Основные и производные параметры механические передач




Независимо от типа и конструкции в любой механической передаче можно выделить два вала, называемые в направлении передачи мощности входным (ведущим) и выходным (ведомым)

Основные параметры – параметры входного и выходного валов – мощность P (кВт) и частота вращения n (мин-1).

Производные параметры:

  • передаточное число
  • коэффициент полезного действия
  • угловая скорость вращения вала, рад/с
  • крутящий момент, Н•м

В зависимости от соотношения параметров входного и выходного валов передачи делятся:

  • на редукторы (понижающие передачи) – от входного вала к выходному уменьшают частоту вращения (n1 > n2) и увеличивают крутящий момент (Т1 < Т2);
  • на мультипликаторы (повышающие передачи) – от входного вала к выходному увеличивают частоту вращения (n1 < n2) и уменьшают крутящий момент (Т1 > Т2).

5. Зубчатые передачи. Классификация, точность, способы изготовления

Классификация зубчатых передач:

1. По конструктивному оформлению:

- открытые, не имеющие защитного кожуха и масляной ванны;

- полуоткрытые, имеющие защитный кожух;

- закрытые, имеющие картер и крышку, хорошо изолирующие передачу от внешней среды.

2. По окружной скорости:

- тихоходные (υmax до 3-4 м/с);

- средне-скоростные (4 м/с ≤ υ ≤ 15 м/с);

- высокоскоростные (υ > 15 м/с).

3. По взаимному расположению осей валов:

- с параллельными осями валов (цилиндрические передачи);

- с пересекающимися осями валов (конические передачи);

- со скрещивающимися осями валов (винтовые).

4. По форме линии зубьев:

- с прямым зубом;

- с косым зубом

- с круговым зубом;

- с шевронными зубьями.

Существуют следующие способы изготовления зубчатых колес (обра­ботки зубьев):

– литье (без последующей механической обработки зубьев), для совре­менных машин этот способ применяют редко;

– накатка зубьев на заготовке (также без последующей их обработки);

– нарезание зубьев (т. е. зубья получаются в процессе механической обработки заготовки).

6. элементы зубчатого сцепления

7. виды повреждения зубьев и критерии работоспособности зубчатых передач:

В таблице 2.1 описаны наиболее часто встречающиеся виды разрушения зубчатых передач, а также критерии работоспособности, выполнение которых обеспечит их отсутствие.

Вид разрушения Описание Критерий работоспособности Примечание
1. Усталостный излом зубьев Возникает при многократном действии переменных напряжений изгиба Объемная прочность Характерно для передач, зубья которых закалены до высокой твердости
2. Усталостное выкрашивание боковых поверхностей зубьев Возникает при многократном действии контактных напряжений на рабочих поверхностях зубьев. Материал отслаивается, возникают углубления (раковины). Контактная (поверхностная) прочность Характерно для закрытых передач, работающих при хорошей смазке
3. Хрупкий излом или пластическая деформация Возникает при кратковременных перегрузках (пиковых нагрузках) Объемная прочность при перегрузках Контактная прочность при перегрузках Характерно для передач, зубья которых закалены до высокой твердости
4. Износ В местах контакта двух зубьев наблюдается относительное скольжение, сопровождающееся истиранием боковых поверхностей зубьев. Износостойкость Характерно для открытых передач, работающих с периодической смазкой
5. Заедание или схватывание Вследствие высоких контактных давлений и трения происходит повышение температуры, возникает микросварка поверхностных слоёв и разрушение этой связи Теплостойкость Характерно для передач с повышенным скольжением в зацеплении (червячные, винтовые, гипоидные

Основные критерии работоспособности зубчатых передач:

· Контактная прочность;

· Изгибная прочность;

· Износостойкость;

· Стойкость к заеданию;

Контактная прочность – прочность рабочей поверхности зуба на смятие. Недостаточная контактная прочность приводит к усталостному выкрашиванию поверхностных слоев зубьев. Усталостное выкрашивание является самым распространенным видом повреждений для большинства закрытых передач и заключается в появлении на рабочих поверхностях небольших углублений - раковин. У зубьев с поверхностным упрочнением часто наблюдается отслаивание упрочненного слоя.

Изгибная прочность – прочность зуба на изгиб. Недостаточная прочность на изгиб приводит к поломке зубьев – наиболее опасному виду разрушения, часто приводящему к повреждениям других деталей. Излом происходит преимущественно по сечению у основания зуба. При усталостном разрушении излом имеет вогнутую форму, при разрушении от перегрузки – выпуклую.

Износостойкость важна для открытых передач, работающих в условиях загрязненной смазки. Расчет на износостойкость – по критериям контактной прочности.

8. усилия действующие в зацеплении

9. материалы и допускаемые напряжения для зубчатых передач: Материалы и допускаемые напряжения при
расчетах зубчатых передач
Установлено, что допускаемые напряжения при
расчетах на контактную прочность и на изгиб
определяются в основном твердостью материала:
чем выше твердость, тем больше [ о] и тем меньше
получаются габариты передачи.

Основными материалами для зубчатых колес служат
термически обрабатываемые стали.

В зависимости от твердости они делятся на две
группы:

1. Колеса с твердостью НВ < 350
Термообработка: нормализация, улучшение.
Достоинства: способны к приработке; зубья можно
нарезать после термообработки.

Недостатки: невысокая нагрузочная способность;
большие габариты.

10.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: