Доктор/Мастер: Игра Теней




 

Я долго думала, как начать статью… Но сейчас я просто надеюсь, что вы прочитаете до конца. И поорёте вместе со мной. Да, тут много слов и букв, но, как бы ни неправильно было писать о своей собственной статье, она стоит прочтения. Спасибо, Карл Густав Юнг.

 

ПО СЕТТИНГУ.

Я не претендую на гуру психологии. Я не претендую на истину в последней инстанции. Это только моё мнение. И я не претендую на полный охват всех смыслов, описываю только то, что важно для меня здесь-и-сейчас. Искусство — это точка преломлений мнений, калейдоскоп, где каждый может увидеть своё. Я предлагаю своё видение. Предупредила? Предупредила.

И ещё кое-что. Я подозревала, что возникнут сложности в терминологии, но после истории с man crush боюсь, что может наступить вообще ужас-ужас. Сразу проясню свою позицию (если вы на этом этапе уже жёстко не согласны и падаете в обморок от возмущения, возможно, вам не стоит идти дальше). Я много раз встречала перевод crush’а именно как влюблённости (такой, подростковой, которая ещё не очень серьёзная, но довольно сильная). Я не специалист и спорить с лингвистической точки зрения не буду. Я могу сказать, как психолог (которым я являюсь 3 года с позволения его высочества МГУ). Есть замечательный термин «влюблённость» (не научный, но прочно закрепившийся в психологии, а уж про психоанализ я скромно умолчу), который охватывает очччччень широкий спектр чувств. Здесь и романтические чувства, и обсессивная любовь, и идеализация (о, с идеализацией вообще всё плохо), и детские неосознанные влюблённости, и влюблённости в кумиров, в преподавателей (любого пола) и ещё много чего. Если у вас есть кумир, то да, я считаю, что вы влюблены. Я буду использовать это слово, я считаю, что оно оправдано бессознательными процессами, которые за этим стоят. Это моя позиция, можете с ней не соглашаться, на здоровье, но я не с потолка её взяла, и в своём пространстве буду апеллировать к ней. Туда же и «сексуальность». Стараниями психоаналитиков этот термин имеет очень широкую трактовку и наполнение. В связи со специфическим характером моего анализа и вообще всего моего мышления я использую эти слова не как житейские, а как профессиональные понятия.

И ещё кое-что. Я не зря пересмотрела ради этой статьи все серии с Мастером от Дельгадо до последней вышедшей на данный момент серии (10*11). Я хотела опираться не на смутные воспоминания, а на чёткие факты. Однако всё это сложно впихнуть в повествование так, чтобы было легко читать. Поэтому я решила, что у нас будут приложения, в которых будут подробные цитаты и скрины. Они будут в конце статьи, чтобы можно было проматывать сразу туда, или после всего прочтения остановиться ещё раз.

И ещё кое-что. Я знаю, что в нашей прекрасной группе очень чтятся аудиопьесы, но… Честно говоря, я ни одну из них не слушала, и не смогу себя заставить это сделать. Я пишу только по сериям и фильму.

И ещё кое-что. Да, я иногда использую странные слова вроде Гниломастер (Мастер 4ого Доктора). I’m sorry. I’m not sorry. Иногда ругаюсь. Sorry-not-sorry. Без этого я не смогла бы искренне и честно вывалить на вас своё видение.

И ещё кое-что. Я смотрела где-то около 50-60% классики, но не всё. Это моё ограничение.

 

ТЕНЬ.

Сюжет Героя и Антигероя, с которым Герой регулярно сталкивается и борется до самого конца, чтобы одержать победу и найти себя, архетипичен. Это одна из наиболее захватывающих человека историй, просто потому что она касается каждого из нас. Подробно про конфликт Персоны и Тени (архетипы по К.Г. Юнгу) вы можете найти в любом запросе интернета «Тень Юнг». Если кратко, Персона — это все те наши качества, черты характера, мотивы и т.д., которые мы в себе осознаём, которые мы показываем окружающим и которые являются сводкой нашего представления о себе. Тень же — это все те качества, которые в нас есть, но которые отрицаются (необязательно плохие), наша теневая сторона, где бывает много ресурса, но и много ненависти. Это такая же наша часть, как и все остальные, именно поэтому Тень нельзя ПОБЕДИТЬ. Нельзя отбросить или отрезать — это как нельзя отрезать от себя тот факт, что ты человек. Для психики приемлемо только осознание Тени, её понимание и такое взаимодействие с ней, при котором она бы не мешала, а то и способствовала воплощению Себя в мире. Очень важно учесть, что Тень — это образ ТОГО ЖЕ пола, что и носитель Персоны.

Итак, противостояние Мастера и Доктора — это противостояние Героя и Антигероя, т.е., по факту, сражение со своей Тенью. И сразу же скажу, что как Мастер является Тенью для Доктора, так и Доктор является Тенью для Мастера. Если в классических сериях это было не так интересно и не так важно, то с приходом в сериал Мисси именно эта двунаправленность сражения с Тенью (и её интеграции) стала чрезвычайно важной точкой развития конфликта сезонов.

Итак, Тень — это персонаж того же пола, что и Персона, а в данном случае исключительно важно подчеркнуть, что и того же статуса (ренегат), той же расы (таймлорд) и с такими же исключительными способностями во всех науках (*зачёркнуто* кроме психологии). Доктор и Мастер равны друг другу. Диаметральные противоположности начинаются дальше. Доктор — это воплощение идеи мира и альтруизма (как бы, в теории), тот, кто спасет миры, кто делает людей лучше. Доктор должен воплощать собой любовь к Вселенной, стремление помогать ей, вмешиваясь только тогда, когда есть опасность разрушения, но никогда по собственной прихоти. Мастер — воплощение комплекса власти, комплекса Бога. Мастер мечтает завоевать Вселенную (изначально, по крайней мере, и у РТД в 3 сезоне), управлять пространством и временем по собственному усмотрению, ведь он ПОВЕЛИТЕЛЬ времени (хех, с русским переводом Мастера как Повелителя появляется даже игра слов). Мастер ненавидит вселенную, и в самую жестокую свою регенерацию мечтает сжечь её дотла. Мастер — это хаос и разрушение, и это боль в противоположность любви. Такова концепция этих персонажей теоретически. На практике всё гоооораздо интереснее. А с тем, куда пришли наши герои сейчас, всё становится невероятно красивым танцем, игрой Теней. Это у архетипов всё так просто — всё хорошее сюда, всё плохое туда, и готово. Доктор с Мастером — персонажи противоречивые. У обоих в Персоне и в Тени есть светлые и разрушающие черты характера. Да, Доктор старается жить светом, но где-то там, в глубине скрываются черты Мастера. Чем больше Доктор отождествляет себя с этими светлыми чертами и отрицает внутреннего Мастера, тем больше эти разрушающие качества всплывают на поверхность. А ещё… Если у Доктора в Тени находится Мастер, то кто в Тени у Мастера? Ответ вполне прозаичен — Доктор. Если в Персоне, в настойчивой самопрезентации и идентификации оказывается сожжение миров, убийство, ненависть и т.д. и т.п., то что тогда в Тени?

Собственно, давайте понаблюдаем, как развивались отношения наших персонажей от олдскула до настоящего времени.

 

ОТНОШЕНИЯ. ОЛДСКУЛ.

Довольно сложно быть объективным, когда ты обсессивно помешан на этой парочке, и я осознаю, что мне до объективности, как Мастеру до невинной девочки, но я старалась, и всё, что касается именно психологического анализа, считаю довольно адекватным (потому что это, по большей части, не связано с тем, шиплю я их или нет).

Да, я считаю, что в классике очень много двусмысленностей, которые я для себя сравниваю с загадками «Мурзилки». В СССР ни у кого не было сомнений, что «сзади подошёл, сунул и пошёл» — это тапочки, а «туда, сюда, обратно — о боже, как приятно» — это про качели. Однако сейчас полного списка загадок достаточно, чтобы начали краснеть и заикаться серьёзные взрослые и истерически ржать молодые люди. Точно так же и с этими двумя — лично для меня. Полный список того, что я называю «двусмысленностями мурзилки» можно посмотреть в приложении (приложение 1). Если мысленно изолировать моего внутреннего шиппера и посмотреть чуть более разумным взглядом, то я всё равно начинаю подозревать сценаристов в большом таком масштабном заговоре. Изначально их собирались сделать братьями, но не вышло. Думаю, что эту идею всё равно запомнили и потом с каждым Мастером тщательно подкладывали нам намёки на дружбу и вообще более глубокий контекст отношений. Пока не пришёл Моффат. В 99 году он снял пародийную серию для Comic Relief «Проклятие неизбежной смерти», где выстебал всё, что можно было выстебать. И что нельзя, он тоже выстебал. Он довёл до крайности характеры Доктора с Мастером и их отношения друг с другом тоже, — просто чуть-чуть увеличил лупу, чтобы видно стало лучше. Что мы получили? Большая доля бреда, ещё больше алогичности поведения в отношении друг друга, обсессивно-фиксированный Мастер, нарцисс-недотрога Доктор и абсолютно предсказуемый, но никак непонятный нормальной человеческой логикой уход под ручку в закат в итоге. Т.е. да, конечно, это Моффат, но вряд ли только он видел это так! У него, наверное, были основания снять серию с высмеиванием именно этого заглюка сценаристов… После Моффата наш любимый гей РТД не сделал нашу жизнь проще, а потом снова пришёл Моффат и заканонил нам поцелуи, man crush’ы и вообще по уши влюблённого Мастера. Что я хочу сказать? В классике не было ничего официально, но было столько откровенного троллинга их «вражды», что этот троллинг закономерно вылился в то, что мы сейчас видим у Моффата. И оБожеМойЧтояНашёл. Это к вопросу о сексуальности. Цитата из книги «The Writer’s Tales» Расселла Т Дэвиса, в которой мы можем прочитать мейлы РТД Бену Куку и обратно. Они обсуждают там 4 сезон, и вот что РТД планировал снять в 4*17: «… So, I think the Master should disguise himself, he could dye his hair blond, in a public toilet. He’s scrumbling away at the sink. That puts in mind an Ortonesque, post-watershed scene where the Master is dying his hair like rent boy, and a smart businessman comes in cruising, and the Master takes him into a cubicle, and murders him. Maybe after sex (!!!). That won’t happen, for obvious reasons, but I thought of it anyway». (перевод в приложении 2) Это говорит нам о том, что для РТД было очевидно, что у Мастера очень свободные взгляды по поводу секса, влечения и всего этого. Я не смогла найти видео, где Расселл говорит, что, по его мнению, между Доктором и Мастером «deep love», но я его видела (ни за что не верьте мне. Ищите сами!!). Короче, РТД и Моффат с его фан-клабом присоединяются к заговору сценаристов троллить подтексты, не вынося это всё окончательно на поверхность.

 

Я безумный человек, который ради статьи пересмотрел за месяц одного только Дельгадо, а потом за неделю — всё остальное с Доктором. Подвиг повторять никому не рекомендую (опасно для здоровья), но зато где-то на Симме мне явилась моя личная интерпретация всего происходящего в сериале от классики до сегодняшнего дня. Я дико рада, что наконец-то классика состыковалась с ньюскулом, и попробую обрисовать, как я хочу это понимать в своей голове. Моя интерпретация личная (никого не уговариваю на неё!!).

 

Однажды во вселенной на полях Галлифрея родился будущий Доктор — рядом с Мастером, в которого теперь уже официально влюбился с первого взгляда. Боже, вы не представляете, насколько приятно писать эти слова. Дальше мы точно знаем, что они разошлись, и ещё дальше, судя по всему, Доктор кинул Галлифрей и ушёл с ТАРДИС и внучкой путешествовать. Стал дегенера… деренега… ренегатом, открыто заявив о своём несогласии с позицией Повелителей Времени. Это его решение и этот выбор, по сути и сделал его ДОКТОРОМ. Это решение поставило его на вечную грань балансировки между самоуправством, риском впасть в катастрофическую гордыню и менять законы времени по своему, «повелителевременскому», усмотрению, с одной стороны, и желанием помочь, сохранить Вселенную, предотвратить массу боли и кризисов — с другой. И так уж случилось, что именно Мастеру выпала роль вечной точки испытания для Доктора на способность на этой грани удержаться.

 

Мы застаём эту парочку в 8 сезоне классики, когда Мастером был Дельгадо. Он уже прожил множество (судя по всему, коротких) жизней и уже прочно стоит на пути классического злодея, проживая свою последнюю регенерацию. У него есть принципы, цели, мотивы, всё очень понятно, довольно ригидно, но вполне себе психика работает, справляется. Единственное, что смущает, так это необходимость осуществлять свои грандиозные планы рядом с единственным существом, который может тебя остановить. Сколько раз он провоцировал Доктора, чтобы он вмешался. Из их диалогов мы регулярно слышим, как Мастер рад видеть Доктора, как ему будет его не хватать и вообще «какой он остроумный парень». Из серии 9*1 ньюскула мы узнаём от Мисси, что «ловушки — это мой флирт». От неё же в той же серии мы узнаём, что вражда и дружба для неё, по сути, одно и то же. Если проникнуться резонансом 8 сезона классики, то это всё очень органично сцепляется вместе. Мастер часто специально даёт Доктору подсказки и ловушки, чтобы заманить его в свою игру (тут бы вспомнить Бёрна с его играми, но это уже чересчур). Для таймлордов, судя по всему, происходящие события видятся несколько иначе. Думаю, что они больше на смысловом уровне существуют, причём на нескольких слоях смыслов сразу. В связи с этим вечное противостояние, в которое азартно втягивает Доктора Мастер, для них обоих выглядит больше как игра в шахматы с особым, очень тонко уловимым флиртом, чем как смертельный поединок. Доктор знает этого хитреца и знает, что он всегда найдёт способ выбраться. Мастер знает, что Доктор всегда ускользает, что бы ни случилось (Мисси прямо это объясняет в начале 9*2). То, что я назвала флиртом, относится к сфере разума. Это шахматная партия, в которой надо рассчитать свой ход так, чтобы он ставил задачу оппоненту по пределу его сил, и этим самым как бы давая понять другому, насколько высоко ты оцениваешь его возможности. Мастеру также важно знать, что Доктор находится в его полной власти, это зажигает в нём огонь похлеще всего остального. Доктор в эту игру играть вроде как не хочет, но каждый раз по ходу дела включается с не меньшим азартом. А уж сколько раз за эти их стычки они на время становились по одну сторону баррикад (приложение 3). Сколько раз подшучивали друг над другом, будто подогревая интерес к игре (приложение 4). И Мастер его так ни разу и не убил, хотя возможностей была тьма. А ещё, и это очень хорошо заметно, если обратить внимание, у Мастер очень скуп на эмоции и со всеми говорит исключительно по делу. Но когда речь заходит о Докторе (в прямом с ним диалоге или в обсуждении ловушки для него), Мастер расцветает. Становится дьявольски очаровательным, радостным, или сердитым, разочарованным. Довольно очевидно в конце концов становится, что Мастер — тот, кому нужна игра, тогда как Доктор, включаясь на время, всё равно в итоге возвращается к своей обсессии — выбраться с Земли. Путешествия для Третьего были самым важным в жизни, и он, увы, за своими интересами иногда пропускал возможность узнать своих друзей и Мастера ближе.

Работа с Тенью начинается у Доктора с его второй регенерации (с Третьего). Он становится таким классическим защитником Мира, очень типичным для времён Холодной войны, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде переориентировки сериала на тему более классической борьбы добра со злом. Если изначально сериал был больше про путешествия и попытку что-то рассказать детям об истории, увлечь монстрами и показать, какие могут быть приключения, то с 7 сезона сериал всё больше про мир, про антимилитаризм (хотя бы взять споры Доктора с Бригадиром). В этом же контексте и появляется Мастер, как олицетворение «антимира», любителя хаоса и разрушения. Мастер чрезвычайно часто делал попытки перетянуть Доктора на свою сторону. Соблазнял того править вселенной вместе, улететь вместе, сбежать вместе. Я, конечно, каждый раз на это невероятно умиляюсь, однако, важнее то, что здесь мы и сталкиваемся с противостоянием Доктора своей Тени. Каждый раз Мастер испытывает его как змей-искуситель (а элегантный Дельгадо на него очень похож, попробуй такому отказать), и каждый раз Доктор непоколебим в своих принципах.

 

Гниломастер, Пратт и Биверс. Меня поразил контраст между Frontier in Space с последним Дельгадо, которому не хватало личного контакта (приложение 5), и Deadly Assassin с Гниломастером. Этот полуразвалившийся труп был полностью поглощён мечтами о мести и унижении Доктора. Акцент сильно сместился с совместного опасного танца ловушек и подколок на простую, как танк, цель: «убить Доктора любой ценой». Ну, во второе пришествие он ещё хотел захватить его тело (ох, не последний раз, когда «ему будет нужно тело Доктора»). У меня несколько фантазий, почему это так. Во-первых, Мастер умирает, и вроде он даже сам говорил (это я не законспектировала), что ему безумно больно. Подозреваю, что барабаны только усилились от медленного освобождения сознания от телесной оболочки. Не говоря уже о физической боли. Что ж, Мастеру ещё больнее, чем раньше, и вся его структура личности искажается ещё сильнее. Старый любимый закон: чем больнее нам, тем больнее мы делаем окружающим. С Мастером он работает на 200%. Почему Доктор? Из-за старой дружбы/влюблённости? На самом деле, сценаристы нам задолжали большие объяснения всего, что между ними произошло между знакомством и изгнанием их с Галлифрея. Да, в пьесах есть, но я хочу на экране, чётко, ясно, с картинками и эмоциями. Так или иначе, мы просто принимаем как факт, что для Мастера есть только одно значимое существо во вселенной — Доктор. Только им он одержим. У Дельгадо эта одержимость принимала более свёрнутые формы, тогда как Гниломастер, Эйнли и далее везде совершенно откровенно фиксированы на Докторе в жесточайшей обсессии. И вот здесь для фрейдиста просто лакомый кусочек. Жаль, я не фрейдист. А то бы я ещё припомнила, как Мастер постоянно тычет в Доктора своим оружием в форме… ну… вы сами посмотрите (приложение 6). Так или иначе, психика не выбирает объект фиксации случайно, это всегда значимый человек. Человек, которому мы адресуем весь свой гнев, свою боль, всю свою негативную свалку. Зачем? Потому что этот человек кажется способным помочь, способным выдержать этот напор и переработать это всё во что-то более понятное и приемлемое. Мастер отчаянно бегает за Доктором, нанося всё больше ударов, пытаясь заставить его чувствовать свою боль. Т.к. это не очень осознанный и продуктивный способ коммуникации, Доктор не особенно рад такой фиксации. Он удирает от него всё дальше и дальше. Интересно, а сами классические Доктора вообще хоть как-то себе объясняют, почему Мастер так хочет их убить? В любом случае Доктор не пытается, да и не способен понять, что Мастеру-то нужно. Того, сильно подозреваю, это только ещё больше бесит. И так по кругу, разгораясь всё больше и больше.

 

К Эйнли!Мастеру обсессивная фиксация применима наибольшим образом. Этот Мастер больше всего напоминает ребёнка. Он же маниакальнее всех смеётся (если в какой-то серии вы ещё не поняли, кто злодей, прислушайтесь к смеху, если похоже на большого ребёнка в мании, точно Мастер). Ещё мне вспоминается его фраза: «you’ve always been my greatest stimulation, Doctor» (The King’s Demons). Я думала в связи с этим о том, что при всех этих явных негативных переживаниях Доктор всегда был именно той причиной, по которой Мастер вообще выживает. Мастер возвращается снова, и снова, и снова только из-за Доктора. Чтобы ещё раз попытаться затянуть того в свою игру, чтобы ещё раз попытаться перетянуть на свою сторону, чтобы ещё раз иметь шанс наказать его за непонимание и нежелание понять. Он возвращается к жизни дикими способами, но упорно и неотвратимо. Как бы то ни было, а Доктор для него стал мощнейшим источником энергии жизни (*зачёркнуто* которую некоторые люди называют либидо, труляля).

В контексте этой энергии жизни ещё забавно вот что. Именно Эйнли!Мастер чаще всего пытается закрутить контакт, при котором они с Доктором были бы на одной стороне. Он же активнее всего пропагандирует цель «убитьунизитьубитьубить», но чуть что, так сразу давай лапу, Доктор, мирдружбажвачка. Посмотреть только на все его попытки помочь Доктору в серии «Пять Докторов»! Третий даже слушать не стал (типично, Доктор, типично), Пятый опять его бросил, сперев его перемещатель, ну хоть Первому помог, порисовавшись перед ним вдоволь. Это всё так напоминает обиженного ребёнка, лупящего Доктора лопаткой, пытающегося добиться от него внимания, что просто сердце трогает.

С точки зрения переложения на архетипы, можно сказать, что Тень нельзя убить, можно только раз за разом с ней встречаться, чтобы, как и Доктор, в этой схватке отстаивать свою суть. Когда я в этот раз смотрел, меня неприятно поразил Пятый Доктор. Он мне показался (особенно во взаимодействии с Мастером) чрезвычайно пассивной личностью, уклоняющейся от ответственности и принятия важных решений (как он сбежал с поста Президента хотя бы). Доктор и так всегда оставлял Мастера на произвол судьбы, но Пятый как-то уж очень лихо его подставлял. Стоял, например, и просто смотрел в Планете Огня за тем, как Мастер погибает в огне (а Мастер так просил помочь!).

А что Доктор-то сам? А у него нет возможности понять Мастера. Да, мы что-то слышали у Моффата про несчастливое детство, но а) я в это не очень верю, б) это всё равно и близко не тот уровень боли, который переживает Мастер. Нам очень сложно понять крайнюю степень болезненности другого человека, если мы сами не испытывали настолько мощных переживаний. В таких случаях мы используем возможности эмпатии, но они у нашего Доктора весьма ограничены его нарциссизмом. Доктор ещё не хочет думать о сложном, не хочет касаться теневых сторон вселенной. Он сражается с монстрами, разносит красивую мораль Доктора, но не останавливается на глубинных переживаниях. Ему нужно быстрее-быстрее-быстрее, дальше-дальше-дальше. Следующая звезда, и ещё одна. Ведь он сбежал, он был из тех детей, что сбежал от воронки времени. И да, его привлекают красивые звёздочки, но он сломя голову бежит от того, чтобы вникнуть глубоко в её суть. Я очень люблю классику, некоторые серии (Genesis of the daleks, например) там просто необыкновенные и мудрые. И при этом меня не покидает ощущение какой-то поверхностности первых Докторов. В той составляющей сериала, которая отвечает за драму, наверное… Всё-таки эра РТД привнесла куда больше драмы, чем на тот момент принято было видеть в Докторе.

С Шестым сериал в первый раз настолько сильно раскрыл нарциссическую сторону Доктора. Мне кажется, именно с этим Доктором создатели сериала впервые начали как-то глубоко задумываться о том, чтобы показать теневые качества персонажа, раскрыть больше человеческого и таймлордного одновременно, узнать нашего героя глубже. Мы встречаем Валеярда. Воплощение истинной Тени Доктора. Мастер — это проекция, или сериальная метафора, но не настоящая Тень. А вот Валеярд — это официальная по сериалу Тень Доктора. И здесь мы видим, что Мастер, его вечный враг, казалось бы, занимает сторону Доктора в этом суде. Именно Мастер раскрывает все карты и помогает одолеть Валеярда всеми возможными способами. Почему это красиво? Мастер, конечно, хочет видеть Доктора униженным, он потратил кучу времени, пока был Дельгадо, перетаскивая его на свою сторону… И всё же Доктор — это тот, кто должен оставаться на другой стороне. При возникновении реальной угрозы чистоте Доктора Мастер моментально встаёт на его сторону. Ему не нужен тёмный Доктор, ему нужен тот, кто будет раз за разом выдерживать его гнев и не ломаться. Ему нужен Доктор, рядом с которым можно быть плохим, потому что светлым он быть не может, не готов. Не сейчас.

 

Седьмой… мм… несколько… ээ… депрессивен… Зато! Он первый Доктор, который настолько глубоко залез на территорию смыслов, экзистенции и всего, что связано с пониманием ответа на вопросы «кто я», «зачем я», «зачем этот мир» и прочее, прочее. Я бы сказала, что у Доктора намечается нехилый такой кризис среднего возраста. Просто путешествовать и просто показывать нам истории больше не получается (20 с гаком сезонов, и правда, доколе?), нужна встряска. Сериал вместе с Доктором Сильвестра пытается понять, Доктор кто же я? Сериал потерял рейтинги на 6-7 Докторах. И так получилось, что тема с осознанием «Доктор — кто?» (читай «кто я») была отложена. Но ведь так и работает в жизни! Человек подходит к вопросу переосознания своей жизни, места во вселенной и зависает на нём на какое-то время, потому что нельзя его решить сразу.

 

И вот наконец-то мы подошли к наиболее переломной точке отношений Доктора с Мастером. Тема «кто я» была отложена, и Восьмой вылетел со своим кризисом в испытание, которое позволило ему резко продвинуться на пути становления собой. Для нас важнее всего в Восьмом то, что он был тем, кто переживал всю Войну Времени, и именно этот Доктор носитель травмы, которая теперь осталась с нашим героем навсегда. Он регенерировал в Военного Доктора, который и Доктором-то не был, по его мнению. Зато. ЗАТО. Это был тот самый момент, когда Доктор наконец-то в своих безумных бесконечных лёгких приключениях по галактикам наткнулся на проблему, которую не смог решить легко и быстро, как он это обычно делал. Нет лёгких решений, нет однозначного ответа, нет читер-кодов и примеров в истории. Без сомнений, это переломный момент в его судьбе, точка, после которой ничего никогда не будет как прежде. Сложно спорить с тем, что Доктор закончил эту войну и что, не сделай он этого, всё закончилось бы для вселенной очень нездорово. И тоже сложно спорить, что он, как мы думали сначала, совершил двойной геноцид. Но сюда же можно добавить тот факт, что он вообще взял на себя ответственность за такое решение — опять это сложная грань, где нельзя понять, в каком месте начинается комплекс Бога, а где тут решение героя-одиночки. Но для меня важно ещё и то, что Доктор впервые столкнулся с настоящей травмой. Он не смог убежать от оборотной стороны вселенной и таймлордов. Ему пришлось прожить это. Теперь он ЗНАЕТ САМ, что такое масштабная катастрофическая травма. Именно Война Времени, как ни странно сблизила Доктора с Мастером. Ведь теперь у Доктора был свой опыт, чтобы понять, что происходит с Мастером…

 

 

ОТНОШЕНИЯ. ЭРА РТД.

Отношения Мастера с Доктором в ньюскуле я буду разбирать подробнее, потому что здесь слишком много важных точек.

В начале обсуждения я задавала вопрос — что находится в Тени у Мастера? Ведь она есть, и все эти качества светлые, они есть! Наше счастье в том, что нам не надо даже фантазировать, у нас есть целая сладкая вкусная серия 3*11. Вместе с Доктором мы прилетаем к концу Вселенной, чтобы встретиться с Мастером, который отсиживается в виде профессора Яны, пережидая Войну Времени. Этот Мастер сейчас не Мастер, а человек, лишённый своей памяти и необходимости и дальше следовать вечному зову Персоны. Каким был бы Мастер, если бы не было всего этого ада и боли, без памяти обо всём этом? Профессор, гений, альтруист, способный на дружбу с Чан-то и сострадание к её истории. Никакого фирменного нарциссизма, искренняя радость и забота о других. Мы видим, что было бы, встреться он с Доктором без груза боли и обиды, мы видим, как радостно хватает профессор Доктора за руку и отправляется с ним в мир изобретений и идей. И ещё мы видим, как на него реагирует Доктор.

Как они друг друга хвалят… Просто на секунду подумаем, что ДОКТОР сказал только что МАСТЕРУ: «Если бы вы родились в другое время, вас бы боготворили. Правда. По всем галактикам». На что МАСТЕР ответил: «Ох уж мне эти галактики, то и дело погибают! Хотя немного признания — это было бы мило. Совсем немного. Хотя бы разочек.» Доктор: «Ну, теперь оно у вас есть». И, да, дамы и господа, простите, я не могу это не съязвить, но у нас есть man-crush в 3*11, вашими же стараниями. Тот man-crush, который про восхищение и кумира. Думаю, что в том, что Доктор так сильно хотел сближения с Мастером, этот опыт сыграл не последнюю роль. Он вспомнил, вспомнил наконец-то, как относился к Мастеру до того, как тот стал падать во тьму. Он увидел, что в нём это всё есть, что он до сих пор этот великолепный гений. И, конечно, вторая причина — их объединила общая боль, общая потеря. Теперь у Доктора нет надежды, что кто-то ещё сможет настолько глубоко его понять, у него нет выбора, но, думаю, ему уже не надо выбирать. Думаю, после кризиса с Войной Времени, когда он остался по-настоящему одиноким, с грузом вины и дикой болью, он переосознал своё отношение к старому другу и стал более терпеливо относиться к его выкрутасам.

Перед тем, как идти дальше немножко о том, как я вижу подтекст там, где неизвестно, был он или нет. Смысл названия серии «Утопия» не только в Утопии, куда стремились те люди на краю вселенной. Но и в том, что в этой серии Доктор и Мастер были друзьями. Это утопия. Они могли стать друзьями, эта утопия была близка. Но потом ни те люди не спаслись, ни Доктор с Мастером не остались вместе (в том сезоне). Just thoughts.

Иии… да. Я прошу, кто-нибудь, объясните мне одну вещь. Диалог в конце 3*11: «— Use my name! / — Master… Forgive me…» О ЧЁМ ЭТО? За что именно Доктор просит прощения? Там нет контекста, в котором это звучало бы логично. Я, конечно, понимаю, что в контексте моего понимания их отношений всё логично, и Доктор просит прощения за то, что все те предыдущие годы отвергал его и даже не пытался по-настоящему понять. Но… Объективно, за что он просит прощения? Неужели действительно за это?

 

10 Доктор действительно самый романтичный из всех, самый драматичный и эмоциональный. И он пока единственный, кто не боится своих чувств к Мастеру. Вы же помните тот телефонный разговор, и с каким видом Мастер взял этот несчастный телефон в руки — будто ничего важнее сейчас во всём мире нет. Думаю, и про голоса ничего не надо говорить. Кто слышит это дыхание, тот слышит. Кто не слышит, тот не слышит. Меня больше волнует другой момент.

Доктор: — … С тех пор я один. Но больше нет. Разве ты не понимаешь? Всё, что у нас есть — это мы.

Мастер: — Приглашаешь меня на свидание?

Доктор: — Ты можешь прекратить всё это. Мы можем улететь с этой планеты. Мы можем сражаться среди созвездий, если тебе этого хочется. Но не на Земле!

Я просто хочу сказать… Да, Мастер, он приглашает тебя на свидание. Не свидание по меркам людей, а на свидание по меркам вас двоих. Первый раз в жизни — во всех жизнях! — Доктор приглашает Мастера в игру. И не словами «всё, что у нас есть — это мы», а словами про «сражаться среди созвездий». Это приглашение в ту игру, которая так нужна была Мастеру и которую Доктор постоянно избегал. Теперь он готов окунуться в неё добровольно и дать наконец-то Мастеру то, что ему так нужно. Доктор готов.

 

Я прошу прощения, что залипаю на деталях, но есть некоторые вещи, которые не дают мне покоя, раз уж я их увидела при этом просмотре ВПЕРВЫЕ В ЖИЗНИ. Может быть, я не прав. И может быть, вы скажете, что это притянуто за уши. НО.

Доктор, объясняющий про ключ от ТАРДИС и систему разновидения восприятия: «Я знаю, как это! Будто бы тебе кто-то нравится, а он даже не замечает, что ты существуешь». Вот скажите мне теперь, почему Доктор привёл именно этот пример? Он бы не стал так смеяться над Мартой. Он думал кое о ком другом. Он собирался использовать это против Мастера, чтобы тот не заметил его. Потому что он говорил о себе и Мастере? Это так, в порядке размышлений. Самое интересное, что Мастер-то его заметил. Мастер-то замечает, что Доктор существует! «Как будто фильтр невидимости сработал бы на мне». Проблема, дорогой Доктор, в обратную сторону. И, если этого мне было мало, то диалог следующей серии добил мои сомнения окончательно.

Том спрашивает у Марты, почему таклофаны не заметили её. Марта объясняет про ключ.

Марта: — Этот ключ настроен на ту же частоту (что и архангел), он делает меня вроде как… не невидимой, а незамечаемой.

Том: — Я тебя увидел.

Марта: — Потому что ты хотел меня увидеть.

Том: — Да, наверное, хотел.

 

 

Финал 3 сезона каждый раз заставляет меня плакать. Потому что это самый ужасный план Мастера, и самая сокрушительная победа Доктора. Из всего, что было между ними. Здесь Доктор выиграл по-настоящему. Красиво. Так красиво, что Мастер даже закричал: «Нечестно!» Мастер нас убеждал, что человеческая раса — самые жуткие монстры, он целый год доказывал это Доктору. А тот взял и доказал обратное. Он рассказал устами Марты историю о любви — о своей любви к Земле, Марта говорила всем о её любви к Доктору. Она заставила всех людей тоже полюбить его. Это сила любви и надежды, и это победило ненависть тех, других людей. И Мастера. Это демонстрация сражения человечества со своей Тенью. Через Доктора с Мастером.

Сцена, где Доктор обнимает Мастера и говорит, что прощает его. Да, я понимаю, что это слеш и всё такое. Но посмотрите, как Мастер бежит от своей теневой части. Как 12 прям, ей богу. Так боится прощения… Можно только фантазировать, почему. Потому что это выбьет его в те слёзы, которые мы видим у Мисси? Потому что это может спровоцировать выброс его истинных эмоций и чувств? Потому что это именно то, что тебе было нужно все эти годы классики? Доктор, наконец-то выдержавший всю твою ярость и боль. Доктор, наконец-то прошедший твоё испытание чашей унижения и не отвернувшийся от тебя.

Мастер проиграл битву, его хотят убить. Что здесь, что в 4*18 он смотрит на Фрэнсин или Доктора, которые наставили на него пистолет, и говорит: «Go on, do it». Конечно, у него был план по возрождению, а эту битву он уже проиграл. Ему всегда нужна точка перезапуска системы, перерождения, когда он снова сможет сыграть с Доктором на равных, снова ловушки, снова шахматы. Это нас возвращает к 8 сезону, когда была та же ситуация. И да, это победа Мастера. Если сторона Доктора может только убить его, то это его победа. А ещё после самой смерти и лиц этих двоих, их диалога (3*13) мне стала очевидной одна вещь. Мастер умер на руках Доктора, зная, какую боль ему это причиняет. Умер специально, чтобы тот почувствовал хоть немного той боли, что чувствует он сам. Старейший из принципов работы психики. Самый архаический из всех возможных. Не умереть (да, странно прозвучало), а сделать что-то, чтобы другой пережил ту же боль, что и ты. Неосознанный способ коммуникации. «Моя месть». Мастер считает, что Доктор причинил ему много боли. Он искренне так считает. И вообще-то не без оснований, если так подумать. Он заставил Доктора чувствовать то же. Это при том, что Доктор уже прошёл через Войну Времени, и уже научился понимать боль и хоть что-то делать с ней. Впрочем, именно из-за Войны Времени Доктору впервые БОЛЬНО от смерти Мастера. Это ещё одна точка изменения их отношений… Как бы жестоко это ни звучало, но Доктор всё больше готов к тому, чтобы начать его слушать и понимать. Чтобы услышать барабаны… Только переживание таких вещей, такой боли сделало возможным понимание им Мастера. В 4*17 мы видим их встречу (ночью), и там Мастер пускает в Доктора луч энергии (тут опять просится «я не фрейдист, нооо…»). Доктор продолжает идти, несмотря на дикую боль. И снова Мастер как бы говорит ему — ты получишь право подойти ко мне, только если вытерпишь всю ту боль, которую чувствую я. И только после этого Доктор действительно СЛЫШИТ барабаны.

А в конце мы видим Доктора, который уже в предыдущих сериях подошёл близко к своей грани с комплексом Бога, стоящего перед дилеммой — как не допустить гибели Времени, не убивая никого. И снова при проявлении дарк!Доктора появляется Мастер и катализирует процесс выхода Доктора из кризиса. Снова и снова мы возвращаемся к Игре Теней.

Впрочем, в этой серии случилось кое-что более важное. Мастер наконец-то узнал, откуда взялось его сумасшествие. Мастеру больше не нужно винить Вселенную, Доктора, всех вокруг в том, что ему больно, а им нет. Я уверена, честно говоря, что Мастер всю жизнь винил Вселенную, всё пространство и время за то, что они свели его с ума. Ты глядишь на саму Суть вселенной, а из неё в тебя вселяется неистребимая боль с призывом к ненависти. А тут ещё Доктор с его «давай облетим все-все звёздочки вместе», который в итоге сбегает без него. Ради тех звёзд, что даровали Мастеру безумие. В этой серии Мастер узнаёт, откуда на самом деле шёл сигнал, кто свёл его с ума. Думаю, что это очередная точка бифуркации (точка свободы выбора), в которой Мастер может освободиться от барабанов раз и навсегда (надеюсь, мы это увидим в новой серии).

И совсем-совсем последнее по Симму с Теном. Часть восхитительнейшего диалога, где Доктор в очередной раз отвешивает массу комплиментов Мастеру. В том же духе, что и профессору Яне когда-то, только ещё более откровенно. В конце этого куска были строки, кото<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: