Устройство тележки КВЗ-ЦНИИ




МЕХАНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

 

В Российской Федерации железнодорожный транспорт является одним из основных средств для осуществления перевозок. При этом

Пассажирские вагоны разделяются на вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров по железным дорогам и вагоны вспомогательного назначения.

 

Знаки и надписи на вагоне

 

На боковые стены кузова наносят следующие знаки и надписи (рисунок 1):

1. Эмблема ОАО «РЖД», технический знак ОАО «РЖД» или герб города, в котором находится подразделение пассажирского хозяйства (ЛВЧ или ЛВЧД), к которому приписан пассажирский вагон.

2. Номер вагона. Включает в себя:

2.1 Код железной дороги, к которой относится вагон (трехзначный). Первая цифра этого кода всегда «0», обозначает тип вагона – «пассажирский». Код Свердловской железной дороги – 076-079.

2.2 Заводской номер вагона (пятизначный). Первая цифра обозначает тип пассажирского вагона:

0 – вагон СВ;

1 – купейный;

2 – плацкартный;

3 –открытый с креслами для сидения;

4 – почтовый;

5 – багажный;

6 – вагон-ресторан;

7 – служебно-технический;

8 – специальные для министерств и ведомств.

3. Количество мест (спальных и для сидения). В зависимости от типа пассажирского вагона в нём могут быть предусмотрены места обоих видов либо только одного.

4. Тара вагона (масса полностью экипированного вагона в порожнем состоянии, в среднем от 52 до 72 тонн).

5. НЕ ГОВОРЮ Место установки домкрата для производства технического обслуживания и (или) ремонта вагона.

Рисунок 1 – Надписи на боковой стене пассажирского вагона

На торцовые стены кузова наносят данные о приписке вагона и о некоторых видах его ремонта (рис.2):

 

Рис. 2

 

 

Общее устройство пассажирского вагона

 

Все пассажирские вагоны независимо от типа и назначения состоят из кузова, ходовых частей, ударно-тяговых приборов, тормозной системы и внутреннего оборудования (рис.3):

 

Рис. 3 Общий вид пассажирского вагона

 

 

Кузов вагона

 

Кузов вагона предназначен для размещения пассажиров и необходимого оборудования. Все пассажирские вагоны строятся с цельнометаллическими кузовами. Все пассажирские вагоны строятся с цельнометаллическими кузовами длиной 23,6 м и шириной 3,1 м.

Кузов вагона составляют: рама с полом, две боковые и две торцовые стены, имеющие дверные и оконные проемы, и крыша.

 

Окна и двери

 

Окна на боковых стенах расположены симметрично относительно продольной оси вагона и имеют двойное застекление (в вагонах новой постройки – тройное). Окна бывают:

- открывающиеся;

- глухие;

- аварийные.

Открывающиеся окна бывают опускными (деревянная рама окна опускается вниз на 1/3 высоты окна) и откидными (верхняя часть алюмопластмассового окна откидывается внутрь вагона на 30º). Закрытие окон фиксируется ручкой-защелкой.

Глухие окна никогда не открываются. У них ручка-защелка отсутствует.

Аварийные окна находятся в 3 и 6 купе, через которые возможна эвакуация пассажиров и поездной бригады при необходимости.

1). В вагонах старой постройки для открытия аварийного окна необходимо повернуть вниз на 180º красную ручку справа от окна, при этом стеклопакет упадет в подоконное пространство. Рукоятка аварийного окна в закрытом положении должна быть опломбирована.

2). В вагонах современной постройки для открытия аварийного окна потянуть на себя рукоятку, расположенную в верхней части окна, полностью вытянуть резиновый шнур, при этом стеклопакет выпадет из вагона наружу. Рукоятка аварийного окна в закрытом положении должна быть опломбирована.

Окна в дверях тамбура одинарные, глухие с защитной решеткой.

Все окна, за исключением окон туалетов и тамбуров, оборудованы опускающимися шторами из плотной материи – солнцезатемнителями.

Двери бывают:

- наружные входные (в тамбурах вагона);

- внутренние (все остальные).

Наружные двери во избежание выхода за габарит открываются только внутрь и снабжены трехгранным замком, замком под спецключ и секретной задвижкой (секретка), открывающейся только изнутри тамбура. На станции двери должны открываться только после полной остановки поезда со стороны платформы.

Внутренние двери находятся между помещениями вагона и имеют вентиляционную решетку снизу, кроме дверей между тамбурами и пассажирским помещением. Двери в служебные помещения и в пассажирские купе являются задвижными, остальные поворотными.

Все двери в открытом и закрытом состоянии фиксируются во избежание несчастных случаев.

Для входа в вагон с низкой платформы у каждой боковой двери тамбура имеются подножки с откидной площадкой. В опущенном и поднятом положениях площадку удерживают специальные фиксаторы.

 

 

Внутреннее оборудование и планировка вагонов

 

Внутреннее оборудование вагона предназначено для удобного размещения пассажиров, проводников и их вещей, а также для удовлетворения санитарно-гигиенических потребностей пассажиров и проводников.

Пассажирские вагоны дальнего и местного следования имеют (на примере плацкартного вагона, рис.4):

- два тамбура 5;

- два коридора (косой 7 и малый 8);

- два туалета 1;

- пассажирское помещение 4;

- котельное отделение 6;

- служебное отделение 2;

- купе для отдыха проводников 3.

В тамбуре с рабочей стороны установлены два ящика для угля (карманы) и находится дверь в котельное отделение, с нерабочей – один ящик для съемного сборника мусора и отходов, другой для инвентаря.

В косом коридоре находится шкаф для кипятильника и ящик для топлива, а в малом коридоре ящик для мусора.

В туалетах установлен унитаз, умывальная чаша, ящик для бумаги, зеркало, крючок.

Служебное отделение оборудовано диваном, откидным столиком, раковиной для мойки посуды, шкафчиком-аптечкой, шкафом для посуды, крючками вешалками для одежды. В отделении также установлен агрегат для охлаждения питьевой воды, пульт управления электрического оборудования вагона (электрощит), пульт УПС.

В купе для отдыха проводников имеется диван с рундуком, верхняя откидная полка (в некоторых конструкциях вагонов вместо верхней полки располагаются шкафы), багажная полка, шкаф, столик, ниша над потолком коридора, крючки для одежды, газетные сетки и брюкодержатели.

Пассажирские помещения в зависимости от типа вагона (купейный, плацкартный, открытый с креслами для сидения) различаются планировкой и оборудованием.

 

Рис. 4 Общая схема расположения внутренних помещений на примере плацкартного вагона.

В вагоне выделяют рабочую и нерабочую, котловую и некотловую стороны.

Разделение на рабочую и нерабочую производится по поперечной оси вагона. С рабочей стороны расположено служебное купе проводника, косой коридор, котельное отделение, производится посадка и высадка пассажиров в нормальном режиме работы. Над боковыми дверями тамбура с рабочей стороны расположены воздухозаборные решетки системы вентиляции. При движении поезда боковые двери рабочего тамбура должны быть закрыты на два замка, один из которых – секретка. Боковые двери тамбура с нерабочей стороны должны быть закрыты на все замки. Так же должны быть закрыты крайние торцевые тамбурные двери состава поезда. Остальные торцевые тамбурные двери должны быть открыты.

Разделение вагона на котловую и некотловую стороны производится по продольной оси вагона. При этом котельное отделение расположено на котловой стороне.

Планировка пассажирского помещения плацкартного вагона

 

Пассажирское помещение плацкартного вагона постройки Тверского (бывшего Калининского) вагоностроительного завода (ТВЗ) разделено перегородками на девять отделений открытого типа (рис.5). В вагоне имеется 54 спальных места или 81 место для сидения (если вагон используется как общий).

Пассажирское отделение (купе), рассчитанное на шесть спальных мест (или девять для сидения), имеет два поперечных дивана с откидными сидениями, под которыми расположены ящики (рундуки) для багажа, продольный диван, состоящий из двух боковых сидений и средней откидной части (стола). Средние поперечные спальные полки и боковые полки, подвешенные на петлях, в дневное время можно поднимать и фиксировать в наклонном положении с помощью пружинного затвора. Над спальными полками расположены полки и для багажа (третьи полки). У окна между поперечными диванами укреплен откидной столик.

Рис. 5 Схема планировки плацкартного вагона

 

 

Планировка пассажирского помещения купейного вагона

 

В настоящее время на наших дорогах используются купейные вагоны производства ГДР (до 90-х годов постройки) и производства «ТВЗ» (современные) – рис.6. Пассажирское помещение такого вагона состоит

1). Вагоны производства ГДР - девять четырехместных 2, одно двухместное 1 купе и коридор 4. Первое четырехместное купе является купе для отдыха проводников

2). Вагоны производства «ТВЗ» - девять четырехместных 2, и коридор 4. Одно двухместное купе расположено рядом со служебным купе. В зависимости от назначения вагона это купе используется как купе начальника поезда, как купе для пассажиров или для отдыха проводников.

Между купе и коридором есть дверь 3, которую можно закрывать на ключ (трехгранный или специальный). Некоторые современные вагоны оборудованы электронными замками. Оборудование купе в основном такое же, как и пассажирских отделений плацкартного вагона. В вагоне 36 спальных мест.

 

Рис. 6 Схема планировки купейного вагона

 

 

Вагоны СВ имеют такую же планировку, как и купейные, но в купе нет верхних полок. В вагоне 18 спальных мест (в большинстве вагонов).

 

Планировка открытого вагона с креслами для сидения

 

В пассажирском помещении такого вагона нет разделения на отделения и купе (рис.7). В помещении равномерно располагается 62 (в большинстве вагонов) кресла со спинками, по середине расположен проход. Количество мест и внутреннее устройство (расположение и модель кресел, наличие или отсутствие столиков между ними) варьируется в зависимости от уровня комфортности вагона (I, II, III класса).

 

 

Рис. 7 Схема планировки открытого вагона с креслами для сидения.

 

 

Вагоны разных типов современной постройки ТВЗ, разделяясь по уровню комфорта, оборудуются также системами видеонаблюдения, электронной техникой, кондиционированием с индивидуальными настройками уровня охлаждения для каждого купе, душевыми кабинами и т.д.

 

 

Ходовые части

 

Ходовые части предназначены для обеспечения безопасного движения вагона по рельсовому пути с необходимой плавностью хода и наименьшим сопротивлением движению. Ходовые части выделены в отдельные узлы, называемые тележками.

Кузов пассажирского вагона опирается на две тележки, расположенные по его концам на равном расстоянии от середины рамы. Тележки могут свободно поворачиваться относительно кузова вагона во время прохождения кривых участков пути.

Типовой тележкой для пассажирских вагонов является тележка КВЗ-ЦНИИ, разработанная Калининским (ныне Тверским) вагоностроительным заводом совместно с центральным научно-исследовательским институтом, которая обеспечивает необходимую плавность хода вагона при скорости до 140 км/ч.

 

Устройство тележки КВЗ-ЦНИИ

Тележка КВЗ-ЦНИИ (рис.8,9) состоит из:


1.Рама тележки

2.Надрессорная балка

3.Подпятник

4.Шкворень

5.Скользун

6.Центральное рессорное подвешивание

7. Колесная пара

8. Буксовый узел и буксовое рессорное подвешивание

9. Гидравлический гаситель колебаний

10. Поводок

11. Тормозная рычажная передача


Рама тележки имеет Н-образную форму и состоит из двух боковых продольных балок, двух средних поперечных балок, четырех средних продольных балок и четырех коротких концевых балок, к которым подвешены детали тормозной рычажной передачи.

Надрессорная балка не приварена к раме тележки, но связана с ней через центральное люлечное подвешивание (два комплекта). Она опирается на трехрядные пружины, установленные на поддонах, которые подвешены к раме тележки с помощью подвесок. Подвески состоят из тяг, серег и валиков. Крепление подвесок осуществлено непосредственно на продольной балке рамы валиками и подшипниками.

В центре надрессорной балки укреплен подпятник с отверстием, в которое вставляется шкворень. Шкворень – это стержень, соединяющий кузов вагона и тележку, позволяя последней свободно поворачиваться в горизонтальной плоскости при прохождении вагона по кривым участкам пути. По бокам надрессорной балки располагаются скользуны, на которые опирается кузов вагона. Между пятником вагона и подпятником надрессорной балки существует зазор 9 мм.

Перемещение надрессорной балки в горизонтальной плоскости ограничено двумя поводками, расположенными в кронштейнах надрессорной балки и рамы, а в вертикальной – гидравлическими гасителями колебаний, которые гасят вертикальные и поперечные колебания вагона. Это происходит за счет перетекания масла из одной полости в другую через узкие отверстия.

С колесными парами рама тележки соединяется через буксовое подвешивание (четыре комплекта). Рама тележки опирается на двухрядные пружины со шпинтонами, которые устанавливаются на кронштейны корпуса буксы. Буксы располагаются на колесных парах. Шпинтоны ограничивают перемещения букс в горизонтальной плоскости.

Таким образом, тележка имеет двойное рессорное подвешивание, что обеспечивает достаточную мягкость и плавность хода пассажирского вагона.

Рессорное подвешивание обеспечивает смягчение толчков и ударов, передаваемых колесами кузову, а также гашение колебаний, возникающих при движении вагона. Рессорное подвешивание состоит из упругих элементов (пружины, гасители колебаний) и вспомогательных деталей (подвески, валики, кронштейны), связывающих колесные пары с рамой тележки или кузовом вагона.

 

В зависимости от массы вагона применяют тележки:

· КВЗ-ЦНИИ тип I – устанавливают под вагоны с массой меньше 60 т включительно;

· КВЗ-ЦНИИ тип II – устанавливают под вагоны с массой выше 60 т, но не более 72 т

(вагоны-рестораны и др.).

Эти тележки имеют одинаковую конструкцию, но внешне их можно различить по количеству гидравлических гасителей колебаний: на тележке типа I – два гасителя (по одному с каждой стороны), на тележке типа II – четыре (по два с каждой стороны)

 

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: