Свобода в исламе
Свобода с точки зрения ислама не подразумевает, что человек свободен от любых ограничений и предписаний в ущерб другим людям, потому что такого рода «свобода» - просто анархия, где царит порок и бушуют страсти. Поэтому ислам устанавливает определенные правила и предписания, которые обеспечивают свободу всех и каждого.
Эти предписания можно изложить следующим образом:
А. Свобода одного лица и группы лиц никогда не должна идти в ущерб общественному порядку и подрывать его основы.
Б. Свобода одного лица и группы лиц никогда не должна вести к утрате прав в более широком смысле. Имеется в виду их внутренняя ценность.
В. Свобода одного человека не должна ущемлять свободу другого.
Эти правила и предписания демонстрируют, что ислам не признает свободу личности в ущерб свободе коллектива, равно как в исламе свобода коллектива не превалирует над свободой личности. Напротив, между ними существует определенный баланс, и каждой отводится свое место.
Типы свободы:
1.Свобода личности в отношении материального.
2 Свобода личности в отношении духовного.
Нравственные установки в Исламе
Одной из главных основ (критериев) Ислама является нравственность - основание силы науки; также как испорченность и безнравственность - основание причины упадка, развала нации.
Исламская концепция нравственности утверждает, что
только бог может создать мораль, человек же не в состоянии выработать моральные понятия, что только неуклонное следование предписаниям аллаха делает индивида нравственным, попытка же человека действовать по своему усмотрению ведет его к пороку Низменная природа человека тянет его ко греху, и только страх божьего наказания понуждает его быть добродетельным.
Свобода в христианстве
свобода, с христианской точки зрения, является тем свойством личности, утрата которого приводит к полной деградации личности. По христианскому учению, над этой свободой никто не властен – ни люди, ни общество, ни демоны, ни Сам Бог.
Три смысла понятия Свобода
Первый - метафизическое понимание свободы. Речь здесь идет о простых вещах, вернее, о простой вещи – о свободе воли человека как образа Божьего, о свободе, характеризующейся наличием в человеке способности выбора, внутреннего выбора, между добром и злом.
Второе понимание свободы связано с возможностью реализации личности в условиях ее жизни в обществе, в социальных условиях, в окружающем мире. Здесь речь идет уже о свободе действий человека. Можно назвать эту свободу внешней свободой
Третий вид свободы, с христианской точки зрения – самый важный. Речь идет о духовной свободе. Вот эта третья категория – духовная свобода – означает ни что иное, как власть человека над своими страстями, или – господство ума над сердцем; над всеми страстями, как неукоризненными, так и укоризненными (тем более!).
Есть интересное высказывание преподобного Марка Подвижника, которое прямо говорит о духовной свободе: «Закон свободы читается разумом истинным, понимается – деланием заповедей».
Нравственные установки в христианстве
«Нравственность – это свод правил, постановлений, которые исходят из уст Самого Бога
Христианская нравственность, во-первых, имеет с точки зрения верующего во Христа абсолютный характер, а во-вторых, не всегда совпадает с тем, что считается нравственностью по обычным человеческим понятиям.
христианскую нравственность отличает то, что:
1) она - не столько система теоретических принципов, сколько жизнеучение (определенный способ жизни, подобающий \"новому творению\");
2) все нравственные требования имеют своим основанием спасительные действия Бога, а потому могут быть поняты лишь в контексте истории спасения (дело спасения, осуществленное Христом, не только предшествует нравственным обязанностям, но и делает возможным само их выполнение);
3) все проявления нравственной жизни неотделимы от религии в ее культовом и благочестивом аспектах (это средства, с помощью которых нравственная жизнь выражает себя);
4) Христианская нравственность как и способ бытия христианина обладают парадоксальностью в той мере, в какой парадоксальна вера в Бога, который стал Человеком.
христианская нравственность имеет смысл только в контексте христианского учения о вечной жизни.
Христос не просто дал заповеди, но и Сам эти заповеди исполнил. Его жизненный путь является для христианина образцом. Любовь, о которой говорит Господь, − не просто абстрактное понятие, но жертвенная любовь, которая Самого Христа привела на крест и на смерть, потому что Он умер для спасения людей. Он был наказан не за свои грехи, а за грехи людей.