приёмы и эффективные формы организации учебного процесса, составлен комплекс заданий для самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации и базами данных. Подобран материал регионального компонента: стихотворения, рассказы, сказки Югорских писателей, научно-популярные книги.

Образовательный предметный модуль «Человек неповторимый» составлен на основе регионального компонента, имеет интегрированную основу таких предметов, как «Литература» и «Обществознание».

Организация учебно-воспитательного процесса в рамках образовательного предметного модуля «Человек неповторимый» реализуется через деятельностный подход и технологию развития критического мышления. Используются такие формы организации учебной деятельности, как: библиотечные, музейные и бинарные уроки, дискуссии, викторины, театрализованные представления, конкурсы, выставки творческих работ, презентации проектно-исследовательских работ учащихся.

Образовательный предметный модуль «Человек неповторимый» предусматривает:

– социальное партнёрство с родителями учащихся в рамках творческих проектов; посещение МБДОУ №56 г. Сургут

Личностными результатами реализации образовательного предметного модуля «Человек неповторимый» являются:

- осознание себя жителем Югры;

- уважение к истории и культуре коренных народов Севера.

Метапредметные результаты:

- умение работать с текстом, осмысленно читать и обрабатывать информацию для выполнения учебных задач;

- освоение норм взаимодействия «взрослый-ребёнок», «ученик-ученик».

Предметные результаты:

- сформированность целостного взгляда на жизнь, быт и труд коренных народов Севера;

- умение делит текст на части, составлять план, озаглавливать;

- определять главную мысль и тему произведения;

- владеть базовым понятийным аппаратом.

Для более цельного понимания развития читательской грамотности учащихся начальной школы МБОУ СОШ №5 города Сургута мною была разработана программа мониторинга развития читательской грамотности.

Задачи мониторинга:

    1. Диагностировать исходный уровень развития читательской грамотности учащихся начальной школы.
    2. Выявить проблемные зоны на основе диагностики.
    3. Разработать и подобрать диагностический инструментарий.
    4. Диагностировать, анализировать и обобщить полученные результаты.

 

 


Таблица 1.

Циклограмма мониторинга развития читательской грамотности учащихся начальной школы.

№ п/п Этапы Цель Диагностические средства/методы исследования Сроки Результат Ответственный
  Подготовительный Обоснование и определение критериев развития читательской грамотности учащихся начальной школы Изучение научно-методической литературы, школьной документации, подбор диагностического инструментария   Август- сентябрь Определение критериев развития читательской грамотности учащихся начальной школы учителя – предметники, классный руководитель
  Исходно-диагностический Анализ потенциальных проблем. Работа с документами, беседа, анкета. сентябрь Составление читательского паспорта класса Классный руководитель, учителя.
  Уточняющий Изучение мнения классного руководителя, учителей об уровне развития читательской грамотности обучающегося Беседа, опрос, независимая экспертиза сентябрь Читательский паспорт школьника, диагностическая карта Классный руководитель, учителя
Определение сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая учебные Методика диагностики (авторы: Ковалева Г. С. Кузнецова М. И.) Сентябрь Май Справка Диагностические результаты Учитель; классный руководитель
Оценить степень успешности «личностного результата» младшего школьника на уровне его приобщения к чтению   Методика «Читать – не читать» (автор: М. Барбер) Сентябрь Май Справка Диагностические результаты классный руководитель
Выявление уровня сформированности читательской компетентности учащихся начальной школы Методика диагностики (автор М.П. Воюшина) Сентябрь Декабрь Май Справка Диагностические результаты Учитель; классный руководитель
Зафиксировать способы взаимодействия личности с миром чтения; определить доминирующий формат взаимодействия с учетом различных функций чтения Диагностика. Тест «Все дороги ведут к чтению» (автор: Michaela Auer) Сентябрь Декабрь Май Справка Диагностические результаты Учитель; классный руководитель
Выявление мотивации чтения учащихся Анкета «Почему я читаю?» (адаптированная) John T.Guthrie. Сентябрь Декабрь Май Справка Диагностические результаты классный руководитель
Исследование уровня читательских навыков учащихся начальной школы Методика диагностики (автор: Г.В. Шубина) Сентябрь Декабрь Май Справка Диагностические результаты Учитель; классный руководитель
    Исследование сформированности навыков чтения учащихся начальной школы Диагностика «Прогноз и профилактика проблем обучения» (автор Л.А. Ясюкова) Сентябрь Декабрь Май Справка Диагностические результаты Учитель; классный руководитель
    Планово-прогностический Определение тенденций развития читательской грамотности учащихся начальной школы   Анализ проведённых методик Октябрь Январь Методические рекомендации классный руководитель
  Организационно-деятельностный Организация работы с обучающимися, направленной на ликвидацию выявленных проблем Проведение мероприятий, индивидуальные беседы В течение учебного года Справка, анализ проведённых мероприятий Учитель; классный руководитель
    Коррекционно-творческий Корректирование плана работы по развитию читательской грамотности учащихся начальной школы   Анализ методических рекомендаций   Октябрь Январь Скорректированный план работы по развитию читательской грамотности учащихся начальной школы на основании анализа проведённой диагностики классный руководитель; учитель
  Итогово-аналитический Определение эффективности организационно-содержательных мероприятий по развитию читательской грамотности учащихся начальной школы Анализ диагностических результатов. Сравнение результатов на начало, середину и конец учебного года. май Аналитический отчёт Учителя; классный руководитель

 


Информация о носителе педагогической практики:

Добрягина Елена Дмитриевна, учитель начальных классов и английского языка.

Личный сайт: https://edobriagina.wixsite.com/site

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: